Конспект интегрированного занятия по окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, музыке «Рубаха, как элемент русского народного костюма»

0
0
Материал опубликован 21 October 2017 в группе

Интегрированное занятие

с использованием мультимедийного оборудования

Занятие подготовила учитель

начальных классов первой квалификационной

категории МОУ СШ №7

г.Фурманова Ивановской области

Антоненкова Ольга Валерьевна

2015г.

Конспект интегрированного занятия

по окружающему миру,

изобразительному искусству, технологии, музыке

Тема: «Рубаха как элемент русского народного костюма».

Цель: формирование у учащихся уважения к русской национальной культуре.

 

Задачи:

знакомство детей с элементами русского народного костюма (глубже познакомить с рубахой как основным элементом), с обрядами и пословицами, связанными с рубахой;

развитие познавательных и творческих способностей детей;

привитие интереса к русской крестьянской культуре;

формирование у учащихся норм отношений и образцов поведения;

развитие осознанного отношения учащихся к себе;

развитие толерантности.

Оборудование:

-мультимедийное оборудование;

-интерактивная доска;

- декорации;

-иллюстрации с видами одежды русского народного костюма;

-карточки с пословицами;

-трафареты рубах;

-маникены с русскими рубахами, тесьма, кружево и т.д.

Ход занятия.

Организационный момент.

(информативная компетенция)

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я приглашаю, вас заглянуть на минуточку в одну русскую избу и понаблюдать за тем, что там происходит.

Сценка:

Мать и отец пеленают новорожденного ребенка. Мать достает из сундука рубашку мужа и примеряет на младенца. Затем младенца пеленает и укладывает в колыбель.

Голос за кадром.

В семье крестьянина родился сын. Отец отдает жене свою рубашку, чтобы та сшила из нее одежду для сына. Если бы в семье родилась дочь, то ей одежду сшили бы из рубашки матери.

Ребята, чтобы определить тему занятия я предлагаю заглянуть в конверты и собрать из отдельных деталей вещь, о которой мы будем сегодня говорить.

2.Сообщение темы и целей занятия.

(информативная компетенция)

Итак, у вас получилась рубаха. У кого-то для девочек, у кого-то для мальчиков. Разговор у нас с вами пойдет о рубахе как элементе русского народного костюма.

Рубаха являлась одним из важных элементов русского костюма.

(появляется 1 слайд «Русский народный костюм»)

(проблемная компетенция)

-Современная рубашка чем-то отличается от той, которую вы видели у крестьянина? (да)

Давайте сравним их. (Дети сравнивают современную рубашку и русскую народную).

Вводная беседа (Рассказ о рубахе).

(информативная компетенция)

Основным изделием в русской народной одежде считается рубаха, как для мужчины, так и для женщины.(Показ 2 слайда)

Рубаха (по-другому, сорочка ) была важным элементом русского народного костюма. Иногда она была единственным предметом одежды.

Слово рубаха, происходило от слова «руб» (показ 3 слайда), которое обозначало кусок, обрывок ткани…

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

4. Выполнение практических заданий.

Работа с кусочками ткани.

(проблемная компетенция)

На столах кусочки ткани, попробуйте определить, кому из какой ткани шили рубаху.

У людей состоятельных ткань дороже, мягче (шелк), а у простого крестьянина дешевле, грубее (лен).

Работа с пословицами.

(самообразовательная компетенция)

В русском фольклоре очень много пословиц, в которых упоминается о тех или иных видах одежды. Вам даны слова, попробуйте собрать из них пословицы. (Пословицы даны на каждую группу)

Какова пряха, такова по ней рубаха.

Рубашка беленькая, да душа черненькая.

У Ивашки белая рубашка, так и праздник.

(использование интерактивной доски :отдельные слова записаны на доске ребята должны поменять их местами)

(Показ 4 слайда)

-Ребята, давайте попробуем объяснить значение пословиц.

Молодцы. Продолжаем разговор.

3). «Хоровод в покоснице».

(информативная компетенция)

Для особенных случаев крестьяне шили праздничные рубашки.

Посмотрите, какие разные рубахи были у наших предков (показ 5 слайда).

Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в покоснице (слово на доске) с широкой узорной полосой по подолу.

Как вы думаете, какой рисунок изображался на полосе? (цветы, травы…)

Давайте представим, что мы надели на себя рубахи – покосницы и выйдем водить хоровод.

Молодцы. Хорошо у вас получилось.

Работа по украшению рубахи.

(информативная и коммуникативная компетенция)

Скажите, а вы хотели бы примерить на себя русскую рубашку? (да) А хотели бы украсить рубашку, как это делали наши предки? (Разбиваются на группы)

Предлагаю вам творческое задание. Первая группа будет украшать рубаху узорами на бумаге, а вторая и третья - на ткани. Подумайте, для какого случая подошла бы ваша рубаха.

Подведение итогов работы.

4. Итог занятия.

Ребята, о чем бы вы рассказали своим родителям после нашего сегодняшнего занятия?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации