12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зубаржат19
5

Русский язык в 4 классе тема: Правописание падежных окончаний имён существительных

Русский язык, 4 класс

Тема урока: Правописание падежных окончаний имён существительных

Цель: Научиться правильно писать безударные окончания.

Задачи: повторить склонение существительных, падежи; развитие внимания, речи;

Воспитание интереса к предмету

.



СЛАЙД 1


Сегодняшний урок я хочу начать с восточной мудрости.
            Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: « Все в твоих руках». 
У.-  Ребята и вы пожмите друг другу  руки, улыбнитесь. Все в ваших руках.  

Поэтому давайте хорошо настроимся на работу, приведем ум в порядок. Пожелайте друг другу удачи! ( Хлопаем в ладони друг друга с соседом по парте)





Словарно-орфографическая работа + Актуализация знаний



Предлагаю вам зашифрованные слова. Попробуйте их разгадать:

НАЛП…, СИНР…КА, БЛ…ЯКО, ПОРТ…,РОД…Н, Т…РЕСИН, ПЛЁЦ…НОК, Р…САД, ШЁЛ…П


подсказки: синоним слова увлечение, почтальон как доставляет письма

(Пенал, росинка, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес, пошёл)



- Подумайте и назовите слово, которое по-вашему мнению «лишнее». Обоснуйте ответ.

- А на какие группы можно разделить оставшиеся слова.

( группа существительных женского, мужского, среднего родов, на группу по склонениям, )

Назовите существительные 1 склонения, 2, 3….

С орфографической точки зрения?

( безударные гласные проверяемые и непроверямые)

----А теперь открыли тетради пишем сегодняшнее число, классная работа и на 3 строке слова только 2 склонения.

-----Вы говорите я пишу

---Но для начала вспомним как мы сидим за партой.


СЛАЙД 2







Д: Пенал, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес.

Подчеркните орфограммы

Подчеркните самое красиво написанное слово

- --Соедините первые буквы имён существительных 2 склонения по порядку их написания.

--- Какое слово получилось? ПЯТНИЦА

Напишите рядом с последним словом.

- ---Охарактеризуйте это слово

Д: Сущ., ж.р., 1 скл

---Кто разберет по частям?

----Дайте характеристику 1 звуку?


.

Актуализация знаний

- Какую «крылатую» фразу вы знаете со словом ПЯТНИЦА?

-Когда так говорят?

Д: Когда человек часто меняет своё решение


Семь пятниц на недел…


- Всё ли написано на доске?

Д: Нет, в последнем слове нет окончания.

А в какой части слова пропущена буква? Поставьте ударение?

Заметьте окончание ударное или безударное?

А какую букву напишете в окончании? Точно, а может и?

Какое правило говорит о том что нужно писать в окончании именно эту букву?

Вы знаете пишется в окончании какая буква, но не знаете почему?

Мнения разделились. Почему вы думаете по разному?

( не знаем почему пишется е)

А давайте продолжим этот ряд около недел..

К недел….

О недел…

Поставьте ударении? Окончание какое? Какое окончание напишете?

Вот в русском языке встречаются слова с безударным окончанием, когда нам приходится сомневаться.

Какова наша цель? Научиться правильно писать безударные окончания.

Мы постараемся узнать как правильно пишется безударные окончания.

Какие будут предложения?

Постановка учебной цели

- Правописание падежных окончаний имён существительных

Я предлагаю вам подсказку

На доске вы видите 2 группы слов

СЛАЙД 3

По руке из избушк…

На плече на праздник…

В груди в постел…

Поставьте ударения в во 2 группу слов ? Определите склонение.

Чем отличается 1 группа от 2 группы слов? ( в 1ок ончание ударное, во 2 безударное)

А чем он похожи ( эти существительные в различных падежах, одинаковое склонение? Что общего у существительных 1 строки? ( одинаковый предлог, в одном падеже)

Используя 1 группу слов мы можем найти ответ на наш вопрос.

(Одинаковое склонение , значит 2 группа будет такое же окончание что и первая с ударным окончанием)

Нам помогут слова того же склонения, но с ударным окон…

Посмотрите на существительные, какие окончания напишете?




- В связи с эт





Вспомним склонение существительных по падежам. Какое окончание в родительном падеже у существительных 1 склонения? (ы, и) 2 (а,я) , 3 (и)?

Дательном 1(е) 2(у,ю), 3 (и)

Предложном падеже 1 ( е) , 2 (е) 3 (и)



Для чего необходимо уметь определять склонение и падеж существительных?

Значит. Ребята



СЛАЙД ПРАВИЛО


(Чтобы правильно писать
безударные падежные окончания имён существительных

Поставить существительное в начальную форму

Выделить окончание.

Определить тип склонения.

Подобрать слово-помощник и ставить его ту же форму: рука – руки и пишем такое же окончание, какое у слова Вспомнить, какое окончание имеет существительное этого склонения в данном падеже.

Нам помогают слова того же склонения, но с ударным окончанием.

Слова –помощники 1 склонения рука

2 склонения плечо

3 скл. грудь

А теперь возвращаемся нашим словам с безударным окончание и узнаем какая буква пишется в окончании

Семь пятниц на недели. Неделя 1 скл. Поможет нам слово рука. На руке, значит пишем букву е около недел.. около руки

К неделе….к руке

О недел е о руке

Слова-помощники пусть будут перед вашими глазми.

Физминутка ………..

СЛАЙД ФИЗМИНУТКА

Раз. Два с места встали

Руки к небу мы подняли

Подтянулись, как котята,
И попрыгали зайчата.

Мы как птички полетели,

И на место дружно сели

III. Сообщение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.

Учитель: - Для чего необходимо уметь определять склонение и падеж существительных?

Дети: - Чтобы правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Вот теперь и поупражняемся у доски




- Какое существует правило правописания безударных падежных окончаний?




-


Проверка действия ключа на других словах

Опираясь на знания алгоритма, проведём орфографическую минутку в виде небольшой викторины. Отвечайте на вопросы коротко – имена существительные с предлогами. Работаем по алгоритму и записываем в тетрадь

-----Ставим ударение, выделяем окончание.


Где восходит солнце?

На востоке – восток, м.р., 2 скл., на плече, на чём? П.п.

А где заходит?

На западе

Где находятся два полюса земли?

На севере, на юге

На чём весной висят серёжки?

На берёзе

На каких кустах сиреневые кусты?

На сирени

В каком месяце заканчивается 2 четверть?


Какое слово лишнее? ( в декабре) Почему? ( ударное окончание)

В декабре

- Что объединяет остальные слова?

- Какую орфографическую задачу мы можем решить с помощью этого слова в декабре. Оно является словом-помощником для других слов, того же склонения с безударным окончанием. Да, ребята не только рука, плечо, грудь могут быть словами- помощниками, но и другие. Самое главное условие для этого?

( быть ударным окончанием)

Д: Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения

- Как же проверить букву безударного гласного звука в окончании имени существительного?







А теперь делимся на группы. Какие правила нужно соблюдать при работе в группе? Дружно работать, советоваться.

Ваша задача соедините карточки так, чтобы можно было из них составить словосочетания, изменяя окончания имен существительных. Разрезные карточки они клеят на альбоиный лист

плыть

без

дочь

Встретился

по

институт

выйти

в

река

учиться

с

шапка



Проверим работу. Из каждой группы выходит один выступающий и читает получившиеся словосочетания.

Плыть по реке (1 скл., Д.п)

Встретиться с дочерью ( 3 скл. Т.п.)

Выйти без шапки ( 1 скл., Р.п)

Учиться в институте. ( 2 скл., П.п).



Выборочное письмо

Ребята вы любите свое село? А хорошо знаете про свою родную землю. Послушайте мой рассказ о моем самом любимом месте в Толбазах.


Многие люди в нашем сел_ любят это место. Вы в тихом заснеженном царств_. Вы зад_ваете ветви ел_, с них сыпется снег. Это любимое место лыжников, да и просто тех, кто любит природу. На прогулк_ можно увидеть следы зверюшек. Здесь находится озеро Уральское. В это время года там людей меньше, но вот в остальное время, а особенно летом, сюда ходят много толбазинцев, и не только.

Ребята, о каком месте вашего села я рассказала? А еще какие места вам нравятся. А как нужно относиться к лесу? ( Беречь от пожара) . теперь я диктую, а вы пишите только существительные с безударным окончанием.

Работа по учебнику. Нашли в учебнике стр. 20, упражнение 187. Потренируемся в использовании алгоритма. Комментированное письмо





188 упражнение. взаимопроверка Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища





 Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

Свернул к речк…
помог старушк…
скрипит на дерев…
махал флажк…
рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием .

Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

4-я группа: У вас карточка со словами:

На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .

Вы должны поместить карточку в свой домик.

1 скл.  2 скл.  3 скл.

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)



А сейчас проверим как вы запомнили слова-помощники. Я называю существительные с безударным окончанием, а вы слово- помощник. А вы знаете у каждого склонения свой помощник да?

На постели, возле тополя, к сирени, от ветки, к ветке, на площадке, по головке, на ладони, над тучей, о пистаеле, для осени, по Волге, на моркови, к мыши, снегом, на вершине, к дяде, в деревне, от площади.











Над чем работали на уроке?

Как пишутся ударные и безударные окончания существительных одного склонения? ( одинаково)

Добились ли поставленной цели?

Какое задание у вас вызвало интерес?

- Кто ещё из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имён существительных?

- Каково ваше отношение к уроку?

- Какое важное умение вы закрепили на уроке?

- С каким настроением его закончили?

- Какой совет вы можете дать тем ученикам, которые допускают ошибки

Повторим алгоритм проверки безударных окончаний имени существительного

Наш урок подошёл к концу

 





Разминка для рук:

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши










Опубликовано


Комментарии (1)

Голдина Лилия Вильевна, 28.07.20 в 18:51 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за полезный ресурс. Вы представили подробный конспект урока, интересные формы работы. Понравилась словарная работа. Отметила для себе некоторые идеи. Жаль, что не представили презентацию к уроку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.