Составитель: Чернявская В.В.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Школы № 10 г. Сарова

Нижегородской области

Внеклассное мероприятие «Русские иконописцы»

для старшеклассников

Цели:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на примере великих произведений русской иконописи.

Задачи:

Воспитательные: способствовать формированию чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свою страну; воспитывать способность понимать и чувствовать другого человека; способствовать формированию понимания необходимости принятия нравственных ценностей и смысла человеческой жизни, воспитывать чувство прекрасного.

Развивающие: развивать самостоятельность, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ произведений искусства, помогать учащимся в осознании себя частью русской истории и культуры.

Образовательные: формировать умения работы по определенной теме, умения обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, формулировать суждения.

Конспект мероприятия

1.Предварительная работа

Учащиеся класса делятся на группы (биографы, искусствоведы, историки), изучают материал, связанный с жизнью и творчеством Феофана Грека и Андрея Рублёва. Несколько человек готовят презентацию «Феофан Грек и Андрей Рублёв» и музыкальное сопровождение: Альбиони – Адажио, Бах – Сюита № 3, Глинка – Херувимская песнь, Дж.Перголези – Стабат Матер – хор. Предполагается просмотр фильма А.Тарковского «Андрей Рублёв».

2.Подготовка к восприятию темы

Мероприятие проходит на фоне музыки Баха, Глинки, Альбиони, Перголези

( Вступительное слово учителя)

Сегодня мы с вами будем говорить о жизни и творчестве Феофана Грека и Андрея Рублёва – основоположниках самобытного иконописного русского искусства. Русская иконопись берет начало из византийской. Для Руси это время духовного возрождения. Основываясь на шедеврах византийской иконописной культуры, русские мастера творили русскую икону и формировали свой стиль. Мы рассмотрим работы Феофана Грека и Андрея Рублёва и попробуем определить творческую манеру каждого мастера.

3.Восприятие темы

Из жизни Феофана Грека (группа «Биографы»)

Во второй половине 14 в. Московское княжество упрочило на Руси своё преобладание как в политическом смысле, так и в науке, искусстве. В Москве были богатые книгохранилища, очаги просвещения, были писатели, зодчие, живописцы, мастера прикладного искусства.

Москвичей привлекала Византия своими сокровищами культуры. В Москве работали греческие мастера. Среди греческих художников, прибывших в Москву, выделялся Феофан Грек. Он приехал на Русь из Византии, когда ему было около 30 лет. Еще при жизни современники называли иконописца «отменным живописцем» и «преславным мудрецом». Он создавал фрески для православных храмов, писал иконы, оформлял дома князей и иллюстрировал книги. Феофан Грек родился в Константинополе, столице Византийской империи, около 1340 года. Он начал заниматься иконописью в середине XIV века и к 1370-м годам, по словам древнерусского писателя Епифания Премудрого, украсил «более сорока различных церквей каменных». Художник расписывал храмы в Константинополе, Халкидоне, Галате и других крупных городах Византии. Однако византийские работы живописца не сохранились.

Через несколько лет живописец переехал в Новгород (сейчас — Великий Новгород). Там он и получил свое прозвище — Грек. Это был уже зрелый, сложившийся мастер, последний представитель византийского искусства. В 1378 году по заказу новгородского боярина Василия Машкова Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В Новгородской летописи писали об этом: «В лето 6886 (в 1378 году) подписана бысть церковь Господа нашего Иисуса Христа, на Ильине улице… а подписывал мастер Греченин Феофан».

Дошло до наших дней центральное украшение храма — погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.

Рассмотрим фреску «Спас Вседержитель» (группа «Искусствоведы»)

В купольном своде – изображение Пантократора, безжалостно взирающего на землю. Он грозный судия, не знающий ни пощады, ни снисхождения. Одной рукой он благословляет, а в другой держит книгу. Лик Вседержителя – воплощение карательной силы. Портрет обведен рамкой, внутри которой Феофан Грек расположил строки из Псалтыри: «Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыханья окованных и разрешити сыны умерщвленных, да проповедает имя Господне в Сионе». Вокруг Спаса, на барабане церкви, изображены ангелы и серафимы. Суров и колорит красок. Мастер использовал две – охру и белила, писал с большой экспрессией. На цвете земли (охра) вспыхивают молнии белильных бликов – это образ божественной энергии, которая пронзает плоть мира, сжигая всякую неправду.

Из жизни Феофана Грека (Группа «Биографы»)

В начале 1390-х Феофан Грек переехал в Москву. Епифаний Премудрый писал: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукою расписал много различных церквей каменных в разных городах».

В эти годы Феофан Грек расписал стены в доме князя Владимира Храброго, двоюродного брата Дмитрия Донского, оформил его терем «невиданною и необыкновенною росписью». Занимался живописец и украшением храмов. Вместе с иконописцем Симеоном Чёрным и учениками он расписывал церковь Рождества Богородицы на Сенях. По заказу московских князей Феофан Грек оформил собор Святого Архистратига Михаила, который был разобран в 1505 году по указу Ивана III.

Феофан Грек был замечательной личностью. Он писал не в скромном уединении свои картины, как русские иконники того времени. Около него обычно собиралась толпа и с любопытством взирала на то, как из-под его чудесной кисти возникали дивные образы. Во время работы он не стоял на месте: подходил близко к полотнам, отходил, поддерживал занимательную беседу, что говорило о его большом жизненном опыте и мудрости.

Феофан Грек создавал образы, исполненные трагической обречённости. Его героям представлялась адом греховная земля, на которой безраздельно царит зло.

Рассмотрим картину Феофана Грека «Троица» (Группа «Искусствоведы»)

По христианскому вероучению, Бог, будучи единым, троичен в лицах. Первое лицо Троицы – Бог Отец, сотворивший небо и землю, все видимое и невидимое. Второе лицо – Бог Сын, Иисус Христос, принявший образ человеческий и сошедший на землю с небес ради спасения людей. Третье лицо – Бог Дух Святой, дающий жизнь всему сущему. Учение о Троице в христианской религии является объектом веры, а не предметом осмысления.

Первым, кто увидел Бога, был старец Авраам, так гласит христианское предание. К нему в дом явились трое странников, которые им с супругой предрекли рождение сына. Втайне Авраам догадывался, что он принимает само Божество в облике трех ангелов. Исполнившись радости, хозяин угощал их под Мамврийским дубом.

Именно этот библейский сюжет лег в основу иконографии Троицы. Она изображается в виде трех ангелов со странническими посохами в руках. Ангелы торжественно восседают за столом, уставленным яствами. Феофан выделяет одного ангела как главное действующее лицо. Вдали виднеются палаты Авраама и легендарный Мамврийский дуб. Ангелы «Троицы» Феофана Грека сумрачные и напряженные. Они напоминают воинов, которые присели перед смертельной битвой. Мастер пишет предметы острыми, серповидными линиями, создавая ощущение беспокойного движения. Колорит картины густой, темно-коричневый, но художник использовал белильные высветления, чтобы придать большей одухотворенности ликам.

Вопрос к учащимся.

Какова философская концепция (идея, мысль, представление о жизни человека) творчества Феофана Грека? На что указывает колорит его творений?

(Предполагаемые ответы: философия безысходности, трагизма, главная идея – беспощадное наказание грешного человека, лица отмечены печалью тревоги, страдания, сомнения и душевной борьбы; скупая, сдержанная цветовая гамма, красно-коричневые тона, контрастный белый, резкие, стремительные линии)

Вывод учителя

Феофан Грек – самый трагичный художник русского средневековья, он воплотил в фресках мир, пронзенный стрелами молний. Иконописец был убежден, что «мир во зле лежит», его героям представляется адом греховная земля, а человек безнадежно удален от Бога.

Из жизни Андрея Рублёва (группа «Биографы»)

Многие русские иконописцы восхищались мастерством Феофана Грека и пытались ему подражать. Среди московских мастеров 14 века выделялся Андрей Рублёв. Творчество Феофана Грека произвело на него большое впечатление, но Рублев никогда не пытался копировать произведения Феофана, хотя тщательно изучал их, вникал в человеческий смысл его образов, всматривался в каждый штрих его кисти. Андрея Рублева не могло удовлетворить в произведениях Феофана Грека то, что в них нет образов безмятежной радости, женственной грации, юношеской чистоты.

Андрей Рублев родился примерно в 1360-1370 г. Свою молодость он провел в Троице-Сергиевом монастыре. Жизнь в монастыре была простая и невзыскательная. Храм из дерева, служба при лучине, писали на бересте. И вся жизнь была заполнена упорным трудом. «Кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные сети плетет, кто кельи строит. Одни дрова и воду носят в хлебню и поварню, другие хлеб и варево готовят».

В Троицком монастыре художнику было трудно развить свои способности. Мы не знаем, когда Андрей Рублев покинул Троицкий монастырь и перебрался ближе к Москве в Андроников монастырь, который находился в черте города на подступах к Москве. Там мастер замечен сыном Дмитрия Донского великим князем Василием Дмитриевичем и привлечен к почетной работе в Кремле. Он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. В это время Андрей Рублев был уже сложившимся мастером, но в летописной записи об этой работе на первом месте стоит имя Феофана Грека, на втором – Прохора из Городца, а на третьем – Андрея Рублева.

Андрей Рублев в своих творениях противопоставляет глубокомысленности образов Феофана Грека чуткость русского художника к красоте, открытый, светлый взгляд на действительность.

Рассмотрим икону Андрея Рублёва «Спас из Звенигородского чина» (Группа «Искусствоведы»)

В отличие от Спаса Феофана Грека, Спас Рублёва не грозный вседержитель и беспощадный судия, а сострадающий, любящий и прощающий Бог. Он справедлив и благожелателен. Взгляд его не устрашает, а утешает. Звенигородский Спас – это тот идеал Богочеловека, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить которого в искусстве удалось только Андрею Рублёву.

Из жизни Андрея Рублёва (группа «Биографы»)

25 мая 1408 г. Андрей Рублев приступил к росписи Успенского собора во Владимире. На сводах и столбах западной части собора предстояло изобразить Страшный суд.

Рассмотрим иллюстрацию фрески «Страшный суд» (Группа «Искусствоведы»)

Для современников Рублева Страшный суд казался неизбежным завершением всей истории человечества. Византийцы рисовали яркими красками людские бедствия, гнев судии, суровое возмездие за грехи людей, ужас содрогающегося человечества.

Однако роспись Рублева проникнута бодрым и радостным настроением. Его мало занимали картины вечных мучений. В глазах у людей, написанных А. Рублевым, можно прочесть не столько страх наказания, сколько ожидание прощения, веру в светлое будущее.

Историческая справка (группа «Историки»)

Прошло несколько месяцев после того, как большая часть работ была закончена в Успенском соборе Владимира. И над Русью разразилась беда…

В начале декабря татарский хан Едигей двинул свои полки на русские земли. Появление захватчиков было неожиданным, поэтому русский князь не смог своевременно собрать войска и вынужден был спасаться в Костроме. Многие москвичи покинули столицу. Посады сжигали сами жители, чтобы врагам не достался лес для постройки осадных сооружений.

Хан простоял под Москвой целый месяц, взял огромный выкуп и двинулся назад в Золотую Орду, спалив села, разорив земли и забрав пленных.

Через два года такому же внезапному нападению подвергся Владимир. Татары ворвались в Успенский собор и начали грабить ценности. Особенно жестоко они расправились с отцом Патрикеем, который не желал выдать церковной казны, золотых и серебряных сосудов. Татары «жарили» его на огненной сковороде, забивали щепы под ногти и, привязав к коню, до смерти замучили.

Из жизни Андрея Рублёва (группа «Биографы»)

Мы не знаем, где был в это время Андрей Рублев, но «гроза», конечно, захватила и его. Все происходило у него перед глазами. Троицкий монастырь, где когда-то жил иконописец, был начисто сожжен. Когда миновала «гроза», русский народ с огромным рвением принялся за восстановление и украшение монастыря. К этой работе был приглашен Андрей Рублев с другом Даниилом Черным. Возвращение в Троицкий монастырь для Рублева имело огромное значение, это была плата учителям за моральные ценности, которые заложили они в нем за годы пребывания в монастыре. В это время создается великое творение Андрея Рублева «Троица», главная идея которой – мир и согласие.

Рассмотрим икону Андрея Рублева «Троица» (группа «Искусствоведы»)

Следуя древней традиции, Рублев изобразил Троицу под видом трех ангелов и почти обошел молчанием обстоятельства, при которых Божество сошло на землю. В изображении «Троицы» до Рублева было то, что Божеству человек поклонялся. В «Троице» же Рублева всесильное Божество не противостоит слабому человеку, а в самом Божестве вскрываются черты, роднящие его с человеком. Здесь нет трагизма и мрачной безысходности. В иконе передано и действие, и беседа, и задумчивое состояние. «Троица» Рублева полна свободы и покоя, отмечена печатью юношеской свежести и чистоты, мы видим нераздельное дружеское единство трех юных существ, каждое из которых сохранило неповторимую прелесть личности. Икона имеет глубокий смысл. Смертная чаша с головой тельца издавна воспринималась как символ искупительной миссии Христа, принесшего себя в жертву ради спасения людей. В таком истолковании трапеза трех ангелов приобретает символическое значение. Она означает ниспослание Богом – Отцом сына на свершение им подвига во имя людей. Икона выполнена светлыми красками, следует отметить благородство тональных переходов, умение передать светоносность сияния мастером. Особо ощутим сине-голубой цвет, именуемый «рублёвским голубцом».

Вопрос к учащимся.

Какова философская идея творчества Андрея Рублёва? Какая цветовая гамма преобладает в его работах?

(Предполагаемые ответы: философия добра и красоты, гармонии, духовного и материального начал, идея любви, всепрощения, милосердия; преобладают светлые, прозрачные оттенки цвета)

4.Вывод

Предлагаем ученикам сделать вывод. Чем отличается творчество Андрея Рублёва от творчества Феофана Грека?

(Предполагаемые ответы: творчество Рублёва лишено трагизма и мрачной безысходности, это философия добра и красоты, а также любви, милосердия и всепрощения, творчество Феофана Грека подчинено идее беспощадного наказания грешных людей; мрачные тона Грека и светлая цветовая гамма Рублёва)

Вывод учителя

Андрей Рублёв продолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства. Он наследует не только высокое мастерство Феофана Грека, но и стремится выразить в своем творчестве мудрость жизни. Рублёв чужд миру трагического, природу его искусства составляют классическая ясность и гармония. Он создал новые художественные ценности, которых не знало до него ни искусство Византии, ни Древней Руси. Андрей Рублёв и Феофан Грек - два гения иконописи – целые эпохи в искусстве и в традициях православной Руси. Мы должны знать и ценить творчество этих мастеров, потому что любовь к Родине начинается с уважения к её святыням.

5.Рефлексия

Что полезного вы узнали?

- Мне понравилось…

- Показалось интересным…

- Стоит задуматься…



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.