12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Набиева Ирана Рахмановна18
Россия, Московская обл., Люберцы
3

Роль вокально-хоровых упражнений в становлении детского голоса на примере гласных букв



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ






Роль вокально-хоровых упражнений

в становлении детского голоса

на примере гласных букв


























Набиева Ирана Рахмановна

                                                         Учитель музыки

                                                            2020 уч. год







Каждый музыкант-исполнитель знает, что любой урок начинается с упражнений на укрепление и развитие определенных навыков (технику, пластичность и другие различные поставленные задачи). Как любой спортсмен начинает свою тренировку с «разогрева» своих мышц, так и певцы – с настроя своего голосового аппарата. Целью «распевок» на уроках хора или вокала в первую очередь является овладение правильным вокальным дыханием (диафрагматическим или нижне-реберным), а также отработка приемов звукообразования (формирование гласных и соблюдение правил орфоэпии), постановка высокой певческой позиции и др. Задач много, особенно для начинающих певцов-исполнителей.

Ощущение правильного вдоха и выдоха «в певческом поясе» на начальном этапе является основной базой формирования всего певческого аппарата. Так, смысл данных упражнения заключается в том, что у певцов не должны подниматься плечи во время вдоха. Воздух, поступая в верхние части легких (так называемое «ключичное» дыхание) ведет к форсировке звука и не способствует ее дальнейшему владению в правильном ключе. Правильный вдох берется через нос и рот, немного задерживается, а затем спокойно и ровно выпускается. Для этого упражнения хорошо подходят любые шипящие и свистящие слоги (Щ, Ш, С, Ц и т.д.)

Презентовать эти упражнения с детьми младшего возраста можно в игровой форме. Например, предложить подставить руки к губам ладошками вверх и представить, что на руках стоит горящая свеча или белый одуванчик. Необходимо мягко струей воздуха задуть огонь (или сдуть пушинки). Таким образом формируется ощущение мягкой атаки звука при мягком вдохе и выдохе. Главное, физически дать почувствовать детям правильное место вдоха.

После нескольких дыхательных упражнений любая распевка должна начаться с унисона1 - выравнивании одного звука всем коллективом. Уже на этом этапе у детей начинает развиваться чувство ответственности перед коллективом, умение удерживать свое внимание и концентрацию, развивать слух.

Голос – это струна, а дыхание – смычок. Координирование одного с другим в нужном векторе со временем обязательно принесет свои плоды. Важно научить детей захотеть добиваться этих целей. Воспитывать и взращивать в них ощущение к прекрасному.

Любой унисон выстраивается на пении legato2, на связном соединении гласных букв. Акцент делается на гласные «ю», «я», так как именно они помогают в верхнем регистре найти головное звучание, а в нижнем – грудное. Позже в упражнения можно включать слоги – «ку», «лю» и т.д. Перед педагогом стоит задача – выровнять все гласные по силе и окраске звука. Художники называют такую работу «выравниванием в один тон»:

«а-е-и-а»,

«а-о-и-а»,

«а-у-о-а».

При пении цепочки из гласных букв первое время лучше, чтобы первая и последняя гласные буквы были одинаковы. Таким образом, акустический строй выправится в единую вокально-позиционную линию.

Поскольку природа гласных букв разная: так, гласные «э» и «а» имеют открытый звук, «и» - резкий, «у» -глухой, то цель этого упражнения состоит в том, чтобы открытые гласные облагородить, резкие – смягчить, а глухие – осветлить.

Мудрые и опытные педагоги-вокалисты и хормейстеры значительную часть урока отводят на отработку гласных. Именно они в будущем являются залогом хорошей певческой кантилены, и как следствие этого - хорошего строя и ансамбля. Данные упражнения можно усложнять или упрощать, в зависимости от поставленных задач. Использовать различные штрихи – legato, staccato, non legato, динамику – p, f, mf, интервалы и т.д. Все упражнения полезно закреплять на интонировании по полутонам вверх или вниз.






















Список использованной литературы:



1. Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. М., 1957.

2. Халабузарь, П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.

3. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М., 1969.

4. Садовников В. Орфоэпия в пении. М., 1958.

5. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1961.









































1 Унисон – созвучие двух или нескольких звуков одинаковой высоты, воспроизводимых разными голосами или инструментами.

2 Legato - ит. «связанно».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.