Урок на тему «С.А. Есенин "Лебёдушка"»
С. А. Есенин «Лебёдушка»
Тип урока: закрепление изученного материала |
||
Педагогические задачи: научить видеть художественные особенности стихотворения, понимать «язык», видеть особенности поэтического слова, близость к устному народному творчеству, фольклору; формировать навык выразительного чтения; развивать способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; воспитывать нравственные и эстетические чувства; воспитывать любовь к природе, всему живому |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведением С. А. Есенина «Лебёдушка»; научатся: видеть художественные особенности стихотворения, понимать язык, видеть особенности поэтического слова, близость к устному народному творчеству, фольклору, выразительно читать, полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное |
Метапредметные: Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений при выполнении проектных заданий. Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. Коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий |
Личностные: понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, (сравнений и эпитетов) |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания |
– Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией удивительного поэта учитель вывешивает на доску портрет поэта Проверяет домашнее задание. Подготовьте сообщение о С.А. Есенине. Соотнесите соответствующие иллюстрации и текст |
Работают в группе. Соотносят иллюстрации и текст. Выступают у доски |
Осуществлять актуализацию личного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Предлагаю вам, ребята, поработать со словарем и объяснить лексическое значение некоторых слов (самопожертвование, сострадание, милосердие) Ребята, предположите, как эти слова могут быть связаны с темой нашего урока?
Тема нашего урока: С.А.Есенин «Лебедушка». Сформулируйте цели нашего урока. |
Работают в паре со словарем
В произведении С.А.Есениа «Лебедушка» мы испытываем сострадание – жалость к главной героине – лебедушке. Когда орел нападает на лебедушку – милосердие; самопожертвование, когда лебедушка защищает своих детей – лебежат)
Формулируют цели урока |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
I11. Работа над содержа-нием текста.
Физминутка
.
|
Сколько частей мы с вами выделили в стихотворении на предыдущем уроке?
– Прочитайте начало первой части. О чем говорится в ней? – Как вы узнали, что это картина утра? Подтвердите это текстом.
– Прочитайте начало второй части. О чем говорится в ней?
– Прочитайте начало третьей части. А о чем здесь идет речь?
С помощью чего показал нам поэт картины природы? А как художник нам может показать картины природы? Художник Н.Устинов проиллюстрировал некоторые эпизоды стихотворения (показ иллюстраций)Композитор? Сделаем вывод: Как можно описать природу? Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например, французский композитор Шарль- Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой. Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? Русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро». Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? Великая и всем известная балерина Майя Плесецкая изобразила жестами красоту и грациозность птицы. Обратите внимание на ее руки. Руки у нее как крылья. Никто не смог повторить М. Плесецкую Лебеди летят, Крыльями машут.(плавные движения руками с большой амплитудой) Прогнулись над водой (наклоны вперед, прогнувшись) Качают головой.(наклоны головы вправо – влево) Прямо и гордо умеют держаться, Тихо-тихо на воду садятся. – Есенинская поэзия очень близка к фольклору – Какие вы знаете изобразительно-художественные средства языка?
– Найдите в тексте эпитеты, олицетворения, срав-
|
1.Раннее утро 2.Прогулка (Прогулка с малыми детками) 2.Смерть Лебедушки(Гибель) – В стихотворении 3 части. – В 1-й части описывается картина раннего утра.
– На траве еще не высохла роса.
Читают: Как и стала звать лебедушка Своих малых лебежатушек Погулять на луг пестреющий, Пощипать траву душистую… – Во второй части говорится, что лебедь позвала своих детей, они стали плавать, а лебедушка смотреть за детьми. – В третьей части рассказывается, как прилетел орел, схватил и разодрал лебедушку.
Словами
Красками Музыкой
Слушание отрывка из произведения Сен-Санса «Лебедь»
Гибель лебедя
Прослушивание отрывка
Лебедята
Просмотр видео
– К изобразительно-художественным средствам относятся эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. В сказках, в былинах их очень много. Работа в группах(1 группа выбирает олицетворения, 2 группа – эпитеты, 3 – метафоры,4 - сравнения) – Олицетворения: подымалась зорюшка, рассыпала огоньки – лучи, камыши шепталися. – Эпитеты: леса темного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, сосны старые, могучие, роса жемчужная, блестки алые, озером серебряным, белоснежная лебедушка. – Метафоры: загорались ярким пламенем сосны, роса жемчужная отливала блестки алые. – Сравнения: зорюшка рассыпала радугой огоньки – лучи багровые; выплывала, словно зоренька, белоснежная лебедушка.
|
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. |
4. Выборочное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. - Прочитайте отрывок, где надвигается беда.(строфы 20-21) -Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей(строфы 23-25) -Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным?(строфа 27) -Могла ли она спастись от смерти?(Да, если бы заметила орла) - Почему она этого не сделала?(Ради спасения своих детей, ради любви к ним) - О чем говорит поступок матери-лебеди?(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей) - Такой поступок называется самопожертвованием. – У С. Есенина образ Родины слит с образом матери. На всю жизнь мама оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала .В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая бесконечно любит, так геройски оберегает своих детушек и заботится о них. Каждая из ваших Мам о Вас молится, каждая готова отдать жизнь за своего ребенка.
За один миг жизнь может прекратиться. Так уж сложена жизнь: надо ценить каждый миг - Как вы думаете чему учит нас это стихотворение?
О чем заставил вас задуматься наш урок?
Я надеюсь, что ваша душа раскрылась от нахлынувших чувств. Что же мы узнали на сегодняшнем уроке? Что мы вспомнили? Вместе с поэзией Есенина мы проникли в мир милосердия и сострадания.
|
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать)
(Беречь своих близких, проводить с семьей больше времени, не огорчать маму, папу)
Мы узнали, что стихотворение «Лебедушка» может вызвать милосердие, сострадание; вспомнили выразительные средства языка, ,научились жалеть, сопереживать, быть добрее, чувствительнее, милосерднее
|
Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. В произведениях В.Астафьева»Стрижонок Скрип» мама-стрижиха защищает птенцов от сокола;»Крылья матери» В.Сухомлинского мама-гусыня спрятала своих детей от града; «Белый гусь» Носова гусь-отец погиб, защищая гусят от крупного града. Прочитать любое произведение (по выбору)
|
Выставка книг |
Осознавать, принимать, сохранять учебные |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Тестирование (взаимопроверка и оценивание) Закончить урок мне хочется словами : Друзья, учитесь верности у Лебедей! Любите так, Как любят эти птицы! Ведь если взять вселенную, Ни с чем… Любовь такая не сравнится. Они не люди. Но какая стать, Какая нежность, Преданность друг другу. Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду! Ребята,у вас на партах лежат водоплавающие птицы – лебеди и утки. Я предлагаю вам поместить на реку лебедя, если вам урок понравился и вам было все понятно. Если вы что-то не поняли и наш урок вам не понравился – разместите утку.
|
Звучит музыка Л. Гурченко «Ах, мой сынок» |
Осуществлять |