12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Минаев Юрий Иванович25

Управление образования и науки Тамбовской области

Самоанализ

«Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия посредством учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Минаев Юрий Иванович

учитель географии Чернитовского филиала

МБОУ Алгасовская СОШ Моршанского района

2016 год

Насколько цель Вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

* Наша школа работает над программой развития системно - деятельностного подхода и фундаментальных основ содержания общего образования.

Основная цель нашей школы – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,

инициативного, компетентного гражданина России.

Главная задача школы – развитие личности ученика, которое определяется в современных требованиях формирования универсальных учебных действий.

Ожидаемые результаты реализации программы развития - соответствие образовательного уровня выпускника основным запросам современного общества.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы обучающихся, убедился в том, что использование новых подходов в работе надо развивать. С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость при этом на уроках географии приобретает проектная деятельность с элементами исследования. В обучении географии способствует овладению учащимися навыков и умений использования географических знаний и инструментария современной географической науки для анализа, обобщения и систематизации разнообразной информации, а также освоению начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию, проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации в конкретных регионах. Возможно, лучше помочь учащимся в овладении трудными для понимания понятиями и развить интерес к учебе, снабдить их доступом к информации и источникам знаний, а также удовлетворить индивидуальные запросы учащихся. Если воспользоваться предоставленными нам возможностями, образовательные технологии помогут повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика. Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в рамках методической темы «Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия посредством учебно-исследовательской и проектной деятельности», в полной мере согласуется с целями и задачами деятельности школы. Обеспечивающие развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности

Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации?

* Выбранная мною методическая тема является органическим продолжением тем, над которыми работал ранее «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии» «Обучение учащихся географии с применением учебно-исследовательской деятельности». Полученный опыт использования исследовательской работы за этот период, позволяет мне сделать следующие выводы:

- информация легче и быстрее запоминается и на более длительный срок;

- повышается роль учителя, как организатора деятельности ученика в инновационной образовательной среде;

- обучающий развивает способность самостоятельной деятельности по получению и развитию знаний и умений;

- способствует развитию творческих способностей и воображения школьников;

личностных результатов:

 - получает знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

- формируются познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;

- значительно повысилось качество интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.;)

 - развивает умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, географических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 - повышается умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

А какие результаты я получаю реально?

Качество образовательного процесса по географии

Ф.И.О

Учителя

Предмет

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Минаев Ю.И.

География

83%

66%

100%

 

Являются ли объективными данные оценки? Все ученики успешно справляются с контрольными срезами по географии, стали победителями и участниками многочисленных олимпиад и конкурсов. Учитывая малокомлектность школы, за последние три года более 20 дипломов победителей, не считая сертификатов и дипломов участников, это тоже результат использования новых технологии.

3.Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

* Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер учебного процесса во всех образовательных учреждениях, и наше – не исключение. Активная позиция педагогов и моя личная способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Моя методическая тема и самообразование является её органическим продолжением - составной частью программы развития образовательного учреждения. Со своими наработками по данной теме я выступал перед коллегами школы на педагогических советах («Информационные технологии в педагогике» «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в обучении географии и предметов регионального компонента»). Принимаю активное участие в работе методического объединения учителей географии биологии и химии, выступал с докладом «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – основа формирования ключевых компетенции в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Веду элективные курсы по своим авторским программам: «Проектные технологии в изучении регионального компонента по географии». Это помогает детям лучше познакомиться с новыми технологиями, позволяет развивать умение грамотно работать с различными видами информации, учит оформлять результаты исследовательской и проектной деятельности в виде презентаций, буклетов, что очень сложно сделать в рамках одного обычного урока. Используя разнообразные организационные формы краеведческой деятельности, приведенную в целенаправленную систему, что существенно повышает её результативность. Существенная ее часть участие в конкурсах и конференциях, таких как региональная молодежная эколого-краеведческая конференция имени академика И.В. Тананаева с работой «Осторожно, БОБРЫ! Хрупкое равновесие человека и природы», региональном конкурсе компьютерных презентаций «Защитим родную природу», всероссийский интернет - конкурс «ТВОЯ ИСТОРИЯ. РОССИЯ 90 –Х» «Мой поселок родом из девяностых». Создаются условия для воспитания нравственно и физически здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.

Проведение открытых уроков по географии и истории с использованием новейших педагогических технологии компонент общешкольной стратегии. Один из самых выдающихся людей 20 столетия, основоположник целого комплекса естественных наук, философ, политический и общественный деятель, академик, и что не менее важно наш земляк Владимир Иванович Вернадский. Открытый урок, посвященный этому замечательному человеку: «Учение о ноосфере и мировая цивилизация» с презентацией проектов, Ванякина Владислава «Водные обитатели Тамбовского края», проект Сапелкиной Валентины «Животный мир Тамбовской области». Вся моя педагогическая деятельность находиться в русле главной концепции школы.

4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько ваша деятельность согласуется с индивидуальными потребностями обучающихся?

* Давно замечено, что учащиеся одного и того класса отличаются друг от друга интересами, способностями, темпами мышления, отношением к учению и т.д. И мне, как учителю, важно изучить возрастные особенности обучающихся для правильного выбора формы проведения урока. 6 – 7 классы любят занимательные уроки: уроки – путешествия, турниры, КВФ, а старшеклассников больше привлекают уроки- конференции, защита творческих работ, презентации проектов. В ходе педагогического процесса иногда выявляю различные проблемы: трудности или даже неспособность усвоить материал, его воспроизвести, тревожное состояние, неуспеваемость и т. д. В качестве одного из способов решения проблем я стараюсь предложить следующую схему прохождения курса. Ученику предоставляю выбор уровня усвоения материала (не ниже обязательного), и планируемых обязательных результатов заранее известна и понятна школьнику, к тому же посильна и доступна для абсолютного большинства обучающихся. Данный подход не позволяет ученику быть все время в положении несправившегося и формирует положительную мотивацию обучения.

Составляю психолого – педагогическую карту на классный коллектив, отдельного ребенка, программу его развития. Учитываю при этом рекомендации психолога, социального педагога, школьного медработника.

В современной школе уроки географии должны быть психологически комфортны и создавать ощущения радости. Для меня важно, чтобы школьник проявлял интерес к процессу обучения, был активным участником этого процесса, учился с удовольствием.

5.Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вашего как педагога на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями обучающихся?

* Исходя из задач географического образования, требований снижения перегрузки учащихся, для эффективного использования времени детей и моего на уроке я руководствуюсь следующим:

• весь программный материал должен быть полностью разобран и закреплен во время урока, что призвано сделать домашнее задание минимальным;

• в обязательную часть домашней подготовки учащихся стараюсь включить только те знания и умения, которые являются обязательными для овладения каждым учеником (согласно требованиям образовательной программы, а не содержания учебника) и подлежат контролю;

• объем обязательной части домашнего задания, не должен превышать содержания, раскрывающего необходимый минимальный объем информации в рамках параграфа учебника, соответствующего данной возрастной группе учащихся;

• задания должны быть вариативными, т.е. задаю задание выборочно всем или отдельным ученикам (соблюдая очередность); ряд заданий на выбор учеников; задания, выполнение которых является необязательным; разноуровневые задания;

·обязательно инструктирую, что длительность их работы дома за компьютерами не должна превышать 10-15 минут;

Выставление неудовлетворительных оценок за невыполнение домашнего задания не практикую.

Одним из условий успешного обучения считаю определение четкой стратегии и тактики обучения: целей обучения, содержания обучения, методов, приемов, принципов обучения. Комплексное проектирование и реализация целей и задач урока - один из элементов интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках географии. Важной задачей для учителя на уроке является активизация деятельности обучающихся. Считаю, что использование учителем разнообразных форм и методов работы на уроке являются одним из главных условий для развития потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей, поэтому провожу разнообразные виды уроков урок-проект, урок-путешествие, урок-викторина, экскурсия, КВН. Мною были разработаны и проведены открытые уроки:

- урок – презентация в 6-ом классе по теме: «Земля моя родная – Тамбовский край»;

урок обобщающего повторения «Южная Америка»;

урок изучения материала по теме: «Высотная поясность».

Данные материалы размещены в сети Интернет:

- на сайте Сеть творческих учителей «Экология и географическое краеведение Тамбовской области» http://it- n.ru/region.aspx ?cat_no=16081&tmpl=com

- на сайте Открытый класс http:// www.openclass.ru /

Применяю игровые технологии, которые не только повышают активность учеников, но и развивают познавательный интерес, творческую и мыслительную деятельность. Провожу ролевые игры, которые позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей. Мною был разработан и проведен урок ролевая игра: «Страны Северной Африки. Алжир»; Материал размещен на сайте Открытый класс http://www.openclass.ru/

Организация таких игр требует простейшего оборудования и минимум затрат. Такое обучение полезно и интересно как ученикам, так и учителю.

На уроках географии я довольно успешно применяю различные программные комплексы – как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы и подготовки компьютерной презентации), так и более сложные. Прежде всего, это диалоговое общение в интерактивных программах. При составлении презентаций на уроках географии ребята широко применяют графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты, фотографии). Графические иллюстрации в учебных компьютерных системах позволяют доходчивее передать информацию учащемуся, облегчают её понимание. Такое обучение ориентировано на учащегося, предоставляет ему возможность выбора содержания, свободу в организации своего образовательного процесса. Они могут применить цифровые методы изучения географии и погоды для того, чтобы исследовать влияние засухи на урожай; определить закономерности выпадения осадков. Смоделировать последствия эрозии почвы; проследить направление миграционных потоков населения; зафиксировать необходимую информацию с помощью видеоаппаратуры, обеспечивающей произвольный доступ; сформулировать и отстаивать гипотезы о влиянии погоды на сельскохозяйственные культуры; представить свои выводы о событиях; составить долгосрочный прогноз последствий погодных условий. Благодаря простоте использования и стимулирующему воздействию новые технологии находят широкий отклик среди учащихся. Я знаю учеников, которые отставали на три-четыре ступени в своих возрастных группах и смогли догнать своих сверстников и перейти в следующий класс благодаря новым технологиям. Им понравилось двигаться вперед, и они получили мотивацию для совершенствования своих знаний.

6. Как Вы организуете взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучающихся на уроке?

* Для более эффективного обучения географии учитываю образовательные потребности детей, сформированность мотивации учения детей, зону ближайшего развития школьника. Для этого использую индивидуальный подход к ребёнку во время урока, применяю методику уровневой дифференциации. Реализую педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями стандартов, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи;

использование стандартизированных и нестандартизированных работ;

проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;

На уроке во время опроса, самостоятельных работ, тестирования, закрепления использую разноуровневые задания. С одаренными учащимися веду индивидуальные занятия во внеурочное время, занимаюсь подготовкой к ЕГЭ, олимпиадам, проектной и исследовательской деятельностью. Веду работу и слабоуспевающими детьми. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп, в соответствии с их интересами или успехами в изучении географии.

Активно использую внеурочные организационные формы обучения географии. Особое место среди них занимают экскурсии, наблюдения и практические работы на местности, посещение библиотек, музеев, объектов социокультурной среды, природно-рекреационной среды которые значительно расширяет кругозор. Очень полезно индивидуальное использование средств массовой информации,

7.Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса обучающихся на Ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

* Давно известно, что во многом результативность процесса обучения зависит от развития познавательного интереса у обучающихся ребят. Однако в настоящее время у моих школьников значительно снизился интерес к процессу обучения. Кроме того, возросло число учащихся, неспособных к усвоению материала на достаточно высоком уровне. В начале изучения курса интерес к предмету высок. По мере усложнения материала возникает необходимость в систематической работе по предмету. С первого урока географии я стараюсь развивать познавательный интерес.

Чтобы сделать процесс обучения более наглядным и динамичным при проведении уроков использую информационные технологии. Такие уроки вызывают большой интерес у учащихся, способствуют развитию творческих способностей детей и повышению качества знаний, расширяют горизонты школьной географии. Компьютерная презентация - современное средство обучения, способствующее формированию навыков самостоятельного учения и помогающее делать школьную географию интересным и увлекательным предметом. В последнее время большой интерес у школьников вызывает проектная деятельность. Ребята составили проект по теме «Основные типы экосистем области». На своих уроках предлагаю ребятам выполнять проекты с экологической основой. Например, оценить природные условия своего района, составить план природоохранных мероприятий реки Цна. Эта работа отражена в презентации и публикации. В своей практике провожу уроки «Самостоятельная работа с компьютерным учебником». При проведении таких уроков развивается не только мышление учащихся, но и самостоятельность, активность, целеустремлённость. Большим воспитательным потенциалом обладает коллективное решение проблем и задач. При этом учащиеся высказывают свои предположения вслух, учатся слушать и слышать других, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, строить решения. Применение мультимедиа средств в обучении географии делает подачу учебной информации более интересной и запоминающей для каждого учащегося.

Таким образом, инструменты познания активно вовлекаются учащимися в процесс формирования знаний, что способствует их пониманию и усвоению, а не только воспроизведению того что получено от учителя. В этом случае повышается чувство ответственности, требовательности к своим знаниям по предмету, стремление создать качественный проект.

8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных обучающихся с отличающимися возможностями или склонностями?

* Проанализировав свой опыт, сделал вывод, что одним из самых важных результатов применения ИКТ в области образования является появление возможности в большей степени удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Технологии не только обеспечивают более интересное содержание учебных программ, но и позволяют провести более достоверную оценку знаний учащихся, выяснить слабые стороны их подготовки и определить оптимальные варианты действий преподавателей для передачи им необходимых знаний и навыков. Использование Интернета еще более расширит возможности получения индивидуальных консультаций в режиме реального времени. Я хочу отметить тот факт, что в результате применения новых технологий, позволяющих полнее удовлетворять индивидуальные потребности в обучении. Выиграют все учащиеся, включая и тех, кто имеет наименьшие шансы окончить школу, занимаясь в традиционном режиме. Современные технологии дают возможность и детям с ослабленным здоровьем общаться через электронную почту, проводить исследования в Интернете и стать полноправными участниками школьной деятельности. При этом технологии открывают новые возможности и перед одаренными детьми, которые могут теперь осваивать материал в удобном для них темпе и более глубоко изучать интересующие их темы. Я прекрасно знаю, что у каждого ребенка свои собственные потребности, и что каждый ребенок заслуживает индивидуализированных занятий. Эффективные учебные технологии способны помочь преподавателям вызвать у учащихся стремление к работе с полной отдачей. И, наконец, новые и зарождающиеся технологии дают возможность применить индивидуальный подход при обучении и проведении контроля, за его результатами, в результате чего выигрывают все учащиеся и в особенности те, кто имеет наименьшие шансы успешно окончить школу, занимаясь в традиционном режиме.

9. Какова динамика успеваемости обучающихся по преподаваемому Вами предмету?

* За счет большой работы, личностно-ориентированного подхода к формированию школьника как субъекта учебной деятельности, применения информационных коммуникативных технологий динамика успеваемости обучающихся по географии увеличилась почти на 20 %.. Возможность увеличения динамики вполне достижима.

Поскольку новые технологии интерактивны, становиться, гораздо легче создавать среду, в которой учащиеся могут активно участвовать в учебном процессе, получать информацию по каналам обратной связи и непрерывно повышать уровень своих знаний. Кроме того, новые технические средства обеспечивают им доступ к широкому диапазону информационных источников, включая компьютерные библиотеки, банки достоверных данных, на основе которых можно проводить анализ, и связь с людьми, которые предоставляют информацию, отклики на запросы и новые идеи. Все это расширяет возможности приобретения новых знаний преподавателями и учащимися.

 

10. Какие методы оценки деятельности обучающихся Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результатах оценки? Каково участие обучающихся в оценке их учебной деятельности?

* Одним из эффективных путей преодоления не успешности обучения и обеспечения качества образования является научно-обоснованная система управления контролем уровня обученности учащихся. При этом под управлением понимается целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся по достижению запрограммированного результата (в данном случае освоение учащимися предметных знаний и умений по географии).

Построение эффективной системы контроля, возможно, произвести только с учетом основных принципов контроля:

- нормативность; плановость; главного звена (основные вопросы содержания программы). Непременное условие объективность; индивидуализация; системность.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, контрольные работы и тесты, возможность выбора заданий для проверки своих знаний на Проверочных и Тренинговых листах, данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит к личностному развитию ученика. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Типовые задания для мониторинга сформированности УУД, способствующих формированию универсальных учебных действий:

информационный поиск, дифференцированные задания  интеллектуальный марафон , творческие задания,  работа в паре. 

Новые технологии обеспечивают развитие новых стратегий и средств, для получения учащимися необходимых умений и знаний. Они также помогут значительно улучшить систему оценки умений и знаний, приобретаемых учащимися в процессе обучения. По мере развития Интернета, расширяются возможности усовершенствования традиционных систем оценки знаний. Применение интерактивных технологий позволяет с большей экономической эффективностью проводить ряд этапов – разработку, внедрение, организацию управления, подсчет результатов и принятие соответствующих мер. Эти вполне очевидные преимущества сопровождаются менее очевидными. Я получаю возможность почти мгновенно понять, с какими проблемами сталкиваются ученики. Кроме того, индивидуализированный подход к оценке знаний означает, что могу определить сильные и слабые стороны каждого учащегося. По мере того, как технологии приводят к всё более серьезным изменениям в традиционных способах и методах изучения материала учащимися, становится важным уметь оценивать влияние этих изменений.

Одним из условий повышения мотивационной деятельности на уроке географии является отказ от стереотипного подхода к контролю знаний, когда контролер - только учитель. Теперь я часто привлекаю « контролёров», подготовленных учеников. Наличие « контролёров» позволяет экономить время на уроке, разнообразить организационные формы (проводить зачеты, дискуссии, семинары и.т.д.) В связи с этим усиливается роль итогово - тематического контроля: ученика контролирует не только учитель, но и ученик, свои товарищи. Это дает возможность более объективно и полно оценить знания ученика, чем текущая проверка. Зачетные уроки, проводимые не только под руководством учителя, но и под руководством учащихся, которые выполняют функции «контролеров», позволяют устанавливать истинно гуманные взаимоотношения учителя и учащихся, а также учащихся между собой. Работа в микрогруппах, осуществляемая под руководством « контролера» на зачетных уроках, предполагает возможность творческого общения учащихся. Так, при обсуждении проблемных вопросов каждому предоставляется возможность высказать свою точку зрения и даже…ошибиться, насмешек не будет. Роль моя на таких уроках – роль консультанта. Возможны различные модификации зачетных уроков. Но как бы они ни проводились, всегда должны быть направлены на активную деятельность учащихся, на внимательное чуткое отношение к каждому ученику.

Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

11. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры предпринимаются Вами по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?

* Из своего опыта работы знаю, для получения хороших результатов, надо уделять много времени для создания комфортной психологической атмосферы в классе. Главным компонентом представленной мною системы работы является социальное взаимодействие, которому я придаю большое значение на своих уроках, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Основными принцами, которыми я руководствуюсь, являются:

принятие ребенка таким, какой он уже есть

справедливость, тактичность, уважение к личности ученика;

естественное и свободное поведение учеников и учителя;

выдержанность учителя;

снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, снижение уровня тревожности учащихся;

спокойное отношение к ошибкам детей;

стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;

создание ситуации успеха.

Для проверки наличия положительной динамики отношений обучающихся и психологической атмосферы в классе провожу анкетирование. Для изучения эмоциональной и мотивационной готовности детей учится, обращаюсь к методике незаконченных предложений, тест у школьной тревожности Филлипса, анкетам для оценки уровня и содержания школьной мотивации учащихся, рисуночным проективным методикам. По результатам наблюдений готовлю не только характеристику каждого класса, но и на каждого ученика класса. В ней характеризуется содержание личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Появление неуверенности в себе, тревожности может быть порождено страхом наказания родителей за оценки или неудовлетворяющим ученика положением в коллективе класса. С учетом результатов исследований определяются те школьники, у которых процесс обучения происходит проблемно, для них, при необходимости, составляется программа реабилитации конкретной работы с учащимися. Но секрет успеха только в совместной работе психологов, педагогов и родителей. Очень благотворно влияет на уровень психологической атмосферы в классе совместные походы и экскурсии.

12. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей о результатах успеваемости и прогресса ребенка?

* Весь мой опыт работы в школе показывает, чем лучше контакт учителей и родителей, тем эффективнее проходят процессы воспитания и образования ребенка. На вопрос, почему же прекрасно понимая все это, родители не ходят на собрания, дети плохо учатся, а взаимодействия и взаимопонимания между учителем и родителями нахватает?... Участие родителей в работе школьного родительского комитета - это почти все, чем в настоящее время исчерпывается активность отцов и матерей в школе. Однако существует немало других форм сотрудничества учителя и родителя. Например, предлагаю одному из родителей самому провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка и каким образом пытается их разрешить. Чрезвычайно поучительным бывает также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, и который сумел их преодолеть. Я обычно даю возможность такому родителю открыто поделиться своим личным опытом в воспитании сына или дочери. Также хорошо проходят неформальные встречи родителей, на которой один из них и его ребенок вместе рассказывают присутствующим о взаимном поиске ими взаимопонимания. В любом случае выход только один: ищу новые, содержательные и неформальные формы участия родителей в совместном с вами воспитании детей. Когда родитель увидит дружелюбные глаза учителя и почувствует, что тот заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической защите» и проявит готовность к сотрудничеству в воспитательном процессе. Кроме того, применение новых технологий будет способствовать широкому вовлечению родителей в учебный процесс, усовершенствованию отчетности школьных администраций и повышению эффективности административной работы.

13. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

* От того, что коллектив наш небольшой и притом в основном женский сложились деловые, но очень теплые отношения. Я могу свободно общаться с любой возрастной категорией педагогов, соблюдая, естественно, все правила педагогической этики и субординацию. Могу свободно высказать свою точку зрения по многим вопросам обучения и воспитания, даже если иногда она не совпадает с администраторской. Но умею, если нужно, вовремя уступить. Коллеги считают основными моими чертами характера доброту, взаимопонимание, умение придти на помощь, коммуникабельность, толерантность, эмпатию. В качестве учителя средней школы имею стаж 28 лет, в данном образовательном учреждении 24 года. За годы профессиональной деятельности старался избегать конфликтных ситуаций, как с детьми, так и с коллегами. Уровень профессиональной подготовки позволяет заручиться авторитетом у школьников и симпатией со стороны коллег. Общителен. Вежлив. Корректен. С уважением отношусь ко всем членам своего педагогического коллектива. Являюсь наставником молодых специалистов.

14. Как вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

* «Расширить свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию» сказал отец русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский

и я, всегда стараюсь следовать этому принципу. Чтобы освоить и внедрить передовые педагогические технологии в учебный процесс, для эффективного использования компьютеров в школе, классе учитель должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Поэтому решил стать участником инновационной программы повышения квалификации учителей в качестве слушателя программы Intel «Обучение для будущего», курсов Microsoft «Партнерство в образовании» на базе учебного центра Microsoft «Академия учителей» при ТОИПКРО. Прошел курсы в Тамбовском государственном университете по программе «Интернет – технология для учителя предметника». Прослушал курсы повышения квалификации по проблеме «Информатизация управленческой деятельности образовательных учреждений». С целью повышения уровня профессионального мастерства посетил_ проблемные курсы - методика преподавания предметов регионального компонента «Географическое краеведение» «Геоэкология Тамбовской области» в ТОИПКРО. Осенью 2008-го окончил курсы повышения квалификации по программе «Новое содержание географического образования» ТОИПКРО. Весь план самообразования я стараюсь построить на претворение в жизнь новых технологий.

15. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

* В своей профессиональной деятельности встречаю довольно много трудностей:

- низкая материально-техническая база: библиотека недостаточно обеспечена нужной дополнительной литературой, не всегда имею возможность приобрести новейшее методическое пособие, доступ школы к сети Интернет ограничен.

Имеются трудности, препятствующие эффективному использованию новых технологий, в том числе: недостаток времени для изучения, нехватка практики и планирования использования компьютера и Интернета; помощи для введения новых телекоммуникационных средств в учебную программу; возможностей для учебы; технической помощи и совета; административной помощи. Несмотря на то, что процент семей, имеющих компьютеры, вырос за последние годы, семейный бюджет явно влияет на наличие доступа для учащихся в домашних условиях к Интернету.

Самая главная проблема малокомлектность школы, потому что дети это все!!!

16. Укажите проблемы, перспективные задачи и механизмы их решений. Опишите планируемые результаты Вашей деятельности.

* И все же, не смотря на все трудности, приоритетным направлением в образовательном процессе будет применение информационных технологий. Потому что они способствует формированию у учащихся системных знаний в области географии и в то же время развитию умения ориентироваться в информационной среде.

Хорошо продуманный комплексный подход к вооружению учащихся навыками, которые потребуются им в будущем, не должен сводиться к обучению разрозненным техническим навыкам. Напротив, обучение является лишь первым шагом к тому, чтобы наши дети стали умелыми пользователями ИКТ. Необходимо проследить, чтобы помимо овладения общей грамотностью и изучения основ географии, учащиеся были способны продемонстрировать соответствующие их возрасту навыки в области применения ИКТ. А именно: как сформулировать задачу, выработать стратегию поиска необходимой информации, определить местонахождение информации и пути доступа к ней, определить актуальность найденной информации и затем извлечь то, что представляет интерес, представить полученные результаты и оценить эффективность решения. Для этого мне потребуется еще очень много работать и работать:

- Решать проблемы, связанные с безопасным пользованием Интернет (к подбору ИКТ учебного назначения следует подходить ответственно, с учетом возрастных особенностей учащихся).

- Демонстрировать высокий уровень понимания правил и принципов действия ИКТ. - Планировать и создавать эффективную образовательную среду и отрабатывать учебные методы.

- Реализовывать учебные планы, предусматривающие применение ИКТ в целях максимального усвоения материала учащимися.

- Применять ИКТ при проведении различного рода оценок.

- Использовать ИКТ в целях повышения производительности своего труда и совершенствования профессиональных навыков.

- Демонстрировать понимание социальных, этических и гуманитарных аспектов применения ИКТ в образовании.

- Включить навыки в области применения ИКТ в педагогическую практику, устанавливающие необходимый уровень знаний и умений учащихся.

- Обеспечить надлежащее и ответственное использование ИКТ учащимися.

Если все педагоги и я, в том числе в полной мере используем открывшиеся возможности, новые технологии позволят нам повысить эффективность учебного процесса и добиться более высоких результатов для всех учащихся.

В результате вырабатываются прочные и глубокие осознанные знания, умения и навыки, развиваются познавательная активность учащихся, воспитывается культура поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности. Каждый ребенок со временем станет хорошо подготовленными пользователем информационных и образовательных технологий; у школьников сформируется готовность к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности. И, что не менее важно должны развиваться социально-психологические качества личности: способности цивилизованно отстаивать свое мнение, коммуникативной культуры и др.

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, обучающиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности ученика  (познавательная, коммуникативная ).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.