Урок русского языка на тему:
«Русский язык - основа любой профессии».
9 класс
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его
моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку,
его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем,
ошибочно, то язык человека – гораздо более точный
показатель его человеческих качеств, его культуры».
Д. С. Лихачев
Тема: Русский язык - основа любой профессии.
Цель: сформировать у учащихся представление о профессиях и специальностях, пробудить интерес школьников к профессиям, связанных с филологическим образованием.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся о понятии «русский язык»;
- Узнать профессии, тесно взаимосвязанные с предметом;
- Содействовать развитию познавательного интереса к различным профессиям 21 века;
- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку как основе будущей профессии.
- Давать оценку своей деятельности;
- Научить работать с технологией «Интеллект-карта».
Предполагаемый результат урока: подвести учащихся к осознанию важности русского языка, грамотности в профессиях филологической направленности.
Словарная работа: личность, работа, труд, дело, профессия, специальность, нравственность, активность, ответственность, упорство, сила воли, целеустремленность, трудолюбие, творческий поиск, коммуникабельность, образованность, компетентность.
Оснащение: магнитная доска и магниты, цветные мелки, альбомные листы и цветные карандаши, фломастеры; презентация, экран, мультимедийный проектор; алгоритмы самооценки.
Предварительная подготовка обучающихся: предварительная работа 5 обучающихся с определениями самых популярных филологических профессий 21 века.
Предварительная подготовка учителя: познакомить обучающихся с образовательной технологией «Интеллект-карта», выполнить презентацию.
№ |
Этап учебного занятия |
Содержательная деятельность педагога |
Содержательная деятельность обучающихся |
Примечания |
1 |
Организационно-мотивационный этап (настрой на урок) – 2 мин.
|
Приветствие учителя. Проверка настроя обучающегося на урок. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие вы сегодня красивые, улыбнитесь друг другу. Давайте с хорошим настроением начнем урок и проверим, все ли у вас готово на рабочем месте. |
Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. |
|
2 |
Постановка учебной задачи - 4 мин.
|
- Ребята, давайте обратимся к эпиграфу «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры». Д. С. Лихачев (Слайд 1) _ О чем мы будем говорить сегодня? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Да. Правильно. Каждому из вас необходимо будет в будущем выбрать профессию, свое любимое дело. Центральным вопросом нашего урока будут профессии, связанные с филологическим образованием. Мы совершим небольшое путешествие в мир профессий. А так как у нас урок русского языка, то и профессии мы будем рассматривать такие, которые связаны с нашим предметом. (Слайд 2) - Каким образом мы будем работать над нашим вопросом? Не забывайте при этом, что на предыдущих уроках я знакомила вас с новым видом работы «Интеллект-карта». |
Обучающиеся читают эпиграф и высказывают предположения. - Сегодня мы будем говорить о русском языке. - О человеке в профессии. - О грамотности. - О профессиях.
Язык - важная составляющая профессий. А особенно тех профессий, которые непосредственно связаны с самим языком. - Попробуем создать «Интеллект-карту». |
Презентация |
3 |
Изучение нового материала - 20 мин.
|
- Сейчас мы с вами начнем составлять интеллект-карту. - Как вы понимаете термин «Русский язык»? Что для вас значит это слово? Подумайте, какое слово может стать ядром интеллект - карты? Правильно. Возьмите альбомные листы и расположите его в центре. - Как вы думаете, с какими науками тесно взаимосвязан русский язык? Почему? (Слайд 3) - Проведите на нашей карте синим цветом волнистую линию (учитель показывает на доске пример линии). Предлагаю обсудить науки, тесно связанные с русским языком .Учитель вместе с обучающимися проводит анализ. - Как мы с вами назовем эту основную синюю ветвь? - Теперь от этой линии проведем тоненькие ответвления и напишем на них все науки, которые мы вычленили. - Сможете ли вы обойтись без русского языка после школы? - Многие профессии связаны с русским языком. А, главное, каждый человек должен уметь правильно писать, правильно излагать свои мысли. Скажите, кем могут стать те, кто хорошо знает русский язык? Какие профессии вы знаете? - Давайте проведем красным цветом новую ветвь. Как мы ее назовем? - Проведите к этому слову ответвления и подпишите все профессии, которые вы назвали. Молодцы! -Давайте попробуем подумать, что важного в самых популярных филологических профессиях 21 века? Назовите эти профессии. (слайд 4) Давайте проведем зеленым цветом новую ветвь и придумаем ей название. - Давайте отразим это на интеллект - карте в виде ответвлений. (Учитель опрашивает заранее подготовленных обучающихся). |
Ответы обучающихся Язык. Лингвистика, педагогика, психология, философия. Ответы обучающихся. Обучающиеся выполняют задание на своем листе. - Науки, связанные с русским языком. Обучающиеся выполняют задание, подписывают ветви: науки, которые вычленили вместе с учителем. Ответы обучающихся. Журналист, лингвист, логопед, верстальщик, корректор, редактор, артист, режиссёр, писатель, переводчик, специалист по связям с общественностью, юрист. -Профессии. Обучающиеся выполняют задание на своем листе. 1.Лингвист Журналист – творческая профессия, очень часто с ненормированным графиком работы. Журналист создает различные репортажи с мест событий и размещает их в СМИ. Поле деятельности у людей этой профессии весьма разнообразно. Конкретную тематику журналист выбирает сам. Это может быть что угодно – от обзора светской хроники до криминальных новостей. Для специалиста этой профессии важно умение выразить свои мысли, описать происходящие события, дать прогноз развития какого-либо процесса в обществе. Способен обычно тот, кто любит находиться в эпицентре событий. Эта работа подходит инициативным и коммуникабельным людям, умеющим правильно работать с информацией. Корректоры – люди, проверяющие текст на наличие разного рода ошибок и соответствие стандартам оформления. Без специалистов этой профессии сейчас не обходится ни одно солидное издание или сайт. Необходимые навыки: стопроцентная грамотность; знание правил и требований к оформлению текстов; пунктуальность; внимательность; усидчивость. Логопед – это специалист, который владеет различными способами корректировки речи. У многих в детстве возникают проблемы с произношением. У некоторых это проходит без вмешательства специалиста, другим же требуется помощь логопеда. Профессия логопеда появилась сравнительно недавно. В прошлом проблемы с речью не воспринимались как нечто, требующее вмешательства. У наших предков недоставало знаний в этой области, а потому дефекты речи считались проблемой физического характера. В современном мире эта профессия достаточно востребована. Логопед учит людей говорить правильно с помощью специальных коррекционных упражнений. Выбрав эту профессию, нужно обладать такими качествами, как внимание, терпение и дипломатичность. Люди с дефектами речи зачастую стесняются своего произношения, им требуется поддержка и понимание. Кроме специальных упражнений и тестов, логопед должен освоить детскую психологию и немного анатомию с медициной. Ведь в некоторых случаях проблемы речевого развития связаны сразу с несколькими факторами, имеющими разную природу происхождения. 5. Специалист по связям с общественностью Профессия появилась в России недавно. Основой профессиональных обязанностей таких специалистов является установление контакта между определенной организацией и общественностью. Как правило, специалисты этого профиля работают в сфере торговли или производства, они помогают сформировать общественное мнение о конкретном товаре или компании. В качестве профессиональных навыков необходимо знание лингвистики, журналистики и немного психологии. - Мы назовем ее Популярные филологические профессии 21 века. |
|
4 |
Физкультминутка - 1мин. |
Учитель предлагает выполнить ряд упражнений. |
Обучающиеся выполняют задание. |
|
5 |
Осмысление и закрепление изученного материала. Самостоятельная работа - 10 мин. |
- Вы хорошо поработали, и наша ментальная карта почти готова. Как же выглядит сегодня коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста? Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в профессиональном общении. Подумайте, какие качества для этого необходимы? (Слайд 5) -Выберите цвет ветви и зафиксируйте её на карте, а затем напишите качества. - Итак, назовите те качества, которые вы выявили и отразили на карте. |
Обучающиеся выполняют задание на своем листе. - знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи; |
|
6 |
Подведение итогов -5 мин |
-Молодцы! Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока? Таким образом, мы пришли к выводу, что знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний. |
- Да, ответили. Ответы обучающихся. |
|
7 |
Оценка учителя. Рефлексия - 2 мин. |
- Давайте обведем свои ладошки и подведем итог. Рефлексия с использованием приема «5 пальцев». (Слайд 6) |
Каждый обучающийся обводит свою ладошку и делает записи в соответствии с приемом «5 пальцев». |
|
8 |
Домашнее задание - 1мин. |
Написать сочинение в жанре эссе о своём выборе профессии - Спасибо за работу! До свидания! |
Записывают домашнее задание. |
1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению/ Под ред. Проф. Е.А.Когана.-Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.
2.Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности.- М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.
3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.