Самоанализ коррекционно-развивающего занятия по психологии на тему «Один за всех — и все за одного»
Самоанализ занятия:
Тема занятия: «Один за всех - и все за одного»
Количество участников: 15
Цель: сплочение коллектива
Задачи: Сформировать и усилить общий командный дух, путем сплочения группы детей; сформировать доброжелательное и доверительное отношение друг к другу; обучить детей сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи; развить творческий потенциал учащихся, снять психическое и физическое напряжение детей; обучить основным приемам коллективной работы; развивать коммуникативные и организаторские способности; повысить самооценку обучающихся.
Оборудование: мяч, листы бумаги, ручки, цветные карандаши.
Предварительная подготовка к коррекционно-развивающему занятию: подбор материала, составление плана работы, подготовка необходимого оборудования.
План занятия по психологии:
I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия.
2. Сообщение темы занятия.
3. Упражнения на разогрев группы.
4. Игра «Люблю – не люблю».
5. Игра «Имя и эпитет».
6. Игра «Поменяйтесь местами все те, кто...».
II. Основное содержание занятия.
7. Игра на сплочение «Ассоциация».
8. Игра «Дракон».
9. Игра «Ручеёк».
10. Игра «Сломанный телефон».
11. Игра «Совместный рисунок».
12. Игра «Ласковое имя».
13. Игра «Кто это?».
14. Упражнение «Пять добрых слов».
III. Заключительная часть.
15. Рефлексия занятия.
16. Ритуал прощания.
Первая игра, которую я предложила детям называется «Люблю – не люблю». Цель игры – знакомство детей друг с другом.
Каждый из ребят по очереди называл, что он любит и что не любит.
Дети с удовольствием включились в игру. Цель игры была достигнута.
Вторая игра «Имя и эпитет». Цель игры: развитие коммуникативных навыков. Я предложила детям представиться остальным и подбирать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно было начинаться с той же буквы, что и имя и позитивным образом характеризовать его.
Задание заинтересовало ребят, все дети очень тщательно придумывали прилагательные.
Третья игра «Поменяйтесь местами все те, кто...». Цель игры: развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.
Дети с удовольствием приняли участие в игре, ребята были активными и подвижными. Во время этой игры дети смогли лучше узнать друг друга.
Четвертая игра, которую я провела с детьми, называется «Ассоциация». Цель игры: сплочение коллектива.
Все участники игры обдумывали, с каким символом у него ассоциируется каждый из ребят.
Дети с удовольствием включились в игру. Цель игры была достигнута.
Пятым было упражнение «Дракон».
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Дети встали в линию, держа друг друга за плечи. Первый участник «голова», последний - «хвост». «Голова» - должна была дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становилась «хвостом».
Дети с удовольствием приняли участие в игре, ребята были активными и подвижными. Детям очень понравилась эта игра.
Следующей была игра «Ручеёк».
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Я в произвольном порядке разбила детей на пары. Пары располагались друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходил под сомкнутыми руками и выбирал себе партнёра. Новая пара становилась сзади, а освободившийся участник игры заходил в ручеёк и искал себе пару и т.д.
Детям очень сильно понравилась эта игра, они с удовольствием приняли в ней участие и даже попросили меня поиграть в нее подольше.
Следующей была игра «Сломанный телефон».
Цель: показать возможное искажение информации.
Дети встали в линейку. Один – водящий, придумывал фразу или слово и передавал сообщение соседу шепотом на ушко. Задача – правильно донести сообщение до первого участника.
Дети активно принимали участие в игре, некоторые из детей попробовали себя в качестве ведущего. Детям очень понравилось играть в эту игры, игра прошла очень весело и интересно.
Восьмым было упражнение «Совместный рисунок».
Цель: показать участникам возможности командного взаимодействия.
Каждый ребенок по очереди рисовал на листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получился совместный рисунок.
Я обсудила с ребятами полученный рисунок.
Следующая игра «Ласковое имя».
Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.
Дети называли друг друга ласковым именем, кидая друг другу мяч.
Игра прошла весело.
Предпоследней была игра «Кто это?».
Цель: определить насколько дети хорошо знают друг друга.
Я раздала детям листочки, они их подписали. Я предложила ребятам написать свою характеристику, чем они любят заниматься, в какие секции ходят, описать свои качества.
Затем я собрала листочки и зачитывала характеристики детей, а они должны были угадать, кому принадлежит данная характеристика.
Ребята смогли угадать не всех своих одноклассников. Игра помогла детям больше узнать друг о друге.
В заключение я провела упражнение «Пять добрых слов».
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Я раздала детям листы бумаги, они их подписали. Я предложила детям обвести свою ладошку и передать свой листок соседу справа. Затем на одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка дети писали какое-нибудь привлекательное качество ее обладателя (делали комплимент). Другой ребенок делал запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернулся к владельцу.
Когда все надписи были сделаны, дети получили свой рисунок и познакомились с «комплиментами».
Дети активно приняли участие в упражнение, у детей был благоприятный эмоциональный фон. Ребятам очень понравилось это упражнение.
В конце нашего занятия я провела рефлексию. Я поинтересовалась у детей, какие из упражнений им больше всего понравились и почему, а какие нет.
Дети мне сказали, что все игры им очень понравились. Но больше всего им понравились подвижные игры такие как: «дракон», «ручеек», «поменяйтесь местами все те, кто...»
В работе были соблюдены такие принципы, как:
принцип единства коррекции и развития, решение о необходимости коррекционной работы принималось только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;
принцип индивидуального и возрастного развития, коррекционно-развивающая работа строилась на основе индивидуального подхода к ребенку в контексте его возрастного развития.
При проведении занятия учитывались основные закономерности психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности детей.
принцип диагностики и коррекции, коррекционно-развивающей работе предшествовала диагностика класса, проведение методики социометрия на определение межличностных отношений в классе, определение социометрического статуса в группе, определение лидеров или звезд, принятых или предпочитаемых, пренебрегаемых и изолированных, определение уровня сплоченности. Методика Социометрия показала, что у детей низкий уровень сплоченности. На основе проведенной диагностики я определила цели и задачи коррекционно-развивающей работы, подобрала методы коррекционного воздействия по развитию сплоченности.
В работе соблюдался подход к каждому ребенку как одаренному. Занятие носило опережающий, предвосхищающий характер. При планировании коррекционно-развивающего воздействия учитывалась зона ближайшего развития личности.
На занятии применялись игровые методы, оно построено с учетом психологических особенностей младшего школьника.
Детям очень понравилось занятие, они были увлеченные, активные, любознательные. В классе присутствовала приятная обстановка, дети были заинтересованы в занятии, активно отвечали на поставленные вопросы и выполняли задания. Продолжительность коррекционно-развивающего занятия составило – 45 минут. Коррекционно-развивающее занятие прошло успешно.
Для эффективной организации коррекционно-развивающей деятельности, необходимо использовать новые технологии в соответствии с потребностями детей.
Чтобы повысить эффективность занятия на данную тему необходимо использовать разнообразные формы игр. Я считаю, что поставленные цели были достигнуты.