Конспект урока истории в 9 классе «Россия в годы правления Александра I (1801-1825 гг.)»
Конспект урока по Истории России XIX в.
- Тема урока: «Россия в годы правления Александра I (1801-1825 гг.)».
- Класс: 9 класс
- Цель урока: повторить и закрепить знание основных событий, дат, понятий и исторических деятелей эпохи правления Александра I
- Задачи урока:
Образовательные:
- повторение и систематизация дат и основных событий правления Александра I;
- повторение реформаторов первой четверти XIX в.;
- характеристика итогов правления Александра I.
Развивающие: способствовать развитию:
- навыков индивидуальной работы;
- умения оперировать изученными терминами и понятиями;
- коммуникативных навыков;
- логического мышления и памяти.
Воспитательные: способствовать:
- развитию личной ответственности за результат работы;
- развитию сознательной дисциплины;
- развитию культуры труда;
- развитию и проявлению интереса к истории.
- Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
- Оборудование:
- Учебник История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. / под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
- Лото (карточки с вопросами и карточки с ответами) (Приложение 1, Приложение 2)
- Тип урока: повторительно-обобщающий урок
- Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД на этапах урока |
| ТРУД | ||
| Предполагаемые ответы: 1. Александр I 2. Мы знаем его семью; обстоятельства прихода его к власти; знаем лиц, которые его окружали; знаем, какую он проводил политику: и внутреннюю, и внешнюю. 3. Нам нужно повторить и закрепить пройденный материал по теме «Россия в период правления Александра I (1801-1825 гг.)». В случае возникновения у учащихся трудностей при ответе на вопросы беседы, учитель задает наводящие вопросы. Таким образом, мы с вами определили и тему урока, и тип урока, и его главную цель.
Достигать поставленную цель мы с вами будем необычным способом – мы с вами поиграем, поиграем в лото. | Мотивационная беседа. Вопросы: 1. Какой российский император правил в период с 1801 по 1825 г.? 2. Что мы о нем знаем? 3. Что нам необходимо сделать, чтобы все полученные знания сохранились в нашей памяти как можно дольше? | Личностные УУД: развитие готовности к сотрудничеству, формирование потребности в учении. Познавательные УУД: умение осознанно строить речевые высказывания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД: формулировать тему и цель урока с помощью учителя. |
3. Проведение игры Объяснение правил игры Собственно игра Выставление оценок | Каждый из вас получит игровое поле (Приложение 1), на каждом из которых вы увидите десять клеточек. Это ответы на вопросы. Сами вопросы (Приложение 2) находятся в моем волшебном мешочке. Я буду зачитывать вам вопросы, тот, у кого на поле будет ответ, поднимает руку и заполняет соответствующую клеточку[1]. Работать вы будете индивидуально. В конце урока мы проверим правильность заполнения игрового поля каждого из вас. Критерии оценивания будут следующие: 6-7 правильных ответов – оценка 3, 8-9 правильных ответов – 4, 10 правильных ответов – 5. Перед началом нашей игры ознакомьтесь с понятиями, датами, именами, городами, представленными в вашем игровом поле, вспомните про себя, что вы о них знаете. Учитель вытаскивает карточки с вопросами, учащиеся ищут ответы на своем игровом поле, заполняя его этими карточками. Игра рассчитана на 20-25 минут, после чего учитель проверяет работу у нескольких сильных учеников, которым затем поручает проверку работ своих одноклассников. В ходе проверки выделяется ряд терминов, дат, имен, вызвавших наибольшие затруднения у учеников. С этими терминами необходимо организовать дополнительную работу в конце урока. Вы сегодня хорошо поработали, и каждый из вас заслужил оценку в зависимости от количества правильных ответов. | Внимательно слушают объяснение правил игры, в случае необходимости задают вопросы. Учащиеся играют, соблюдая правила Выставляют оценки за урок в дневник | Личностные УУД: развитие готовности к сотрудничеству; формирование потребности в учении. Познавательные УУД: ориентация в полученной системе знаний; умение рассматривать, сравнивать; ориентация на разнообразие способов решения поставленных задач. Коммуникативные УУД: умение слушать; сотрудничество в поиске решения учебных задач. Регулятивные УУД: различать допустимые и недопустимые формы поведения; умение корректировать способ своих действий. |
4. Итоговое закрепление | Помощь учащимся | «Домино» (работа в парах) (Приложение 3) | Личностные УУД: развитие готовности к сотрудничеству; формирование потребности в учении. Познавательные УУД: умение осознанно строить речевые высказывания; ориентация в полученной системе знаний; умение рассматривать, сравнивать; ориентация на разнообразие способов решения поставленных задач. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; сотрудничество в поиске решения учебных задач; умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать. Регулятивные УУД: различать допустимые и недопустимые формы поведения; умение корректировать способ своих действий. |
| У вас на столах лежат стикеры. Я попрошу вас нарисовать смайлики, которые бы отражали ваше впечатление от нашего сегодняшнего урока, и прикрепить его на доску. | Рисуют смайлики на листочке и прикрепляют его на доску. | |
| Составить «Ленту времени», отразив на ней основные события правления Александра I |
Приложение 1.
1812 г. | Москва | Сперанский М.М. | Франция | Союз Спасения |
Константин | Крестьянство | Либерализм | Сенат | 14 декабря 1825 г. |
1801-1825 гг. | Фили | Аракчеев А.А. | Париж | Южное общество |
Николай | Духовенство | Ополчение | Синод | 26 августа 1812 г. |
Лагарп Ф.С. | Бородино | Санкт-Петербург | Кутузов М.И. | Северное общество |
Павел I | Казачество | Негласный комитет | Министерства | 19 ноября 1825 г. |
14 декабря 1825 г. | Союз Благоденствия | Наполеон Бонапарт | Либерализм | Павел I |
Пестель П.И. | Негласный комитет | Дворянство | 1812 г. | Смоленск |
26 августа 1812 г. | Фили | Петербург | Ополчение | Союз Спасения |
Муравьев Н. | Министерства | Купечество | Екатерина II | 19 ноября 1825 г. |
Пестель П.И. | Бородино | Кутузов М.И. | Либерализм | Южное общество |
1812 г. | Константин | Мещане | Ополчение | 14 декабря 1825 г. |
1816-1819 гг. | Указ о «вольных хлебопашцах» | Сперанский М.М. | Украина | Северное общество |
Лагарп Ф.С. | «Конституция» | Крестьянство | Либерализм | 19 ноября 1825 г. |
19 ноября 1825 г. | «Русская Правда» | Аракчеев А.А. | Украина | Союз Спасения |
«Указ о вольных хлебопашцах» | Николай | Дворянство | Тарутино | 1816-1819 гг. |
14 декабря 1825 г. | «Русская Правда» | Фили | Украина | Союз Благоденствия |
Константин | Муравьев Н. | Казачество | Синод | Екатерина II |
19 ноября 1825 г. | «Конституция» | Санкт-Петербург | Пестель П.И. | Северное общество |
Павел I | Сенат | Крестьянство | Франция | 26 августа 1812 г. |
Приложение 2.
Период царствования Александра I | Деревня, в которой было принято решение оставить Москву | Создатель военных поселений | Город, в который союзные войска вошли 18 марта 1814 г. | Декабристское общество, действующее на Украине |
Брат Александра I, занявший престол после его смерти | Слой общества, занимающийся церковными делами | Войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах | Высший церковный орган при Александре I | В этот день состоялось Бородинское сражение |
Наставник Александра I | Деревня, у которой произошло сражение 26 августа 1812 г. | Город, в котором произошло восстание декабристов | Командующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 г. | Декабристское общество, действующее в Петербурге |
Отец Александра I | Слой общества, занимающий особое положение, имеющий определенную вольницу | Войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах | Орган, созданный при Александре I, заменивший коллегии | В этот день умер Александр I |
В этот день произошло выступление декабристов | Тайное общество, сменившее Союз Спасения | Командующий французскими войсками в Отечественной войне | Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод | Отец Александра I |
Руководитель Южного общества | Неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников | Высший слой российского общества | Этот год – год Отечественной войны | У этого города соединились 1-я и 2-я русские армии |
Этот год – год Отечественной войны | Город, сожженный и сданный французам | Автор «Введения к уложению гос. законов» | Противник России в Отечественной войне | Первое крупное тайное общество в России |
Брат Александра I, отказавшийся от престола | Слой общества, составлявший более 90 % | Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод | Высший судебный орган при Александре I | В этот день произошло выступление декабристов |
В этот день состоялось Бородинское сражение | Деревня, в которой было принято решение оставить Москву | Город, в котором произошло восстание декабристов | Войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах | Первое крупное тайное общество в России |
Руководитель Северного общества | Орган, созданный при Александре I, заменивший коллегии | Слой российского общества, занимающийся торговлей | Бабушка Александра I | В этот день умер Александр I |
Руководитель Южного общества | Деревня, у которой произошло сражение 26 августа 1812 г. | Командующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 г. | Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод | Декабристское общество, действующее на Украине |
Этот год – год Отечественной войны | Орган, созданный при Александре I, заменивший коллегии | Слой российского общества, проживающий в городах | Войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах | В этот день произошло выступление декабристов |
В этот период времени было отменено крепостное право в Прибалтике | Указ, по которому помещики могли отпускать своих крепостных за выкуп | Автор «Введения к уложению гос. законов» | Здесь действовало Южное общество | Декабристское общество, действующее в Петербурге |
Наставник Александра I | Программный документ Северного общества | Слой общества, составлявший более 90 % | Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод | В этот день умер Александр I |
В этот день умер Александр I | Программный документ Южного общества | Создатель военных поселений | Здесь действовало Южное общество | Первое крупное тайное общество в России |
Указ, по которому помещики могли отпускать своих крепостных за выкуп | Брат Александра I, занявший престол после его смерти | Высший слой российского общества | У этого села был совершен маневр, изменивший маршрут французов | В этот период времени было отменено крепостное право в Прибалтике |
В этот день произошло выступление декабристов | Программный документ Южного общества | Деревня, в которой было принято решение оставить Москву | Здесь действовало Южное общество | Тайное общество, сменившее Союз Спасения |
Брат Александра I, отказавшийся от престола | Руководитель Северного общества | Слой общества, занимающий особое положение, имеющий определенную вольницу | Высший церковный орган при Александре I | Бабушка Александра I |
В этот день умер Александр I | Программный документ Северного общества | Город, в котором произошло восстание декабристов | Руководитель Южного общества | Декабристское общество, действующее в Петербурге |
Отец Александра I | Высший судебный орган при Александре I | Слой общества, составлявший более 90 % | Противник России в Отечественной войне | Деревня, у которой произошло сражение 26 августа 1812 г. |
Приложение 3.
1 | Пестель П.И |
Руководитель Южного общества | Император, правивший в 1801-1825 г. |
Александр I | Создатель военных поселений |
Аракчеев А.А. | Тайное общество, действовавшее на Украине |
Южное общество | 14 декабря 1825 г. |
Выступление декабристов | Барклай-де-Толли М.Б. |
Командующий 1-й русской армией в годы Отечественной войны | Государственный Совет |
Совещательный орган при императоре | Польша |
Территория, вошедшая в состав России после Отечественной войны | Франция |
Противник России в Отечественной войне |
[1] Количество карточек с вопросами значительно больше, чем ответов, так как вполне возможны ошибки при выполнении задания.