12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Елена Алексеевна283
Россия, Ханты-Мансийский АО, Унъюган
3

Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук (Щ). Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу (урок 1 класс)


видеофрагмент
AVI / 5.12 Мб

Русская народная сказка
PPTX / 695.53 Кб

МБОУ «Унъюганская СОШ №1»

Разработчик урока: Федорова Елена Алексеевна.


Тема: Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук (Щ). Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.

Цели.1. Знакомство с характеристикой звука, его местом на слого-звуковой схеме.

2. Чтение слов и предложений с новыми буквами.

3. Работа со знаково - символическими средствами представления информации.

4. Обучающие контролируют выполнение учебной задачи, дают оценку поведения героев текста

5. Оценка своей работы с помощью смайликов.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: умения осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.

 - Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание любви и уважения к своей Родине.

- Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого слово, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.

- Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.

Предметные:

Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ`], особенностями его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.

Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ`] и букву его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах, определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу. Получат возможность научится: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.


Ресурсы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ – камера, СD с электронным приложением, смайлики.



Организационный момент.

(После звонка дети стоят возле своих парт).

Учитель: - Прежде, чем начать урок, повернитесь лицом к гостям и все дружно их поприветствуем, улыбнёмся им и мне, а теперь друг другу. И с хорошим настроением, начинаем урок чтения.

Дети садятся за парты.

Учитель: - Вспомните правило посадки посмотрите ещё раз на парты, проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. Покажите мне, как вы готовы продолжить нашу работу. (Смайлики).

- Нам трудиться ещё много, отправляемся в дорогу,

Побываем тут и там, (выполняем движения головой перед собой и кивок вперёд)

Поглядим по сторонам…(выполняем движения головой по сторонам)

Нам навстречу идёт сказка…(смотрим вперёд)

II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.


Слайд№1

(открываются ставни, показывается сказочница, музыка)

Слайд№ 2

(Емеля на печке)

Учитель:- Узнаёте, из какой сказки этот герой? («По щучьему веленью»).

- Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна). Мы уже знакомились с этой сказкой, когда изучали букву «Е».

-Хорошо ли поступил Емеля, когда отпустил щуку? Как это его характеризует? (добрый) - Рыбка правильно поступила, что наградила Емелю? (Да, за добрые дела, нужно обязательно благодарить).

- Как его рыбка отблагодарила? (сказала волшебные слова «По- щучьему веленью, по- моему хотенью», которые помогут выполнить любое желание).

- Как вы считаете, правильно он использовал благодарность рыбки? Почему? ( Нет т.к. Емеля награду рыбки за доброе дело использует только для себя, чтобы за него его работу кто- то выполнял, а сам ленится так ничему и не научится, ничего делать сам не сможет, можно было попросить выполнить что-нибудь нужное людям).

-Вам хотелось бы изменить Емелю, сделать его трудолюбивым, чтоб помогал другим людям?

- Давайте изменим сказку и пошлём его на речку не за водой, а рыбу ловить, самому потрудиться и семью большую накормить. А мы будем переживать за Емелю и помогать ему. Слайд 2 + музыка – шум воды.

Инсценирование:Музыка( вызываю ребёнка на роль Емели, даю удочку, надеваю шапку. Перед ребёнком стоит ведро с рыбками – это прорубь, внеё закидывает удочку, вытаскивает первую рыбу, потом ребёнка меняю и т.д….).

Закинул удочку и вот первая рыбка (С серебристой чешуёй, 
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это  - …)

Добавить воду Слайд №3( 3рыбы на одном слайде)

t1648209260aa.jpg

Закидываем удочку, поймали новую рыбу.

(Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом - такая злюка!
Конечно, это ...)

Слайд №3

t1648209260ab.jpg

Эта рыба темновата, серебристо –желтовата.

Только ты её найдёшь,

когда на север попадёшь.

А название она на Оби имеет два …(Чир, Щокур)

Слайд№3

t1648209260ac.jpg

Давайте хором скажем названия этих рыб.(лещ, щокур, щука).

III. Определение темы и целей урока. (Целеполагание).

Какой звук повторяется в этих словах? (щ,) (Дети показывают смайлики).

Кто сможет назвать тему нашего урока? (Звук (щ,). Буква, которая его обозначает).

Какие цели, задачи поставим? (1.Дать характеристику звуку; уметь выделять его среди других звуков на слух (слышать его), составлять слого- звуковые схемы слов; 2.познакомиться с буквой, которой обозначается этот звук; 3. читать слоги, слова предложения с изученной буквой; трудиться на уроке дружно, помогать и не мешать друг другу).

IV. Изучение новой темы.

Характеристика звука.

А) - Давайте произнесём хором новый звук и дадим ему характеристику. А работать будем в парах по следующему плану.

Слайд №4

На доске план:


1. гласный ? согласный


2. твердый ? мягкий


3. звонкий ? глухой

Этот же план лежит у вас на партах. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите в плане простым карандашом. Если вы выполнили задание, покажите знаком вашу готовность. ( Смайлики).

Вывод: согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий. (Спросить 2-3 человека, повторить хором).


Назовите слова, в которых слышим звук (Щ) : щетка, щека, щегол, пещера, морщины, хвощ.


Б) Самооценка.

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

- Оцените, а как дружно вы работали в паре?

Исследование буквы.

CD

- Работа с алфавитом(CDc электронным приложением к «Азбуке»).


Звук (щ) на письме обозначается буквой… "Ща, ща".

Буква Щ - двадцать седьмая буква русского алфавита.

Слайд №5

Показать букву, увеличенную в презентации на интерактивной доске.

- На что похожа буква «Ща»? (расчёску, щётку, играющего щенка с лапками вверх…)

(добавить информацию о букве) Чтение слогов и слов с доски со звуком [ Щ].Словарная работа. Деление слова на слоги.

CD

А)чтение слогов на интерактивной доске (CDc электронным приложением к «Азбуке»).

Как произносили слоги твёрдо или мягко? Почему? (обратить внимание, что даны не все сочетания буквы Щ с буквами, обозначающими гласные звуки, на буквы, показывающие на твёрдость и мягкость согласных звуков)

Вывод: звук щ – всегда мягкий.

Слайд №6

Б) чтение слов. Слова разделены на слоги и отдельные звуки.

Щука – (пресноводная рыба, хищник с большой головой, с удлинённым, стреловидным телом) – щуки - щурёнок (молодая щука)- щукарь; (рыболов, который ловит щук).

Лещ - лещи (пресноводные рыбы с плоским телом) – подлещик ( молодой лещ) - лещатник (рыболов, который ловит лещей)

VI. Физкультминутка о рыбалке

Деление на слоги. Работа со схемами слов в группах.

А)Разделим слово «щука» на слоги. Сколько слогов? Почему? У вас на партах лежат схемы. Составьте схему слова «щука». Проверьте друг у друга.

Слайд №7

(t1648209260ad.gif Картинка щуки, слово, неправильная схема)

- Посмотрите на доску. У вас такая же схема? Почему?

Учитель: Я думаю, что у вас ошибка для обозначения, слияния «щу» надо выбрать схему с твёрдым согласным, ведь гласная «у» показывает на твёрдость? (дети объясняют, что звук «щ» - всегда мягкий).

Дети объясняют, почему не согласны. 1 человек выходит к доске, исправляет.

Считаем буквы, звуки. Почему количество звуков и букв одинаковое?

Вывод:Оцените как дружно вы работали в паре.

Работа с учебником стр.62. Чтение скороговорок .

А сейчас мы будем учиться читать скороговорки. Когда вы смотрите телевизор, то часто видите диктора, который рассказывает нам о чём – нибудь. Чтобы речь была чёткой и понятной перед выходом в эфир они произносят скороговорки. Давайте и мы будем учиться говорить чётко, понятно и красиво.

а). Щуку я тащу, тащу

Щуку я не упущу.

Как понимаете слово «не упущу» (не отпущу, не потеряю)

-Чтение скороговорки сначала медленно, затем быстро. Дома продолжите эту работу.

СD

А сейчас продолжим работу над речью и составим рассказ по картинкам.

- Составление рассказа

- Давайте посмотрим, что- же случилось с котом на самом деле. Ваша задача не только смотреть мультфильм, но и запомнить как можно больше слов с новым звуком. - Мультфильм.

- Какие слова запомнили?(Щенок, щуки, щурята,речка-Щучья, плащ, утащили).

- Вам жалко щенка? Как относитесь к поступку щук?

Беседа

Но щуки ведь наградили щенка. За его трудолюбие они помогли ему выловить целое ведро раков. Вспомните и Емеля, когда сам трудился, был награждён и наловил разнообразную рыбу, и вы когда хорошо трудитесь, узнаёте много нового и можете принести пользу своим трудом.

IХ. Итог урока. Слайд №8(задачи урока).

О чем узнали на уроке? Вспоминаем задачи урока? ( Познакомились с новым звукомЩ - согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий; составляли схемы, читали скороговорки, стихи.)

- Удалось выполнить задачи урока?

- Задания всегда сам выполнял или с помощью? Верно выполнял или были ошибки?

-Надо повторить с помощью учебника, взрослых и самостоятельно всё, что тговорили на уроке про новый звук и букву?

Х. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке, на сколько вы себя можете похвалить и почему?

- Чьи ответы ребят на уроке вам понравились больше? Почему? (правильные)

- Оцените работу класса. (Дружно, помогали друг другу, могут работать самостоятельно, отвечают чётко и правильно).

- Оцени насколько интересной была работа на уроке.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2. Оцени насколько сложными были для тебя задания.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


3. Оцени свой вклад в решение задач урока.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


4.Оцени насколько и дружно работал на уроке класс(группа).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


5. Хотел бы ты работать в той же группе ещё раз? Обведи правильный ответ.

Да. Нет.


-ХI. Дома рекомендую поработать на стр. 62-63. Выучить скороговорку на выбор.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.