12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Керенцева Екатерина Николаевна16
1

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА

Керенцева Екатерина Николаевна

МАОУ «Школа № 79 им. Н.А. Зайцева»

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА

Аннотация: В статье на основании источников и литературы рассматривается проблема церковно-государственных отношений в период руководства Никиты Сергеевича Хрущева. Дается краткая характеристика проводимым репрессивным мерам в отношении Церкви, священнослужителей и мирян. Проанализированы методы сопротивления антирелигиозной политике. Делается вывод, что новый виток конфронтации государства и Церкви приходится именно на период «оттепели».

Ключевые слова и фразы: Русская Православная Церковь, Никита Хрущев, антирелигиозная политика, закрытие храмов



В настоящее время большой интерес представляет история хрущевской антирелигиозной политики. Это была последняя попытка режима в короткий срок ликвидировать религию как одно из значимых социальных явлений. Именно в рассматриваемый период произошло становление партийно-государственной политики по отношению к Церкви, которая сохранилась вплоть до перестроечных лет. И в данной статье будет рассмотрена проблема взаимоотношений Русской Православной Церкви с советским государством периода правления Никиты Хрущева.

Из работ, затрагивающих рассматриваемую тему, можно выделить исследования М. В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве»1 и «Русская Православная Церковь в ХХ веке»2. Автор акцентировал внимание на государственно-церковных отношениях в период руководства Сталина и Хрущева, основываясь на привлечении документальных источников. Из зарубежной историографии хотелось бы отметить исследование канадского ученого, профессора русской и новой европейской истории в университете Западного Онтарио Д. В. Поспеловского « Русская Православная Церковь в XX веке»3. В работе достаточно полно рассмотрены гонения на Церковь в период конца 1950-начала 1960 годов.

Основной целью данного исследования является рассмотрение истории процесса развития государственно-церковных отношений в СССР в период руководства Никиты Сергеевича Хрущева.

При написании статьи ставились следующие задачи:

 Определить факторы, которые повлияли на государственную религиозную политику.

Исследовать репрессивные меры в отношении духовенства и мирного населения.

Рассмотреть проблему сопротивления Русской Православной Церкви на курс властей. 



Ценными источниками, использованными при написании данной статьи, являются многочисленные документы церкви. В особенности стоит выделить работу Г. Штриккера «Русская Православная Церковь в Советское Время (1917-1991)»4. Данное издание богато документами по церковно-государственным связям. С помощью которых раскрывается полная картина взаимоотношения институтов государства и Церкви.

Поворот в церковно-государственных отношениях был вызван целым комплексом причин. Во-первых, Хрущев видел в Церкви препятствие на пути к коммунизму, о чем было обозначено в третьей Программе КПСС в 1961 году. Во-вторых, борьба Н.С. Хрущева с «культом личности» И. В. Сталина. На тот момент Московская патриархия считалась остатком сталинизма. Не маловажную роль играл и экономический фактор5. Из истории СССР известно, что экономика в данный период времени переживала некоторый кризис, причиной которого стали хрущевские «эксперименты» и освоение целины, в связи с чем происходила продажа колхозам техники МТС, развернулось сокращение оборонных расходов. И данная проблема не обошла стороной Церковь, куда руководство не удержалось «запустить руку в церковный карман».

Гонения на Церковь начались уже в 1958 год, в ходе чего значительная часть церковных учреждений было конфисковано. Можно сказать, что политика руководства конца 1950-х годов дала новый виток войны с религией. Окончательная смена курса государственной религиозной политики произошла в 1958 году, после серии антицерковных акций. Одним из важнейших документов данного периода стало секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» от 4 октября 1958 года. В документе предписывалось «развернуть наступление на религиозные пережитки в сознании и быту советских людей».

Проводимый курс антирелигиозной политики был отражен в новой партийной Программе и в новом Уставе КПСС, принятых в октябре 1961 года.

Таким образом, в течение 12-17 лет необходимо было полностью отчистить сознание советского народа от пережитков прежнего строя, к ним относились и религиозные предрассудки. Для этого издавались законы, которые были направлены на запрещение религиозного воспитания советской молодежи, стали исполняться еще строже. Доходило до того, что детям было запрещено ходить в церкви. Не смотря на то, что письменно это оформлено не было, но выполнялось это беспрекословно. Если в храме находились дети, то священник не имел права проводить службу6. Помимо этого запрещалось молодое поколение причащать. Бывали случаи, когда детей отбирали у родителей из-за обвинения в « фанатическом религиозном воспитании», а после помещали в интернаты7. Одновременно происходила чистка церковных библиотек, книги которых были поставлены под цензовый контроль.

Происходило массовое закрытие монастырей и храмов. По мнению Михаила Шкаровского, это было не случайно: «Их духовная роль (монастырей – Е.Л.) всегда являлась чрезвычайно важной в России»8. Из 22000 приходов в 1958 году осталось около 12000. Из 69 монастырей в 1958 году только 16 или 17 имелось в распоряжении Церкви в 1964 году. Так же из 8 духовных семинарий в 1958 году, к ним относятся семинарии в Москве, Ленинграде, в Одессе, в Киеве, в Минске, а так же в Ставрополе, Саратове, Луцке и на Волыни, в 1964 году остались только первые три. 9

После смещения Хрущева в ноябре 1964 года, практика массовых закрытий церквей сменяется более тонкими методами лишения приходов регистрации. В особенности около 4000 храмов были закрыты в период с 1964 по 1982 годы. К 1986 году у РПЦ осталось только 6800 приходов10.

Московский Патриархат пытался остановить нарастание новой антирелигиозной волны еще в ноябре 1960 года. Например, митрополит Николай (Ярушевич) при разговоре с Георгием Карповым, председателем Совета по делам Русской церкви, 24 ноября ссылался на факты физического уничтожения Православной Церкви.

Если духовенство пыталось решить проблему мирными путями, то этого нельзя сказать за мирян, которые прибегали к использованию силы. Так уже осенью 1962 года столкновение местных властей с мирянами достигли пика. Например, в Брянской области жители помешали снятию креста с закрытого храма. А для устранения волнения пришлось вызвать отряд милиции, численностью в 200 дружинников11. Начинается волна распространения религиозного диссидентского движения.

Итогом проводимой политики по отношению к Церкви стал спад авторитета Хрущева как политического лидера. Когда произошло его смещение со всех постов, то в глазах как населения, так и духовных служащих появилась надежда на скорую смену курса государства в отношении религии и Церкви.

В заключении стоит сказать, что период 1958-1964 года оказался одним из наиболее тяжелых для Церкви, несмотря на «оттепель». Но все же итогом этой политики стало то, что Церковь показала свою стойкость и доказала всю бесперспективность попыток ее уничтожить. Поэтому уже начиная с осени 1964 года руководство СССР перешло к более умеренной тактике проведения антирелигиозной политики.

Список используемой литературы и источников

Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995

Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010

Шкаровски М.В. «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» . Крутицкое Патриаршее Подворье Общество любителей церковной истории. М., 1999.

Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995.




1 Шкаровски М.В. «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» . Крутицкое Патриаршее Подворье Общество любителей церковной истории. М., 1999.

2 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010

3 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

4 Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995.

5 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг. С. 323

6 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. С. 295.

7 Там же. С. 295.

8 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг. С. 365.

9 Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995. С. 51.

10 Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995. С. 52

11 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 378

4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.