Методическая разработка занятия на тему «Развитие линии сравнительного анализа иконописи и живописи»
Истоки» Тема: Творчество» 4 класс
Цель урока:
развитие линии сравнительного анализа иконописи и живописи
Задачи урока:
I.познакомить с понятиями дарование, талант, творчество
II. рассмотреть особенности написания икон, живописных полотен.
III. развитие творческих, сочинительских способностей ребёнка.
1. Работа до чтения текста.
Что же такое икона? Откуда берется та благодать, которая так положительно действует на нас через эти священные изображения? Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Икона рассказывает человеку о мире ином: светлом и чистом, без зла и неправды. Тот мир называют горним, т.е вышним. К этому миру и тянется душа человека. Особые требования выдвигались к иконописцам: он читает Библию, изучает жизнь святого, чей образ ему предстоит изобразить. Он долго молится, постится, исповедуется, отстраняется от земных забот. Старается приблизится к тому духовному миру, который ему предстоит изобразить на иконе. Он должен сотворить окно в духовный мир – мир Бога. | | ||
Как рождались иконы? | Чтение текста на стр.99 учебника. А.В.Камкина «Истоки» | ||
А сейчас совершим путешествие в Третьяковскую галерею. Посмотрим на картины талантливейших людей, которые рассказывали о земном мире – живом мире природы и человека. Недаром художника называют живописцем. Посмотрим видеоролик. | Чтение текста на стр.102 учебника. | ||
Попробуем представить новый материал в виде схемы и выявить разницу. | | ||
творчество
( возможность осознания двух миров: духовный и земной) иконы картины цель: рассказать о земном мире:мире природы и человека сотворить окно в духовный мир- мир Бога особенности иконописец старается приблизиться у каждого свои темы, свои приёмы к духовному миру- миру Бога | |||
Учитель | Ученики | ||
Так к какому выводу вы пришли? | 1. Жизнь – это чудо, возможность совершенствоваться. 2.Каждому Господь дал способности. 3. Но только выдающиеся природные способности можно назвать талантом. 4. Талант – это способность к творчеству. 5. Творить – созидать новые по замыслу культурные или материальные ценности 6. Иконопись и живопись – два направления в творчестве. 7. Они дают возможность осознать два мира: духовный и земной. 8. Творчество иконописцев и живописцев помогают нам чувствовать себя неотъемлемой частью того и другого. | ||
Сейчас я приглашаю вас в необычные мастерские: « Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую» Там мы будем творить не кистью и красками. А нашими органами: глазами, ушами, сердцем. Но одни группы будут работать с иконой, а другие с картиной. | | ||
Примерные ответы детей, работавших | |||
с иконой: | с картиной | ||
Я вижу: как бережно Богоматерь прижимает ребёнка | Я вижу: красивую в богатом убранстве женщину. | ||
Я слышу: её тихий голос, мудрый совет. | Я слышу: шум её платья. | ||
Я чувствую: её тёплое дыхание.. | Я чувствую: её открытый взгляд. | ||
Одинаковое ли получилось восприятие картины и иконы? | «Мне показалось, что ребята, работавшие с иконой, проникали как бы во внутренний мир человека. «Ребята, работавшие с картиной, больше обращали внимание на внешние стороны изображения.» | ||
Какой вывод мы можем сделать? | Икона- особенная картина. | ||
Пусть ваше умение увидеть во всём многообразии самое важное для вас, услышать своё внутреннее состояние, почувствовать, что это ваше, поможет вам найти и развить свои способности и желание творить. | | ||
Очень важно: Не позволять душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! | |
Творчество
PPT / 6.1 Мб