Урок литературы в 9 классе «А.С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба. Творческая история комедии "Горе от ума"»
Предмет: литература
Класс: 9 Дата:
Тема урока: Р.р. А.С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба. Творческая история комедии «Горе от ума»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели: формирование у обучающихся деятельностных способностей, способностей к конструированию и систематизации изучаемого.
Задачи:
обучающие: расширение знаний о жизни и творчестве А.С. Грибоедова, комедии, чтение и обсуждение комедии «Горе от ума», анализ жанровых особенностей произведения; продолжение формирования навыка смыслового чтения и анализа текста; выявление идейно-художественного своеобразия произведения;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).
Межпредметные связи: история, русский язык.
Приемы обучения: слово учителя, выразительное, комментированное чтение, работа с учебником, беседа.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||
Знание сведений о биографии и творчестве А.С. Грибоедова, об истории создания комедии «Горе от ума»; углубление знаний о комедии; осознание значимости чтения и изучения литературы для гармонизации отношений человека и общества; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. | Целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Воспитание уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. |
Сценарий урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||
1. Мотивационный этап | ||||||
Приветствует. Мотивирует к обучению. | Слушают учителя. Готовятся к восприятию учебного материала. | К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества. Р.: готовность к самообразованию. П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока. Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присут-ствующих на уроке; становление смыслообра-зующих функций. | ||||
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | ||||||
Организует повторение пройденного. 1) Опрос домашнего задания: Учебный диалог по теме «Особенности баллады Жуковского» (работа в парах) Монологическое высказывание: характеристика Светланы (баллада Жуковского «Светлана») (индивидуальная работа) 2) Актуализация имеющихся знаний об А. С. Грибоедове: эвристическая беседа (коллективная работа) - Что вам известно о жизни, творчестве и судьбе Грибоедова? = Прочитайте стихотворение Д. Кедрина «Грибоедов». - О каких фактах судьбы Грибоедова говорится в стихотворении? (приложение 1) | Выстраивают связные ответы, возражают, приводят факты из своего читательского опыта. Создают характеристику героини баллады, отмечают признаки романтического героя.
Отвечают на поставленные вопросы, выразительно читают текст стихотворения, отмечают следующие факты: служба в русском посольстве в Тегеране, трагическая смерть писателя. | К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения. Р: осуществление рефлексии своей деятельности. П.: умение применять знания в конкретной ситуации. | ||||
3. Выявление места и причины затруднения | ||||||
Создает проблемную ситуацию через подводящий диалог. 1) Постановка учебной задачи: прием «Чужое мнение» (коллективная работа) Человек, сильный душою, умеющий собою владеть и казаться наружно спокойным и равнодушным, но вместе с тем в высшей степени пылкий и страстный. Он не умел и не мог ничего делать наполовину. К.А. Бороздин = Прокомментируйте эпиграф. Как он связан с темой урока? | Высказывают гипотезу: Грибоедов и как писатель, и как гражданин всецело себя отдавал служению Родине. | Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | ||||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | ||||||
Организует беседу по постановке целей урока 1. Совместное целеполагание. Актуализировать… Формировать… Совершенствовать… Воспитывать… 2. Построение траектории изучения темы урока (групповая работа с последующим обсуждением) = Ребята, составьте план-алгоритм, согласно которому будет возможно реализовать поставленные вами цели сегодняшнего урока. | Участвуют в полилоге. Составляют план-алгоритм изучения темы: 1. Биографическая справка о писателе. 2. Характеристика творчества Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». 3. Краткий аналитический обзор пьесы. | К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение. Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание. П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний. | ||||
5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта | ||||||
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. 1. Слово учителя с элементами беседы (фронтальная работа). «Я познакомился с Грибоедовым в 1818 г. Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества,— всё в нём было необыкновенно привлекательно. Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нём как о человеке необыкновенном… Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где провёл восемь лет в уединённых неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 г. было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами… Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов». (А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум») - Какие черты человека и поэта отмечает А. С. Пушкин в А. С. Грибоедове? - Что, по-вашему, означает фраза А. С. Пушкина: «…но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов»? Происхождение, воспитание, образование А. С. Грибоедова. Литературоведческие исследования о дате рождения писателя. Роль матери в формировании его личности. Блестящие природные таланты юноши и его образование. Его музыкальные способности высоко ценил М. И. Глинка. Вступление добровольцем в действующую армию. Грибоедов в военных походах не участвовал, но война 1812 года повлияла на его мировоззрение, помогла понять решающую роль народа в истории страны. С 1816 года — служба в Коллегии иностранных дел, интерес к драматургии и театру, знакомство с театральными деятелями, коллективное сочинительство первых «лёгких» комедий. В 1818 году Грибоедов выслан из Петербурга за участие секундантом в дуэли и назначен секретарём русской дипломатической миссии в Персии. В конце 1821 года переведён в Тифлис секретарём по дипломатической части при главноуправляющем Грузией генерале А. П. Ермолове. В конце 1825 года Грибоедов возвращается на Кавказ, но за близость к декабристам он арестован и отослан в Петербург, где четыре месяца находится на гауптвахте Главного штаба. Следствие признало Грибоедова невиновным, и он был освобождён. В 1826 году царь Николай I произвёл Грибоедова в чин надворного советника. Но он снова отправлен на Кавказ. Грибоедов-дипломат стал одним из авторов выгодного для России Туркманчайского договора и произведён в ранг полномочного министра-резидента России в Персии. Любовь и смерть писателя В 1828 году А. С. Грибоедов женился на Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и общественного деятеля, и вместе с женой отправился в Тебриз (Тавриз), где находились иностранные миссии. В начале января 1829 года Грибоедов убит толпой фанатичных мусульман, разгромивших русскую миссию в Тегеране. Изуродованное тело писателя перевезено в Тифлис и похоронено в монастыре Святого Давида. В 1822 — начале 1823 года в Тифлисе написаны два первых акта комедии «Горе от ума». Летом 1823 года А. С. Грибоедов проводит отпуск в Тульской губернии, где пишет два последних акта. Затем в Москве он вносит поправки и завершает пьесу в Петербурге в 1824 году. Рукопись расходится в списках, читается автором на собраниях литераторов. Комедия запрещена к публикации, но благодаря содействию Ф. В. Булгарина отрывки из «Горя от ума» напечатаны в альманахе «Русская Талия на 1825 год». 2. Заслушивание «Литературных визиток» (индивидуальное дом. задания + презентация) 3. Чтение и обсуждение статьи учебника «Замысел комедии „Горе от ума“ и ход работы над ней. Источники текста» (коллективная работа) 4. Сообщение на тему «Герои комедии и их прототипы» (инд. задание) - Что дало основание А. С. Пушкину сказать: «Его рукописная комедия „Горе от ума“ произвела неописанное действие и вдруг поставила его [Грибоедова] наряду с первыми нашими поэтами»? (А. С. Пушкин. «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»).
Физкультминутка (разминка для глаз) | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы. Делают необходимые записи. Составляют опорную схему (приложение 2) Работают с учебником. Составляют тезисы (приложение №3) Делают краткую запись: Чацкий (первоначально Чадский) — философ Пётр Яковлевич Чаадаев или поэт Вильгельм Карлович Кюхельбекер; Фамусов — Алексей Фёдорович Грибоедов, дядя Грибоедова; София — София Алексеевна Грибоедова, двоюродная сестра Грибоедова; Скалозуб — Сергей Александрович Римский-Корсаков; князь Тугоуховский — Александр Александрович Шаховской, известный драматург; Хлёстова — Настасья Дмитриевна Офросимова (в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Мария Дмитриевна Ахросимова, тётка Наташи Ростовой). Это были не только известные в Москве, но и близкие драматургу люди. Не случайно пьеса так долго не публиковалась и не ставилась на сцене, а в среде московского дворянства широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Грибоедов написал «на всю Москву пасквиль» (значение этого слова нужно прокомментировать). Многие узнали себя в персонажах комедии и были не просто обижены на автора, но и глубоко оскорблены. Выполняют физкультминутку | К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия. Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция. П.: установление правил продуктивной работы. | ||||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | ||||||
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике. 1. Работа с текстом комедии: аналитическая беседа (коллективная работа): Чтение и анализ списка действующих лиц комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и информация о возможных прототипах её персонажей. Беседа: - Вы прочитали название пьесы. Как вы охарактеризуете её заглавие? Здесь не представлены образы главных героев. Что вынесено в заглавие? Какую проблему ставит перед нами автор? К ней мы ещё вернёмся, когда будем перечитывать и анализировать текст комедии. - После заглавия содержится указание на жанр произведения. Чего мы ждём от пьесы, которую автор называет комедией? Что вы можете сказать о признаках этого жанра? Чем должна завершаться классическая комедия? Вы, наверное, уже знаете, что в пьесе Грибоедова нас ждёт совсем иная концовка. = Внимательно перечитайте список действующих лиц комедии, в которой, по признанию автора, «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Являются ли фамилии и имена её персонажей «говорящими»? Можно ли по фамилии или имени определить, положительный это персонаж или отрицательный? Как вы думаете, с какой целью в список действующих лиц вводятся персонажи, вообще не имеющие имён, почему их так много? | Отмечают признак классицистической драмы: говорящая фамилия. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы. Отмечают: комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей; «Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX в. сентиментализма и реализма. «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX в. | Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||||
7. Этап самостоятельной работы | ||||||
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. 1) Практическая работа: исследовательская работа с текстом (парная/ групповая работа с последующим обсуждением): Задание: - Как вы понимаете слово «ум», входящее в название комедии? Декабрист Ф. Глинка писал об уме своих единомышленников: И молодые офицеры, Давая обществу примеры, Являлись скромно в блеске зал. Их не манил летучий бал Бессмысленным кружевным шумом: У них чело яснелось думой, Из-за которой ум сиял… Влюбившись от души в науки И сбросив шпагу, спав в ножнах, Они в их дружеских семьях Перо и книгу брали в руки, Сбираясь, по служебном дне, На поле мысли, в тишине. - Можно ли утверждать, что автор «Горя от ума» и Ф. Глинка вкладывали в понятие «ум» один и тот же смысл? - Объясните смысл названия комедии «Горе от ума». Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии — «Горе уму»? - Нет ли противоречия в названии? Как название соотносится с содержанием пьесы? - Почему передовые люди начала XIX века оказывались в изоляции от остального общества? | Выполняют задание, презентуют самостоятельную работу. Отмечают: Ум — это: интеллект, разум, высокое развитие интеллекта, способность мыслить неординарно, здравый смысл, рационализм, логика в действиях. Антонимы к слову “ум”: глупость, недомыслие, тупоумие, малое знание, неразумность, идиотизм, бестолковость, ограниченность, недалёкость. Идеалы Чацкого характеризуют его как человека “возвышенных” мыслей о чести, долге, совести, благородстве, человека подлинного, высокого ума, ищущего истину и служащего преобразованию жизни. Он странен для них, фамусовское общество не устраивают его взгляды на вещи. Он отвергает сами основания их жизни. Для Чацкого они безнравственны. С одной стороны, Чацкий страшен для них, они боятся его, с другой стороны, желают потешиться над ним, утвердить своё превосходство и создают страшную сплетню. | К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по плану. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели | ||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения | ||||||
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса. 1. Р.р. Работа по развитию культуры речи: составление таблицы, диалог по теме «Особенности жанра комедии Грибоедова «Горе от ума»» (работа в парах) = Составьте таблицу «Особенности жанра комедии Грибоедова «Горе от ума»» . = Вступите в диалог по содержанию таблицы. |
Выполняют задание:
| К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по составлению связного речевого высказывания. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели | ||||
9.Этап рефлексии. Итоги. Домашнее задание | ||||||
Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения»: 1) Стратегия «Свободный микрофон»: - В чем выражается исключительность личности и творчества Грибоедова»? 2) Подведение итогов. Выставление отметок (с комментированием) Анализирует ответы. Выделяет достоинства исследовательской деятельности. Указывает на недочёты работы, создаёт условия для исправления ошибок. Предлагает подвести итоги, установить уровень их достижений в процессе понимания литературного художественного произведения. Выражает собственное мнение об уровне достижений учащихся, предлагает провести самооценивание, сопоставить собственную оценку с оценкой учителя. 3)Задает д/з: подготовить сообщение на тему «Говорящие имена и фамилии в комедии»; аналитическое чтение I, II действий комедии; индивидуальные задания: подготовить чтение по ролям (с элементами театрализации) действия первого, явления 7 (разговор Чацкого с Софьей), действия второго, явления 2 (беседа Чацкого и Фамусова).
| Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке, определяют уровень её результативности. Сопоставляют оценку собственной деятельности с оценкой учителя | К.: отображение в речи совершаемых действий. Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений. П.: выработка маршрута по преодолению затруднений. |
Приложение 1
Дмитрий Кедрин
Грибоедов
Помыкает Паскевич,
Клевещет опальный Ермолов...
Что ж осталось ему?
Честолюбие, холод и злость.
От чиновных старух,
От язвительных светских уколов
Он в кибитке катит,
Опершись подбородком на трость.
На груди его орден.
Но, почестями опечален,
В спину ткнув ямщика,
Подбородок он прячет в фуляр.
Полно в прятки играть.
Чацкий он или только Молчалин -
Сей воитель в очках,
Прожектер,
Литератор,
Фигляр?
Прокляв английский клоб,
Нарядился в халат Чаадаев,
В сумасшедший колпак
И в моленной сидит, в бороде.
Дождик выровнял холмики
На островке Голодае,
Спят в земле декабристы,
И их отпевает... Фаддей!
От мечты о равенстве,
От фраз о свободе натуры,
Узник Главного штаба,
Российским послом состоя,
Он катит к азиятам.
Взимать с Тегерана куруры,
Туркменчайским трактатом
Вколачивать ум в персиян.
Лишь упрятанный в ящик,
Всю горечь земную изведав,
Он вернется в Тифлис.
И, коня осадивший в грязи,
Некто спросит с коня:
- Что везете, друзья?"
- "Грибоеда.
Грибоеда везем!" -
Пробормочет лениво грузин.
Кто же в ящике этом?
Ужели сей желчный скиталец?
Это тело смердит,
И торчит, указуя во тьму,
На нелепой дуэли
Нелепо простреленный палец
Длани, коей писалась
Комедия
"Горе уму".
И покуда всклокоченный,
В сальной на вороте ризе,
Поп армянский кадит
Над разбитой его головой,
Большеглазая девочка
Ждет его в дальнем Тебризе,
Тяжко носит дитя
И не знает,
Что стала вдовой.
1936
Приложение 2
Опорная схема «А. Грибоедов. Жизненный путь»
1794/95(?) год | Быт и нравы старинной дворянской семьи. Домашнее воспитание и образование |
1803 год | Благородный пансион: удивительные способности к иностранным языкам; серьезные занятия музыкой; любовь к литературе, истории |
1806 год | Московский университет Словесное отделение философского факультета; естественно-математический и юридический факультеты; студенческая среда, увлечение освободительными идеями; произведения Радищева, Фонвизина |
«…чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить отечеству». А. Грибоедов | |
1812 год | Служба в армии Впечатления от народной войны |
1817–1822 годы | Коллегия иностранных дел Замысел комедии Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, А. Бестужев и др. будущие декабристы. «Всё в нём было необыкновенно привлекательно…» А. Пушкин Дипломатическая служба в Персии |
1822 год | «Горе уму» (1823) «Горе от ума» (1824) Секретарь по иностранным делам в штабе генерала Ермолова |
1825 год | «Мучение быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов». А. Грибоедов Семья Чавчавадзе «В члены же его не принимал». А. Бестужев |
1826 год | Политическая ссылка в Персию |
1829 год | «…смерть постигла его посреди смелого, неравного боя». А. Пушкин |
Приложение 3
Творческая история создания комедии «Горе от ума»
О начале работы Грибоедова над комедией «Горе от ума» существуют разные свидетельства его современников. Наиболее авторитетным представляется воспоминание одного из ближайших друзей драматурга, С. Н. Бегичева, который писал: «…известно мне, что план этой комедии был сделан у него ещё в Петербурге 1816 года, и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочим жену Фамусова, сентиментальную модницу и аристократку московскую (тогда ещё поддельная чувствительность была несколько в ходу у московских дам), и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены». Близкий друг Грибоедова Ф. Д. Булгарин вспоминал: «Будучи в Персии в 1821 году, Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лёг спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что осталось в нём милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берёт карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план “Горя от ума” и сочиняет несколько сцен первого акта».
Так описываются варианты начала написания комедии «Горе от ума». В конце 1821 г. Грибоедов приезжает в Тифлис на службу «по дипломатической части» при генерале А. П. Ермолове, где и складывается у него план комедии и пишутся первые два акта.
В начале 1823 г. Грибоедов получает длительный отпуск и приезжает в Москву. О первом впечатлении от комедии рассказал в своих воспоминаниях С. Н. Бегичев: «Из комедии его “Горе от ума” написаны были только два действия. Он прочёл мне их, на первый акт я сделал ему некоторые замечания, он спорил, и даже показалось мне, что принял их нехорошо. На другой день приехал я к нему рано и застал его только что вставшим с постели: он неодетый сидел против растопленной печи и бросал в неё свой первый акт по листу. Я закричал: “Послушай, что ты делаешь?!” — “Я обдумал,— отвечал он,— ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове”. И через неделю первый акт уже был написан».
В автографе ранней редакции комедии действительно отсутствуют страницы, на которых содержалось несколько сцен первого акта. Очевидно, Грибоедов согласился с замечаниями С. Н. Бегичева. Свежие московские впечатления позволили ему развернуть новые картины в своей комедии. В конце июля 1823 г. Грибоедов уехал в имение С. Н. Бегичева, где закончил работу над двумя последними актами «Горя от ума». В это же время комедия получила и своё окончательное название вместо первоначального «Горе уму». Перед последним отъездом из Петербурга в 1828 г. Грибоедов на булгаринском списке «Горя от ума» сделал надпись: «Горе моё поручаю Булгарину…», в надежде, что тот сможет пробить комедию в печать. Но первое отдельное издание «Горя от ума» появилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 г., а полное, не искажённое цензурой издание вышло только в 1862-м.
Предполагаемая тезисная запись
Этапы создания комедии «Горе от ума»
1821 г.— Тифлис — возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта.
1823 г.— Москва — С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии.
1823 г., июль — имение Бегичева — Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает своё окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».
1824 г.— Петербург — автор корректирует ранее написанное, о чём сообщает С. Н. Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше
сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку…».
1824 г., середина октября — Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).
1824 г., 15 декабря — в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7–10-е явления первого акта и третье действие.
1833 г. (после гибели Грибоедова) — первое отдельное издание пьесы.
1862 г.— полное, не искажённое цензурой издание.
Презентация. Грибоедов
PPT / 864 Кб
Использованная литература
Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разра ботки : пособие для учителей общеобразоват. органи заций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Фефилова, Галина Евгеньевна. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 446, [2] с.
ЭОР:
Портрет писателя (режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6308325f-9d72-4bf2-bd52-2be6a8399132/%5BIS8IR_2-10%5D_%5BPD_10%5D.html)
Биографическая справка (режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46d047af-aa1f-8a9f-a546-34cc41dbaada/Griboedov_bio.htm)