Урок истории в 7 классе по теме «Российское государство в XVII веке»

3
0
Материал опубликован 20 December 2019

Урок истории в 7 классе по теме

« Российское государство в XVII веке»

Разработал – учитель истории Лукьяненко Любовь Николаевна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№18»

городского округа город Салават Республики Башкортостан



Тип урока – комбинированный

Цель: Формирование общих представлений об особенностях государственного управления российским государством в XVII в.

Планируемые результаты.

Предметные: Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение определять изменения в управлении Российским государством во второй половине XVII в. Умение использовать схему управления России в указанное время. Умение сравнивать процессы становления абсолютизма в России и Западной Европе. Умение составлять план-

конспект по заданной теме урока.

Метапредметные.

Познавательные УУД: умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, проводить сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой, делать выводы.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме.

Личностные: ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Познавательный интерес к истории России.

В ходе урока используются следующие:

методы – частично – поисковый;

методические приемы- логический;

образовательные технологии -личностного ориентирования, проблемного обучения, здоровьесберегающие.

Ход урока.

Организационный момент (приветствие, отсутствующие, особенности урока).

Проверка домашнего задания.

Проведение фронтального опроса.

- Какую большую тему закончили изучать?

- Что такое Смута по сути?

- Когда была Смута?

- Какие точки зрения существуют по поводу её окончания?

- Какая из них преобладает?

- Что такое династия?

- Какая правящая династия существовала в России до 16 века?

- Какую новую династию выбрали на Земском соборе в 1613 году?

-Кто стал первым представителем новой династии?

-Назовите годы его правления?

-Кто стал его наследником и наследником Российского трона?



Обратить внимание учащихся на наглядное пособие.

«Схема правления российских царей и императоров»



t1576862526aa.jpg





Алексей Михайлович Романов был один из четырех сыновей Михаила Федоровича Романова и единственно выжившим, так как трое старших умерли во младенчестве. Поэтому Михаил Романов завещал боярину Матвею Морозову беречь сына как зеницу ока.

По стечению обстоятельств отец и сын стали правителями в 16 лет, но при разных условиях.

Одного выбрали на Земском соборе из многих претендентов (16) и он был не готов к данной миссии, а второго начали готовить к царствованию с пяти лет



Вопрос учителя: « Какова же была жизнь царя в России?»

Как вы можете ответить одним словом?

Ответы детей

А теперь обратимся к документам. Чтение отрывка из книги Забелина «Как жили в старину русские государи»

Вопрос учителя: «Какой вопрос может возникнуть у нас

после знакомства с данным отрывком?

Ответы детей…

Вопрос учителя: «Когда же он руководил страной?»

Да как и сейчас. Президент не один, а у

целая команда, аппарат.

Вопрос учителя: «Как называется аппарат управления

страной»

Ответы детей Правильный «государство»

Это наша новая тема -«Российское государство в 17 веке»



III.Переход к изучению нового материала.

Нас сегодня интересует из четырех сфер развития общества политическая .

Запишем домашнее задание в дневниках.

Домашнее задание.

Прочитать параграф 18, стр 118-124 (знать главное), ответить на вопросы 3,4 стр 131,подобрать дополнение по теме.

Изучение нового материала.

Обратимся к схеме « Управление российским государством

в XVII веке».

t1576862526ab.jpg

Вопрос учителя. Кому принадлежала верховная власть ?

Ответы детей. Царю .

Вопрос учителя. Кто стал первым русским царем?

Ответы детей. Иван IV Грозный .

Вопрос учителя. Как называется форма правления, при которой власть

принадлежит одному человеку и передается по наследству?

Ответы детей. Монархия .

Вопрос учителя. Какие монархии бывают?

Ответы детей. Абсолютная, ограниченная, сословно-

представительная.

В 1625 году российский царь Михаил Романов назывался самодержец, а при Алексее Михайловиче Романове титул правителя звучал сначала так :

« Великий Государь, Царь и Великий

Князь Алексей Михайлович, Всея Великие и Малые России Самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий князь Новгорода, Низовской земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Северные земли Повелитель и Государь, Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкесских и Горских князей, иных многих Восточных и Западных и Северных владений и земель Отчич и Дедич и Наследник, Государь и Обладатель».

А в 1654 году к этому титулу добавили « божьей милостью» , чтобы подчеркнуть сакральный характер власти.

Вопрос учителя : Назовите ключевые слова в данном тексте.

Ответы детей ; государь , правитель, самодержец.

Ребята заранее нашли в словарях значение этих понятий. Ознакомимся с ними с помощью раздаточных материалов.

Сергей Иванович Ожегов



САМОДЕРЖЕЦ, -жца, м. (устар. высок.). Самодержавный правитель, монарх.II ж. самодержица, -ы.

АБСОЛЮТИЗМ, -а, м. Форма правления, при к-рой верховная власть целикомпринадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. прил.абсолютистский, -ая, -ое.





Вопрос учителя : К каким выводам можно прийти ?

Ответы детей В том числе то , что эти понятия близки по значению.

Вопрос учителя : Какой вопрос может у нас возникнуть?

Ответы детей. Самодержавие и абсолютизм – это одно и тоже?

Вопрос учителя : Так совпадают ли эти понятия или нет ?

Ответы детей

Итак, мнения разделились : одни считают что эти понятия совпадают, другие – нет.

Мы подошли к той проблеме, которую нам надо сегодня разрешить и ответить на вопрос : был ли абсолютизм ( самодержавие) в 17 веке в России?

Но сначала проведем разминку.Если утверждение верное – надо встать и сделать поворот вправо и влево , а если нет – сидя поднять руки вверх.

Вопросы для разминки.

Какие положения о Соборном Уложении 1649 года верные :

_ вводилось понятие « государственное преступление»

_ ограничивалась власть наместников;

_ закреплялось право феодала на землю и крепостных крестьян;

_ утверждалось право крестьян в Юрьев день менять господина;

_ упразднялись «белые» слободы в городах;

_ были отменены «урочные лета»;

_введен 15 летний срок сыска беглых крестьян.

Вернемся к нашей проблеме и начнем делать записи в тетради.

Посмотрите на схему

« Управление российским государством

в XVII веке».

и скажите :

Самодержец имеет всю полноту власти?

Есть органы, сдерживающие его власть?

Все 3 ветви власти только в его руках?

«Да»

( абсолютизм- самодержавие) был


«Нет»

(абсолютизма- самодержавия) не было.


Государь указан вначале,

а только потом бояре.


Исполнительная власть у Боярской Думы и Патриарха;


Все члены Боярской Думы назначались царем.


законодательная власть у царя Боярской Думы, Земского Собора, так как это они избрали его и ему еще нужна общественная поддержка.


Была Ближняя Боярская Дума ( не более 7 человек) по типу Избранной Рады ( в Большой до 90 человек);


Боярство сильно. Незря царские приказы начинались

словами : « Государь указал и бояре приговорили».



Все органы действовали по царским указам;


Земские Соборы действовали при Михаиле Романове практически постоянно;


но в 1653 году были отменены ;



Даже невесту для Алексея Михайловича выбирали бояре

В «Соборном Уложении» две главы из 25 о защите царской власти и определяли наказание за нанесение урона чести самодержца;

предоставили 200 кандидаток, из них сами указали 6, а потом он остановился на Евфимии Всеволожской. Бояре высказали неудовольствие _ худородная да и в обморок упала.


Что касается судебной власти, то она находилась в руках разных органов.









­

Это следует рассмотреть подробнее.

Обратимся к таким историческим источникам как живопись, народное творчество и литературное произведение.

Чтение сатирической повести о « Шемякином суде».

( По раздаточным материалам )

Русские пословицы и поговорки

Не бойся суда, а бойся несправедливого судьи

Суд крив, коли судья лжив.

Брюхо что судья: молчит , да просит.

В суд ногой , в карман -рукой.

В суд пойдешь- правды не найдешь.

Где суд, там и не правда.

t1576862526ac.jpg

Сергей Иванов – Приезд воеводы.

Вопрос учителя : Выделите характерные черты судебной системы тогдашней России.

Ответы детей :несправедливость, волокита, взяточничество, жестокие меры наказания.

Вопрос учителя: Можно ли было пожаловаться кому-то?

Ответ детей : Да, в Челобитный приказ.

Но в приказной системе была страшная путаница, так как их было около 40, они были временные и постоянные, государственные и территориальные.

Приказ Тайных дел назначает сам царь как и местную власть – воевод ( не путать с воеводой – полководцем ), но на местах воевода был царь и господин. Посмотрите на иллюстрацию картины « Приезд воеводы» и вспомните пословицу «До царя далеко , до бога высоко».

Если раньше на царство венчал Патриарх, то в XVII веке самым веским словом на любых выборах стало царское слово.

В 17 веке сложились атрибуты царской власти.

Обратимся к рисункам и сделаем выводы.

t1576862526ad.jpgМихаил Романов.

t1576862526ae.jpgАлексей Романов.

Именно в XVII веке был узаконен Большой наряд. В него входили скипетр, держава, сделанные западноевропейскими мастерами. Державу украшали сцены из библейской жизни царя Давида. Среди драгоценных камней царского венца – громадный сапфир, а наверху – редкий изумруд.

Такого рода записи являются доказательством того, что в России складывается определенная форма правления.

Вопрос учителя : Какая ?

Ответы детей . Абсолютная монархия .

Вопрос учителя : Но на каком этапе ее формирования?

Ответы детей : Приближалась к абсолютной.

Вернемся к нашему основному вопросу и сделаем выводы.

Ответы детей : в XVII веке в России абсолютная монархия практически оформилась во время правления Алексея Михайловича и соответствовала понятию «самодержавие».

На защите абсолютизма должна быть армия, о ее деятельности в России в указанное время прочитаете самостоятельно.

В качестве закрепления обратимся к следующим вопросам .

Рефлексия.

Какова была роль Боярской Думы ?

Кто стоял во главе уездов ?

На какой период приходится расцвет Земских Соборов ?

На кого опиралась самодержавная власть царя к середине 17 века?

Как называлось собрание представителей всех русских земель?

Подведение итогов.

Выставление отметок. Ответы на вопросы учащихся.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.