Занятие по русскому языку и литературы «Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературе. Виды заданий»
Русский язык и литература
Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературе. Виды заданий.
В пособии даны материалы для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
Материал разработан Рыжковой А. В.., учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ п. Де- Кастри
Русский язык и литература
Пособие для учителей, ведущих работу по подготовке обучающихся к олимпиаде по русскому языку и литературе
От автора
Настоящее пособие предназначено для подготовки учащихся к олимпиаде. Собраны различные задания по всем разделам.
Создавая пособие, понимала, что ни одна книга, ни одно пособие не может дать исчерпывающие ответы на вопросы при подготовке к олимпиадам. Моя цель – попытка освободить хоть в какой-то мере от поиска материалов учителя, работающего с одаренными учениками.
Буду рада, если мой труд поможет учителю.
Оглавление:
Предисловие.
Общие рекомендации по подготовке одаренных учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
Общая характеристика олимпиадных заданий по русскому языку и литературе.
Роль учителя при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
Литература.
Заключение.
Приложения.
Глава I. Предисловие.
Любому обществу нужны одарённые люди. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады, в том числе и олимпиада по русскому языку и литературе.
Глава II. Общие рекомендации по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, районе, республике. В основе подготовки к Олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.
Как показала практика, хороших результатов можно добиться только при систематической и непрерывной организации занятий по русскому языку и литературе.
Глава III. Общая характеристика олимпиадных заданий по русскому языку и литературе.
Олимпиада по русскому языку в нашей школе проводится отдельно для 5-8, 9- 11 классов.
Участники Олимпиады должны продемонстрировать:
владение орфоэпическими нормами русского литературного языка, знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;
знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;
знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;
знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
навыки фонетического, морфемного и словообразовательного анализа;
знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;
знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать;
элементарную осведомленность в области истории русского языкознания;
коммуникативные умения и навыки;
творческие способности.
Главная задача Олимпиады – выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка, выбор сильнейших из них.
Типы заданий
Задания условно можно объединить в три больших блока: тесты, задачи, творческие задания. В каждом блоке примеры возможных заданий.
Лингвистические тесты
Это задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка.
Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора и т. п. (вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…, расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа…, и др.).
-Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их. Расставьте ударения в кратких формах.
Ветхий, дешёвый, дикий, славный.
- Какие звуки может обозначать на письме буква З? Подтвердите свой ответ примерами слов или сочетаний слов.
В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.
- Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А. С. Пушкина: В. В. Виноградов, Н. И. Греч, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, М. Г. Смотрицкий, Ф.Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба?
- Прочитайте фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Подчеркните в тексте все слова, употребленные в переносном значении.
Заглянул бы кто-нибудь к нему [Плюшкину] на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, – ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево - шитое, точеное, лаженое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси.
- Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище.
- С какой целью в письменном тексте могут употребляться кавычки? Приведите известные вам примеры использования кавычек.
- Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия:
(1) Гой ты, Русь, моя родная,
(2) Хаты – в ризах образа...
(3) Не видать конца и края –
(4) Только синь сосет глаза. (С. Есенин.)
2. Лингвистические задачи
Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие: а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки,
г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).
Например, можно использовать такие задания:
- В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?
Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.
- Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор изменил его?
В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.
- В одном ли значении употребляется выделенное слово в разных произведениях А. С. Пушкина? Определите значения этого слова.
Настоящий же заслуженный письмовник был мною найден в кладовой, между всякой рухлядью, в жалком состоянии («История села Горюхина»).
Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар («Дубровский»).
Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старую песню… («Дубровский»).
Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь («Капитанская дочка»).
- Прочитайте фрагмент одной из пьес А. Н. Островского. Определите значение выделенного слова. Почему слово мораль изменило свой облик в речи персонажа?
Я ей добра желал, а она обиделась; еще, пожалуй, рассказывать будет, значит, разговор пойдет; и будет срам для меня, а не для них. Про меня пойдет мараль.
К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Например:
- Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.
- Определите значения заимствованных слов аутсайдер, мистерия, парламентарий. Употребите эти слова в составе предложений, которые бы раскрывали их значения.
- Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения.
- Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.
При подготовке к олимпиаде можно использовать задания такого типа, которые предполагают выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте. Это могут быть самые обычные задания «вставить вместо трех точек»:
Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех, которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является синонимическим? Докажите это.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних, теперешних, нынешних) генералах и … (официальных, казенных, государственных) людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не … (сознававшие, улавливавшие, смекавшие, смыслившие) и азбуки … (воинского, военного, войскового) и государственного дела, и что Бонапарте был … (мелкий, незначительный, ничтожный, мелкотравчатый) французишка, имевший … (удачу, успех, счастливый конец, счастье) только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей), не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь, делая вид, маскируясь), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил, терпел, переносил, выдерживал, переживал) насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал, зажигал) отца на разговор и слушал его. (Л.Н. Толстой)
Обязательно надо рассматривать вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике:
- Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами.
Объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами – перекусить провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол – подметать швы…
- Продолжите ряд слов. Объясните свое решение.
Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины…
-Какое словосочетание является лишним в следующем ряду: отойти от дома, перейти через дорогу, пробежать в комнату, вылететь из гнезда, всплыть на поверхность? Аргументируйте свою точку зрения.
- Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в следующем ряду: перёд, впереди, предок, прежний, прежде, предчувствие, представить, предупредить, предо мной?
Не менее сложным испытанием, требующим аналитических способностей, может быть установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация:
- Объедините слова в группы по особенностям их структуры: гульбище, лежбище, мольбище, пастбище, стрельбище, стойбище. Мотивируйте свой ответ.
- Найдите общее в значении заимствованных слов: рецепт, рецептор, реципиент.
- В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином они называются?
Задания по разбору трудных единиц и категорий языка.
Под этим названием можно объединить задания по отдельным разделам науки о языке: лексикологии (в том числе терминологии и фразеологии), морфологии, графики и орфографии и др. Вопрос ставится предельно конкретно – об отдельных единицах, при отсутствии возможности расширять их список. Это могут быть редкие, уникальные случаи или, наоборот, известные слова, выражения, предложения, которые нужно оценить с неожиданной точки зрения, увидеть новое в хорошо знакомом.
- Разберите по составу наречие невтерпеж. Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?
-Почему в наречиях наотмашь, настежь пишется мягкий знак, а в словах уж, невтерпеж и замуж нет?
- Запишите прилагательное 352-летний без использования цифр и разберите его по составу.
- Дайте характеристику предложению: Предупрежден – значит вооружен.
- Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.
Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза. Смотрю не насмотрюсь.
- Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова?
-Установите отличия форм учителя и учители по их значению и употреблению в речи.
Задания, проверяющие системность знаний о языке, могут быть комплексными, то есть предполагающими одновременное обращение к разным разделам лингвистики (семантика и этимология; фонетика, грамматика и орфография; синтаксис и стилистика и т. п.):
- Из каких звуков состоит слово жестче? К какой части речи его можно отнести? Подтвердите свое мнение примерами употребления слова.
- Какие значения в русском языке может выражать слово хлеб? Укажите грамматические признаки этого слова, которые изменяются в зависимости от значения.
- Чем, кроме значения, отличаются слова среда1 («окружение, обстановка») и среда2 («третий день недели»)?
- Почему нельзя употреблять глагол надеть вместо одеть? Укажите словообразовательные и грамматические отличия этих слов.
Обязательно при подготовке к олимпиаде надо остановиться на словарях.
- Какие задачи выполняют «словари трудностей языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.
Творческие задания
Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов.
Целью подобных конкурсных испытаний может быть написание текста заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.
Также творческое задание может быть связано с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст.
Традиционно в число творческих испытаний на Олимпиаде включается комплексный анализ текста. Целесообразно включить в формулировку задания конкретные вопросы, определяющие задачи этого анализа.
- Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Происшествие (рассказ ямщика)». Определите стиль повествования. Найдите языковые средства, помогающие автору в создании образа рассказчика. Какой образ создается при помощи этой речевой характеристики? Свой ответ оформите в виде связного текста.
Мой покойный батенька, царство им небесное, везли к барину пятьсот целковых денег; тогда наши и шепелевские мужики снимали у барина землю в аренду, так батенька везли деньги за полгода. Человек они были богобоязненный, писание читали, и чтобы обсчитать кого, или обидеть, или, скажем, не ровен час, обжулить - это не дай бог, и мужики их очень обожали, и когда нужно было кого в город послать - по начальству, или с деньгами, то их посылали. Были они выделяющее из обыкновенного, но, не в обиду будь сказано, сидела в них малодушная фантазия. Любили они муху зашибить.
В эту группу могут войти задания из области стилистики и синтаксиса, предполагающие сопоставительный анализ разных по содержанию текстов.
- Прочитайте фрагменты романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и найдите в них слова с уменьшительными и оценочными суффиксами. Какие значения выражают эти суффиксы? Какие слова текста помогают это определить? Обобщите свои наблюдения в виде вывода, оформив его как многочленное сложноподчиненное предложение.
Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.
К следующему типу творческих заданий можно отнести:
преобразование, творческую переработку текста;
перевод древнего текста;
создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п.
Независимо от вида задания его выполнение оценивается по следующим параметрам: доказательность, логичность и последовательность, аргументированность, композиционная стройность, выразительность, речевое своеобразие.
Олимпиада по литературе проводится отдельно для 5-8-х, 9- 11-х классов.
При составлении олимпиадных заданий по литературе используются два вида:
Первый вариант - комплексный анализ художественного текста;
Второй вариант - интерпретация поэтического или прозаического текста.
Глава IV. Роль учителя при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады, знать и владеть всеми персоналиями по литературе. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом роль учителя.
Глава V. Подготовка одаренных учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года.
Обязательно надо составить индивидуальную программу подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающую его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
читаем книги, журналы
работаем в Интернете
общаемся дистанционно
План подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку
№ п/п | Название раздела, темы | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии |
1 | Введение. Разные виды олимпиадных заданий | Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению |
2 | История языка | Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных звуков. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике. |
3 | Графика. Фонетика. | Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция. |
4 | Орфоэпия | Орфоэпические нормы. Ударение. |
5 | Лексикология | Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы |
6 | Фразеология | Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. |
7 | Этимология | Происхождение слова. Ложная этимология. |
8 | Морфемика и словообразование | Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования. |
9 | Морфология. Части речи, их основные грамматические категории | Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. Служебные части речи. |
10 | Синтаксис и пунктуация | Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. |
11 | Стилистика и культура речи | Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. |
12 | Социолингвистика | Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы |
13 | Сравнительное языкознание | Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование |
14 | Различные виды анализа текста | Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста. |
План подготовки одаренных детей к олимпиаде по литературе
«Теория и практика анализа художественного текста»
Изучаемые разделы |
1.Вопрос о назначении искусства. Художественное произведение как художественный объект. |
Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. Природа искусства как исходная категория поэтики. |
II. Виды анализа художественного произведения |
Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. |
Художественный стиль. Индивидуальный стиль автора |
Анализ художественного текста по концентрической схеме. |
Анализ художественного текста по линейной схеме. |
3. Особенности художественного текста |
Литературное произведение как образ. Единство художественной формы и художественного содержания. |
Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации. |
Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении. |
Идейное содержание и пафос произведения. |
Интерпретация художественного текста. |
Композиция фабулы и сюжета. |
Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения. |
Лирические, публицистические, философские отступления. |
Паратекстовые элементы художественного произведения. |
Сильные позиции художественного текста. |
Хронотоп. Образ пространства в художественном произведении. |
Хронотоп. Образ времени в художественном произведении. |
Роль конфликта в литературном произведении. |
4. Образ события |
Фабула как метафора бытия. |
Построение событийного ряда произведения. |
Лейтмотивы в событийной структуре произведения. |
Лирический сюжет. |
V. Средства создания художественного образа |
Художественный образ как способ освоения и преобразования действительности |
Образ человека в литературе и аспекты его анализа |
Пейзаж и его функции в произведении |
Функция портрета в художественном произведении |
Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия. |
Речевая характеристика героя. |
V. Эпизод в произведении |
Эпизод и его место в фабуле произведения. |
Эпизод как единство признаков времени и пространства |
«Точка зрения» в эпизоде. |
VII. Средства выразительности в языке |
Тропы |
Стилистические фигуры в художественной речи |
Словообразовательные и грамматические ресурсы художественной выразительности в тексте |
Лингво-поэтический анализ текста. (Практическое занятие) |
VIII. Анализ художественного текста. Практикум |
Анализ произведения малой эпической формы по схеме |
Анализ лирического произведения по линейной схеме |
Комплексный анализ эпизода художественного текста романной формы. |
Комплексный анализ эпизода драматического произведения |
Теория и практика анализа художественного текста
Виды анализа художественного произведения
Литературный род как важнейшая категория поэтики, различная познавательная направленность литературных родов: драма – на сам акт художественного высказывания, эпос – на объект, лирика – на субъект); тяготение родов к определенному типу речи: в эпосе – к изображению предметного мира, в драме – к процессу речевого общения, в лирике – к выражению состояния души. Основные признаки эпоса, лирики, драмы. Формы художественной речи: проза, поэзия, ритмическая проза, лирическая проза. Метрико-строфическая организация стихотворной речи.
Стиль как «эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание» (А. Есин). Стиль художника, связь его с литературным направлением, национальными традициями искусства, эпохой. Стилевые признаки: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, тон авторского голоса, место диалога в произведении, темп изложения, особенности предметной изобразительности (характер портрета, пейзажа, интерьера), своеобразие композиции и сюжетной формы, специфика пространства и времени, языковое своеобразие.
Особенности художественного текста
Структурная организация художественного текста, элементы художественного целого: сюжет, композиция, литературный портрет героя, пейзаж, деталь, подробность, художественная речь. Три слоя искусства: «внешняя материя», «образный состав», «прорекающаяся через художника тайна» (по И. А Ильину); три основные стороны произведения: мир художественного произведения, связанный с предметно-изобразительным началом (сюжет, персонаж, образ автора, портрет, вещь, пейзаж, время, пространство и др.), художественная речь (особенности языка, стилистика), композиция (соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного рядов).
Автор в художественном произведении, выражение его мыслей и чувств, система способов передачи авторской оценки: выбор названия и имени героя, описание его облика и жилища, детали, пейзаж и др., зависимость авторской оценки от родо-жанровой специфики произведения.
Идея как воплощение авторского замысла. Пути воплощения идейно-эмоционального содержания произведения в художественной форме.
Герменевтика как наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации; задача читателя-интепретатора – уметь постичь идею произведения, художественного образа; два процесса понимания текста: интуитивное постижение целого и его интерпретация.
Сюжет как одно из важнейших средств воплощения содержания, обобщения писательской мысли, составляющая форм произведения к его содержанию; функции сюжета: выявление характера героя, «скрепление» изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий, удержание внимания читателя. Два типа действий: внешнее и внутреннее. Фабула как события, легшие в основу произведения в их хронологической последовательности, сюжет как порядок и способ сообщения об этих событиях автора-повествователя. Основные стадии сюжета: завязка, кульминация, развязка.
Композиция как способ скрепления элементов формы, соподчиняющая их идее произведения. Расположение и соотнесенность компонентов художественной формы – соединение порядка с разнообразием, архитектоника крупных жанровых форм; порядок сообщения о ходе событий, взаимодействие сюжетных эпизодов и внесюжетных элементов (лирических отступлений, обращений к читателям, вставные рассказы, сны, песни, письма и др.). Система персонажей, соотнесенность деталей и подробностей. Типы композиций: соразмерная, кольцевая, зеркальная, рамочная, монтажная.
Паратекстовые элементы как элементы, не входящие непосредственно в текст, но, обрамляя его, служащие важным средством авторской интерпретации произведения (посвящение, эпиграф, авторские ремарки, авторские примечания к тексту). Роль сильных позиций текста как средства аккумуляций читательского восприятия: гиперболичность, парадоксальность, юмор, ирония, аллегоричность и т.д.
Понятие хронотопа как модели взаимодействия пространства и времени. Примеры создания пространственно-временных образов в художественных произведениях. Художественное время и художественное пространство и способы их создания. Модели хронотопов: хронотоп дороги, хронотоп дома, хронотоп сна, хронотоп гроба и др.
Конфликт как обнаружение жизненных противоречий; коллизия как прямые острые столкновения героев; сюжетообразующий конфликт как важнейшая функция сюжета; виды конфликта: замкнутый (разрешимый), устойчивый (неразрешимый); конфликт внешний и внутренний; конфликт социальный, идеологический, общественно-политический, семейно-бытовой, нравственный, философский; психологический; трагический, героический, комический; особенности конфликтов в произведениях эпохи античности, в средневековой литературе, в эпоху Возрождения, в классицизме, романтизме, реализме.
Образ события
Фабула как основная форма представления события в литературном произведении, ее глубинное значение в качестве внутренней формы жизни, отраженной в произведении. Внутренняя логика фабулы: «жизнь есть сон», «жизнь есть бесконечное путешествие», «бытие – это поиск правильного пути», «жизнь есть поединок», «жизнь есть взаимодействие мира и войны» и т.д. Событийный ряд произведений как элементы фабулы. Характеристика их композиционных принципов: «ретроспективная композиция», «вершинная композиция», композиция авантюрных произведений, «растягивание» переломного момента, и т.п.
Основные мотивы произведения и «сквозные» мотивы в русской литературе.
Особенности лирического сюжета: динамика развития лирического чувства в виде образной картины, развивающейся в пространстве-времени, в основе которого – взаимоотношения личности и внешнего мира.
Лирический герой как субъект художественного отражения действительности, чьи мысли и чувства изображаются в лирическом произведении; взаимоотношения автора лирического стихотворения и героя.
Средства создания художественного образа
Образ как фундаментальная категория для теории искусства и для поэтики, как «воспроизведенное представление» (А. Потебня), как форма художественного мышления, способ освоения и преобразования действительности. Образы индивидуальные, характерные, типические; образ-мотив.
Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой: персонаж, герой, действующее лицо; характер, тип: многоплановые и одноплановые, цельные и противоречивые, устойчивые и динамичные. Способы создания характера героя: имя, речь, место героя в образной системе произведения.
Пейзаж как один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения, как средство воплощения замысла автора; функции пейзажа: фон действия, способ обозначения авторской позиции, способ раскрытия внутреннего мира героя, создание философского контекста произведения; развитие функции пейзажного текста от античности до реализма.
Портрет литературного героя как важнейшее средство его характеристики, как способ установления связи между его внешним и внутренним обликом, выявления его психологического состояния, проявления авторской оценки персонажа. Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный, статический и динамический.
Деталь как самая малая единица предметного мира произведения. Подробность как способ запечатления реальной картины описываемых событий. Символ – деталь, сохраняющая прямое значение, но становящаяся знаком, несущим иносказательный смысл. Название произведения как составная часть художественного текста, в котором в концентрированном виде передается авторский замысел; типы названий: названия, представляющие тему или проблему произведения, задающие сюжетную перспективу произведения, обозначающие главных героев, обозначающие время и пространство.
Отбор автором необходимой лексики и фразеологии, а также их стилевая организация для создания образа героя.
Эпизод в произведении
Эпизод – «относительно самостоятельная единица действия эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в замкнутых границах пространства и времени». Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.
Средства выразительности в языке
Особенности художественной речи; тропы и стилистические фигуры:
сравнение, метафора (глагольные, вещественные; распространенные, реализованные, общеупотребительные, индивидуально-авторские), олицетворение, эпитет (цветовые, оценочные, метафорические, постоянные), ирония, гротеск, метонимия, синекдоха, перифраза, параллелизм (прямой, отрицательный), антитеза, контраст, оксюморон, гипербола и литота, аллегория, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, анафора, эпифора, рефрен, лейтмотив, эллипсис, обращения, риторические вопросы и восклицания.
Экспрессивные возможности суффиксов, приставок, авторские неологизмы: новообразованные, собирательные имена, использование глаголов в повелительном наклонении с эмоциональной окраской.
Анализ стихотворения по схеме: Определение темы Жанровая форма Тональность Смысл названия. Выделение ключевых слов. Метрико-строфическая организация. Фоника. Художественные средства. Комментарии их смысла. Интонационно-пунктуационная выразительность Лирический сюжет Лирический герой. Особенности стихотворной формы Какие знания должен продемонстрировать учащийся при анализе художественного текста Сформулирована эстетическая задача и определены основные смысловые «точки» произведения (ключевые единицы, ключевой ряд, проанализированы отношения между ключевыми единицами). Определен смысл заглавия, если оно есть, его роль в раскрытии идеи произведения. Определены стиль текста, ведущий и вспомогательные типы речи, указаны их отличительные признаки. Определен ведущий образный прием, актуализирующий идейное содержание произведения. Правильно названы образные средства и проанализирована их роль в раскрытии авторской задачи. Предложен законченный анализ произведения (как реализуется в тексте стилистические возможности языковых средств: фонетических, лексических, грамматических; способы связи между предложениями, жанровые, лингвостилистические, индивидуально-авторские особенности художественного текста). Словарь терминов, используемых для анализа произведения Искусство Словесное искусство Художественное произведение Художественный мир Художественный образ Литературоведение Поэтика Сверхзадача искусства Творчество Форма и содержание художественного произведения Роды литературы Жанры литературы Интерпретация Автор художественного произведения Повествователь эпического произведения Лирический герой Авторская позиция Композиция Хронотоп Художественное пространство Художественное время Сюжет Экспозиция Завязка Кульминация Перипетии Развязка Фабула Конфликт Герой Характер Тип Система образов Пейзаж Психологизм Портрет литературный Художественная деталь Символ Подробность текста Стиль литературный Образная система Стилистические фигуры, тропы: сравнение, метафора, эпитет, ирония, метонимия, параллелизм, антитеза, контраст, оксюморон, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, повтор, анафора, эпифора, рефрен, лейтмотив, обращения, риторические восклицания, вопросы, эллипсис, гипербола, гротеск, литота. Литература для подготовки к олимпиаде школьников по русскому языку и литературе По литературе: В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006. Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007. А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994. Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М. : Издательство МГУ, 1998 . Е. А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006. С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003. С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа, 2000. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001г. Литература. 10-11 классы: тестовые и олимпиадные задание / И.И. Коган, Н.В. Козловская. – М.: Эксмо, 2007. Т. В. Матвеева. От звука до текста. - Екатеринбург, 2004. Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008. Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС, №2, 999 П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007. Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и образование», 2001. Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке / под. ред. И.Б.Голуб. - М.: Рольф, 2001. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин. - М.: «Советская энциклопедия», 1979. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11кл.: метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под. Ред. В.Ф. Чертова. (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2007. Л.В. Тодоров. Литература: всероссийские олимпиады. - М.: Просвещение, 2008. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов.-СПб., 1999. По русскому языку: |
Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., Просвещение, 2005 г.
Валиахметова Д.Р., Галиуллин К.Р. Республиканские олимпиады по русскому языку: вопросы и задания. Казань: Унипресс, 2000.
Виноградов В.В. История слов. – М., 1999.
Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка. – М.: Аванта+, 2008.
Глинкина Л.А. Исторический комментарий фактов русского языка. Оренбург, 2003.
Граник, Г.Г. Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты русской речи». М., Просвещение, 2003.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 – 4. – М., 1989.
Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6 – 9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Е. Дроздова. – М.: Просвещение, 2009.
Камчатнов А.М. «История русского литературного языка: XI – первая половина XIX века». – М. Издательский центр «Академия», 2005 г.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.., 2005.
Львова С.И. Занимательное словообразование. 8 – 11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2002.
Орг А. О.Олимпиады по русскому языку: книга для учителя М.: Просвещение, 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. 2-е изд., испр. – М.,1998.
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. – М.: Просвещение, 2009.
Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М., «Просвещение», 2008 – Серия «Пять колец».
Северская О.И. По-русски, правильно!: [для ст.шк. возраста] / О.И. Северская; ил. Е.А. Силиной. – М.: Просвещение, 2011.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи. М., 2004.
Степанова Л.С. Система работы с текстом. - М., Вербум, 2005 г.
Успенский Л. Слово о словах. Почему не иначе? – Л., 1971.
Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1978.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1 – 4. СПб., 1996.
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 2002.
Интернет-источники
Интернет-портал «Русский язык» - www.gramota.ru
Интернет-портал «Русские словари» (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) – www.slovari.ru
"Светозар". Сайт Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку. http://www.svetozar.ru/
Заключение.
Таким образом, участие в олимпиадах стимулирует переход школьников к более высокой форме учебной деятельности, мотивирует личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Роль учителя в этом очень велика. В круг его деятельности входит выявление одаренности у обучающихся, планирование работы с ними, подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе, а также последующая работа по развитию их одаренности. Важно не потерять ни одного талантливого школьника и предложить ему разные формы последующей научно-образовательной работы.
Приложения.
Примерные варианты олимпиадных заданий по русскому языку и литературе.
Русский язык
7 класс
Общее время выполнения заданий – 2 часа 30 минут.
Задание 1.
Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.
Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.
Задание 2.
На основании какого признака вертолет получил свое название?
Задание 3.
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы.
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Задание 4.
Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они. Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?
Задание 5.
Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.
Задание 6.
Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.
Штаны, сени, носилки, иваси.
Задание 7.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?
Задание 8.
В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слов антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?
Задание 9.
Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?
Задание 10.
Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?
Задание 11.
Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.
Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.
Задание 12.
В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.
Русский язык. Ответы.
7 класс
Общее время выполнения заданий – 2 часа 30 минут.
Задание 1.
Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.
Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.
Количество баллов.
1 балл.
2 балла в случае указания обоих вариантов.
Ответ.
Возможны два варианта ответа.
Бесценный – нет суффикса -енн.
Бесценный – образовано приставочно-суффиксальным способом.
Задание 2.
На основании какого признака вертолет получил свое название?
Количество баллов.
1 балл.
Ответ.
На основании способности лететь (взлетать) вертикально.
Задание 3.
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фрасзеологизмы..
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Количество баллов.
Исправление ошибки – 1 балл.
Толкование фразеологизма – 1 балл.
Итого максимум – 8 баллов.
Ответ.
Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.
Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.
Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.
Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.
Задание 4.
Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они. Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?
Количество баллов.
До 2 баллов.
Ответ.
Одноклассники отметили, что Саша не знает о различиях между буквами – графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками – акустическими единицами речи.
Задание 5.
Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.
Количество баллов.
Толкование одного слова – до 2 баллов, в зависимости от полноты и точности.
Максимум 6 баллов.
Ответ.
Барышник – тот, кто занимается перепродажей ради барыша - прибыли; перекупщик.
Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.
Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.
Задание 6.
Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.
Штаны, сени, носилки, иваси.
Количество баллов.
1 балл.
Ответ.
Иваси – несклоняемое существительное.
Задание 7.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?
Количество баллов.
До 2,5 балла.
Ответ.
Ровесник, сверстник.(0,5+0,5=1)
Сверстник.(0,5)
Этимологический словарь. (1)
Задание 8.
В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?
Количество баллов.
Комментарий - 1 балл.
Свой вариант наименования – 1 балл.
Название словаря – 1 балл.
Итого максимум 3 балла.
Ответ.
Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.
Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.
Задание 9.
Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?
Количество баллов.
Один ответ – 1 балл.
Итого максимум 2 балла.
Ответ.
В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.
Задание 10.
Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?
Количество баллов.
2 балла.
Ответ.
Морфология (от греч. morhhē – форма и logos – слово, учение) изучает системы словоформ и механизмы их построения.
Задание 11.
Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.
Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.
Количество баллов.
Синтаксический разбор предложения – до 2 баллов.
Морфологический разбор слова: один признак – 0, 5 балла. Всего 8 баллов.
Морфемный разбор слова: одна морфема – 0,5 балла. Всего 9 баллов.
Пунктуация – 0,5 балла.
Итого максимум 19,5 балла.
Ответ.
подлеж. обст. сказуем. о б с т о я т е л ь с т в о
Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.
Кусод - к –(а) – существительное женского рода в форме единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5)
нырв - о - наречие. (0,5+1=1,5)
по - дзик – а – л – (а) – глагол 1 спряжения в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5)
мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)
от - пак - а - ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5)
мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).
Задание 12.
В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.
Ответ.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете.
Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург, очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.
Количество баллов.
Орфограмма – 0,1 балл. Всего 1,2 балла.
Пунктограмма – 0,1 балл. Всего 0,4 балла.
Пересказ – до 10 баллов в зависимости от полноты. Снимается по 0,1 балла за каждую орфографическую, пунктуационную и грамматическую ошибку.
Итого максимум 11,6 балла.
Литература
7-8 класс
Вариант 1
Задание 1. Перед вами – иллюстрации художника Евгения Кибрика к одному из известных произведений русской классической литературы.
Рис. 1 | Рис. 2 |
|
|
Рис. 3 | Рис. 4 |
|
|
Определите, какое это произведение, назовите его автора, вспомните, как зовут его главных героев.
Какие эпизоды произведения проиллюстрированы и в какой последовательности следует расставить картинки, чтобы они соответствовали логике повествования? Коротко напишите, какому эпизоду соответствует каждая иллюстрация.
Какую картинку вы бы обязательно добавили к имеющимся иллюстрациям? Какой эпизод, с вашей точки зрения, следует обязательно проиллюстрировать и почему? Опишите эту дополнительную иллюстрацию – но помните, что она должна стилистически соответствовать остальным четырем.
Представьте, что современные режиссёры-аниматоры по этому литературному произведению смонтировали фильм следующим образом (далее дана последовательность рисунков): 1 – 2 – 1 – 4 – 1 – 3 – 1. Как изменится сюжет и смысл истории, изложенной таким образом, в сравнении с сюжетом исходного литературного произведения?
Задание 2. Прочитайте 3 фрагмента из неоконченной «Поэмы о Гоголе» Николая Асеева, приведенные ниже.
1. Дождь сеет и сеет без шума, туманом окутан Исакий, как будто томит его дума об этом предерзком писаке, Что резво меж лужами скачет, но все-таки ноги промочит, что нос свой под шляпою прячет и, слышно, в досаде бормочет: «Зачем я оставил Полтаву, свой Нежин покинув, уехал в огнями сверкавшую славу, в манящую близость успеха? Там лица угрюмы, упрямы, там верят лишь в почесть да в прибыль; «Портрет» там выходит из рамы художнику на погибель... И Невский проспект стал дремучим, заросшим чиновничьим лесом, и низко клубящимся тучам лежать на нем тягостным прессом»… <…> | 2. Взять зеркало «Ревизора»: ведь рожи-то — подлинно кривы; под сталью жандармского взора устоев подрывы! <…> |
3. Ну вот он перед камином, ни сердца родного, ни друга, заклятый зловещим аминем, толпой изуверов запуган. |
Напишите небольшое сочинение о том, каким образом в произведении Н. Асеева преломляется история жизни Н.В. Гоголя, его судьба. Рекомендуемый объем работы – не менее 150 слов. Объем творческой работы может превышать 150 слов.
Озаглавьте сочинение, отразив в названии его тему или основную мысль.
Подумайте, каким будет жанр вашего сочинения. Укажите его в подзаголовке. Напишите работу в соответствии с требованиями выбранного вами жанра. Рекомендуемые публицистические жанры: эссе, портретная зарисовка, письмо, этюд, слово, мини-отзыв, мини-рецензия.
Сочинение должно быть самостоятельным.
Помните о грамотности! Сочинение должно быть написано с соблюдением орфографических, пунктуационных, лексических и грамматических норм современного русского языка.
Литература. Ключи
7-8 класс
КОММЕНТАРИИ К ЗАДАНИЯМ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
(для членов жюри)
Задание 1.
Цель этого задания – не только проверить историко-литературные знания, но и выявить творческие способности ученика, его умение строить сюжетные линии, устанавливать композиционные связи, понимать, как может меняться повествовательная логика, а с ней и общий смысл произведения в зависимости от расположения эпизодов.
При проверке работы баллы можно распределить следующим образом:
1) верно указаны название художественного произведения, автора и героев («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя; Тарас Бульба, Остап, Андрий) – по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего - 5 баллов;
2) согласно сюжету повести Н.В. Гоголя, рисунки Евгения Кибрика, иллюстрирующие ее эпизоды, следует расположить в таком порядке: 2-4-3-1.
Рисунок 2. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от неё; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда.
Рисунок 4. Три всадника едут по степи молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь; Остап, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева.
Рисунок 3. Тарас Бульба присутствует при страшной казни старшего сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает он: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты все это?»
— «Слышу!» — отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.
Рисунок 1. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту думает старый атаман о товарищах, о будущих их победах, когда уже не будет с ними старого Тараса.
Если ученик указал верную последовательность иллюстраций (2-4-3-1), то его ответ оценивается 2-мя баллами.
По 2 балла следует добавить за краткий пересказ каждого эпизода, которому соответствует та или иная иллюстрация; итого за верный пересказ проиллюстрированных фрагментов повести Н.В. Гоголя участник муниципального этапа олимпиады может получить дополнительно 8 баллов.
Таким образом, по второму критерию ученик может набрать максимум 10 баллов (= 2+8);
3) убедительное обоснование выбора эпизода для дополнительной иллюстрации, четкое, конкретное, визуально ясное ее описание, стилистическое единство новой картинки с уже имеющимися – до 10 баллов;
4) аргументированное, логичное, мотивированное объяснение тех сюжетных трансформаций, к которым приведет анимационный монтаж (предложенная последовательность может быть прочитана так: Тарас перед смертью вспоминает о своей жизни, о борьбе запорожцев за свободу и веру, о гибели своих сыновей). Разумеется, возможны и иные варианты объяснения тех смысловых эффектов, которые возникают при уходе от хронологической логики в монтаже – до 5 баллов.
Максимальный балл за задание 1 – 30 баллов
Задание 2 требует от ученика продемонстрировать определённые навыки аналитической работы с текстом, умение писать сочинение по законам текста и жанра, в котором необходимо отразить важные этапы жизни и творчества Н.В. Гоголя и показать, какой отклик судьба писателя находит в душе лирического героя неоконченной поэмы Н. Асеева.
Объем творческой работы участника олимпиады может превышать 150 слов. Наиболее адекватными этому объему слов публицистическими жанрами являются эссе, портретная зарисовка, письмо, этюд, слово, мини-отзыв, мини-рецензия.
Сочинение должно быть самостоятельным.
Критерии оценивания сочинения:
1) содержание сочинения (полнота раскрытия темы, соответствие содержания теме, воплощенность идейного замысла) – 3 балла;
2) жанровое своеобразие (наличие в сочинении признаков указанного жанра) – 3 балла;
3) композиция сочинения (наличие в сочинение трех композиционных частей (введение, основная часть, заключение) и их соразмерность, логичность рассуждения, уместность иллюстративного материала, привлеченного из исходного текста Н. Асеева) – 3 балла;
4) грамотность сочинения: соблюдение орфографических, пунктуационных, лексических и грамматических норм – 3 балла (при отсутствии ошибок).
Если в работе на 100 слов приходится 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, 5 и более ошибок – 0 баллов.
Участнику олимпиады можно присудить от 1 до 3 баллов дополнительно за оригинальность формулировки заголовка сочинения и выбранного жанра, неординарность развития темы, точность и уникальность приводимых в порядке иллюстрации фактов из жизни и творчества Н.В. Гоголя, богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций, уместность и точность цитат.
Максимальный балл за задание – 15 баллов
ИТОГО: совокупное максимальное количество баллов (т.е. сумма максимальных баллов за задания 1 и 2) – 45 баллов.
Литература
7-8 класс
Вариант 2
I. Аналитическое задание
Перед вами два текста: фрагмент из «Энциклопедии лекарственных растений» и лирическое стихотворение Самуила Маршака. Что их объединяет? Чем отличается научное описание дерева от его словесного изображения в художественном произведении?
Ответьте на следующие вопросы:
1. Сохраняет ли слово своё основное значение или наполняется новым содержанием? В каком случае оно становится носителем лирического переживания и приобретает эмоциональную окраску?
2. Какие законы действуют в пределах одного и другого текста? Что связывает отдельные элементы в пределах словесного ряда? Обратите внимание на порядок слов, звуковую организацию текста.
3. Каковы особенности ритмического строя?
4. Что является предметом научного познания и что становится главным предметом художественного интереса в лирическом стихотворении?
Подтвердите свои выводы примерами. Ваш ответ должен представлять собой
связный текст.
Прозаический текст
Из «Энциклопедии лекарственных растений»:
Сирень обыкновенная
(Syringa vulgaris
Кипарисник)
Описание растения: относится к семейству масличных. Всем известный кустарник или небольшое деревце. Темно-зеленые листья у сирени весной распускаются раньше, чем у других кустарников и зелеными сохраняются до самых морозов, они сердцевидно-яйцевидной формы, черешковые. Все части растения имеют горький вкус. Ароматные лилово-фиолетовые или белые цветки собраны в большие метелки на концах ветвей. Цветет в конце мая — начале июня. Плоды — крылатые семена, переносятся ветром.
Распространение: завезена в Европу в XVI веке из Турции. Культивируется как прекрасное декоративное растение практически на всей территории России, кроме Крайнего Севера и среднеазиатских пустынь.
Используемая часть: цветки, листья и почки. Химический состав сирени изучен мало. В цветках сирени обнаружены эфирные масла, феногликозид сирингин, сирингопикрин и фарнезол; в коре, ветках и листьях — горький гликозид сирингин.
Сбор и заготовка: цветки заготавливают в фазе бутонизации. Ветки с соцветиями срезают, связывают в пучки и, подвесив, сушат на воздухе. Листья собирают с мая по июль и сушат в тени на воздухе или в сушилках при температуре 40-60°с, рассыпав тонким слоем. Срок хранения - 2 года.
Выращивание: предпочитает плодородные, влажные, нейтральные или слабощелочные почвы на солнце или в полутени. Не переносит кислых почв и застоя воды. Размножают семенами или черенками.
Применение: народная медицина рекомендует листья и цветки сирени как потогонное и противовоспалительное средство при лихорадочных заболеваниях — гриппе, ОРВИ и при малярии. Считается, что сирень помогает при эпилепсии, если ее принимать в течение нескольких лет. Почки сирени, собранные ранней весной во время набухания, применяются при лечении диабета. Сирень способствует отхождению песка и камней при мочекаменной болезни.
Стихотворный текст
Самуил Маршак
Счастье
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.
II. Творческое задание
Прочитайте стихотворение Андрея Дементьева «Лось». Какова его проблематика? Каким видит мир автор? Оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения. При работе можете опираться на предложенные вопросы.
Андрей Дементьев
Лось
Лось заблудился.
Он бежал по городу.
И страшен был асфальт его ногам.
Лось замирал,
Надменно вскинув морду
Навстречу фарам,
Крикам
И гудкам.
В обиде тряс скульптурной головой.
То фыркал,
То глядел на мир сердито.
Гудели, как набат, его копыта,
И боль его неслась по мостовой.
А город все не отпускал его...
И за домами лось не видел леса.
Он на людей смотрел без интереса,
Утрачивая в страхе торжество.
И, как в плечо,
Уткнулся в старый дом.
А над столицей просыпалось утро.
И кто-то вышел и сказал:
— Пойдем...—
И было все так просто и так мудро.
И, доброту почувствовав внезапно,
За человеком потянулся лось.
И в ноздри вдруг ударил милый запах,
Да так, что сердце в радости зашлось
Вдали был лес...
И крупными прыжками
К нему помчался возбужденный лось.
И небо,
Что он вспарывал рогами,
На голову зарею пролилось.
Опорные вопросы
А) В чем особенность композиции стихотворения?
Б) Дайте характеристику основным образам стихотворения.
В) Как движется взгляд лирического героя? Что вы можете сказать о лирическом герое?
Г) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.
Д) Как вы поняли основную мысль стихотворения?
Литература. Ключи
7-8 класс
Вариант 2
I. Аналитическое задание
Предложенные вопросы должны помочь ученику сконцентрироваться на особой функции слова в лирическом произведении и показать понимание специфики лирики в целом. При проверке работы необходимо также оценивать читательский кругозор и эрудицию ученика, филологическую зоркость, точность и глубину наблюдений, богатство словаря.
1.
Слово в художественном тексте отличается от слова в научном тексте. В тексте художественного стиля слово наполняется новым содержанием, становится носителем лирического переживания и приобретает эмоциональную окраску. Каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики – оно живёт по законам словесного искусства, в системе правил и приёмов создания художественных образов. Понятие «язык художественного произведения» включает в себя всю совокупность средств, которые использует автор для изображения жизненных явлений, чтобы выразить свои мысли и взгляды, вызвать у читателя ответные чувства. Художественным средствам литературы свойственна способность «приращивать смыл», что предполагает разное толкование художественного текста, разную его оценку
(0-5 баллов)
2.
Поэзия - ритмическая речь, деление текста на сравнимые между собой сегменты (стихи), и даже такого самого абстрактного формального членения достаточно, чтобы задать ритмичность. В принципе любой текст членится на некоторые сегменты, но в прозе смысловая разбивка преобладает над формально-звуковой, а в поэзии - наоборот..
Организация поэтического текста отличается от организации текста прозаического особым использованием звуковой ткани языка. Рифма - прямые повторы в конце или начале стиха - это лишь частный случай такого явления. Практикуются и другие приемы звуковой игры: ассонансы и аллитерации (повторы гласных или, наоборот, согласных) и др.
Черты научного стиля таковы:
1. Широкое употребление понятий, определений, научных терминов, иностранных слов.
2. Использование однозначных слов.
3. Большое количество существительных (особенно среднего рода с абстрактным значением: явление, свойство, состояние, отношение и др.);
4. Почти полное отсутствие эмоциональной окраски и образных средств языка, кроме точных, нехудожественных сравнений для пояснения чего-либо.
5.Точное, логичное выражение мысли, отсюда – логическая связь между предложениями и их частями;
6. Использование сложных предложений, как правило, повествовательных, с большим количеством союзов, причастных и деепричастных оборотов.
Черты художественного стиля таковы:
Совпадение автора и рассказчика (лирического героя), яркое и свободное выражение авторского «я».
Использование тропов (эпитет, олицетворение, метафора и др.), поэтических фигур (инверсия, повтор и др.), фонетических возможностей языка («звукопись»).
Языковые средства являются способом создания художественного образа, передачи эмоционального состояния и настроения рассказчика (лирического героя).
Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.
Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы и их помощью не только образы «рисовать», но и вкладывать в них скрытый смысл.
Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у читателя определённый эмоциональный настрой.
(0-5 баллов)
3.
Прозаический текст – это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает. Проза – речь, не связанная метром и рифмой.
Стихотворный текст, или поэтический, – это речь периодическая, ритмически организованная. Членение в стихотворном тексте качественно отлично от членения в прозаическом тексте, воспринимаемом как сплошное текстовое пространство. Для стихотворного текста важны не синтаксические единицы, а единицы ритмически организованные; это замкнутые компоненты, стянутые перекрестными рифмами. Единицы членения – это строка, строфа, четверостишие. Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает метром (размером).
(0-5 баллов)
4.
Отличие художественной литературы от научной так определял великий русский писатель и критик Н. Г. Чернышевский: «Главная цель учёных сочинений... та, чтобы сообщить точные сведения по какой-нибудь науке, а сущность произведений изящной словесности — в том, что они действуют на воображение и должны возбуждать в читателе благородные понятия и чувства. Другое различие состоит в том, что в учёных сочинениях излагаются события, происходившие на самом деле, и описываются предметы, также на самом деле существующие или существовавшие, а произведения изящной словесности описывают и рассказывают нам в живых примерах, как чувствуют и как поступают люди в различных обстоятельствах, и примеры эти большею частью создаются воображением самого писателя. Коротко можно выразить это различие в следующих словах: учёное сочинение рассказывает, что именно было или есть, а произведение изящной литературы рассказывает, как всегда или обыкновенно бывает на свете».
(0-5 баллов)
5 -ю баллами можно оценить богатство речи учащегося и его филологическую культуру.
Максимальный балл – 25
II. Творческое задание
В стихотворении очень ясно выстроен пейзаж, так называемый интерьер, в котором происходит действие. Ночь. Улица. Кричащие фары, визжащие автомобили, шум, страшащий животное, случайно забредшее в город. Асфальт, мостовая, город – эти слова помогают нам четко представить, где находится лось, а добавляющиеся к ним «фары», «крики», «гудки» оживляют место действия. Город пугает животное, запутывает, губит. Эти строки наполнены тревогой, опасливой злобой животного к человечеству как к двигателю прогресса, как к «антиприроде» в стихотворении.
Здесь автор использует такие эпитеты для описания поведения, душевного и физического состояния животного: «надменный», «скульптурная» голова, «сердитый». Его копыта гудят, как набат. Животное пытается противостоять городу, оно борется, но не может найти выхода из лабиринта "каменных джунглей".
Однако во второй части стихотворения пейзаж меняется. Вначале мы видим уже не просто город - столица сокращается до одного единственного старого дома, в который, как в плечо, утыкается лось.
Просыпается утро, и появляется третье (третье, потому что вторым действующим лицом выступает город) действующее лицо – это человек, который хочет помочь рогатому страннику.
И тогда мы видим третью картину – это лес. Он имеет запах, имеет даже, кажется, цвет. Для лося этот лес – жизнь, радость, надежда и спасение.
Стихотворение говорит о противостоянии природы и человека.
Роль природы играет лось, противостоит ему город, но между ними встает человек, такое же живое создание природы, как и лось, но в его руках содержится гораздо большее могущество - могущество над самой природой. Однако человек встает на сторону животного, помогает ему вернуться в родную стихию.
Допустимы варианты интерпретации текста по каждому вопросу. Главное - ученик должен показать понимание специфики лирического текста в целом. При проверке работы, безусловно, необходимо оценить и читательский кругозор, и эрудицию ученика, и богатство словаря, и разнообразие использованных синтаксических конструкций.
От 0 до 4-х баллов за каждый вопрос
5 -ю баллами можно оценить богатство речи учащегося и оригинальность его работы.
Максимальный балл – 25
Итоговый максимальный балл - 50
25