Самоанализ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов г. Улан-Удэ»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА 2022 -2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
учителя бурятского языка Шобоевой Ирины Манзаракшеевны
Улан-Удэ
2023 год
Шобоева Ирина Манзаракшеевна 24апреля 1965 года рождения. Работаю учителем бурятского языка Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Улан-Удэ» (сокращенно – МАОУ «СОШ № 2 с УИОП г. Улан-Удэ»).
Образование высшее – окончила БГУ в 1996 году по специальности «Педагогика и методика начального образования»; в 1985 году Улан –Удэнское педагогическое училище № 1; в 2009 году прошла профессиональную переподготовку в АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования» по программе «Теория и методика обучения бурятскому языку и литературе»
Учитель высшей квалификационной категории. Общий трудовой и педагогический стаж составляет 35 лет, стаж работы в занимаемой должности – 29 лет.
Награды: Почётный работник воспитания и образования РФ
Главной целью обучения учащихся бурятскому языку как государственному, я ставлю:
дать основу грамматических знаний бурятского языка, знакомить и приобщать к истории, культуре и национальным традициям бурятского народа; выработать умения, навыки, научить применять полученные знания на практике; овладение учащимися необходимыми видами речевой деятельности как средствами общения: говорением, аудированием, чтением, письмом.
Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:
формирование, развитие и совершенствование умений и навыков речевых возможностей и потребностей школьников: коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
формирование культуры общения и расширять спектр знаний и умений учащихся с учетом их интересов и возрастных психологических особенностей, целенаправленно формируя умения представлять себя, окружающих, свой регион, ее культуру средствами бурятского языка в условиях межкультурного общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке;
приобщение детей к новым социокультурным знаниям с использованием бурятского языка: знакомство с культурой и национальными традициями бурятского народа, фольклором и образцами бурятской литературы;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений;
обобщение, применение и реализация методов и приемов с элементами этнопедагогики в учебно-воспитательной работе.
Новый Стандарт второго поколения поясняет, что направлен на обеспечение «сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализации права на изучение родного языка, возможности получения дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России». Язык является одним из главных элементов культуры любого народа — носителя языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству данного народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания, патриотического воспитания.
Основным приоритетом при обучении бурятскому языку как второму является гуманитаризация образования, когда провозглашается личностно-ориентированный подход. Центром образовательного процесса становится личность школьника, учет его образовательных потребностей, возможностей, склонностей, способностей. В качестве основного результата образования выступает овладение им набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение ими дает учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.
Социокультурная направленность процесса обучения бурятскому языку дает учащимся возможность лучше овладеть бурятским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами.
Для решения вышепоставленных задач использую разные виды и формы деятельности школьников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные), как способы подготовки к условиям реального общения, также применяю совокупность методов и приемов примера, показа, упражнения, пожелания, совета, объяснения, рассказа, художественного, иллюстративного метода и т.д. Средствами обучения и воспитания являются народное творчество, фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки, изделие, считалка, модели, предметы быта бурят и другие.
Достижение поставленной цели и задач возможно через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к участию различного рода в конкурсах и олимпиадах.
В условиях модернизации содержания образования и введения ФГОС общего образования второго поколения учебники являются важным средством реализации основных образовательных программ. Для обучения бурятскому языку учащихся начальной школы, работаю по УМК «Амар Мэндэ - э!» Г –Х. Гунжитовой и др; среднего школьного возраста работаю по учебно-методическому комплекту 5-8 классы - УМК С.Ц. Содномова «Алтаргана», 9 - 11 классы – О.Г. Макаровой.
УМК по предмету:
Бурятский язык - 1 класс УМК Г (по учебнику 1 класса учились 2-е классы) –Х. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д.Цырендоржиева
«Мэндэ – э!» учебник, издательство «Бэлиг» 2016 г.;
Рабочая тетрадь;
Методическое пособие для учителя.
Бурятский язык - 6 класс УМК С.Ц. Содномов, Б.Д. Содномова:
«Алтаргана» учебник, издательство «Бэлиг» 2016 г.;
Рабочая тетрадь;
Методическое пособие для учителя.
Бурятский язык - 8 класс УМК С.Ц. Содномов, Надагурова А.А.:
«Алтаргана» учебник, издательство «Бэлиг» 2013 г.;
Рабочая тетрадь;
Методическое пособие для учителя.
Бурятский язык - 9 -11 классы УМК О.Г. Макарова:
«Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию устной речи» учебник, издательство «Бэлиг» 2015 г.;
Программа;
Методическое руководство к учебнику;
Тесты.
В ниже приведенной таблице 1 отражена динамика успеваемости, качества знаний и средний балл за все четверти и годовой итог за 2022-2023 учебный год учащихся МАОУ СОШ № 2.
Таблица 1. Динамика качества знаний, успеваемости и средний балл.
Период | Кол-во | Оценки | н/а | % кач. | % усп. | Средний балл | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||
1 четверть | 157 | 36 | 101 | 20 |
|
| 87 | 100 | 4.1 |
2 четверть | 159 | 40 | 86 | 33 |
|
| 79 | 100 | 3,6 |
3 четверть | 157 | 29 | 88 | 39 | 1 |
| 74 | 99,4 | 3,8 |
4 четверть | 158 | 54 | 81 | 21 | 2 |
| 85 | 98,7 | 3,7 |
Годовая | 170 | 54 | 96 | 20 |
|
| 88 | 100 | 4,2 |
Проанализировав результаты за текущий учебный год, прихожу к выводу, что успеваемость учащихся стабильная, качество знаний в первой четверти и в годовой четвертях более выше, а во второй четверти – низкая. Это обьясняется тем, что классы адаптировались ко мне, как к новому учителю. Средний балл во второй четверти также снизился, но к концу учебного года стабилизировался.
Одной из задач образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей. Эти данные выявляются при проведении предметных олимпиад, где учащийся получает возможность получить новые знания, определить и развить свои способности и интересы, приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы. Также он позволяет выявить имена наиболее способных детей на школьном и муниципальном уровне.
Таблица 2. Достижения учащихся в предметных олимпиадах
Школьный уровень. Олимпиада «Хараасгай» 2 классы
ФИО участника | Баллы | Место |
| Ванданов Баясхалан | 39 | 3м |
| Ширеторова Аяна | 40 | 2м |
| Саранов Майдар | 33 | 3м |
| Цыбелов Женя | 42 | 1 м |
| Бадеев Тумэр | 33 | 3м |
| Доржиев Чингис | 27 | 4м |
| Жаргалова Дари | 38 | 2м |
| Ринчинова Юмжана | 25 | 5м |
| Бадмаев Соёл | 42 | 1м |
| Цымпилова Аяна | 33 | 3м |
| Цыреторова Айлана | 17 |
|
| Митрикова Алтана | 11 |
|
| Санжимытыпов Номто | 19 | 6м |
Таблица 3.
Муниципальный уровень. ВОШ. 11 класс.
ФИО участника | Баллы | Место |
| Цырендоржиев Цырен |
| 7 |
Участие во внеурочных мероприятиях по бурятскому языку способствует учащимся расширению кругозора, углублению знаний по предмету, привлечению учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями, формированию патриотического сознания.
В таблице 4 отражены достижения учащихся в районных и городских мероприятиях:
Таблица 4. Достижения учащихся в школьных, районных и городских мероприятиях
по бурятскому языку за 2022-2023 учебный год
Формы внеурочной деятельности обучающихся по бурятскому языку | Дата проведения | Уровень мероприятия | Классы | Количество участников | Результат Ф.И. участника, класс |
Городской конкурс «Дурбэн тэгшэ» (Четыре опоры) | 10.2022 | Городской | 1-4 | 1 | Цыреторова Айлана – 2 место |
X Международный фестиваль – конкурс «На Великом чайном пути» | 01.2023 | Междуна родный | 5-8 | 1 | Цыдыпова Арюна – 2 место |
Всероссийская олимпиада школьников
| 10.2022 | городской | 8-11 кл | 1 | Цырендоржиев Цырен - участие |
Конкурс Буктрейлеров. Праздник Бурятского языка. | 10.2022 | городской | 5-9 | 1 | Цыренова Зоя - сертификат |
Турнир «Шагай наадан»
| 15.02. 2023 | школьный | 5-111 | 5- 11 | Идамов Артём – 2 место |
Турнир народной игры «Шагай наадан» | 19.02. 2023 | Городской БГ № 29 | 5-8 | 1 | Дымчикова Юмжана – Сертификат участника |
Турнир народной игры «Шагай наадан»
| 19.02. 2023 | Городской ДТ«Форус» | 5-8 | 1 | Буданимаев Чимит - Сертификат участника участие |
Региональная олимпиада по краеведению и традиционной культуре народов Прибайкалья «Гуламта» | 12.2022 | региональный | 1-11 | 2 | Бодеева Дашима – 1 место
Бадмаев Аюр – 5 место |
Конкурс чтецов, посвященный 90-летию Ц-Д. Дондогой | 15.03. 2023 | Республиканский | 5-8 |
| Участие – сертификат: Дымчикова Юмжана
|
Олимпиада по бурятскому языку «Хараасгай» | 16.05. 2023 | муниципальный | 1-4 | 2 | Ширеторова Аяна – 1 место диплом Бадмаев Соёл – 3 место диплом |
Таблица 5. ДОСТИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
учителя бурятского языка Шобоевой И.М.
за 2022-2023 учебный год
Форма представленного материала | Дата проведения | Уровень (муниципальный, региональный,…) с указанием названия мероприятия | Тема представленного опыта работы |
Результат | |
Акция «Письмо воину» – «Сэрэгшэдтээ бэшэнэбди» | октябрь | городской | «Письмо воину» – «Сэрэгшэдтээ бэшэнэбди» для воинов СВО
|
Благодарст венное письмо | |
Стихи на бурятском языке | декабрь | Республиканский | Художественно – публицистический журнал «Байгал» № 5 2022 г. | публикация | |
Региональный конкурс «Гуламта»
| Декабрь 2022 | региональный |
|
Благодарст венное письмо за хорошую подготовку участников | |
Национальная игра «Шагай наадан»
| Фераль 2023 г. | Городской ДТ «Форус» |
| Благодарст венное письмо | |
Национальная игра «Шагай наадан»
| Фераль 2023 г | Городской БГ № 29 |
| Благодарст венное письмо | |
Семинар учителей бурятского языка «Опыт реализации этнокультурного компонента в моно и этно- классах в ОО г.Улан -Удэ»
|
16 мая 2023 г.
|
Городской
|
|
участие |
|
Курсы повышения квалификации «Инфоурок»
| Май- июнь 2023 |
| «Обновленные стандарты ФГОС в СОО» | удостоверение |
|
Вывод: поставленные задачи на 2022-2023 учебный год достигнуты. Рекомендуется:
Продолжать работу по образовательной подготовке учащихся: формировать знания по бурятскому языку; углублять базовые знания и умения, развивать способности познавательного интереса; ознакомлению с культурой, традициями бурятского народа, воспитанию патриотизма;
Создавать условия для развития интересов и склонностей учащихся, их творческих способностей;
Продолжать диагностирование уровня обучения бурятскому языку;
Продолжать участие в различных конкурсах, олимпиадах.