Урок истории в 7 классе по теме «Российское государство в XVII веке»
Урок истории в 7 классе по теме
« Российское государство в XVII веке»
Разработал – учитель истории Лукьяненко Любовь Николаевна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№18»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
Тип урока – комбинированный
Цель: Формирование общих представлений об особенностях государственного управления российским государством в XVII в.
Планируемые результаты.
Предметные: Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение определять изменения в управлении Российским государством во второй половине XVII в. Умение использовать схему управления России в указанное время. Умение сравнивать процессы становления абсолютизма в России и Западной Европе. Умение составлять план-
конспект по заданной теме урока.
Метапредметные.
Познавательные УУД: умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, проводить сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой, делать выводы.
Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме.
Личностные: ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Познавательный интерес к истории России.
В ходе урока используются следующие:
методы – частично – поисковый;
методические приемы- логический;
образовательные технологии -личностного ориентирования, проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Ход урока.
Организационный момент (приветствие, отсутствующие, особенности урока).
Проверка домашнего задания.
Проведение фронтального опроса.
- Какую большую тему закончили изучать?
- Что такое Смута по сути?
- Когда была Смута?
- Какие точки зрения существуют по поводу её окончания?
- Какая из них преобладает?
- Что такое династия?
- Какая правящая династия существовала в России до 16 века?
- Какую новую династию выбрали на Земском соборе в 1613 году?
-Кто стал первым представителем новой династии?
-Назовите годы его правления?
-Кто стал его наследником и наследником Российского трона?
Обратить внимание учащихся на наглядное пособие.
«Схема правления российских царей и императоров»
Алексей Михайлович Романов был один из четырех сыновей Михаила Федоровича Романова и единственно выжившим, так как трое старших умерли во младенчестве. Поэтому Михаил Романов завещал боярину Матвею Морозову беречь сына как зеницу ока.
По стечению обстоятельств отец и сын стали правителями в 16 лет, но при разных условиях.
Одного выбрали на Земском соборе из многих претендентов (16) и он был не готов к данной миссии, а второго начали готовить к царствованию с пяти лет
Вопрос учителя: « Какова же была жизнь царя в России?»
Как вы можете ответить одним словом?
Ответы детей …
А теперь обратимся к документам. Чтение отрывка из книги Забелина «Как жили в старину русские государи»
Вопрос учителя: «Какой вопрос может возникнуть у нас
после знакомства с данным отрывком?
Ответы детей…
Вопрос учителя: «Когда же он руководил страной?»
Да как и сейчас. Президент не один, а у
целая команда, аппарат.
Вопрос учителя: «Как называется аппарат управления
страной»
Ответы детей Правильный «государство»
Это наша новая тема -«Российское государство в 17 веке»
III.Переход к изучению нового материала.
Нас сегодня интересует из четырех сфер развития общества политическая .
Запишем домашнее задание в дневниках.
Домашнее задание.
Прочитать параграф 18, стр 118-124 (знать главное), ответить на вопросы 3,4 стр 131,подобрать дополнение по теме.
Изучение нового материала.
Обратимся к схеме « Управление российским государством
в XVII веке».
Вопрос учителя. Кому принадлежала верховная власть ?
Ответы детей. Царю .
Вопрос учителя. Кто стал первым русским царем?
Ответы детей. Иван IV Грозный .
Вопрос учителя. Как называется форма правления, при которой власть
принадлежит одному человеку и передается по наследству?
Ответы детей. Монархия .
Вопрос учителя. Какие монархии бывают?
Ответы детей. Абсолютная, ограниченная, сословно-
представительная.
В 1625 году российский царь Михаил Романов назывался самодержец, а при Алексее Михайловиче Романове титул правителя звучал сначала так :
« Великий Государь, Царь и Великий
Князь Алексей Михайлович, Всея Великие и Малые России Самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий князь Новгорода, Низовской земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Северные земли Повелитель и Государь, Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкесских и Горских князей, иных многих Восточных и Западных и Северных владений и земель Отчич и Дедич и Наследник, Государь и Обладатель».
А в 1654 году к этому титулу добавили « божьей милостью» , чтобы подчеркнуть сакральный характер власти.
Вопрос учителя : Назовите ключевые слова в данном тексте.
Ответы детей ; государь , правитель, самодержец.
Ребята заранее нашли в словарях значение этих понятий. Ознакомимся с ними с помощью раздаточных материалов.
Сергей Иванович Ожегов
САМОДЕРЖЕЦ, -жца, м. (устар. высок.). Самодержавный правитель, монарх.II ж. самодержица, -ы.
АБСОЛЮТИЗМ, -а, м. Форма правления, при к-рой верховная власть целикомпринадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. прил.абсолютистский, -ая, -ое.
Вопрос учителя : К каким выводам можно прийти ?
Ответы детей В том числе то , что эти понятия близки по значению.
Вопрос учителя : Какой вопрос может у нас возникнуть?
Ответы детей. Самодержавие и абсолютизм – это одно и тоже?
Вопрос учителя : Так совпадают ли эти понятия или нет ?
Ответы детей
Итак, мнения разделились : одни считают что эти понятия совпадают, другие – нет.
Мы подошли к той проблеме, которую нам надо сегодня разрешить и ответить на вопрос : был ли абсолютизм ( самодержавие) в 17 веке в России?
Но сначала проведем разминку.Если утверждение верное – надо встать и сделать поворот вправо и влево , а если нет – сидя поднять руки вверх.
Вопросы для разминки.
Какие положения о Соборном Уложении 1649 года верные :
_ вводилось понятие « государственное преступление»
_ ограничивалась власть наместников;
_ закреплялось право феодала на землю и крепостных крестьян;
_ утверждалось право крестьян в Юрьев день менять господина;
_ упразднялись «белые» слободы в городах;
_ были отменены «урочные лета»;
_введен 15 летний срок сыска беглых крестьян.
Вернемся к нашей проблеме и начнем делать записи в тетради.
Посмотрите на схему
« Управление российским государством
в XVII веке».
и скажите :
Самодержец имеет всю полноту власти?
Есть органы, сдерживающие его власть?
Все 3 ветви власти только в его руках?
«Да» ( абсолютизм- самодержавие) был | «Нет» (абсолютизма- самодержавия) не было. |
Государь указан вначале, а только потом бояре. | Исполнительная власть у Боярской Думы и Патриарха; |
Все члены Боярской Думы назначались царем. | законодательная власть у царя Боярской Думы, Земского Собора, так как это они избрали его и ему еще нужна общественная поддержка. |
Была Ближняя Боярская Дума ( не более 7 человек) по типу Избранной Рады ( в Большой до 90 человек); | Боярство сильно. Незря царские приказы начинались словами : « Государь указал и бояре приговорили». |
Все органы действовали по царским указам; | Земские Соборы действовали при Михаиле Романове практически постоянно; |
но в 1653 году были отменены ; | Даже невесту для Алексея Михайловича выбирали бояре |
В «Соборном Уложении» две главы из 25 о защите царской власти и определяли наказание за нанесение урона чести самодержца; | предоставили 200 кандидаток, из них сами указали 6, а потом он остановился на Евфимии Всеволожской. Бояре высказали неудовольствие _ худородная да и в обморок упала. |
| Что касается судебной власти, то она находилась в руках разных органов. |
Это следует рассмотреть подробнее.
Обратимся к таким историческим источникам как живопись, народное творчество и литературное произведение.
Чтение сатирической повести о « Шемякином суде».
( По раздаточным материалам )
Русские пословицы и поговорки
Не бойся суда, а бойся несправедливого судьи
Суд крив, коли судья лжив.
Брюхо что судья: молчит , да просит.
В суд ногой , в карман -рукой.
В суд пойдешь- правды не найдешь.
Где суд, там и не правда.
Сергей Иванов – Приезд воеводы.
Вопрос учителя : Выделите характерные черты судебной системы тогдашней России.
Ответы детей :несправедливость, волокита, взяточничество, жестокие меры наказания.
Вопрос учителя: Можно ли было пожаловаться кому-то?
Ответ детей : Да, в Челобитный приказ.
Но в приказной системе была страшная путаница, так как их было около 40, они были временные и постоянные, государственные и территориальные.
Приказ Тайных дел назначает сам царь как и местную власть – воевод ( не путать с воеводой – полководцем ), но на местах воевода был царь и господин. Посмотрите на иллюстрацию картины « Приезд воеводы» и вспомните пословицу «До царя далеко , до бога высоко».
Если раньше на царство венчал Патриарх, то в XVII веке самым веским словом на любых выборах стало царское слово.
В 17 веке сложились атрибуты царской власти.
Обратимся к рисункам и сделаем выводы.
Михаил Романов.
Алексей Романов.
Именно в XVII веке был узаконен Большой наряд. В него входили скипетр, держава, сделанные западноевропейскими мастерами. Державу украшали сцены из библейской жизни царя Давида. Среди драгоценных камней царского венца – громадный сапфир, а наверху – редкий изумруд.
Такого рода записи являются доказательством того, что в России складывается определенная форма правления.
Вопрос учителя : Какая ?
Ответы детей . Абсолютная монархия .
Вопрос учителя : Но на каком этапе ее формирования?
Ответы детей : Приближалась к абсолютной.
Вернемся к нашему основному вопросу и сделаем выводы.
Ответы детей : в XVII веке в России абсолютная монархия практически оформилась во время правления Алексея Михайловича и соответствовала понятию «самодержавие».
На защите абсолютизма должна быть армия, о ее деятельности в России в указанное время прочитаете самостоятельно.
В качестве закрепления обратимся к следующим вопросам .
Рефлексия.
Какова была роль Боярской Думы ?
Кто стоял во главе уездов ?
На какой период приходится расцвет Земских Соборов ?
На кого опиралась самодержавная власть царя к середине 17 века?
Как называлось собрание представителей всех русских земель?
Подведение итогов.
Выставление отметок. Ответы на вопросы учащихся.