12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна4112
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Технологическая карта урока

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики».

Класс: 4

Тема урока: Счастье и смысл жизни.

Тип урока: комбинированный: первичное знакомство с новым материалом и сопутствующее повторение.

Урок проводится по технологии проблемного обучения, такой подход помогает ученикам самостоятельно разобраться в учебном материале, который предлагает учитель. На уроке также используется технология формирования правильной читательской деятельности:

1) предтекстовая деятельность;

2) текстовая деятельность;

3) послетекстовая деятельность.

Цель

Создание условий для формирования правильного представления о счастье и смысле жизни.

Задачи

Познакомить с новыми понятиями, формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.

Развивать образное восприятие изучаемого материала, мышление, память.

Воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни.

Планируемые результаты

Личностные:

• соотносить свои поступки и поступки окружающих с моральными и этическими нормами;

сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

Предметные:

• осознавать понятия «счастье» и «смысл жизни» как духовно-нравственные ценности человека;

• систематизировать изученный материал.

Регулятивные УУД:

• определять цель деятельности на уроке;

• определять тему и задачи урока;

• прогнозировать результаты деятельности;

Познавательные УУД:

• воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные);

• строить речевое высказывание в устной форме;

• обогащать свой словарный запас;

• интерпретировать и обобщать информацию.

Коммуникативные УУД:

• читать, слушать и понимать прочитанное;

• высказывать и аргументировать свою точку зрения;

• договариваться с другими людьми и приходить к общему мнению, решению.

Ресурсы:

- основные

дополнительные

Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. 4 класс. Светская этика».

Карганова Екатерина. Сказка «Как Ослик счастье искал».

Картинка с ребусом.

Организация пространства

Основной формой работы на уроке является работа в группе, она позволяет решать несколько задач: сообща находить верное решение на поставленные вопросы, прислушиваться к мнению других, проявлять лидерские способности.

Оборудование

Из цветной бумаги жёлтая серединка, белые лепестки; фломастеры; картинки со сказочными героями.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационно мотивационный

Цель:

эмоциональная, подготовка к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для включения в учебную деятельность

Мы начнем сейчас урок.

Он пойдет, надеюсь, впрок.

Постарайтесь все понять.

Будем тайны открывать.

- А вы любите тайны?

-Как вы думаете, какие тайны мы будем открывать сегодня?

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Включаются в беседу, отвечают на вопросы. Прогнозируют свою деятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания»

- Помогут ли такие качества людей как доброта, совесть, честь, достоинство, нравственность в раскрытии тайн?

(Проверка усвоения материала предыдущего урока).

Обсуждают возможность раскрытия тайны с нравственной точки зрения.

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Цель: фиксация новой учебной задачи и поиск решения этой задачи.

Организует формулирование цели и темы для изучения.

Я открою вам необычный секрет,

О котором известно всем детям.

В мире множество тайн и чудес.

Важное надо только заметить.

- Попробуйте разгадать маленький секрет:

- Чтобы вы хотели узнать про счастье?

Разгадывают ребус, формулируют тему урока и вопросы, на которые необходимо ответить в ходе урока.

IV. Выявление места и причины затруднения.

- Я предлагаю вам послушать сказку «Как Ослик счастье искал». ( Можно как вариант мультфильм «Как Ослик счастье искал»).

Предтекстовая деятельность:

- О чем вам говорит название сказки?

- Как вы думаете, чем могут закончиться поиски?

Работа с текстом:

- Почему Овечка и Козочка не могли найти счастье?

- Что означают слова Ослика: «Счастье - это не "вообще"!»?

- Что является счастьем для Селезня и почему?

- Куда Ворон отправил друзей за счастьем?

- Трудными ли были поиски?

- Что за счастье нашли Ослик, Овечка и Козочка?

Послетекстовая работа?

- Как представляли себе счастье герои сказки?

- Почему друзья нашли счастье, когда спасли девочку?

- Сможете ли вы сказать, что такое счастье?

Чтение сказки с логическими паузами для обсуждения прочитанного.

Определяют границы знания и незнания.

Высказывают свое мнение и аргументируют его.

IV. Релаксация.

Что такое счастье?
Счастье это просто!
Нет у счастья веса,
Нет у счастья роста.

Счастье не измеришь
Яркими словами,
Счастье не увидишь
Ясными глазами.

Как тогда ответить,
Что такое счастье?
Ведь оно бывает
Самой разной масти.

Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!

Нурия Валеева

Импровизация в выполнении движений.

V. Решение проблемы. Открытие новых знаний.

Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

- Давайте попробуем обобщить ваши высказывания и сделать вывод, что же такое счастье.

Вывод:

Счастье – это чувство высшей радости, необычайного душевного подъема.

- А ради чего живет человек на Земле? В чем смысл жизни?

- Я предлагаю вам прочитать по ролям текст на с. 32.

- Какая основная мысль текста?

- Что может повлиять на смысл жизни, на счастье человека?

Обсуждают план выхода из создавшейся ситуации.

Высказывают предположения с опорой на прочитанный текст и на свой жизненный опыт.

Формулируют совместно с учителем вывод.

Смысл жизни – главная цель, к которой стремиться человек, ради которой он живёт, совершает те или иные поступки. Высказывают свое мнение, аргументируют его.

VI. Применение новых знаний. Выполнение продуктивных заданий по теме. Цель: организация выполнения задания на новый способ действий

- Послушайте притчу о счастье.

Бог слепил человека из глины, и остался

у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе?- спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

- Почему Бог не слепил счастье?

- А как выглядит ваше счастье? Попробуйте представить его.

Работа в группах.

1 группа - Составить синквейн по теме.

Синквейн (пятистрочие)

1-ая строка – одно слово, чаще имя   существительное (тема).

2-ая строка – два имени прилагательных.

3-ья строка – три глагола.

4-ая строка – предложение из четырёх слов.

5-ая строка – одно слово, синоним темы.

(2-5 строки продолжают раскрывать тему)

2 группа - Цветок счастья. (На лепестках написать, что для вас счастье и прикрепить лепестки к жёлтой серединке).

3 группа - Определите смысл жизни сказочных героев. Кто из них нашел свое счастье? (Предложены картинки со сказочными героями).

Высказывают разные предположения.

Применяют новый способ действия в групповой работе. После выполнения – представление своих результатов.

Словесное оценивание.

VII. Домашнее задание

Домашнее задание по выбору. Комментирование задания.

1. Подобрать пословицы о счастье.

2. Мини-проект «Счастливые моменты моей семьи»

3. Рисунок «Я – счастливый человек».

Выбирают для себя одно из трех заданий.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цель: организация рефлексии, оценки результатов деятельности.

- Смогли ли мы найти ответы на поставленные вопросы?

- Что важное вы взяли для себя?

- Я рада вашим успехам и желаю вам счастья!

Анализируют свою деятельность. Формулируют вывод по уроку.

Прогнозируют дальнейшие учебные действия. Наслаждаться счастьем – величайшее благо, но дарить его другим – ещё большее.

КАК ОСЛИК СЧАСТЬЕ ИСКАЛ
Екатерина Карганова

Ослик очень хотел найти счастье. Но сначала надо было узнать, что это такое. И он отправился к своему соседу — Барашку.

— Здравствуй, у тебя счастье есть? — спросил Ослик.

— Сейчас посмотрю. Заходи!

Ослик зашёл. А Барашек заглянул в кладовку... под кровать... в холодильник... И пожал плечами:

— Что-то не видно...

— Значит, нет. Очень жаль! И Ослик собрался уходить.

— Послушай, Ослик! — остановил его Барашек. — Может быть, вот это счастье? — и он расстелил перед Осликом пушистый шерстяной платок.

— Нет, не думаю, — сказал Ослик и направился к двери. — Зайду, пожалуй, к Козочке. Может, у неё есть счастье.

— Козочка, скажи, пожалуйста, нет ли у тебя счастья?! — с надеждой спросил Ослик.

— Счастья?! — Козочка поставила расписную миску на стол и задумалась. — Наверное, есть ... только я не помню, где оно лежит...

— Та-ак... — сказал Ослик. — У Барашка счастья нет, у тебя тоже нет...

— Да, но у меня есть молоко! — воскликнула Козочка. — Оно такое вкусное! И полезное! И вообще!..

— Счастье — «это не «вообще»! — очень умно заметил Ослик и, попрощавшись с Козочкой, пошёл к Селезню.

Селезень сидел на воде за большим листом кувшинки и завтракал. Он ел своё любимое блюдо — «салат из водорослей с плавунцами» и крякал от удовольствия.

— Привет, Селезень! Я ищу счастье, — сказал Ослик. — У тебя случайно нет?..

— Ка-ак не быть?! — крякнул Селезень. Ослик так и подпрыгнул.

— А посмотреть можно?!

Селезень сбросил с большого ведра крышку и, гордо выпятив грудь, сказал:

— Вот! Смотри!

Ослик сунул голову в ведро:

— Ты что?! Смеёшься?! Это же головастики!

— Да, но целое ведро! Это же счастье! — воскликнул Селезень.

— Мне такое счастье не подходит! Прощай! Пошёл Ослик дальше и забрёл в лес.

— Ау-у, Ослик! — кто-то тихо позвал его.

Ослик спрятался за дерево и прислушался... Кусты зашевелились — и на дорожку вышли... Козочка и Барашек!

— Ну, как? — спросили они. — Нашёл счастье?! Ослик печально вздохнул и покачал головой...

— Слушай меня внимательно! — прокричал им с ёлки старый Ворон:

У сосны, где синий лес
Поднял ветви до небес,
Где ручей журчит в овраге,
Где медведь рычит в берлоге,
Там найдёте ваше счастье!
Пусть же вам помогут... ноги!

Долго бежали Ослик, Козочка и Барашек. А когда, запыхавшись остановились, прямо перед собой увидели сосну — высокую-превысокую! Ту самую!

А счастье?! Где оно? Неужели старый Ворон обманул их?!

Ослик обошёл дерево вокруг и увидел маленькую Девочку! Она сжимала в руках синее ведёрко и дрожала от холода.

— Не бойся! — ласково сказала ей Козочка.

— Мы тебя не обидим! — успокоил Девочку Барашек. А Ослик спросил:

— Ты — счастье?!

— Я — Маша, — сказала Девочка. — Я хочу есть! Мне холодно! Я хочу домой!

— Я — сейчас! — сказала Козочка, взяла синее ведёрко и скрылась за кустом...

Вскоре она вернулась и поставила ведёрко, доверху наполненное молоком, перед Девочкой.

— Выпей молочка! — сказала Козочка. — Парное!

И Маша с удовольствием выпила всё молоко до капельки!

— Сейчас тебе станет тепло! — сказал Барашек и накинул Девочке на плечи пушистый шерстяной платок, который всегда носил с собой.

И Маша сразу согрелась и перестала дрожать.

— А теперь домой! — сказал Ослик.

Маша уселась на Ослика верхом. И все тронулись в путь. Дорога домой всегда короче и веселее! — Смотрите! Смотрите! Вот мой дом! — Маша соскочила с Ослика и захлопала в ладоши.

И в самом деле, Козочка, Барашек и Ослик увидели две стройные берёзки, а рядом с ними — нарядный домик с черепичной крышей.

Девочка поцеловала своих новых друзей: Ослика — в чёрный нос, Козочку — в розовый, Барашка — в коричневый.

— Большое спасибо! Вы помогли мне! Это такое счастье!

Так Ослик и его друзья нашли своё счастье.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (2)

Нургалиева Ляля Равильевна, 18.07.17 в 15:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересная история, проведу классный час!
Долгобородова Лариса Анатольевна, 18.07.17 в 16:20 0Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Ляля Равильевна, за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.