Открытый урок чтения на тему «С.А. Есенин «Отговорила роща золотая» (8 класс)
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»
Открытый урок чтения
в 8 классе
С. А. Есенин
«Отговорила роща золотая»
Провела: Смирнова И.А.
2021 г.
Урок чтения 8 класс
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина "Отговорила роща золотая".
Задачи:
1. Развитие эмоционального и познавательного интереса к работе со стихотворением.
2. Осуществлять связь содержания уроков чтения с музыкой и изобразительным искусством.
3. Обучение правильному и выразительному чтению стихотворения.
4. Расширение кругозора детей на основе установления связей с окружающим миром.
Ход урока
Орг. момент.
Проверка д/з.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение творчества великого поэта России С. А. Есенина. Прежде чем продолжить разговор о человеке, оставившем своему народу не только прекрасные стихи о любви, о природе, животных, но и поэмы, воспевающие родную Россию, "страну березового ситца", "голубых далей", "густых трав", "прекрасных людей", давайте вспомним его биографию.
- Как, по-вашему, откуда к нему пришла эта любовь? (из детства)
Все начинается с детства: и любовь, и красота. Что же вы знаете о детских годах С. Есенина?
А чтобы у нас был не только рассказ, мы стихами будем подтверждать его биографию. Итак, детские годы поэта (рассказывает ученик) после рассказа подтвержд. стихотворением Есенина "В хате".
«Пахнет рыхлыми драценами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными Тараканы лезут в лаз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки пепелиц,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц…»
- Как бы вы назвали это стихотворение?
- О чем в нем идет речь?
- Кто бывал в деревне? Есть что-то похожее в описании того времени деревянной избы и в настоящее время вашего деревянного дома?
У Есенина на всю жизнь сохранилась любовь к родному дому и близким людям. Кто они? (дед, бабушка, мама). Подтверждение стихотворением Есенина "Письмо матери"
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как 8 лет назад...
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
старомодном, ветхом шушуне.
- Зачем же мать полная грусти и тревоги выходит на дорогу? Кого она ожидала? (рассказ учащегося).
Долгие годы Есенин пребывал вдали от родного дома, он бывал в Москве, Ленинграде, путешествовал по России, был в Крыму, на Кавказе, за границей. Но всегда и везде он помнил о доме, его тянуло в родные места.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Итак, из всего сказанного, давайте сделаем вывод. Какое чувство по- вашему сформировалось у Есенина в детстве (чувство любви, к чему? - к родному дому, природе, народу).
Материал урока.
Продолжим изучение творчества Есенина. У нас сегодня будет необычная тема урока. Прочитайте ее на доске.
"Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали"
- Найдите и выделите главные слова в теме урока (родился я, зори свивали).
- О чем будем говорить? (о доме, о природе)
- Одним из лучших шедевров, посвященной теме природы, считается стихотворение С. Есенина, с которым мы с вами сегодня познакомимся "Отговорила роща золотая".
Написано оно поэтом в 1924 г. В это время С. Есенин находился в Баку, и напечатано оно было в газете "Бакинский рабочий". Познакомившись со стихотворением "Отговорила роща золотая", мы с вами убедимся в том, что природа у Есенина неотделима от человека, от настроения его, от земных радостей и тревог.
- Чтение стихотворения учителем.
- Какие строчки вам больше всего запомнились?
- Как по-вашему, о чем данное стихотворение?
- Какое время года? Что говорит о том, что это осень? (зачитываются строчки об осени).
- Каким настроением оно пронизано?
- О чем грустит поэт (об осыпавшейся роще, улетающих журавлях, быстротечности жизни, прошедшей молодости).
- Какие слова передают грусть поэта? (зачит.)
Обратите внимание на иллюстрации на доске.
Подходят ли они к нашему стихотворению?
Если да, то давайте найдем строчки из стихотворения, подходящие к иллюстрации (зачит.)
Все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы.
В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Природа имеет лицо. Можем мы сказать, что природа у Есенина это застывший, пейзажный фон. Нет, потому что она у него живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Природа у Есенина неотделима от человека.
Давайте найдем сравнения, которыми пользуется поэт в стихотворении, показывая нам животворящую силу природы.
- Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
- Горит костер рябины красной
Но никого не может он согреть
- Как дерево роняет тихо листья
Так я роняю грустные слова.
(учащиеся объясняют, что поэт сравнивает в этих строчках)
- Чтение стихотворения по столбцам.
- Чтение стихотворения сильными учащимися. Каким голосом вы будете передавать настроение стихотворения? (тихим, печальным).
При чтении стихотворения вы заметили музыкальность? Я читаю "Отговорила роща золотая" хочется пропеть слова, голос то повышается, то понижается. И композиторы обратили внимание на музыкальность рифмы стиха и более 300 стихов положены на музыку. Одну из них мы прослушаем, и попробуем проследить, сумела ли музыка и исполнение актеров передать то настроение, которое Есенин передал в стихотворении. Еще мы говорили о том, что у Есенина стихи живописны, т.е. их можно передать в цвете и сейчас попробуем, слушая музыку, передать ваше настроение от восприятия через зрительный образ.
А для этого проведем такую работу, (зубная щетка обмакивается в краске и разбрызгивается на лист, затем лист сгибается пополам, открывается и смотрим, какие цвета передали ваше настроение через музыку). Идет прослушивание романа "Отговорила роща золотая" и работа с красками. Использование (желтый, красный, коричневый, оранжевый) теплых тонов. Настроение теплое, жизнерадостное, внутреннего подъема (данные цвета встречаются в стихотворении). Черный цвет - грусти и печали, черная туча, голая равнина, грусть о прошедшем лете, наступлении длинных, холодных вечеров.
Синий, голубой, фиолетовый цвет (холодные тона)
Настроение романтичности, трепета души, к раздумью о чем-то (любимые цвета Есенина).
- Еще раз читаем стихотворение "Отговорила роща золотая"
4. Итог. Над чем работали на уроке? С чем познакомились? Что нового узнали? Как можно передать и почувствовать настроение человека?
5. Д/з. Стихотворение выучить наизусть.