Урок на тему «С.А. Есенин "Лебёдушка"»

0
0
Материал опубликован 13 June 2023

С. А. Есенин «Лебёдушка»

Тип урока: закрепление изученного материала

Педагогические задачи: научить видеть художественные особенности стихотворения, понимать «язык», видеть особенности поэтического слова, близость к устному народному творчеству, фольклору; формировать навык выразительного чтения; развивать способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; воспитывать нравственные и эстетические чувства; воспитывать любовь к природе, всему живому

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением С. А. Есенина «Лебёдушка»;

научатся: видеть художественные особенности стихотворения, понимать язык, видеть особенности поэтического слова, близость к устному народному творчеству, фольклору, выразительно читать, полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное

Метапредметные:

Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений при выполнении проектных заданий.

Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий

Личностные: понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, (сравнений и эпитетов)

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией удивительного поэта

учитель вывешивает на доску портрет поэта

Проверяет домашнее задание. Подготовьте сообщение о С.А. Есенине. Соотнесите соответствующие иллюстрации и текст

 

 

 

 

 

Работают в группе. Соотносят иллюстрации и текст. Выступают у доски

Осуществлять актуализацию личного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Предлагаю вам, ребята, поработать

со словарем и объяснить лексическое значение некоторых слов (самопожертвование, сострадание, милосердие)

Ребята, предположите, как эти слова могут быть связаны с темой нашего урока?


 


 


 


 


 


 

Тема нашего урока: С.А.Есенин «Лебедушка». Сформулируйте цели нашего урока.

Работают в паре со словарем


 


 


 

В произведении С.А.Есениа «Лебедушка» мы испытываем сострадание – жалость к главной героине – лебедушке. Когда орел нападает на лебедушку – милосердие; самопожертвование, когда лебедушка защищает своих детей – лебежат)

 

 

Формулируют цели урока

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

I11. Работа над содержа-нием текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько частей мы с вами выделили в стихотворении на предыдущем уроке?

 

 

Прочитайте начало первой части. О чем говорится в ней?

Как вы узнали, что это картина утра? Подтвердите это текстом.

 

Прочитайте начало второй части. О чем говорится в ней?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте начало третьей части. А о чем здесь идет речь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью чего показал нам поэт картины природы? А как художник нам может показать картины природы? Художник Н.Устинов проиллюстрировал некоторые эпизоды стихотворения (показ иллюстраций)Композитор?

Сделаем вывод: Как можно описать природу?

Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например, французский композитор Шарль- Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.

Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок?

Русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро». Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится?

Великая и всем известная балерина Майя Плесецкая изобразила жестами красоту и грациозность птицы. Обратите внимание на ее руки. Руки у нее как крылья. Никто не смог повторить М. Плесецкую

Лебеди летят,

Крыльями машут.(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой (наклоны вперед, прогнувшись)

Качают головой.(наклоны головы вправо – влево)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся.

Есенинская поэзия очень близка к фольклору
(к произведениям устного народного творчества).

Какие вы знаете изобразительно-художественные средства языка?

 

Найдите в тексте эпитеты, олицетворения, срав-
нения.
Работа в группах

 

1.Раннее утро

2.Прогулка (Прогулка с малыми детками)

2.Смерть Лебедушки(Гибель)

В стихотворении 3 части.

В 1-й части описывается картина раннего утра.

 

На траве еще не высохла роса.

 

Читают:

Как и стала звать лебедушка

Своих малых лебежатушек

Погулять на луг пестреющий,

Пощипать траву душистую…

Во второй части говорится, что лебедь позвала своих детей, они стали плавать, а лебедушка смотреть за детьми.

В третьей части рассказывается, как прилетел орел, схватил и разодрал лебедушку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словами

 

Красками

Музыкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание отрывка из произведения Сен-Санса «Лебедь»

 

 

 

 

 

 

Гибель лебедя

 

 

 

 

 

Прослушивание отрывка

 

 

Лебедята

 

 

Просмотр видео

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К изобразительно-художественным средствам относятся эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. В сказках, в былинах их очень много.

Работа в группах(1 группа выбирает олицетворения, 2 группа – эпитеты, 3 – метафоры,4 - сравнения)

Олицетворения: подымалась зорюшка, рассыпала огоньки – лучи, камыши шепталися.

Эпитеты: леса темного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, сосны старые, могучие, роса жемчужная, блестки алые, озером серебряным, белоснежная лебедушка.

Метафоры: загорались ярким пламенем сосны, роса жемчужная отливала блестки алые.

Сравнения: зорюшка рассыпала радугой огоньки – лучи багровые; выплывала, словно зоренька, белоснежная лебедушка.

 

 

 

 

 

 

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль по результату

4. Выборочное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда.(строфы 20-21)

-Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей(строфы 23-25)

-Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным?(строфа 27)

-Могла ли она спастись от смерти?(Да, если бы заметила орла)

- Почему она этого не сделала?(Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чем говорит поступок матери-лебеди?(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

У С. Есенина образ Родины слит с образом матери. На всю жизнь мама оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала .В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая бесконечно любит, так геройски оберегает своих детушек и заботится о них. Каждая из ваших

Мам о Вас молится, каждая готова отдать жизнь за своего ребенка.

 

 

За один миг жизнь может прекратиться. Так уж сложена жизнь: надо ценить каждый миг

- Как вы думаете чему учит нас это стихотворение?

 

 

 

О чем заставил вас задуматься наш урок?

 

 

 

Я надеюсь, что ваша душа раскрылась от нахлынувших чувств.

Что же мы узнали на сегодняшнем уроке? Что мы вспомнили? Вместе с поэзией Есенина мы проникли в мир милосердия и сострадания.

 

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать)

 

(Беречь своих близких, проводить с семьей больше времени, не огорчать маму, папу)

 

 

 

Мы узнали, что стихотворение «Лебедушка» может вызвать милосердие, сострадание; вспомнили выразительные средства языка, ,научились жалеть, сопереживать, быть добрее, чувствительнее, милосерднее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного задания

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. В произведениях В.Астафьева»Стрижонок Скрип» мама-стрижиха защищает птенцов от сокола;»Крылья матери» В.Сухомлинского мама-гусыня спрятала своих детей от града; «Белый гусь» Носова гусь-отец погиб, защищая гусят от крупного града. Прочитать любое произведение (по выбору)

 

 

Выставка книг

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения.

Предлагает оценить работу на уроке. Тестирование (взаимопроверка и оценивание)

Закончить урок мне хочется словами :

Друзья, учитесь верности у Лебедей!

Любите так,

Как любят эти птицы!

Ведь если взять вселенную,

Ни с чем…

Любовь такая не сравнится.

Они не люди.

Но какая стать,

Какая нежность,

Преданность друг другу.

Их чувство невозможно передать,

Оно подобно истинному чуду!

Ребята,у вас на партах лежат водоплавающие птицы – лебеди и утки. Я предлагаю вам поместить на реку лебедя, если вам урок понравился и вам было все понятно. Если вы что-то не поняли и наш урок вам не понравился – разместите утку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит музыка Л. Гурченко «Ах, мой сынок»

Осуществлять
взаимоконтроль учебной деятельности

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.