Урок литературного чтения в 3 классе «Русская народная сказка "Белая уточка"»
Тема: Русская народная сказка «Белая уточка».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Базовый учебник: «Литературное чтение» 3 класс в 2 частях, авторы: А. Ефросинина, М. И. Оморокова, издательский центр «Вентана – Граф», 2020 год.
Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».
Задачи:
Образовательные: познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
Развивающие: формировать функциональную грамотность детей в ходе работы с текстом;
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;
Метапредметные:
Регулятивные:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;
Познавательные:
- использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- самооценка своей деятельности на уроке.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
- Вы готовы совершить маленькое открытие? Тогда в путь!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Ребята, что вы видите на доске? (Слова)
- Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение.
«В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».
- Кто из вас может доказать, что это предложение? (Данное высказывание имеет законченную мысль.)
- А можете ли вы определить жанр этого предложения? Докажите. (Пословица. Один из жанров УНТ.)
- Как вы понимаете данную пословицу?
- Прочитайте пословицу дружно шепотом.
- Быстро и громко.
- Читаем с интонацией удивления, восторга.
- А какое ключевое слово есть в пословице? (Семья)
- Как называется раздел, который мы изучаем? («Семья и я»).
- Произведения какого жанра в этом разделе мы еще не изучали? (Cказки)
- Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра и на какую тему мы познакомимся сегодня на уроке. ( Сказка, о семье)
- Давайте проверим ваше предположение.
- Откройте учебник, стр.128 прочитайте название произведения, жанр.
- Тему урока мы с вами определили.
- Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (Речь пойдет об уточке).
III. Постановка задач.
Поставим задачи на сегодняшний урок.
- Познакомимся со сказкой.
- Обсудим её.
- Попытаемся понять её основную мысль.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.
IV. Первичное восприятие произведения.
- Послушайте сказку.
V. Выявление первичного восприятия.
- Поделитесь своими впечатлениями от услышанного.
- Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение)
- Посмотрите внимательно по классу и найдите слова из сказки, которые мы сейчас не употребляем в речи (устаревшие слова).
- Где можем узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь В.Даля).
- Давайте попытаемся объяснить их толкование.
Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.
Завопила – жалобно запела, запричитала.
Заповедовал – завещал, наказывал.
Не ватажиться – не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться.
Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.
VI. Анализ произведения.
- А теперь давайте поближе познакомимся со сказкой и обсудим ее.
- О ком эта сказка? (О княгине-уточке, её детях и князе)
- А как одним словом можно их назвать? (Семья)
- Зачитайте. С чего начинается сказка?
- Так почему же князю и княжне пришлось расстаться?
- Какой наказ дал князь своей жене? Зачитайте.
- Как вы думаете, каким он был?
- А как повела себя княгиня?
- Найдите и рассмотрите иллюстрацию на стр. 129., соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте выразительно.
- Что случилось с бедной княгиней?
- Как вы думаете, почему эта беда произошла с княгиней? (Князь советовал княгине не выходить из терема, но она не послушала его и попала в беду. Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.)
(Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)
- Зачем ведьма превратила княжну в белую уточку? Зачитайте.
- Найдите и рассмотрите иллюстрацию на стр. 131., соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте выразительно.
- Как вы думаете, а какой матерью была княгиня? (Заботливая, трудолюбивая, любящая.) Докажите словами из текста.
- Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас.
- Какими были ее сыновья? (Непослушными.)
- Случалось ли в вашей жизни нарушать запреты своих родителей?
- В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое.)
- Зачитайте, что случилось с детьми?
- Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)
- Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок.)
- Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать.
- Найдите в тексте слова, которые передают тревогу мамы-утки. Зачитайте глаголы.
- Какие слова говорила уточка своим сыновьям? Зачитайте.
- Какие глаголы передают тяжелую жизнь уточки? (Выхаживала, выпаивала, недосыпала, недоедала.)
- Какие еще слова говорила уточка своим сыновьям?
- На что похожи эти слова? (Слова близки народной песне, народному причитанию о постигшем женщину горе. Они придают сказке особую поэтичность).
- Какие чувства уточки выражаются в плаче-причитании?
- Как вы думаете, а с какой целью в сказке даны стихотворные вставки?
- Они не только раскрывают душевные переживания матери, но и в сжатой форме повторяют рассказ о предыдущих событиях, уже от лица самой уточки-матери.
- Посмотрите на иллюстрацию на странице 131, рассмотрите уточку,
- Какие цвета и оттенки использовал художник? (Белые, светлые, яркие)
- Какая она? (Маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям.)
- Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?
- Кто разрушил колдовские чары?
- С помощью чего были сняты колдовские чары с уточки-матери? (С помощью заклинания.)
- Прочитайте его.
- А с помощью чего разрушены колдовские чары и оживили детишек? (Живящая и говорящая вода.) Зачитайте.
- Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.
- Что вы сейчас прочитали? Присказку. Что такое присказка? (Это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.)
- Что же помогло князю и княгине справиться с бедой?
- Семья воссоединилась, злые силы побеждены.
- Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?
(Сказка «Белая уточка» - это сказка волшебная и потому главный смысл этой сказки в том, что добро все равно должно победить зло, что добро в любом случае сильнее зла. Эта сказка показывает нам неотвратимость возмездия, которое неминуемо настигнет любого злодея. Так и случилось со злой колдуньей в этой сказке - привязали ее к хвосту и раскидали ее косточки по чистому полю. Но также в этой сказке можно найти и другую основную мысль.
Главная мысль сказки еще заключается в том, что нужно остерегаться незнакомцев и не доверять их речам, какими бы ласковыми и обходительными они нам не казались. Сказка учит нас быть осмотрительными и осторожными, держаться от незнакомых людей подальше и никуда с ними не ходить. Только так мы можем обезопасить себя от возможных несчастий и бед.)
VII. Работа в группах.
- Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержании, давайте поработаем в группах. Не забывайте правила работы в группе.
1 группа – составьте модель обложки.
2 группа – обсудите в группе, кто из героев сказки является положительным, а кто отрицательным. Соедините стрелками героя и качество, которым этот герой обладает.
3 группа – расположите иллюстрации в порядке развития сюжета.
Проверка:
- Первая группа, пользуясь составленной вами моделью, расскажите о произведении все. (Русская народная сказка «Белая уточка»; волшебная сказка).
- Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (Превращения княгини в птицу, наложение и снятие проклятия, троекратные повторы, присказка, сказочные помощники, невероятные события)
- Вторая группа, зачитайте, какими качествами обладают главные герои сказки?
- Назовите положительных и отрицательных героев сказки.
Вывод:
- Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.
- Третья группа, давайте посмотрим, как расположили иллюстрации в порядке развития сюжета.
- Что у вас получилось? (Картинный план сказки).
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?
- В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? (Не стоит доверять незнакомым людям. Добро и правда всегда восторжествуют. Зло наказуемо.)
IX. Подведём итоги вашей работы.
- Вспомните пословицу в начале урока. Подходит она к нашей сказке? Докажите.
- О какой семье идет речь в этой сказке?
- Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (Счастливой)
- Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (Дружными, любящими, заботливыми, добрыми.)
- Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.
- Молодцы! Вы сделали великое открытие!
- Ребята, многое в семье зависит и от вас, детей. Вы же не всегда слушаете своих родителей, выполняете их просьбы. Постарайтесь понять своих родных. Они хотят вам счастья. Все родители хотят гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас.
Мы с вами одна школьная семья и в отношениях между нами тоже должно быть взаимопонимание, доброта, помощь, дружба. И тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и с радостью будем спешить встретиться друг с другом.
- Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?
- Оказывается много лет назад в Воронежской губернии жил один человек, который, собирал и выпустил 3 тома сборника «Народных русских сказок». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок. Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.
X. Домашнее задание.
- Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.
- Мне было очень приятно с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать.