Урок «Счастье и смысл жизни» по модулю «Основы светской этики» (4 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики».
Класс: 4
Тема урока: Счастье и смысл жизни.
Тип урока: комбинированный: первичное знакомство с новым материалом и сопутствующее повторение.
Урок проводится по технологии проблемного обучения, такой подход помогает ученикам самостоятельно разобраться в учебном материале, который предлагает учитель. На уроке также используется технология формирования правильной читательской деятельности:
1) предтекстовая деятельность;
2) текстовая деятельность;
3) послетекстовая деятельность.
Цель |
Создание условий для формирования правильного представления о счастье и смысле жизни. |
Задачи |
• Познакомить с новыми понятиями, формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым. • Развивать образное восприятие изучаемого материала, мышление, память. • Воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни. |
Планируемые результаты |
Личностные: • соотносить свои поступки и поступки окружающих с моральными и этическими нормами; • сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей. Предметные: • осознавать понятия «счастье» и «смысл жизни» как духовно-нравственные ценности человека; • систематизировать изученный материал. Регулятивные УУД: • определять цель деятельности на уроке; • определять тему и задачи урока; • прогнозировать результаты деятельности; Познавательные УУД: • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные); • строить речевое высказывание в устной форме; • обогащать свой словарный запас; • интерпретировать и обобщать информацию. Коммуникативные УУД: • читать, слушать и понимать прочитанное; • высказывать и аргументировать свою точку зрения; • договариваться с другими людьми и приходить к общему мнению, решению. |
Ресурсы: - основные дополнительные |
Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. 4 класс. Светская этика». Карганова Екатерина. Сказка «Как Ослик счастье искал». Картинка с ребусом. |
Организация пространства |
Основной формой работы на уроке является работа в группе, она позволяет решать несколько задач: сообща находить верное решение на поставленные вопросы, прислушиваться к мнению других, проявлять лидерские способности. |
Оборудование |
Из цветной бумаги жёлтая серединка, белые лепестки; фломастеры; картинки со сказочными героями. |
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационно мотивационный Цель: эмоциональная, подготовка к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для включения в учебную деятельность Мы начнем сейчас урок. Он пойдет, надеюсь, впрок. Постарайтесь все понять. Будем тайны открывать. - А вы любите тайны? -Как вы думаете, какие тайны мы будем открывать сегодня? |
Настраиваются на предстоящую работу в классе. Включаются в беседу, отвечают на вопросы. Прогнозируют свою деятельность. |
II. Актуализация знаний. Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания» |
- Помогут ли такие качества людей как доброта, совесть, честь, достоинство, нравственность в раскрытии тайн? (Проверка усвоения материала предыдущего урока). |
Обсуждают возможность раскрытия тайны с нравственной точки зрения. |
III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Цель: фиксация новой учебной задачи и поиск решения этой задачи. |
Организует формулирование цели и темы для изучения. Я открою вам необычный секрет, О котором известно всем детям. В мире множество тайн и чудес. Важное надо только заметить. - Попробуйте разгадать маленький секрет: - Чтобы вы хотели узнать про счастье? |
Разгадывают ребус, формулируют тему урока и вопросы, на которые необходимо ответить в ходе урока. |
IV. Выявление места и причины затруднения. |
- Я предлагаю вам послушать сказку «Как Ослик счастье искал». ( Можно как вариант мультфильм «Как Ослик счастье искал»). Предтекстовая деятельность: - О чем вам говорит название сказки? - Как вы думаете, чем могут закончиться поиски? Работа с текстом: - Почему Овечка и Козочка не могли найти счастье? - Что означают слова Ослика: «Счастье - это не "вообще"!»? - Что является счастьем для Селезня и почему? - Куда Ворон отправил друзей за счастьем? - Трудными ли были поиски? - Что за счастье нашли Ослик, Овечка и Козочка? Послетекстовая работа? - Как представляли себе счастье герои сказки? - Почему друзья нашли счастье, когда спасли девочку? - Сможете ли вы сказать, что такое счастье? |
Чтение сказки с логическими паузами для обсуждения прочитанного. Определяют границы знания и незнания. Высказывают свое мнение и аргументируют его. |
IV. Релаксация. |
Что такое счастье? Счастье не измеришь Как тогда ответить, Счастье… это слово Нурия Валеева |
Импровизация в выполнении движений. |
V. Решение проблемы. Открытие новых знаний. Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
- Давайте попробуем обобщить ваши высказывания и сделать вывод, что же такое счастье. Вывод: Счастье – это чувство высшей радости, необычайного душевного подъема. - А ради чего живет человек на Земле? В чем смысл жизни? - Я предлагаю вам прочитать по ролям текст на с. 32. - Какая основная мысль текста? - Что может повлиять на смысл жизни, на счастье человека? |
Обсуждают план выхода из создавшейся ситуации. Высказывают предположения с опорой на прочитанный текст и на свой жизненный опыт. Формулируют совместно с учителем вывод. Смысл жизни – главная цель, к которой стремиться человек, ради которой он живёт, совершает те или иные поступки. Высказывают свое мнение, аргументируют его. |
VI. Применение новых знаний. Выполнение продуктивных заданий по теме. Цель: организация выполнения задания на новый способ действий |
- Послушайте притчу о счастье. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. - Что ещё слепить тебе?- спросил Бог. - Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. - Почему Бог не слепил счастье? - А как выглядит ваше счастье? Попробуйте представить его. Работа в группах. 1 группа - Составить синквейн по теме. Синквейн (пятистрочие) 1-ая строка – одно слово, чаще имя существительное (тема). 2-ая строка – два имени прилагательных. 3-ья строка – три глагола. 4-ая строка – предложение из четырёх слов. 5-ая строка – одно слово, синоним темы. (2-5 строки продолжают раскрывать тему) 2 группа - Цветок счастья. (На лепестках написать, что для вас счастье и прикрепить лепестки к жёлтой серединке). 3 группа - Определите смысл жизни сказочных героев. Кто из них нашел свое счастье? (Предложены картинки со сказочными героями). |
Высказывают разные предположения. Применяют новый способ действия в групповой работе. После выполнения – представление своих результатов. Словесное оценивание. |
VII. Домашнее задание |
Домашнее задание по выбору. Комментирование задания. 1. Подобрать пословицы о счастье. 2. Мини-проект «Счастливые моменты моей семьи» 3. Рисунок «Я – счастливый человек». |
Выбирают для себя одно из трех заданий. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности Цель: организация рефлексии, оценки результатов деятельности. |
- Смогли ли мы найти ответы на поставленные вопросы? - Что важное вы взяли для себя? - Я рада вашим успехам и желаю вам счастья! |
Анализируют свою деятельность. Формулируют вывод по уроку. Прогнозируют дальнейшие учебные действия. Наслаждаться счастьем – величайшее благо, но дарить его другим – ещё большее. |
КАК ОСЛИК СЧАСТЬЕ ИСКАЛ
Екатерина Карганова
Ослик очень хотел найти счастье. Но сначала надо было узнать, что это такое. И он отправился к своему соседу — Барашку.
— Здравствуй, у тебя счастье есть? — спросил Ослик.
— Сейчас посмотрю. Заходи!
Ослик зашёл. А Барашек заглянул в кладовку... под кровать... в холодильник... И пожал плечами:
— Что-то не видно...
— Значит, нет. Очень жаль! И Ослик собрался уходить.
— Послушай, Ослик! — остановил его Барашек. — Может быть, вот это счастье? — и он расстелил перед Осликом пушистый шерстяной платок.
— Нет, не думаю, — сказал Ослик и направился к двери. — Зайду, пожалуй, к Козочке. Может, у неё есть счастье.
— Козочка, скажи, пожалуйста, нет ли у тебя счастья?! — с надеждой спросил Ослик.
— Счастья?! — Козочка поставила расписную миску на стол и задумалась. — Наверное, есть ... только я не помню, где оно лежит...
— Та-ак... — сказал Ослик. — У Барашка счастья нет, у тебя тоже нет...
— Да, но у меня есть молоко! — воскликнула Козочка. — Оно такое вкусное! И полезное! И вообще!..
— Счастье — «это не «вообще»! — очень умно заметил Ослик и, попрощавшись с Козочкой, пошёл к Селезню.
Селезень сидел на воде за большим листом кувшинки и завтракал. Он ел своё любимое блюдо — «салат из водорослей с плавунцами» и крякал от удовольствия.
— Привет, Селезень! Я ищу счастье, — сказал Ослик. — У тебя случайно нет?..
— Ка-ак не быть?! — крякнул Селезень. Ослик так и подпрыгнул.
— А посмотреть можно?!
Селезень сбросил с большого ведра крышку и, гордо выпятив грудь, сказал:
— Вот! Смотри!
Ослик сунул голову в ведро:
— Ты что?! Смеёшься?! Это же головастики!
— Да, но целое ведро! Это же счастье! — воскликнул Селезень.
— Мне такое счастье не подходит! Прощай! Пошёл Ослик дальше и забрёл в лес.
— Ау-у, Ослик! — кто-то тихо позвал его.
Ослик спрятался за дерево и прислушался... Кусты зашевелились — и на дорожку вышли... Козочка и Барашек!
— Ну, как? — спросили они. — Нашёл счастье?! Ослик печально вздохнул и покачал головой...
— Слушай меня внимательно! — прокричал им с ёлки старый Ворон:
У сосны, где синий лес
Поднял ветви до небес,
Где ручей журчит в овраге,
Где медведь рычит в берлоге,
Там найдёте ваше счастье!
Пусть же вам помогут... ноги!
Долго бежали Ослик, Козочка и Барашек. А когда, запыхавшись остановились, прямо перед собой увидели сосну — высокую-превысокую! Ту самую!
А счастье?! Где оно? Неужели старый Ворон обманул их?!
Ослик обошёл дерево вокруг и увидел маленькую Девочку! Она сжимала в руках синее ведёрко и дрожала от холода.
— Не бойся! — ласково сказала ей Козочка.
— Мы тебя не обидим! — успокоил Девочку Барашек. А Ослик спросил:
— Ты — счастье?!
— Я — Маша, — сказала Девочка. — Я хочу есть! Мне холодно! Я хочу домой!
— Я — сейчас! — сказала Козочка, взяла синее ведёрко и скрылась за кустом...
Вскоре она вернулась и поставила ведёрко, доверху наполненное молоком, перед Девочкой.
— Выпей молочка! — сказала Козочка. — Парное!
И Маша с удовольствием выпила всё молоко до капельки!
— Сейчас тебе станет тепло! — сказал Барашек и накинул Девочке на плечи пушистый шерстяной платок, который всегда носил с собой.
И Маша сразу согрелась и перестала дрожать.
— А теперь домой! — сказал Ослик.
Маша уселась на Ослика верхом. И все тронулись в путь. Дорога домой всегда короче и веселее! — Смотрите! Смотрите! Вот мой дом! — Маша соскочила с Ослика и захлопала в ладоши.
И в самом деле, Козочка, Барашек и Ослик увидели две стройные берёзки, а рядом с ними — нарядный домик с черепичной крышей.
Девочка поцеловала своих новых друзей: Ослика — в чёрный нос, Козочку — в розовый, Барашка — в коричневый.
— Большое спасибо! Вы помогли мне! Это такое счастье!
Так Ослик и его друзья нашли своё счастье.
Нургалиева Ляля Равильевна
Долгобородова Лариса Анатольевна