12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврилова Вера Владимировна174
Россия, Чувашская респ.
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Истоки» Тема: Творчество» 4 класс

Цель урока:

развитие линии сравнительного анализа иконописи и живописи

Задачи урока:

I.познакомить с понятиями дарование, талант, творчество

II. рассмотреть особенности написания икон, живописных полотен.

III. развитие творческих, сочинительских способностей ребёнка.


1. Работа до чтения текста.


Учитель

Ученики

Используйте тот талант, которым обладаете:

в лесах было бы очень тихо, если бы пели только те птицы, у которых получается это лучше всех.

Генри Ван Дайк.

Каждый человек – это чудо, потому что не повторим. Каждый наделён дарованиями, но не каждый наделён талантом.

- Как вы думаете, что такое талант?

Человек, который умеет мастерить.

Или делать что-то красиво.

Умеет фантазировать, рукодельничать.


Талант – это способность к творчеству.

Испокон веков Россия славилась талантливыми людьми.

Перед вами небольшой список этих людей. Поработайте в парах и вспомните, в какой области прославился каждый из них.

А.В.Суворов художник

В.А.Моцарт ученый

И.Глазунов поэт

Д.И.Менделеев певец

Ф.И.Шаляпин полководец

С.А.Есенин композитор

А. Рублёв художник

Давайте посмотрим на этих талантливых людей. Вспомним, какими талантами они были наделены.



Илья́ Серге́евич Глазуно́в — советский, российский художник-живописец, сценограф, педагог. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Фёдор Шаляпин был замечательным рисовальщиком, пробовал себя в живописи и в скульптуре. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы. Проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

А.В. Суворов смог проявить свой талант при взятии Измаила в 1790 году. Он велел построить целый тренировочный лагерь для своих солдат и в итоге крепость пала.

В.А.Моцарт писал великую музыку. Был отличным дирижёром.

И.Глазунов. Мы не знаем про него ничего.

Д.И.Менделеев создал периодическую систему химических элементов.

Ф.И.Шаляпин. Мы не слышали про него ничего.





С.А.Есенин писал талантливые стихи о природе.

А. Рублёв писал иконы.

Как вы думаете, над каким вопросом подумаем?

Что значит творить, что такое талант.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Творчество.

Талант обнаруживается ещё в детстве. Но для становления таланта требуются большие усилия и от самого человека.

« От всякого, кому много дано, много и потребуется»


Раньше талантливого мастера называли искусниками. Искусниками являлись и иконописцы. Люди, пишущие святые образы, иконы. Где можно увидеть иконы? Больше всего икон можно увидеть в храме.

Совершим небольшое путешествие в храм Господень. Посмотрим видеоролик.


   Что же такое икона? Откуда берется та благодать, которая так положительно действует на нас через эти священные изображения?

Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Икона рассказывает человеку о мире ином: светлом и чистом, без зла и неправды. Тот мир называют горним, т.е вышним. К этому миру и тянется душа человека.

Особые требования выдвигались к иконописцам: он читает Библию, изучает жизнь святого, чей образ ему предстоит изобразить. Он долго молится, постится, исповедуется, отстраняется от земных забот. Старается приблизится к тому духовному миру, который ему предстоит изобразить на иконе. Он должен сотворить окно в духовный мир – мир Бога.


Как рождались иконы?

Чтение текста на стр.99 учебника. А.В.Камкина «Истоки»

А сейчас совершим путешествие в Третьяковскую галерею. Посмотрим на картины талантливейших людей, которые рассказывали о земном мире – живом мире природы и человека. Недаром художника называют живописцем. Посмотрим видеоролик.

Чтение текста на стр.102 учебника.







​​​​​​​ Попробуем представить новый материал в виде схемы и выявить разницу.


творчество

t1622999988aa.gift1622999988ab.gif

( возможность осознания двух миров: духовный и земной)

иконы                  картины

цель:

t1622999988ac.gift1622999988ad.gif

        рассказать о земном мире:мире природы и человека

сотворить окно в духовный мир- мир Бога  

особенности

t1622999988ae.gift1622999988af.gif

иконописец старается приблизиться                                у каждого свои темы, свои приёмы

к духовному

миру- миру Бога

Учитель

Ученики

Так к какому выводу вы пришли?


1. Жизнь – это чудо, возможность совершенствоваться.

2.Каждому Господь дал способности.

3. Но только выдающиеся природные способности можно назвать талантом.

4. Талант – это способность к творчеству.

5. Творить – созидать новые по замыслу культурные или материальные ценности

6. Иконопись и живопись – два направления в творчестве.

7. Они дают возможность осознать два мира: духовный и земной.

8. Творчество иконописцев и живописцев помогают нам чувствовать себя неотъемлемой частью того и другого.

Сейчас я приглашаю вас в необычные мастерские: « Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую» Там мы будем творить не кистью и красками. А нашими органами: глазами, ушами, сердцем. Но одни группы будут работать с иконой, а другие с картиной.


Примерные ответы детей, работавших

с иконой:

с картиной

Я вижу: как бережно Богоматерь прижимает ребёнка

Я вижу: красивую в богатом убранстве женщину.


Я слышу: её тихий голос, мудрый совет.

Я слышу: шум её платья.

Я чувствую: её тёплое дыхание..

Я чувствую: её открытый взгляд.

Одинаковое ли получилось восприятие картины и иконы?

«Мне показалось, что ребята, работавшие с иконой, проникали как бы во внутренний мир человека.

«Ребята, работавшие с картиной, больше обращали внимание на внешние стороны изображения.»


Какой вывод мы можем сделать?

Икона- особенная картина.

Пусть ваше умение увидеть во всём многообразии самое важное для вас, услышать своё внутреннее состояние, почувствовать, что это ваше, поможет вам найти и развить свои способности и желание творить.


Очень важно:

Не позволять душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!




Христианство
MP3 / 3.27 Мб




Творчество
PPT / 6.1 Мб


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.