Разработка занятия к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Россия — наша Родина» (4 класс)

8
0
Материал опубликован 10 September 2018 в группе


Презентация к уроку
PPTX / 15.44 Мб

 

                                   Разработка занятия  к курсу -
                 Основы религиозных культур  и светской этики».
                      Модуль: «Основы православной культуры»
                                 на тему : "Россия- наша Родина"

 

 

Цель: сформировать представление учащихся о России как великом государстве, имеющем богатую историю и культурные традиции.

Для определения темы урока дать прослушать песню «С чего начинается Родина».

Слайд 2
Учитель подводит учащихся к формулированию темы

Слайд 3 .
Тема урока: «Россия — наша Родина». Учащи­еся записывают тему урока в тетради
Работа в тетради: задание № 1. Напиши слова- ассоциации к словам: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОССИЯ.

Учитель проверяет слова-ассоциации и просит уча­щихся дописать те слова, которые им понравились. Важ­но, чтобы среди слов-ассоциаций оказались следующие:
Родина — род, родитель;
Отечество — отец, отче;
Россия — Родина, Отечество.
Учитель:
-Объясните, почему Россию мы называем Родиной?
- Что для вас значит Родина?
- Какие эпитеты вы можете подобрать к слову «Родина»?
Учитель рассказывает о России, пользуясь презентаци­ей. По ходу презентации учащиеся называют те досто­примечательности, которые они знают. Учитель может дополнять ответы учащихся.

Слайд 4.
Кремлевский дворец, Благовещенский со­бор, Архангельский собор, колокольня

Слайд 5.
Храм Василия Блаженного на Красной пло­щади в Москве, храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Слайд 6
Соловецкий монастырь, мужской, расположен на Соловецких островах в Белом море

Слайд 7.
Исток реки Волги
Примечание. Волга — самая большая река в евро­пейская части России и крупнейшая река в Европе. На­чинается обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см.
Работа с текстом учебника.
Текст «Россия — наша Родина» по учебному пособию «Добрые уроки-наставле­ния».
Что такое Родина? Место, где ты родился; страна, в которой с детства живешь; родные, что тебя окружают; люди, во многом по мыслям и чувствам похожие на тебя. Наша Родина — Россия.
История России насчитывает десятки веков. Некогда разрозненные племена слились в один могучий народ, благодаря единой православной вере. Христианство — вот тот фундамент, на котором построено здание нашей великой Родины. Именно православная вера, принятая глубоко в сердце русским человеком, послужила осно­ванием для формирования духовных традиций и общих ценностей нашей многонациональной страны.
Учитель:
-Почему нашу Родину называют многонациональной?
- Какие национальности вы знаете?

Слайд 8-14
Россия- многонациональная страна. В течение столетий наши предки е раз доказывали, что никакие языковые и религиозные различия не могут
служить препятствием для мирной жизни.
У каждого народа есть свои история и культура, свои обычаи и тради­ции. Каждый народ является хранителем духовных цен­ностей и нравственных идеалов своих предков. Каждый народ имеет свои неповторимые духовные и культурные традиции.
Духовные традиции — это те идеалы, общие для лю­дей ценности, жизненный опыт, передаваемый от одного поколения к другому. У каждого народа они свои, осо­бенные. Духовные традиции позволяют человеку чет­ко различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.
Учитель:
-Какие духовные и культурные традиции жите­лей нашей страны ты знаешь? –Приведите примеры.
Работа в рабочей тетради: задание № 2.
(Дополнить предло­жения, вставляя пропущенные слова.
В скобках слова ,которые вписывают учащиеся)
Наша великая Родина —( многонациональная) стра­на. В течение столетий наши предки не раз доказывали, что никакие языковые и (религиозные) различия не могут служить препятствием для мирной жизни.
У каждого народа есть свои история и культура, свои обычаи и традиции. Каждый народ является храните­лем (духовных) ценностей и нравственных (идеалов) своих предков. Каждый народ имеет свои неповторимые духов­ные и культурные (традиции.)

Слайд 15.
Учитель:
Какие традиционные религии России вы знаете? (ответы учащихся)

Продолжение работы с текстом по учебному посо­бию «Добрые уроки-наставления».

Подумай не спеша.

Наша Родина богата своими духовными традициями. Россия стала великой державой именно потому, что в нашей стране всегда считалось естественным ,что ей граждане принадлежат к разным народам и исповедуют разные религии. Хотя единственной истинной верой на Руси считалось православие. Люди мирно и свободно жили в этом многообразии.

Продолжение чтения по учебному пособию «Доб­рые уроки-наставления».

Духовным называют человека, который следует тра­дициям своей Родины: любит свое Отечество, свой на­род, православную веру, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает правдивость, искренность, честность, доброта, любозна­тельность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена созидательным и творческим смыс­лом, заботой о других людях.
Внутренний мир духовного человека прекрасен. Внутренний мир составляют чувства, мысли и желания человека. Все то, во что он верит и к чему стремится. Его воспоминания, образы, переживания. Внутренний мир человека почти во всех религиях мира называют душой.
Никто не выбирает сам себе Родину. Мы являемся про­должением нашего рода. Родину, духовные и материаль­ные ценности мы получаем в дар от предшествующих по­колений. Главная ценность России — это патриоты, люди, посвящающие свою жизнь, труд, творчество на благо сво­ей Родины, для процветания будущих поколений.
Работа в рабочей тетради: задание № 3.
С помощью учеб­ника напиши определение.
Внутренний мир человека — это его чувства, мысли и желания. Все, во что он верит и к чему стремится. Его воспоминания, образы дорогих людей, переживания. Это сама душа человека.

Проверка задания 3 - Слайд 16.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какие качества души надо в себе воспитать, чтобы сделать свой внутренний мир прекрасным, чистым, светлым и радостным?
-Есть ли связь между внутренним миром чело­века и его поступками? Приведи примеры.
Работа в рабочей тетради: задание № 4.
Что ты можешь рас­сказать дома о сегодняшнем уроке?
Напиши опорные слова

Слайд 17. Кадр-заставка
Завершается урок рефлексией.

Слайд 18
Диагностика. Используется как заставка -памятка здесь и на всех последующих уроках.

Учитель.
Закрасьте изображенную в тетрадях звездо­чку-индикатор одним из цветов:
зеленый — мне было интересно;
желтый — было интересно, но кое-что осталось не­понятно;
красный — я с этим не согласен;
серый — было скучно.
Учитель может попытаться выяснить, что не понят­но, с чем ученики не согласны. Попросить тех, кто понял тему, прояснить то, что было не понятно другим учени­кам. Пожелать, чтобы равнодушных и тех, кому скучно, стало меньше, потому что это состояние души — вну­тренний мир. И надо настраивать свой внутренний мир, как настраивают музыкальный инструмент, на радость, понимание и интерес.

                                                      Источники:

Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: методическое пособие / Т.А. Берсенева; под общ. ред. Священника А.А. Мороза.- 2-е изд.; испр. и доп.-М.:ООО ИД «Покров ПРО», 2014.-224 с
Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. Пособие к курсу «Основы православной культуры»
для учащихся 4-5 классов.- СПб.: Сатисъ, 2013

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации