Нестандартное домашнее задание по русскому языку и литературе (9 класс)
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «НЕСТАНДАРТНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»
Пояснительные записки
1. 9 класс. Литература.
Тема: «Выписать цитаты из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», характеризующие главного героя, и по ним составить устную характеристику Евгения Онегина, отметив в нем положительные черты и отрицательные».
Цели: - проверить знание учащимися текста произведения;
- учить находить самое главное, самое существенное в романе для характеристики героя;
- развивать устную речь обучающихся.
Степень сложности задания: средняя, т. к. подобный вид заданий уже выполнялся при изучении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Тип задания: индивидуальное, т. к. каждый ученик должен самостоятельно поработать с текстом, объём произведения позволяет справиться с данным заданием. Индивидуальная работа наглядно демонстрирует знания обучающихся , представляет их недоработки в изучении книги Пушкина, позволяет более объективно оценить работу каждого ученика.
Рекомендуемое количество времени на выполнение: к следующему уроку.
Инструкция к выполнению задания: записи делать в виде таблицы, выделив в ней следующие разделы: «Портрет героя», «Воспитание и образование», «Занятия Евгения Онегина», «Отношение к Владимиру Ленскому», «Онегин и Татьяна Ларина», «Взаимоотношения с дворянами и помещиками», «Онегин и народ», «Отношение Пушкина к герою». Положительные и отрицательные черты героя можно отметить знаками + и - . На основании выписанных из романа цитат составить связный рассказ – характеристику Евгения Онегина, подчеркнув в нём положительное и отрицательное.
Оптимальный способ проверки: дискуссия, где каждый из обучающихся обязательно должен выступить по теме домашнего задания. Для обсуждения можно включить в ход урока следующие вопросы: 1) Почему именем Евгения Онегина назван роман Пушкина? 2) Достоин ли он называться главным героем романа? 3) Положительный или отрицательный этот герой? 3) Как к нему относится сам автор? Почему) 4) Что непонятно вам в этом герое? 5) За какие поступки вы осуждаете Евгения Онегина? Почему? 6) К кому из литературных героев близок Онегин? Чем? 7) Легко или трудно жить таким людям, как Онегин? Почему? После проведённой дискуссии можно предоставить слово одному из учеников класса по выполненному домашнему заданию. А в конце урока собрать у всех тетради и оценить работу каждого ученика.
2. 10 класс. Литература.
Тема: «Цвет, звуки и запахи в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», их роль в романе».
Цели: - углублённое изучение романа;
-умение находить необходимый материал в тексте;
-с помощью цвета, звуков и запахов, описанных в романе автором, полнее и глубже раскрывать идею произведения, объяснять поведение главного героя – Раскольникова.
Степень сложности: высокая, т.к. для выполнения работы нужно хорошо знать текст романа, уметь связывать найденный материал с идеей произведения.
Тип задания: индивидуальное или групповое. Индивидуальное даётся более сильным ученикам; при выполнении группового задания назначается один из учеников руководителем (более сильный), а другие под его руководством будут заниматься поисками необходимого материала. А затем сообща ученики будут делать определённые выводы.
Рекомендуемое количество времени на выполнение: задание даётся к следующему уроку.
Инструкция к выполнению задания: начертить таблицу, разделить её на четыре колонки, их озаглавить: «Цвет», «Звуки», «Запахи», «Их роль в романе; выводы». Внимательно просматривая страницы произведения, делать соответствующие записи в таблицу. Если это групповая работа, можно каждому из группы поручить наблюдение за какой – то одной особенностью произведения, а обобщения и выводы формулировать коллективно, группой.
Оптимальный способ проверки: ответ у доски, т. к. этот способ позволяет ученикам развивать устную речь, учит слушать отвечающего, сравнивать ответы одноклассников. При групповом домашнем задании отвечать может каждый, а руководитель группы делает общее заключение, но при этом тратится большое количество времени. Поэтому лучше отвечать одному из учеников группы. Чтобы оценить работу каждого, можно у оставшихся учеников собрать тетради и проверить составленную дома таблицу.
3. 11 класс. Литература.
Тема: «Цветовая гамма в лирике С. А. Есенина и соответствие цвета определённому этапу жизни поэта».
Цели: - обобщить знания учащихся о жизни и творчестве поэта;
- научить выстраивать соответствие между жизненными этапами Есенина и использованием цветовых эпитетов в его лирике;
- учить старшеклассников исследовательской деятельности.
Степень сложности задания: высокая, т. к. данное задание требует хорошего знания лирики поэта и тем более его жизни. Чтобы выполнить это задание, надо уметь проводить отбор нужного материала в соответствии с этапами жизни Есенина.
Тип задания: индивидуальное; желательно такое задание давать сильным ученикам, увлечённым литературой, в частности поэзией.
Рекомендуемое количество времени на выполнение: даётся это задание в самом начале изучения творчества Есенина, а проверяется по завершении изучения его произведений, т. к. его выполнение требует много времени и поэтапного рассмотрения его жизни и творчества.
Инструкция к выполнению задания: при изучении лирики Есенина сразу делать черновые записи – выписки по цветовым эпитетам, встречающимся в его стихотворениях; обращать внимание на даты написания того или иного стихотворения и события в жизни поэта; проводить соответствия цветовых эпитетов и жизненных событий (это можно фиксировать в виде таблиц, в виде цветка с лепестками, в виде диаграмм и т.д.) После проведённого исследования следует переходить к обобщениям, делать соответствующие выводы.
Оптимальный способ проверки: прослушать на уроке выступление одного – двух человек, у остальных собрать тетради. Ученики, прослушав выступления одноклассников, могут дать оценку работе, могут прорецензировать выполненное задание. Это позволяет развивать устную и письменную речь обучающихся, даёт навыки выполнения исследовательской работы. На примере выступлений сильных учеников учатся и другие ребята. Уметь писать исследовательскую работу пригодится детям в их дальнейшей учёбе после окончания школы.
4. 11 класс. Русский язык.
Тема: « Средства выразительности речи». Составить миниатюру о любимом времени года с использованием различных тропов и фигур речи.
Цели: - проверить, насколько учащиеся знают средства выразительности речи;
- учить грамотно и красиво строить тексты о природе.
Степень сложности работы: средняя, т. к. подобные виды работ проводились на других уроках, но в то же время надо составить выразительный текст, умело и к месту используя различные средства выразительности.
Тип задания: индивидуальное, потому что каждому ученику нужно показать свои знания, свои недочёты в работе, ведь задания, связанные с темой «Средства выразительности речи» присутствуют на ЕГЭ по русскому языку.
Рекомендуемое количество времени на выполнение задания: к следующему уроку, т. к. тему изучили на уроке, а домашнее задание служит способом проверки знания учеников.
Инструкция к выполнению задания: повторить тропы и фигуры речи; обдумать и составить план сочинения – миниатюры; подобрать необходимые средства выразительности; написать творческую работу.
Оптимальный способ проверки работы: возможна взаимная проверка: ученики обмениваются тетрадями, читают работы и подсчитывают количество употреблённых тропов и фигур речи. Можно предложить такой способ проверки: ученик – автор читает вслух свою работу, а одноклассники на слух определяют количество средств выразительности в его работе и уместность их использования. В конце урока учитель собирает тетради у всех учеников, чтобы проверить орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся. Этого требует серьёзная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
5. 5 класс. Русский язык.
Тема: «Этикетные слова. Области употребления этикетных слов (показать это на разных диалогах, составленных самостоятельно или с помощью родителей)».
Цели: - закрепить понятие этикетных слов;
- показать значимость употребления этикетных слов;
- научить строить фразы с этикетными словами;
- повторить материал о письменном оформлении диалога.
Степень сложности задания: минимальная, т. к. детям знакомы этикетные слова, нужно только показать необходимость использования этикетных слов в быту, рассмотреть разные способы построения фраз с этими словами в форме диалога.
Тип задания: индивидуальное или с родителями. Помощь родителей не отрицается,
т.к. взрослые могут предложить больший выбор ситуаций с использованием этикетных слов, могут по – разному построить реплики диалога. Это позволяет расширять словарный запас ребёнка, следить за вежливостью своей речи, сплачивает родителей и детей.
Рекомендуемое количество времени на выполнение задания: к следующему уроку, т. к. тема только изучена, свежа в памяти ребёнка, ему легче будет работать , проще составлять нужные примеры.
Инструкция выполнения: вспомнить материал об этикетных словах; заглянуть в словарик этикетных слов; подумать, в каких ситуациях мы прибегаем к использованию данных слов; вспомнить, как оформляется диалог на письме; составить несколько примеров диалога с включением в него этикетных слов.
Оптимальный способ проверки работы: 1) выполнение аналогичного задания (это позволит узнать, как дети научились оформлять диалог на письме; 2) игровая форма (инсценирование той или иной ситуации в форме диалога). Можно разыграть следующие сценки: «В магазине», «На уроке», «В транспорте», «На работе» и т. д.
Дети любят уроки, проходящие в форме игры. На них они учатся правильному общению, входят в роль того или иного героя, т. е. учатся актёрскому мастерству, что очень важно для публичного выступления.
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна