Разработка занятия к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Россия — наша Родина» (4 класс)
Презентация к уроку
PPTX / 15.44 Мб
Разработка занятия к курсу -
Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль: «Основы православной культуры»
на тему : "Россия- наша Родина"
Цель: сформировать представление учащихся о России как великом государстве, имеющем богатую историю и культурные традиции.
Для определения темы урока дать прослушать песню «С чего начинается Родина».
Слайд 2
Учитель подводит учащихся к формулированию темы
Слайд 3 .
Тема урока: «Россия — наша Родина». Учащиеся записывают тему урока в тетради
Работа в тетради: задание № 1. Напиши слова- ассоциации к словам: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОССИЯ.
Учитель проверяет слова-ассоциации и просит учащихся дописать те слова, которые им понравились. Важно, чтобы среди слов-ассоциаций оказались следующие:
Родина — род, родитель;
Отечество — отец, отче;
Россия — Родина, Отечество.
Учитель:
-Объясните, почему Россию мы называем Родиной?
- Что для вас значит Родина?
- Какие эпитеты вы можете подобрать к слову «Родина»?
Учитель рассказывает о России, пользуясь презентацией. По ходу презентации учащиеся называют те достопримечательности, которые они знают. Учитель может дополнять ответы учащихся.
Слайд 4.
Кремлевский дворец, Благовещенский собор, Архангельский собор, колокольня
Слайд 5.
Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге
Слайд 6
Соловецкий монастырь, мужской, расположен на Соловецких островах в Белом море
Слайд 7.
Исток реки Волги
Примечание. Волга — самая большая река в европейская части России и крупнейшая река в Европе. Начинается обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см.
Работа с текстом учебника.
Текст «Россия — наша Родина» по учебному пособию «Добрые уроки-наставления».
Что такое Родина? Место, где ты родился; страна, в которой с детства живешь; родные, что тебя окружают; люди, во многом по мыслям и чувствам похожие на тебя. Наша Родина — Россия.
История России насчитывает десятки веков. Некогда разрозненные племена слились в один могучий народ, благодаря единой православной вере. Христианство — вот тот фундамент, на котором построено здание нашей великой Родины. Именно православная вера, принятая глубоко в сердце русским человеком, послужила основанием для формирования духовных традиций и общих ценностей нашей многонациональной страны.
Учитель:
-Почему нашу Родину называют многонациональной?
- Какие национальности вы знаете?
Слайд 8-14
Россия- многонациональная страна. В течение столетий наши предки е раз доказывали, что никакие языковые и религиозные различия не могут
служить препятствием для мирной жизни.
У каждого народа есть свои история и культура, свои обычаи и традиции. Каждый народ является хранителем духовных ценностей и нравственных идеалов своих предков. Каждый народ имеет свои неповторимые духовные и культурные традиции.
Духовные традиции — это те идеалы, общие для людей ценности, жизненный опыт, передаваемый от одного поколения к другому. У каждого народа они свои, особенные. Духовные традиции позволяют человеку четко различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.
Учитель:
-Какие духовные и культурные традиции жителей нашей страны ты знаешь? –Приведите примеры.
Работа в рабочей тетради: задание № 2.
(Дополнить предложения, вставляя пропущенные слова.
В скобках слова ,которые вписывают учащиеся)
Наша великая Родина —( многонациональная) страна. В течение столетий наши предки не раз доказывали, что никакие языковые и (религиозные) различия не могут служить препятствием для мирной жизни.
У каждого народа есть свои история и культура, свои обычаи и традиции. Каждый народ является хранителем (духовных) ценностей и нравственных (идеалов) своих предков. Каждый народ имеет свои неповторимые духовные и культурные (традиции.)
Слайд 15.
Учитель:
Какие традиционные религии России вы знаете? (ответы учащихся)
Продолжение работы с текстом по учебному пособию «Добрые уроки-наставления».
Подумай не спеша.
Наша Родина богата своими духовными традициями. Россия стала великой державой именно потому, что в нашей стране всегда считалось естественным ,что ей граждане принадлежат к разным народам и исповедуют разные религии. Хотя единственной истинной верой на Руси считалось православие. Люди мирно и свободно жили в этом многообразии.
Продолжение чтения по учебному пособию «Добрые уроки-наставления».
Духовным называют человека, который следует традициям своей Родины: любит свое Отечество, свой народ, православную веру, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает правдивость, искренность, честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена созидательным и творческим смыслом, заботой о других людях.
Внутренний мир духовного человека прекрасен. Внутренний мир составляют чувства, мысли и желания человека. Все то, во что он верит и к чему стремится. Его воспоминания, образы, переживания. Внутренний мир человека почти во всех религиях мира называют душой.
Никто не выбирает сам себе Родину. Мы являемся продолжением нашего рода. Родину, духовные и материальные ценности мы получаем в дар от предшествующих поколений. Главная ценность России — это патриоты, люди, посвящающие свою жизнь, труд, творчество на благо своей Родины, для процветания будущих поколений.
Работа в рабочей тетради: задание № 3.
С помощью учебника напиши определение.
Внутренний мир человека — это его чувства, мысли и желания. Все, во что он верит и к чему стремится. Его воспоминания, образы дорогих людей, переживания. Это сама душа человека.
Проверка задания 3 - Слайд 16.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какие качества души надо в себе воспитать, чтобы сделать свой внутренний мир прекрасным, чистым, светлым и радостным?
-Есть ли связь между внутренним миром человека и его поступками? Приведи примеры.
Работа в рабочей тетради: задание № 4.
Что ты можешь рассказать дома о сегодняшнем уроке?
Напиши опорные слова
Слайд 17. Кадр-заставка
Завершается урок рефлексией.
Слайд 18
Диагностика. Используется как заставка -памятка здесь и на всех последующих уроках.
Учитель.
Закрасьте изображенную в тетрадях звездочку-индикатор одним из цветов:
зеленый — мне было интересно;
желтый — было интересно, но кое-что осталось непонятно;
красный — я с этим не согласен;
серый — было скучно.
Учитель может попытаться выяснить, что не понятно, с чем ученики не согласны. Попросить тех, кто понял тему, прояснить то, что было не понятно другим ученикам. Пожелать, чтобы равнодушных и тех, кому скучно, стало меньше, потому что это состояние души — внутренний мир. И надо настраивать свой внутренний мир, как настраивают музыкальный инструмент, на радость, понимание и интерес.
Источники:
Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: методическое пособие / Т.А. Берсенева; под общ. ред. Священника А.А. Мороза.- 2-е изд.; испр. и доп.-М.:ООО ИД «Покров ПРО», 2014.-224 с
Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. Пособие к курсу «Основы православной культуры»
для учащихся 4-5 классов.- СПб.: Сатисъ, 2013