Театрализованная сказка «Россия — добрый дом или Новогодняя сказка из ларца с русской печки»

18
19
Материал опубликован 30 November 2022 в группе

«Россия – добрый дом или

Новогодняя сказка из ларца с русской печки»

Театрализованная сказка этнокультурной направленности


Презентация к этносказке Россия добрый дом
PPT / 6.68 Мб

Россия добрый дом. И как на русской печке

Здесь каждому народу отыщется местечко.

Любой народ здесь встретят, согреют и поддержат,

Ведь для любого хватит страны моей сердечка!


Аннотация

Театрализованная сказка «Россия – добрый дом или сказки из ларца с русской печки» включает в себя продукты многих творческих проектов этнокультурной направленности, реализованных театральной студией в течение года и является своеобразным итогом Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В постановку удачным образом включены материалы Видеопроекта «Сказки народов Поволжья», реализованного воспитанниками театральной студии ранее, постановка татарской сказки «Три сестры». В ней нашли отражение идеи наставничества: старшеклассники записывают видеопрочтение сказок, помогают младшим классам ознакомиться с ними, выступают в наиболее сложных ролях в мероприятии.

Огромный потенциал сказки в воспитании младших школьников определил выбор  формы мероприятия этнокультурной направленности - Театрализованная сказка. Мероприятие проводится накануне Нового года и потому наполнено новогодней атмосферой.


Концепция постановки

Накануне Нового года из ларца сказок пропадают сказки народов Поволжья, переданные в дар предыдущими поколениями. В сказочной стране наступает хаос: дети не знакомы со сказками, им неоткуда почерпнуть мудрости и научиться доброму отношению к народам - соседям. Согласно волшебному условию, до полуночи, до наступления Нового года Хранителям народных сказок следует найти сказки, пропустить их сквозь печную трубу и получить новую, новогоднюю, знакомящую детей с культурным наследием народов Поволжья и обучающую уважать традиции друг друга и жить в мире и согласии.

В ходе представления Хранители вместе, сообща собирают утерянные поволжские сказки, знакомят с ними детей и сочиняют новую – новогоднюю.

Образ русской печки становится центральным: на печке, в ларце сказки хранились изначально, через печную трубу они пропускаются, чтобы народилась новая, наконец, как Россия уютна и привлекательна для всех народов, так и русская печка, теплая и уютная, собирает в стужу вокруг себя сказочных героев.

По аналогии с печкой, центровой фигурой среди героев становится Домовой из русских сказок. В доме Домового происходят все ключевые события новой сказки, именно Домовой, переживая о стране, ее народах, организует поиски сказок, именно Домовой в своем доме принимает Хранителей народных сказок, Деда Мороза, Снежинок, именно здесь происходит рождение новой, новогодней сказки и встреча Нового года.

Театрализованная сказка «Россия – добрый дом» предназначена для младших школьников. Проведение данного мероприятия обеспечивает воспитание культуры отношения к другим народам, уважения самобытности духовного и исторического наследия народов Поволжского края.

Театрализованная сказка предназначена для проведения в закрытом помещении, снабженном сценой и предусмотренном для ведения интерактива со зрителями, (например, в актовом зале).

Постановка костюмирована, в ней используются песни и инструментальная музыка народов Поволжья, музыкальные композиции из детских кинофильмов и театральные шумы. Постановка включает в себя концертные номера, подходящие по сюжетной линии, интерактивные моменты, приемы работы со сказками (см. Приложения).

Представленный сценарий новогодней сказки этнокультурной направленности будет полезен педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, классным руководителям с целью проведения массовых мероприятий.


Оглавление

Программа проведения театрализованной сказки «Россия – добрый дом» …...2

Пояснительная записка………………………………………............................................3

Режиссерский замысел театрализованной сказки «Россия – добрый дом ….....3

Режиссерский план театрализованной сказки «Россия – добрый дом» ……...….4

Сценарий театрализованной сказки «Россия – добрый дом»……….. …..............5

Информационные источники…………………………………………………...........................20

Приложение 1. Презентация к театрализованной сказке «Россия – добрый дом»

Приложение 2. Музыкальное оформление театрализованной сказки «Россия – добрый дом»

Приложение 3. Приемы работы со сказками

Приложение 4. Фотографии с репетиций


Программа проведения театрализованной сказки «Россия – добрый дом или Новогодняя сказка из ларца с русской печки»


Цель постановки: воспитание высоконравственной, высокодуховной личности на основе изучения поликультурного наследия народов Поволжья, формирование представления о важности его сохранения, привнесение атмосферы праздника в детскую среду

Задачи постановки:

1. Образовательные: формирование интереса к фольклору народов Поволжья, умения узнавать сказки по фрагментам, загадкам, иллюстрациям

2. Развивающие: развитие этнического самосознания, творческих способностей личности любой национальности, коммуникативности, самопринятия и принятия других.

3. Воспитательные: обеспечение усвоения духовно - нравственных категорий, воспитание личности, свободно ориентирующейся в поликультурном пространстве, воспитание культуры отношения к другим народам

Дата проведения: декабрь 2022 г.  

Место проведения: МБОУ лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара

Продолжительность представления: 1 час 15 мин

Целевая аудитория – 7-11 лет (1-5 классы)

Пояснительная записка

Поволжье — многонациональный край в самом центре России. У каждого народа свои национальные традиции и язык, своя самобытная и богатая культура. При этом народы Поволжья имеют много общего: в одежде, кухне, традициях, культуре. Много общего впитало в себя народное творчество: схожи праздники, пословицы, схожи сюжетами и однотипными героями народные сказки.

Сказки народов Поволжья высоконравственны, учат справедливости, взаимоуважению, почитанию старших, смелости, умению противостоять злу. Важной воспитывающей особенностью сказок представляется торжество добра в конце сказки. Герой, поступающий правильно и помогающий другим, с честью преодолевает все препоны на пути, побеждает зло и становится счастливым. В этом кроется моральный посыл сказок: поступать необходимо так, как поступает положительный герой, иными словами - по законам морали. Так, мягко и ненавязчиво влияя на поведение ребенка, сказки прививают детям нравственные нормы поведения.

Народные сказки, играющие значимую роль в воспитании юных волжан на народных традициях, полученные от предыдущих поколений, необходимо передать последующим. Народным сказкам Поволжья и посвящено мероприятие.


План работы по организации и реализации постановки:

1. Выбор художественного материала;

2. Разработка режиссерского плана;

3. Подбор труппы актеров;

4. Составление сценария,

5. Выполнение реквизита, декораций и костюмов;

6. Подбор музыкального и звукового материала;

7. Проведение репетиций; одиночных, сводных, прогонных с привлечением реквизита, костюмов, музыкального и звукового оформления;

8. Согласование с руководством учреждения времени проведения мероприятия, выяснение количества зрителей, поиск спонсоров для приобретение шоколадных батончиков от Деда Мороза;

9. Составление приказа по учреждению о проведении новогоднего мероприятия.


Режиссерский замысел театрализованной сказки «Россия – добрый дом или Новогодняя сказка из ларца с русской печки»

Тема: Нравственное и эстетическое содержание сказок народов Поволжья

Режиссерская идея мероприятия: в многонациональном Поволжье народные сказки, в которых сосредоточена народная мудрость, учат людей разных национальностей уважать культуру друг друга, жить в мире и дружбе. Утрата этих сказок грозит хаосом и бедой. Но добро побеждает зло. Хранители сказок дружно, вместе возвращают утерянные сказки и Новый год обещает стать добрым и успешным

Сценарно-режиссерский ход

1. Пролог. В котором зрители узнают о пропаже народных сказок и беде, грозящей этой утратой. Домовой объясняет, почему сказки необходимо вернуть и провожает двух Хранителей на их поиски

2. Действие I (завязка). «Решение принято!». Хранители сказок– Шерали и Убыр принимают решение привлекать к участию в поиске сказок ребят - зрителей

3. Действие II. «Сказка Лешего Арзюри». Хранители сказок встречают Арзюри – Лешего чувашских лесов, помогают ему и получают новую сказку

4. Действие III. «Сказка Водяного Вумурта». Хранителям сказок встречается Вумурт - удмуртский Водяной. Они оказывают ему помощь и получают новую сказку

5. Действие IV. «Сказка Ведьмы Вувер-Кувы». Хранители сказок встречают марийскую ведьму Вувер-Куву, договариваются с ней и получают новую сказку и устремляются к Домовому выпустить сказки в трубу русской печки

6. Действие V. «Сказка Шкай пас - Домового». В дом к Домовому является Шкай пас - Домовой из мордовских сказок и приносит очередную сказку

7. Действие VI. «Сказка Шерали и Убыр». Свою сказку предлагают к просмотру Шерали и Убыр

8. Действие VII. (развязка) «Рождение новогодней сказки». Хранители сказок спешат пропустить сказки сквозь печную трубу, успевают до наступления Нового года и рождают новую новогоднюю сказку. Появляется Дед Мороз, хвалит Хранителей за их труды и предлагает им встретить Новый год вместе с детьми

9. Финал. Выход героев сказки, поздравление всех с Новым годом.


Режиссерский план театрализованной сказки «Россия – добрый дом или Новогодняя сказка из ларца с русской печки»

I. Составление сценария

1. Составление сценария: выбор интерактивных заданий, разработка диалогов действующих лиц, музыкального и звукового оформления (см. Приложение).

II. Определение постановочной группы.

2. Сценарно-режиссерская группа: Куликова И.Г.

3. Труппа актеров: воспитанники театральной студии

4. Звукорежиссер, хореограф, художник по декорациям и костюмам: Куликова И.Г.

III. Составление плана репетиций:

1. Определение графика организации репетиций.

2. Первое прочтение сценария, раздача ролей

3. Подбор музыкального и звукового материала (монтаж народных музыкальных композиций, музыка из балета Ф. Яруллина «Шурале», песни отечественных композиторов, театральные шумы из Библиотеки театральных звуков https://noisefx.ru/, музыка на начало сказки и финал, на выход Деда Мороза, на танец снежинок)

4. Чтение сценария по ролям

5. Репетиция диалогов героев

6. Разводка мизансцен

7. Постановка танца снежинок

8. Подготовка интерактивных моментов

9. Работа над четким и логичным озвучанием вопросов - заданий.

10. Репетиция финала сказки

11. Монтировочная репетиция.

12. Прогонная репетиция с музыкальным и звуковым оформлением, декорациями, реквизитом, костюмами.

13. Разводка микрофонов

14. Общая сводная репетиция сказки «Россия – добрый дом»

15. Генеральная репетиция сказки «Россия – добрый дом»

IV. Работа художников - оформителей по костюмам, по изготовлению декораций и реквизита к постановке

Оформление: Актовый зал убран белым «снегом» с серебристым отливом. На стене расположен экран, на который проецируется презентация. На заднем плане сцены установлена русская печка. Слева - наряженная елка и стол с русским самоваром. Справа – поваленное дерево, метла со ступой, сказочный ларец со сказками, и другие атрибуты сказочных Хранителей. В начале сказки в зале неполный свет.

Костюмы героев:

Дед Мороз: красная шуба, кушак, рукавицы, шапка, мешок и валенки; белый парик и борода.

Домовой, Шерали, Убыр, Вумурт, Шурале, Вувер-Кува, Шкай пас: национальные костюмы

Снежинки: легкие белые платья, украшенные мишурой

Реквизит для театрализованной сказки «Россия – добрый дом»: валенки, веник, стол с русским самоваром, чайная посуда, метла со ступой, сказочный ларец со сказками, поваленное дерево,

Декорации: русская печка, искусственная елка, елочные игрушки, белая ткань, синтепон, серебристая фольга.

Техническое оборудование: материалы Видеопроекта, мультимедийный экран, проектор, микшерный пульт, 4 радио-микрофона, ноутбук, иллюстрации к народным сказкам на презентации


Сценарий театрализованной сказки

«Россия – добрый дом

или Новогодняя сказка из ларца с русской печки»


Действующие лица:

Дед Мороз

Снежинки

Домовой из русских сказок,

Вумурт - удмуртский водяной,

Шурале - Леший из татарских сказок,

Арзюри – Леший из чувашских сказок,

Вувер-Кува - Ведьма из марийских сказок,

Убыр – Ведьма из татарских сказок,

Шкай пас - Домовой из мордовских сказок.


На сцене актового зала установлена елка, наряженная, но без огней. На задней стене расположен экран, на который проецируются слайды презентации.

В начале сказки свет в зале приглушен. Пока собираются дети, звучат новогодние мелодии. 

Слайд 2 презентации – «Русская Зима» (приложение 1).

Фонограмма песни «Новогодний хоровод» сл. В. Аришина, муз. Т. Зубков (https://www.youtube.com/watch?v=ugWi0lndo2Q, (приложение 2, трек 1).

Зрителей встречают и приглашают занять места в зале.


Пролог

Фонограмма таинственной музыки со вздохами, всхлипами, тихим хохотом, скрипом полов, бряцаньем цепей. Крадучись, входят Шурале и Убыр (приложение 2, трек 2).

Слайд 3 презентации – «Домик Домового» (приложение 1).


У. Только бы Домового не разбудить

Ш. Ага, все в тепле почивает, пока мы по лесам – болотам рыскаем.

У. Брось ты. Неможется дедушке, заболел, лечится. Горчичник на спину прилепил, кошку прогнал – сам на печке спит… Стой! Слышишь?

Ш. Слышу. Дедушка Домовой завозился. Видать, спина под горчичником чешется.

У. Нет, это он о сказках потерянных сокрушается.


Раздается кряхтение


У. Ты чего раскряхтелся?

Ш. Это не я.

У. А кто? Кроме нас - никого.

Ш. Говорю - не я. За печкой посмотри - вдруг там зверь какой негаданный!


Входит Домовой


Д. Не зверь я.

Вместе. Кто с нами говорит?

Д. Домовой говорит. Беда у нас. Из ларца сказки пропали, прямо из-под носа исчезли! От прежних домовых в дар достались сказки, добру учили, умению разных народов жить в мире и дружбе. А теперь - беда-беда, огорчение - нет их. Запрятаны за семью дверями железными, за семью замками секретными, за семью печатями заговоренными… (останавливается перед елкой). Хороша елка. Новый год, праздник, а у нас как всегда - свет выключи, бумажки собери. Все хозяйство на мне.

У. Дедушка, давай помогу тебе (отбирает веник)

Д. (садится) Хаос в сказочной стране. Хранители сказок народных – Домовые, Лешие, Ведьмы, Водяные по свету разбрелись – разбежались. И получилось, что?

Вместе.Что?

Д. Дети сказки забывать начали. Потому вас и позвал. До Нового года три часа осталось. Если сказки разных народов не соберем, они забудутся навсегда. Как тогда народам в дружбе жить? А соберем, вернем порядок, народы будут дружить и страну в Новый год ждет успех и благополучие (подходит к окну). Ну, и метель сегодня! Снег так и метет!


Фонограмма ветра. Ссылка https://wav-library.net/zavyvanie-vetra-mp3-zvuk

На пространство перед сценой «наметает» снежинок (приложение 2, трек 3).


Д. Но одна сказка все же осталась. На печке под подушкой храню. Никому не покажу – деткам покажу.


Достаёт из-за печки сказку. Снежинки рассаживаются на ступеньках перед сценой. На слайде презентации представлена иллюстрация из сказки «Каша из топора» Слайд 4 презентации – «Каша из топора» (приложение 1).


Д. Ну-ка, скажите, ребята, какая сказка на картинке представлена? Верно, русская народная сказка «Каша из топора». Сберег для вас, слушайте на здоровье


На экране представляется видеопрочтение сказки «Каша из топора».

Слайд 5 презентации – «Видео сказки «Каша из топора» (приложение 1).

Ссылка https://cloud.mail.ru/public/3Usk/g3WHtFdns


t1669835669aa.png


Д. Понравилась сказка, ребята? Хорошая. В ней правда победила, правда всегда побеждает. Недаром старики говорят: Как ни хитри, а правда пробьется

У. Спасибо тебе, Дедушка, за сказку. А больше сказок не осталось?

Д. Нет. Надо новую сказку придумать. Для этого все старые отыскать да до полуночи, до Нового года сквозь трубу пропустить. Ох, дорожка тяжелая предстоит (собирается надевать валенки)

У. Куда ты? Домовому дом покидать нельзя, на то он и домовой. Да и неможется тебе, старенький ты. Здесь ждать будешь. Справимся мы, сами сказки соберем (уходят)


Действие 1

Слайд 6 презентации – «Зимний сказочный лес» (приложение 1).

Зимний лес. Фонограмма сказочного леса, снежинки боязливо «летают»

(приложение 2, трек 4).

Шерали и Убыр выходят на лесную полянку (авансцену),

Фонограмма волшебной новогодней мелодии

Ш.  У-у-у! очень холодно в лесу!

У. Ух, ух, ух! Снег летит, как с птицы пух.

Ш. Ах, ах, ах! Всех запутаю в следах!

Вместе: Ох, ох, ох! Есть какой то здесь подвох… (садятся на ступеньки сцены).

У. Что ты, Шерали, невесел?

Что ты голову повесил?

Не сложилось наше дело?

Или дума одолела?

Ш. Одолела, Убыр, одолела.

Сказки читать перестали детишки,

В компьютер играют девчонки, мальчишки.

Сказки народные все растерялись,

Дети уж год как не улыбались.

У. Все в телевизеры глупо глядят.

Что там увидеть дети хотят?

Жизнь так полна чудесами и сказкой,

А бедные детки себе портят глазки!

Мимо проносятся детства деньки.

А на уме телефоны одни.

Ш. Если б мы сказки сегодня нашли,

Мир и покой в Новый год к нам пришли!

Смехом и визгом предновогодним,

Сказку сумели б наполнить сегодня!

У Где ж, Шерали, будем сказки искать?

Ш. Говорю же, в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве.

У. Это где же?

Ш. За семью лесами, куда зверь не добежит…

За семью горами, куда птица не долетит…

За семью болотами…

У. Куда летают самолетами! Конструктивно предлагай!

Ш. Я придумал! Нам ребята помогут! Ребята, пойдете с нами сказки искать? А не забоитесь? Но путь будет непрост.


Проводится интерактив с элементами выразительных движений


Ш. Вам придется постараться, вспомнить сказки, ответить на коварные вопросы, оказать помощь сказочным героям. Справитесь? Тогда повторяйте за нами

У. Идти нам предстоит по тропинкам особенным! То тропкой широкой, вот такой (руки широко в стороны), а то узенькой (руки сужаются), то ровной и гладкой, а то непроходимой, через чащу лесную, продираясь сквозь ветви деревьев столетних (движения руками). Нам придется то замолкнуть, чтобы духов лесных не потревожить, а то громко хлопать в ладоши (хлопают в ладоши), чтобы нечисть отпугивать лесную. Готовы? Ну, тогда, в путь!

Вместе. В сказку мы шагаем дружно, (шагают и поют)

Не страшимся мы преград.

До полуночи нам нужно.

Сказки возвернуть назад. (уходят)


Действие 2.

Фонограмма татарской народной инструментальной мелодии https://www.youtube.com/watch?v=YgyvDxZbuJ8 (приложение 2, трек 5).

Шерали и Убыр выходят на опушку леса (авансцену). В глубине сцены Арзюри, который пытается безуспешно сдвинуть с места огромные поваленные деревья


Ш. Позаметало стежки-дорожки,

Вязнут в снегу у нечисти ножки.

У. Долго-предолго куда то шагаем,

А сказки то где – до сих пор и не знаем.

А. Кто здесь?


Фонограмма музыки из балета Ф. Яруллина «Шурале» https://www.youtube.com/watch?v=loupnc4Y1Ro (приложение 2, трек 6).


Ш. Чтоб тебя меня узнать,

Загадку надо отгадать.

Полон таинств новогодних лес,

А по лесу весь замерший рыщет бес.

Волосатой лапой тихо шевелит,

Смотрит, вдруг появится джигит.

У. Ребята, о ком идет речь в загадке? Верно, это герой татарской сказки – Шерали.

А. А я брат Шерали, гость из чувашских лесов. В русских сказках меня называют Лешим, в татарских и башкирских – называют Шурале, а в чувашских я зовусь Арзюри. У меня три руки, три ноги, четыре глаза-два спереди, два сзади.

У. Это про тебя, значит, чувашские мудрецы говорят: хитёр лесной дух и горазд на большие проказы.

А. Да. Здравствуй, брат Шурали.

Ш. Здравствуй, брат Арзюри.

А. Послушайте, друзья! Может, поможете сдвинуть поваленные деревья, а то не пройти-не проехать, а одному – не получается

Ш. Конечно, разве такие деревья одному сдвинуть?

У. А мы их заклинанием. Водичкой покапаем, замками побрякаем, дверями похлопаем, ногами потопаем, половицами поскрипим, цепочками позвеним…

Ш. Погоди ты с заклинаниями. Если за дело вместе возьмемся, без заклинаний вполне обойдемся

(поют) Любая преграда нам нипочем.

Нипочем нам любая преграда.

Друг, если надо поддержит плечом.

Друг поддержит плечом, если надо (сдвигают деревья)

А. Спасибо вам, друзья. Куда путь держите?

Ш. Надо сказки отыскать, да ребятам показать.

А. Сберег, сберег одну сказку! Но чтобы сказка волшебным образом открылась, понадобится помощь ребят. Скажите, ребята, в какой сказке встречаются герои: Птичка, можжевельник, береза, дуб, сосна, ель? Верно, в чувашской народной сказке «Маленькая птичка»

А. (хлопает в ладоши) Ну, слушайте сказку народную, а кто пробормочет «Сказку не хочу», того, не обижайтесь, насмерть защекочу.


Выбегают снежинки, рассаживаются на ступеньках перед сценой и смотрят сказку, по окончании сказки покидает сцену.

На экране представляется видеопрочтение сказки «Маленькая птичка». Слайд 7 презентации – Видео сказки «Маленькая птичка» (приложение 1).

Ссылка https://cloud.mail.ru/public/qF9A/YwjKgyEDd


t1669835669ab.png


У. Ну, как, понравилась вам чувашская народная сказка «Маленькая птичка»? 

Ш. А слушали вы внимательно? Какое дерево приютило маленькую птичку? Верно, ель и сосна. А что сделал холодный ветер? Верно, сорвал со всех деревьев листву, а ель и сосну не тронул.

У. Как говорят чувашские старики: гордыня и заносчивость плохую услугу окажут.

Ш. Хорошую сказку ты показал. Спасибо тебе, брат Арзюри. Но нам надо еще и другие сказки отыскать.

А. С вами пойду, вам помогу.

Ш. Тогда, в путь!


Сказочные герои шагают и поют


Мы путем шагаем верным,

Сказки детям мы вернем.

Надо только в это верить.

Сможем все, когда втроем! (уходит)


Действие 3.

Герои выходят к болоту. Сидит водяной Вумурт и сокрушается. Фонограмма удмуртской песни «Выль Крезьгур» (минус) (приложение 2, трек 7).


В. Ох, зима то как длинна,

Ветер буйный воет, воет,

У меня спина болит,

Поясница дюже ноет.

Вот помру как на болоте

Перед Новым годом я,

И никто и не узнает,

Где могилка то моя.

В. Эх, и за что меня так – кинули на болота холодные, северные. Жил себе, жил, много не говорил, сказки народные стерег, как умел – берег, а меня – раз – и на болото определили! А на болоте сыро – поясница болит.

У. Здравствуй, дедушка. Кто ты?

В. Я – Вумурт, удмуртский Водяной.

У. Слышала, поясница у тебя болит. Могу помочь.

Ведь ведьма в сказках - главный лекарь,

И знахарка, и аптекарь!

В. Если можешь – помоги!

Из чего ты варишь зелье?

У. Из копыт и из хвостов!

Добавляю я микстуру

Из ореховых листков.

А еще туда толченый

Мухомор кладу сушеный.

В. Что ты? Мухомор толченый?

Пить не стану – ты как хошь!

У. Пей, говорю.

В. Вот, свяжись с таким «леченьем», —

Раньше времени помрешь!


Вумурт выпивает зелье. Фонограмма волшебного превращения (приложение 2, трек 8).


В. Ой, спасибо, полегчало. Куда путь держите?

Ш. Надо сказки отыскать, да ребятам показать.

В. Сберег, сберег для ребят одну сказку, только их помощь нужна! Скажите, ребята, в какой сказке встречаются герои: Инмар, кот, мышка. Верно, в удмурской народной сказке «Инмар и кошка». Вот для вас эта сказка. Слушайте


На экране представляется видеопрочтение сказки «Инмар и кошка».

Слайд 8 презентации – Видео сказки «Инмар и кошка» (приложение 1).

Ссылка https://cloud.mail.ru/public/iVPP/Ba6rDCPTD

Выбегают снежинки, рассаживаются на ступеньках перед сценой и смотрят сказку


t1669835669ac.png


А. Какой ты друг хороший оказался. Спасибо тебе за сказку преогромное. А нам еще надо марийскую сказку назад вернуть.

В. Ну, братцы, вы надумали! Она у марийской ведьмы Вувер-Кува

Ш. Фу, ведьма.

У. А ты погоди, не фукай! Ведьмы, знаешь, разные бывают – или злые, как баба Яга или добрые, как феи. Это все от воспитания зависит.

В. С задачей, что стоит перед вами, даже я не справился бы. А уж я намного сильнее вас.

Ш. Зато нас много и мы очень дружные.

А. А где ведьма живет?

В. Не найдете вы. С вами пойду, вам помогу.

Ш. Тогда, в путь!


Сказочные герои шагают и дружно поют. Вместе с ними шагают снежинки


Мы путем шагаем верным.

Не страшимся мы преград.

До полуночи нам нужно.

Сказки возвернуть назад.


Действие 4.

Слайд 9 презентации – «Жилище ведьмы» (приложение 1).

Сказочные герои подходят к жилищу ведьмы Вувер-Кувы, стучат в дверь, дверь не открывают. Фонограмма темы ведьмы (приложение 2, трек 9).


В. Вот оно – жилище Вувер-Кувы

У. Я от страха ни рук, ни ног не чувствую.

Ш. А у тебя и х и нет – ни рук, ни ног.

У. Как нет? А это что?

Ш. Ничего – видимость одна.

У. Может, скажешь еще и головы нет?

Ш. Нет и не было никогда.

У. Не правда – раньше была!

Ш. Раньше и у меня была.

У. Где же она сейчас?

Ш. Там же, где твоя.

У.  Аааа

А. Может сквозь стену сами войдем?

У. Может, пока не поздно, уйдем.

ВК. Кого там принесло?

У. Поздно.

А. Не трусь, нас много, справимся!


Ведьма занимается домашними делами, пританцовывая

Фонограмма марийской песни Марий муро

https://www.youtube.com/watch?v=zSj4Sh_xD1E (приложение 2, трек 10).


ВК. И кто это без приглашения пожаловал?

А. Мы стучались, но нам не открыли.

ВК. Чего же вам надо?

Ш. Надо сказки отыскать, да ребятам показать.

А. Мы ищем марийскую сказку

ВК. Убирайтесь восвояси. Не получите вы сказку.

Я - Колдунья Вувер-Кува

Марийская ведьма.

Захочу - в печке зажарю,

Захочу - в пень превращу.

Сказку вам я не отдам. Расходитесь по домам.

А. Ну, нет! Мы так торопились, столько шли, чтобы собрать народные сказки, а ты предлагаешь сдаться? Ни за что!

В. Давай так: мы загадаем тебе загадку.

ВК. Загадку! Я люблю загадки!

В. Если отгадаешь – сказка твоя, если нет, отдашь нам. Договорились?
Ела-ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.

ВК. Это ведьма! (указывает на Убыр)

У. Почему?!

ВК. Вчера добра молодца упустила, и дуб с досады грызть начала. Теперь вот, ходишь беззубая.
У. Нет,
Вувер-Кува. Это пила.
ВК. Давай еще загадку.
Ш. Сидит дед, в шубу одет. Кто деда раздевает, слезы горькие проливает.

ВК. Это Леший! (указывает на Шурале и Арзюри)
Шурале и Арзюри (вместе) Почему?
ВК. Леший - дед?

Вместе. Дед.
ВК. Зимой и летом в шубу одет?
Вместе.  Одет.

ВК. А снять шубу - разрыдаешься – одни кожа да кости.
Ш. Не угадала, Ведьма, ответ на загадку – лук. Это каждый ребенок угадал бы. Так что отдавай сказку, как договаривались.

ВК. И где же вы видели, наивные, чтоб с нечистой силой договориться можно было!?
У. Значит, по-хорошему не договоримся? Ладно
(колдует)

Ветры буйные, летите,
Вувер-Куву подхватите,
Вувер-Куву закружите,
На край света унесите.

ВК. Ой, держите меня: нет никто и звать никак, а туда же, колдовать!
У. Это почему же звать никак? Как называется ведьма в татарских сказках, ребята? Правильно, Убыр. Убыр меня зовут.

ВК. Я запомню, угомонись. Лучше давайте я ребятам задание дам. Узнаете сказку по ее началу, я вам ее, может быть, и отдам.

У. Ребята, постарайтесь узнать сказку по ее началу

ВК. Ну, слушайте: «Давным-давно жили-были Ёж и Заяц…» О какой сказке идет речь? Правильно, это «Ёж и заяц» - марийская народная сказка. Что ж, слушайте…


Выбегают снежинки и рассаживаются на ступеньках перед сценой. На экране представляется видеопрочтение сказки «Ёж и заяц».

Слайд 10 презентации – Видео сказки «Ёж и заяц» (приложение 1).

Ссылка https://cloud.mail.ru/public/4PmK/X5PC8XoMd


t1669835669ad.png


ВК. Ну что, внимательно вы слушали сказку? А скажите мне, кто кого в этой сказке обхитрил? Верно, ёж зайца. А как он его обхитрил? Верно, позвал жену. Недаром, старики-марийцы говорили: побеждают умом, а не ногами. Хорошие у вас дети и сказки, видно по всему, любят. Ладно, я готова вам помочь. Чем только?

Ш. Домовой сказал, найденные сказки до полуночи надо пропустить сквозь трубу.

ВК. Знаю я заклинание, как в трубу вылететь. Надо сесть на метлу или малый-веник, плюнуть на четыре стороны и прокричать: «Ну-ка, малый-веник, неси меня без денег!», и тотчас вылетишь в трубу.

Ш. Это правда, без денег точно в трубу вылетишь!


Ведьмы шикают на него. Шерали садится верхом на веник


Ш. «Ну-ка, малый-веник, неси меня без денег!» Не везет!

ВК. Ну, разумеется. Чтобы вылететь в трубу, надо эту трубу хотя бы иметь.

А. Трубы без печки не бывает

В. А газовая печка не подойдет?

ВК. Не подойдет.

У. А, может, вылететь через форточку? (садится на метлу)

ВК. Стыдитесь, сударыня! А еще ведьмой называетесь. Через форточку говорить то неприлично, не то, что вылетать!

Ш. Есть! У Домового из русских сказок печка есть!

А. Верно! К нему!


Сказочные герои, вместе со снежинками шагают и дружно поют

Не страшны лихие силы

Будем жить семьей единой.

И народов дружба, братство –

Главное волжан богатство! (убегают)


Действие 5.

В домике Домового собрались Хранители сказок

Слайд 2 презентации – «Домик Домового» (приложение 1).


Д. Только час до полуночи остался. Не спать. Мыслить. Болтунам не доверять – обманут. Заболтают, уведут от сказок, оставят без будущего. Без прошлого жить тошно, без будущего невозможно (нервно ходит по сцене). Две сказки найти осталось. Одну Шерали готовит, другую Шкай пас - Домовой из мордовских сказок сюда несет. Надо ждать… (останавливается). Ну-ка, чайку попьем, нервы успокоим.


Все оживляются


У. Вот и правильно, вот и хорошо. Чай для нервов - первое дело!

В. Погорячее, пожалуйста

ВК. Вам сколько сахару. Две ложки или три?

Ш. Две. И еще три…


Хранители рассаживаются и нервно пьют чай. Фонограмма непрекращающегося звонка в дверь (приложение 2 трек 12)


Д. Это Шкай пас - домовой звонит

А. Странный какой-то домовой. Чего звонит? Проходил бы так, через стену.

ШП.  (входит) Здравствуй, нечисть знатная,
Публика приятная!

Шкай пас я, домовой из мордовских сказок

У. Здравствуй, брат. Ждем тебя, задерживаешься ты.
ШП. Задержишься тут. Пока по лесу шел, Шурале так меня закружил, еле дом ваш нашел.

Д. Не отвлекайся. Сказку принес?

ШП. Принес, сберег и готов ее показать ребятам. Ну-ка, ребята, скажите, в какой сказке встречаются такие герои: Лиса, медведь, репа, пшеница. Верно, в мордовской народной сказке «Медведь и лиса». Слушайте и смотрите


Выбегают снежинки и рассаживаются на ступеньках перед сценой.

На экране представляется видеопрочтение сказки «Медведь и лиса».

Слайд 11 презентации – Видео сказки «Медведь и лиса» (приложение 1).

Ссылка https://cloud.mail.ru/public/asNu/QwuooSta


t1669835669ae.png


Действие 6.

Шерали и Убыр выходят на авансцену


Ш. Хороша сказка, молодец!

У. А теперь наступает очередь нашей сказки! Скажите-ка, нам, ребята, героями какой сказки являются белочка, матушка, три сестры? Верно, они из татарской народной сказки «Три сестры». Пригласим на сцену исполнителей!


На сцену выходят герои сказки «Три сестры». Фонограмма народной инструментальной татарской мелодии (приложение 2, трек 11).


Ш. Сегодня мы оживим эту народную сказку

У. А как оживляют сказку? Скажите, ребята, с чего следует начать? Верно, сначала надо ее прочесть.

Ш. Но сказка в книге немая, не звучит. Как озвучить ее? Верно, разыграть по ролям. У. А для этого прежде раздать роли.

Ш. Затем сказку следует раскрасить. Как? Верно, добавить декорации и костюмы

У. А еще научить двигаться и танцевать!

Ш. И сказка оживает на ваших глазах! Смотрите сказку «Три сестры»!


Инсценировка сказки «Три сестры». Живое исполнение

Ссылка на просмотр https://cloud.mail.ru/public/SJmG/bJtsfQ41c


t1669835669af.png


Ш. Понравилось вам выступление ребят? А финал сказки понравился? За что старшие дочери были наказаны белочкой? Верно – за ложь, за лень, непочитание матери и жёсткое сердце. А какое сердце у младшей дочери? Верно, доброе.

У. Недаром старики говорят: имей доброе сердце, люди дружить с тобой будут.

Д. Хорошие поволжские сказки мы с вами сегодня отыскали и вернули назад. А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки?

ВК. Сказки всех народов учат добру, справедливости, уважению к друг другу, желанию прийти на помощь.

А. А еще эти сказки учат тому, что много общего у наших народов, жить нам надо в дружбе, потому что делить нам нечего, и родина у нас одна!

У. Любите поволжские сказки, уважайте традиции и культуру живущих рядом народов, и всем нам в Новом году будет тепло и уютно, как на русской печке!

В. Россия добрый дом. И как на русской печке

Здесь каждому народу отыщется местечко.

А. Любой народ здесь встретят, согреют и поддержат,

Ведь для любого хватит страны моей сердечка!


Действие 7.

Фонограмма боя часов (приложение 2, трек 12).

Слайд 12 презентации – «Новогодние часы» (приложение 1).


Д. Ну, а теперь – к печке! Надо поспешить и сказки сквозь трубу печную пропустить, Новый год то наступает.


Фонограмма вылета сказок в трубу (приложение 2, трек 14).


А. Успели! Все сказки собрали, сквозь печную трубу пропустили – новую сказку придумали. Какую? Да вот эту, новогоднюю!

Д. (хватается за веник) Ох, новый год же скоро, а в доме то не убрано, надо полики помыть, цветочки полить, красоту навести. Чтобы перед Дедом Морозом стыдно не было.


Внезапно в зале включается свет, до сих пор приглушенный. Хранители в панике разбегаются по сцене, пытаются спрятаться


Д. Ой беда, и ни дырочки, ни щёлочки, ни чуланчика, ни подпола, куда спрятаться.

Ш. Не положено, чтобы сказочные герои Новый год с детьми отмечали.

А. Ну, вы нас не видели, мы вас не видели (собираются покинуть сцену)


Входит Дед Мороз, выбегают снежинки. Фонограмма (приложение 2, трек 15).


ДМ. Стойте, сделаем в этом году исключение. Ай да молодцы Хранители сказок народных! Сказки народов Поволжья собрали, деткам показали, порядок вернули, народы навек подружили и, значит, страну в Новый год ждет успех и благополучие. И сделали это вы, а значит, праздновать Новый год вам вместе с нами!

Снежинки, прошу вас, станцуйте сейчас

Волшебный свой новогодний вальс!


Вальс снежинок. Фонограмма вальса снежинок (приложение 2, трек 16).


ДМ. Спасибо вам, милые снежинки.

Ну, станем праздник начинать,

Настроенье поднимать.

Огонечки зажигать!

Дружно Новый год встречать!

Ну-ка, скажем, детки, дружно:

«Раз, два, три! Елочка - гори!»


Дети повторяют. Лампочки на елке загораются. Фонограмма новогодней сказочной мелодии (приложение 2, трек 15). На авансцену выходят персонажи народных сказок. Снежинки танцуют


ДМ. В этот раз под Новый год

Сказка новая придет.

И в двенадцать - динь-динь-дон

Вдруг услышишь легкий звон.

Это сказка к нам пришла

Посмотрите, здесь она.

А. Есть немало праздников чудесных,
Каждый наступает в свой черед,

У. Но, конечно, самый лучший праздник

Вместе. Новый Год!
ВК. Он нам дарит веру в добрый случай,
В новый день и в новый поворот,
В. Помогает становиться лучше

Всем на свете людям

Вместе. Новый год!

ДМ. Счастливого Нового года!


Снежинки передают классным руководителям шоколадные батончики от Деда Мороза для передачи детям в классных кабинетах

Дискотека


Информационные источники

1. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены [Текст]: / авт.-сост. Е. А. Радюк. – Волгоград: Учитель, - 2008. – 207с.

2. Соколова, Л. А. Праздник в дом приходит! Сценарии для детей школьного возраста [Текст]/ Л. А. Соколова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 212 с.

3. Поиск музыки в интернете [Электронный ресурс]/ Всемирная команда музыкантов / URL: http://vkmonline.com – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения: 17.11.2022г.)

4. Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт [Электронный ресурс] / URL http://www.twirpx.com/file/1552094 / – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения: 29.11.20226г.)

5. Архив детских пьес Драматешка. https://dramateshka.ru/

6. Шумотека. Библиотека театральных звуков https://noisefx.ru/



Приложение 1

Презентация к театрализованной сказке «Россия – добрый дом»


Презентация к этносказке Россия добрый дом
PPT / 6.68 Мб


Приложение 2

Музыкальное оформление театрализованной сказки «Россия – добрый дом»

1.Песня «Новогодний хоровод» сл. В. Аришина, муз. Т. Зубков (https://www.youtube.com/watch?v=ugWi0lndo2Q

2.Начало скрип, всхлипы, хохот

3.Фонограмма ветра. Ссылка https://wav-library.net/zavyvanie-vetra-mp3-zvuk

4.Сказочный лес

5.Фонограмма татарской народной инструментальной мелодии https://www.youtube.com/watch?v=YgyvDxZbuJ8

6.Фонограмма музыки из балета Ф. Яруллина «Шурале» https://www.youtube.com/watch?v=loupnc4Y1Ro

7.Фонограмма удмуртской песни «Выль Крезьгур» (минус)

8.Звук волшебного превращения

9.Устрашающая

10.Фонограмма марийской песни «Марий муро» (минус)

https://www.youtube.com/watch?v=zSj4Sh_xD1E

11.Фонограмма народной инструментальной татарской мелодии

12.Фонограмма звонка в дверь

12.Фонограмма боя часов

14. Фонограмма вылета сказок в трубу

15. Фонограмма выхода Деда Мороза

16. Фонограмма вальса снежинок



Приложение 3

Приемы работы со сказкой


В ходе представления с обучающимися проводятся игры в режиме интерактива, где им предлагается угадать сказку:

- По героям

- По первой строчке

- Оживить сказку

- По картинке на презентации

- По ее началу

- Ознакомиться с сюжетом в рамках видеопроекта


Приложение 4


Фотографии с репетиций


t1669835669ag.jpg


t1669835669ah.jpg


t1669835669ai.jpg

t1669835669aj.jpg




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Геннадьевна, браво, супер, просто шикарная работа, интересный и познавательный сценарий!

1 December 2022

Огромное спасибо, Егор Игоревич, за такой щедрый комментарий!

1 December 2022

Интересный сценарий! Большое спасибо,Ирина Геннадьевна!

1 December 2022

Вам большое спасибо, Оксана Геннадьевна, за добрую оценку!

1 December 2022

Ирина Геннадьевна, спасибо, что делитесь с нами своими замечательными сценариями! Ребята - молодцы, убедительно и эмоционально создают образы своих героев!

2 December 2022

Большое спасибо, Раиса Поликарповна, за внимание к нашей с ребятами работе и положительный отзыв! Очень приятно))

2 December 2022

Шикарная работа! Спасибо за идеи и творчество,Ирина Геннадьевна!

2 December 2022

Марина Юрьевна, благодарю Вас за высокую оценку разработки. Тронута!

2 December 2022

Браво всем! Спасибо за ваше творчество! Дети молодцы!!!

2 December 2022

Наталия Алексеевна, спасибо за внимание к разработке и положительный отзыв! Ребяткам передам, замотивирую))

2 December 2022

Как здорово Вы, Ирина Геннадьевна, всё придумали! Креативно! Позитивно! Увлекательно! Вами была проделана большая работа, за что Вам огромное спасибо! Ваши артисты - просто супер!!!

2 December 2022

Ой, спасибо, Елена Владимировна! Так приятно получать такие отзывы! Очень тронута!

2 December 2022

Поздравляю с победой в конкурсе, желаю дальнейших творческих успехов!

23 December 2022

СПА-СИ-БО! С Вашей легкой руки))

23 December 2022

А Вы как узнаете, кто победил? Мне то сообщили. Научите меня, пожалуйста. Хочется уметь с работами победителей другмх конкурсов знакомиться

23 December 2022

Ирина Геннадьевна, это не сложно, после публикации результатов конкурса нужно просто зайти на страницу этого конкурса и работы победителей там можно увидеть. Даже если вы не принимали участие в конкурсе, но хотите узнать результаты, можно зайти во вкладку конкурсы - вме конкурсы для педагогов и там будет выбор - актуальные и зааершившиеся, заходите в зааершившиеся и находите любой конкурс

23 December 2022
Ответ для

Спасибо большое, посмотрю))

23 December 2022

Поздравляю! Заслуженная победа!

23 December 2022

Спасибо большое, Наталия Алексеевна, очень приятно!

23 December 2022