12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жаринова Татьяна Викторовна138
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Урок русского языка на тему:

«Русский язык - основа любой профессии».

9 класс

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его

моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку,

его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем,

ошибочно, то язык человека – гораздо более точный

показатель его человеческих качеств, его культуры».

Д. С. Лихачев

Тема: Русский язык - основа любой профессии.

Цель: сформировать у учащихся представление о профессиях и специальностях, пробудить интерес школьников к профессиям, связанных с филологическим образованием.

Задачи:

- Обобщить знания учащихся о понятии «русский язык»;

- Узнать профессии, тесно взаимосвязанные с предметом;

- Содействовать развитию познавательного интереса к различным профессиям 21  века;

- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку как основе будущей профессии.

- Давать оценку своей деятельности;

- Научить работать с технологией «Интеллект-карта».

Предполагаемый результат урока: подвести учащихся к осознанию важности русского языка, грамотности в профессиях филологической направленности.

Словарная работа: личность, работа, труд, дело, профессия, специальность, нравственность, активность, ответственность, упорство, сила воли, целеустремленность, трудолюбие, творческий поиск, коммуникабельность, образованность, компетентность.

Оснащение: магнитная доска и магниты, цветные мелки, альбомные листы и цветные карандаши, фломастеры; презентация, экран, мультимедийный проектор; алгоритмы самооценки.

Предварительная подготовка обучающихся: предварительная работа 5 обучающихся с определениями самых популярных филологических профессий 21 века.

Предварительная подготовка учителя: познакомить обучающихся с образовательной технологией «Интеллект-карта», выполнить презентацию.

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность

педагога

Содержательная деятельность

обучающихся

Примечания

1

Организационно-мотивационный этап (настрой на урок) – 2 мин.
 


 

Приветствие учителя. Проверка настроя обучающегося на урок.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие вы сегодня красивые, улыбнитесь друг другу. Давайте с хорошим настроением начнем урок и проверим, все ли у вас готово на рабочем месте.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

 

2

Постановка учебной задачи - 4 мин.
 

 

- Ребята, давайте обратимся к эпиграфу «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его

моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку,

его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем,

ошибочно, то язык человека – гораздо более точный

показатель его человеческих качеств, его культуры».

Д. С. Лихачев

(Слайд 1)

_ О чем мы будем говорить сегодня?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Да. Правильно. Каждому из вас необходимо будет в будущем выбрать профессию, свое любимое дело. Центральным вопросом нашего урока будут профессии, связанные с филологическим образованием. Мы совершим небольшое путешествие в мир профессий. А так как у нас урок русского языка, то и профессии мы будем рассматривать такие, которые связаны с нашим предметом. (Слайд 2)

- Каким образом мы будем работать над нашим вопросом? Не забывайте при этом, что на предыдущих уроках я знакомила вас с новым видом работы «Интеллект-карта».

Обучающиеся читают эпиграф и высказывают предположения.

- Сегодня мы будем говорить о русском языке.

- О человеке в профессии.

- О грамотности.

- О профессиях.

 

Язык - важная составляющая профессий. А особенно тех профессий, которые непосредственно связаны с самим языком.

- Попробуем создать «Интеллект-карту».

Презентация

3

Изучение нового материала - 20 мин.
 


 


 


 

- Сейчас мы с вами начнем составлять интеллект-карту.

- Как вы понимаете термин «Русский язык»? Что для вас значит это слово?

Подумайте, какое слово может стать ядром интеллект - карты?

Правильно. Возьмите альбомные листы и расположите его в центре.

- Как вы думаете, с какими науками тесно взаимосвязан русский язык? Почему? (Слайд 3)

- Проведите на нашей карте синим цветом волнистую линию (учитель показывает на доске пример линии). Предлагаю обсудить науки, тесно связанные с русским языком .Учитель вместе с обучающимися проводит анализ.

- Как мы с вами назовем эту основную синюю ветвь?

- Теперь от этой линии проведем тоненькие ответвления и напишем на них все науки, которые мы вычленили.

- Сможете ли вы обойтись без русского языка после школы?

- Многие профессии связаны с русским языком. А, главное, каждый человек должен уметь правильно писать, правильно излагать свои мысли.

Скажите, кем могут стать те, кто хорошо знает русский язык? Какие профессии вы знаете?

- Давайте проведем красным цветом новую ветвь. Как мы ее назовем?

- Проведите к этому слову ответвления и подпишите все профессии, которые вы назвали. Молодцы!

-Давайте попробуем подумать, что важного в самых популярных филологических профессиях 21 века? Назовите эти профессии.

(слайд 4)

Давайте проведем зеленым цветом новую ветвь и придумаем ей название.

- Давайте отразим это на интеллект - карте в виде ответвлений. (Учитель опрашивает заранее подготовленных обучающихся).

Ответы обучающихся

Язык.

Лингвистика, педагогика, психология, философия. Ответы обучающихся.

Обучающиеся выполняют задание на своем листе.

- Науки, связанные с русским языком.

Обучающиеся выполняют задание, подписывают ветви: науки, которые вычленили вместе с учителем.

Ответы обучающихся.

Журналист, лингвист, логопед, верстальщик, корректор, редактор, артист, режиссёр, писатель, переводчик, специалист по связям с общественностью, юрист.

-Профессии.

Обучающиеся выполняют задание на своем листе.

1.Лингвист
Лингвистика – наука о языке. Под лингвистом понимают человека, который глубоко владеет языками, как русским, так и иностранными. «Универсальных» специалистов практически не бывает, так и лингвисты подразделяются по нескольким критериям: по конкретному языку (русисты, англисты); по группе языков (романисты, монголоведы); по языкам региона (африканисты, кавказоведы); по направлениям лингвистики (фонетисты, лексикологи, морфологи); по теоретическому направлению (формалисты, когнитивисты). На практике лингвисты легко трудоустраиваются. Их можно встретить как в научной области, так и в различных средствах массовой информации, в сфере рекламы или связей с общественностью. Выбрав профессию лингвиста нужно иметь отличные знания по русскому и иностранному языку, литературе и истории. Также важны хорошая память, внимательность и аналитические способности, усидчивость и организованность.

2. Журналист

Журналист – творческая профессия, очень часто с ненормированным графиком работы. Журналист создает различные репортажи с мест событий и размещает их в СМИ. Поле деятельности у людей этой профессии весьма разнообразно. Конкретную тематику журналист выбирает сам. Это может быть что угодно – от обзора светской хроники до криминальных новостей. Для специалиста этой профессии важно умение выразить свои мысли, описать происходящие события, дать прогноз развития какого-либо процесса в обществе. Способен обычно тот, кто любит находиться в эпицентре событий. Эта работа подходит инициативным и коммуникабельным людям, умеющим правильно работать с информацией.

3. Корректор

Корректоры – люди, проверяющие текст на наличие разного рода ошибок и соответствие стандартам оформления. Без специалистов этой профессии сейчас не обходится ни одно солидное издание или сайт. Необходимые навыки: стопроцентная грамотность; знание правил и требований к оформлению текстов; пунктуальность; внимательность; усидчивость.

4. Логопед

Логопед – это специалист, который владеет различными способами корректировки речи. У многих в детстве возникают проблемы с произношением. У некоторых это проходит без вмешательства специалиста, другим же требуется помощь логопеда. Профессия логопеда появилась сравнительно недавно. В прошлом проблемы с речью не воспринимались как нечто, требующее вмешательства. У наших предков недоставало знаний в этой области, а потому дефекты речи считались проблемой физического характера. В современном мире эта профессия достаточно востребована. Логопед учит людей говорить правильно с помощью специальных коррекционных упражнений. Выбрав эту профессию, нужно обладать такими качествами, как внимание, терпение и дипломатичность. Люди с дефектами речи зачастую стесняются своего произношения, им требуется поддержка и понимание. Кроме специальных упражнений и тестов, логопед должен освоить детскую психологию и немного анатомию с медициной. Ведь в некоторых случаях проблемы речевого развития связаны сразу с несколькими факторами, имеющими разную природу происхождения.

5. Специалист по связям с общественностью

Профессия появилась в России недавно. Основой профессиональных обязанностей таких специалистов является установление контакта между определенной организацией и общественностью. Как правило, специалисты этого профиля работают в сфере торговли или производства, они помогают сформировать общественное мнение о конкретном товаре или компании. В качестве профессиональных навыков необходимо знание лингвистики, журналистики и немного психологии.

- Мы назовем ее Популярные филологические профессии 21 века.

 

4

Физкультминутка - 1мин.

Учитель предлагает выполнить ряд упражнений.

Обучающиеся выполняют задание.

 

5

Осмысление и закрепление изученного материала. Самостоятельная работа - 10 мин.

- Вы хорошо поработали, и наша ментальная карта почти готова. Как же выглядит сегодня коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста? Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в профессиональном общении. Подумайте, какие качества для этого необходимы? (Слайд 5)

-Выберите цвет ветви и зафиксируйте её на карте, а затем напишите качества.

- Итак, назовите те качества, которые вы выявили и отразили на карте.

Обучающиеся выполняют задание на своем листе.

- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи; 
- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; 
- владение профессиональной терминологией;
- владение стилем профессиональной речи;
- умение определять цель и понимать ситуацию общения;
- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; 
- знание этикета и чёткость выполнения его правил.

 

6

Подведение итогов -5 мин

-Молодцы! Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока?

Таким образом, мы пришли к выводу, что знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний.

- Да, ответили. Ответы обучающихся.

 

7

Оценка учителя. Рефлексия - 2 мин.

- Давайте обведем свои ладошки и подведем итог. Рефлексия с использованием приема «5 пальцев». (Слайд 6)

Каждый обучающийся обводит свою ладошку и делает записи в соответствии с приемом «5 пальцев».

 

8

Домашнее задание - 1мин.

Написать сочинение в жанре эссе о своём выборе профессии

- Спасибо за работу! До свидания!

Записывают домашнее задание.

 

1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по  организации и проведению/ Под ред. Проф. Е.А.Когана.-Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.

2.Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности.- М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.

3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального  самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.