12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпова Елена Николаевна43

Тема: Русская народная сказка «Белая уточка».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Базовый учебник: «Литературное чтение» 3 класс в 2 частях, авторы: А. Ефросинина, М. И. Оморокова, издательский центр «Вентана – Граф», 2020 год.

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные: познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать функциональную грамотность детей в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

- осознание значимости чтения для личного развития;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

- использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- самооценка своей деятельности на уроке.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

- Вы готовы совершить маленькое открытие? Тогда в путь!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Ребята, что вы видите на доске? (Слова)

- Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение.

«В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

- Кто из вас может доказать, что это предложение?  (Данное высказывание имеет законченную мысль.)

- А можете ли вы определить жанр этого предложения? Докажите. (Пословица. Один из жанров УНТ.)

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Прочитайте пословицу дружно шепотом.

- Быстро и громко.

- Читаем с интонацией удивления, восторга.

- А какое ключевое слово есть в пословице? (Семья)

- Как называется раздел, который мы изучаем? («Семья и я»).

- Произведения какого жанра в этом разделе мы еще не изучали? (Cказки)

- Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра и на какую тему мы познакомимся сегодня на уроке. ( Сказка, о семье)

- Давайте проверим ваше предположение.

- Откройте учебник, стр.128 прочитайте название произведения, жанр.

- Тему урока мы с вами определили.

- Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (Речь пойдет об уточке).

III. Постановка задач.

Поставим задачи на сегодняшний урок.

- Познакомимся со сказкой.

- Обсудим её.

- Попытаемся понять её основную мысль.

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

IV. Первичное восприятие произведения.

- Послушайте сказку.

V. Выявление первичного восприятия.

- Поделитесь своими впечатлениями от услышанного.

- Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение)

- Посмотрите внимательно по классу и найдите слова из сказки, которые мы сейчас не употребляем в речи (устаревшие слова).

- Где можем узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь В.Даля).

- Давайте попытаемся объяснить их толкование.

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

Завопила – жалобно запела, запричитала.

Заповедовал – завещал, наказывал.

Не ватажиться – не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться.

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

VI. Анализ произведения.

- А теперь давайте поближе познакомимся со сказкой и обсудим ее.

- О ком эта сказка? (О княгине-уточке, её детях и князе) 
- А как одним словом можно их назвать? (Семья)

- Зачитайте. С чего начинается сказка?

- Так почему же князю и княжне пришлось расстаться?

- Какой наказ дал князь своей жене? Зачитайте.

- Как вы думаете, каким он был?

- А как повела себя княгиня?

- Найдите и рассмотрите иллюстрацию на стр. 129., соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

- Что случилось с бедной княгиней?

- Как вы думаете, почему эта беда произошла с княгиней? (Князь советовал княгине не выходить из терема, но она не послушала его и попала в беду. Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.)

(Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)

- Зачем ведьма превратила княжну в белую уточку? Зачитайте.

- Найдите и рассмотрите иллюстрацию на стр. 131., соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

- Как вы думаете, а какой матерью была княгиня? (Заботливая, трудолюбивая, любящая.) Докажите словами из текста.

- Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас.

- Какими были ее сыновья? (Непослушными.)

- Случалось ли в вашей жизни нарушать запреты своих родителей?

- В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое.)

- Зачитайте, что случилось с детьми?

- Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

- Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок.)

- Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать.

- Найдите в тексте слова, которые передают тревогу мамы-утки. Зачитайте глаголы.

- Какие слова говорила уточка своим сыновьям? Зачитайте.

- Какие глаголы передают тяжелую жизнь уточки? (Выхаживала, выпаивала, недосыпала, недоедала.)

- Какие еще слова говорила уточка своим сыновьям?

- На что похожи эти слова? (Слова близки народной песне, народному причитанию о постигшем женщину горе. Они придают сказке особую поэтичность).

- Какие чувства уточки выражаются в плаче-причитании?

- Как вы думаете, а с какой целью в сказке даны стихотворные вставки?

- Они не только раскрывают душевные переживания матери, но и в сжатой форме повторяют рассказ о предыдущих событиях, уже от лица самой уточки-матери.

- Посмотрите на иллюстрацию на странице 131, рассмотрите уточку,

- Какие цвета и оттенки использовал художник? (Белые, светлые, яркие)

- Какая она? (Маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям.)

- Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

- Кто разрушил колдовские чары?

- С помощью чего были сняты колдовские чары с уточки-матери? (С помощью заклинания.)

- Прочитайте его.

- А с помощью чего разрушены колдовские чары и оживили детишек? (Живящая и говорящая вода.) Зачитайте.

- Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

- Что вы сейчас прочитали? Присказку. Что такое присказка? (Это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.)

- Что же помогло князю и княгине справиться с бедой?

- Семья воссоединилась, злые силы побеждены.

- Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?

(Сказка «Белая уточка» - это сказка волшебная и потому главный смысл этой сказки в том, что добро все равно должно победить зло, что добро в любом случае сильнее зла. Эта сказка показывает нам неотвратимость возмездия, которое неминуемо настигнет любого злодея. Так и случилось со злой колдуньей в этой сказке - привязали ее к хвосту и раскидали ее косточки по чистому полю. Но также в этой сказке можно найти и другую основную мысль.

Главная мысль сказки еще заключается в том, что нужно остерегаться незнакомцев и не доверять их речам, какими бы ласковыми и обходительными они нам не казались. Сказка учит нас быть осмотрительными и осторожными, держаться от незнакомых людей подальше и никуда с ними не ходить. Только так мы можем обезопасить себя от возможных несчастий и бед.)

VII. Работа в группах.

- Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержании, давайте поработаем в группах. Не забывайте правила работы в группе.

1 группа – составьте модель обложки.

2 группа – обсудите в группе, кто из героев сказки является положительным, а кто отрицательным. Соедините стрелками героя и качество, которым этот герой обладает.

3 группа – расположите иллюстрации в порядке развития сюжета.

Проверка:

- Первая группа, пользуясь составленной вами моделью, расскажите о произведении все. (Русская народная сказка «Белая уточка»; волшебная сказка).

- Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (Превращения княгини в птицу, наложение и снятие проклятия, троекратные повторы, присказка, сказочные помощники, невероятные события)

- Вторая группа, зачитайте, какими качествами обладают главные герои сказки?

- Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Вывод:

- Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

- Третья группа, давайте посмотрим, как расположили иллюстрации в порядке развития сюжета.

- Что у вас получилось? (Картинный план сказки).

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

- В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? (Не стоит доверять незнакомым людям. Добро и правда всегда восторжествуют. Зло наказуемо.)

IX. Подведём итоги вашей работы.

- Вспомните пословицу в начале урока. Подходит она к нашей сказке? Докажите.

- О какой семье идет речь в этой сказке?

- Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (Счастливой)

- Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (Дружными, любящими, заботливыми, добрыми.)

- Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

- Молодцы! Вы сделали великое открытие!

- Ребята, многое в семье зависит и от вас, детей. Вы же не всегда слушаете своих родителей, выполняете их просьбы. Постарайтесь понять своих родных. Они хотят вам счастья. Все родители хотят гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас.

Мы с вами одна школьная семья и в отношениях между нами тоже должно быть взаимопонимание, доброта, помощь, дружба. И тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и с радостью будем спешить встретиться друг с другом.

- Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?

- Оказывается много лет назад в Воронежской губернии жил один человек, который, собирал и выпустил 3 тома сборника «Народных русских сказок». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок. Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

X. Домашнее задание.

- Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.

- Мне было очень приятно с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.