12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена468
Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства. Стаж более 35 лет.
Россия, Мордовия респ., Саранск

t1639515264aa.jpg униципальное учреждение дополнительного образования

Центр эстетического воспитания детей”

Республика Мордовия, город Саранск




Конспект занятия

                                              по изобразительному искусству:

                                                     «Гжельская керамика»

t1639515264aa.jpg

t1639515264aa.jpg






Подготовила: педагог дополнительного образования

студии изобразительного искусства

Павельева Елена Фёдоровна







Саранск 2021 г.


Тема занятие: «Гжельская керамика»

Цели урока: Познакомить учащихся с гжельской керамикой и декоративной росписью голубой Гжели.

Научить самостоятельно, рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности.

Развивать творческие способности у учащихся.

Воспитывать аккуратность в работе. А также любовь и уважение к труду талантливых мастеров в современном искусстве.


Задачи:

- Обучение учащихся особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора.

- Закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий

- Научить учащихся рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетки, волнистые дуги)

- Показать навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- Научить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру. Роспись шаблонов.

- Научить рисовать кончиком кисти выбирая нужный и необходимый цвет.

- Расширять знания у учащихся об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

- Воспитывать интерес к изучению народных промыслов.

- Воспитание любви и уважения к труду народных художников, эстетического отношения к их изделиям восхищение их творчеством.

- Воспитывать умение оценивать работу сверстников.

- Развивать чувство цвета при составлении узора.

- Развивать память, мышление, творческое воображение.

- Развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

Материалы:

- гжельские фигурки для показа.

- несколько рисунков гжельских изделий.

- картинки с элементами гжельского узора.

- гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), - палитра. Готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.

План урока.


Организационный момент.

Подготовка рабочего места

Объяснение нового материала.

а) Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.

б) Чтение книг, разучивание стихотворений, загадки.

в) Знакомство с декоративными приемами рисования.

г) Используя шаблоны, научились расписывать силуэты изделий.

д) Рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

4. Самостоятельная работа учащихся.

а) Индивидуальная помощь в ходе работы.

б) Анализ работ на каждом этапе работы.

5.Итог занятия.

Выставка работ учащихся


Ход урока.


Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.  

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её название Гжель.


История появления гжельского промысла.


Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными.

Сюжеты мастера брали из жизни и быта. Это и живая природа звери, птицы, рыбы и многочисленные растения веточки, плоды, листики, цветочки. Не обошлось и без изображения семейных сцен на гжельской посуде (обычно это кухонная утварь и посуда, а потом еще и игрушки). Синюю краску получали из кобальта, а работы свои ремесленники стали покрывать глазурью для особого блеска и эффекта прозрачности.

Ошибаться в росписи гжели нельзя — мазок должен ложиться ровно, ловко, уверенно — второго шанса не будет, как получилось — так получилось. Несмотря на то, что узор наносился только синим цветом, из-за особенности росписи изделие играет несколькими красками и оттенками.

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. 

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д.

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью. 

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись

Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни.

Разделить роспись можно на три основных группы:

Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален и необычен. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Чаще всего мастера изображают на посуде из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, красочные явления природы.

Познакомившись с творчеством народных умельцев, рассмотрев разные работы мастеров , приступом к созданию нашей работы. На шаблонах необходимо нанести карандашом эскиз рисунка. Затем выполнить роспись. И вклеить нашу работу на лист голубой бумаги.

Творческая самостоятельная работа учащихся.

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки. Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры. Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!


Составление эскизов для шаблонов.

t1639515264ab.jpg(Фото 1) t1639515264ac.jpg

(Фото 2)

t1639515264ad.jpgt1639515264ae.jpg

(Фото 3)                                                                        (Фото 4)


Роспись узора в полосе.

t1639515264af.jpg(Фото 5)

t1639515264ag.jpg(Фото 6)


Гжельская роспись на посуде


t1639515264ah.jpg

(Фото 7)


t1639515264ai.jpg

(Фото 8)

t1639515264aj.jpg

(Фото 9)

t1639515264ak.jpg

(Фото 10)

Роспись на гжельских сувенирах.


t1639515264al.jpgt1639515264am.jpg

(Фото 11)                                                                                  (Фото 12)


t1639515264an.jpg

(Фото 13)

t1639515264ao.jpg

(Фото 14)

Итог работы учащихся.

Выставка творческих работ.

t1639515264ap.jpg

(Фото 15)

t1639515264aq.jpg

(Фото 16)

t1639515264ar.jpg

(Фото 17)t1639515264as.jpg

(Фото 18)t1639515264at.jpg

(Фото 19) t1639515264au.jpg

(Фото 20)

t1639515264av.jpg(Фото 21)

Литература.

Григорьева Н.С, Дулькина Т.И. Керамика Гжели XVIII – XIX веков.- Л., 1988.

Истоки. Сборник авторских публикаций из жизни народного художественного промысла «Гжель».- М., 1996.

Логинов В.М., Скальский Ю.П.Эта звонкая сказка Гжель.- М., 1994 г.

Аграновская М. Возрождение многоцветной Гжели// Декоративное искусство СССР,1985, №1

Астраханцева Т.Л. Молодые скульпторы Гжели// Художник,1985,№7

Григорьева Н.С. Мастера современной Гжели.- Л.,1976 .

Дулькина Т.И. Становление, развитие и художественное своеобразие фаянса Гжели XIX века.- М., 1979.

Дулькина Т.И. Полуфаянсовые кувшины Гжели // Памятники культуры. Новые открытия.Ежегодник 1982.- М.,1984.

Логинов В.М. Новь Древней Гжели.- М., 2001.

Мозжухина Т.А. Фарфор заводов Гжели. // Русский фарфор.- М.,1995.

Мусина Р. Пластика Гжели //Декоративное искусство СССР 1984, №7

(Фото на титульном листе) https://www.7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/960-gzhel-dlya-detej.html

(Фото 1,2, 3, 4) http://detskie-raskraski.ru/raskraski-obuchayushchie/raskraska-gzhel

(Фото 5) https://postila.ru/post/53751832

(Фото 6) https://www.liveinternet.ru/users/4723241/post366632524/

(Фото 7)https://www.culture.ru/materials/52335/20-ottenkov-sinego

(Фото 8) https://www.pinterest.ru/pin/455778424770816833/

(Фото 9) https://papakarlo23.ru/kuvshin-polden-gzhel-49011/

(Фото 10) http://www.ruskniga.com/kuvshin-dlja-vody-gzhel.html

(Фото 11) https://obzor.city/afisha/action/view/17687

(Фото 12) https://www.postavshhiki.ru/katalog-tovarov/121-suveniry-optom/85897-suvenir-gzhel-mysh-mechtatel

(Фото 13) https://www.r-gifts.ru/catalog/souvenirs/handicrafts/gzhel-porcelain/70990/

(Фото 14) https://pandia.ru/text/79/060/13367.php

(Фото 15, 16, 17,18,19,20,21) из личного архива















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.