Занятие на тему «Один за всех — и все за одного» (3 класс)
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по психологии для 3 класса
«Один за всех - и все за одного»
Подготовила и провела:
Педагог-психолог-Фомина К.А.
Ногинск
2019
Тема занятия: «Один за всех - и все за одного»
Количество участников: 15 чел 3Б класса
Цель: сплочение коллектива
Задачи:
сформировать доброжелательное и доверительное отношение учащихся друг к другу;
обучить детей сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
развить творческий потенциал учащихся,
снять психическое и физическое напряжение детей;
обучить основным приемам коллективной работы;
развивать коммуникативные и организаторские способности;
формировать адекватную самооценку обучающихся.
Оборудование: мяч, листы бумаги, ручки, цветные карандаши.
Предварительная подготовка к коррекционно-развивающему занятию: подбор материала, составление плана работы, подготовка необходимого оборудования.
План занятия:
I. Вводная часть.
1.1. Ритуал приветствия.
1.2. Игра «Люблю – не люблю».
1.3. Игра «Имя и эпитет».
1.4. Игра «Поменяйтесь местами все те, кто...».
II. Основное содержание занятия.
2.1. Сообщение темы занятия.
2.2. Игра «Ассоциация».
2.3. Игра «Дракон».
2.4. Игра «Ручеёк».
2.5.. Игра «Сломанный телефон».
2.6. Игра «Совместный рисунок».
2.7. Игра «Ласковое имя».
2.8. Игра «Кто это?».
2.9. Упражнение «Пять добрых слов».
III. Заключительная часть.
3.1. Рефлексия занятия.
3.2. Ритуал прощания.
Ход занятия:
I. Вводная часть
1. Ритуал приветствия:
Ведущий: Здравствуйте ребята.
2. Сообщение темы занятия:
Сегодняшнее наше занятие посвящено теме общения. Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями, способ передачи различных чувств.
Сейчас мы с вами поиграем.
3. Упражнения на разогрев группы:
4. Игра «Люблю – не люблю»
Ведущий: Первая наша игра называется «Люблю - не люблю»
Цель: знакомство.
Каждый из вас сейчас по - очереди будет называть свое имя и говорить, что он любит и что не любит.
Например: «меня зовут Наташа, я люблю апельсины и не люблю дождь».
5. Игра «Имя и эпитет»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис». Наталья ненаглядная, надежная.
6. Игра «Поменяйтесь местами все те, кто...»
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.
Ведущий: "Поменяйтесь местами все те,
- кто любит бегать,
- кто радуется хорошей погоде,
- у кого есть сестра,
-у кого есть брат
-кто любит лепить из пластилина
- кто любит цветы
-кто любит играть
-кто любит мороженое
-у кого есть домашние животные
-кто любит рисовать
-кто любит сладкое
-кто умеет кататься на коньках
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
II. Основное содержание занятия:
7. Игра на сплочение «Ассоциация».
Цель: сплочение коллектива.
Ведущий предлагает определить каждого участника через какой-то символ: указывает на какого-то участника группы (или сажает его в центр), говоря при этом: «Давайте представим, что Лена у нас – время года. Какое это время года? Пусть каждый сначала подумает, представит Лену в этом образе, а потом скажет с летом, осенью, зимою или весною ассоциируется у него Лена». Можно использовать любые символы: «дерево», «животное», «цветок», «посуда», «мебель», «ткань» и.т.д.
Эта игра работает на сплочение, ведь участники в процессе обдумывания о том, с каким символом у него ассоциируется каждый из ребят: как бы «вглядывается» в его внутренний мир, пытается лучше разглядеть внешность и манеру поведения.
8. Игра «Дракон».
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник «голова», последний - «хвост». «Голова» - должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
9. Игра «Ручеёк».
Цель: развитие коммуникативных способностей.
В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д. По сути, игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого участника.
10. Игра «Сломанный телефон».
Цель: показать возможное искажение информации.
Дети в кругу. Один – водящий, придумывает, что он любит делать (любит играть чем-то, кушать, заниматься…) и передаёт послание соседу шепотом. Задача – правильно донести сообщение до первого участника.
11. Игра «Совместный рисунок».
Цель: показать участникам возможности командного взаимодействия.
Каждый участник по очереди рисует на доске или листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается
совместный рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать
название рисунку или имя, если это персонаж.
12. Игра «Ласковое имя».
Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.
Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.
Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.
Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»
13. Игра «Кто это?».
Цель: определить насколько дети хорошо знают друг друга.
Каждый пишет о себе по три характеристики. Для примера:
- я люблю играть на гитаре;
- мечтаю стать …;
- живу в Сибири.
Свой листок надо подписать, потом организатор по очереди зачитывает характеристики, а участники против каждого номера ставят имя предполагаемого человека, кто, по их мнению, обладает этим набором качеств. В конце объявляется победитель, кто угадал наибольшее количество своих товарищей.
14. Упражнение «Пять добрых слов».
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Оборудование: листы бумаги, ручки
Форма работы: групповая, в кругу.
Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Групповая работа
Обсуждение
Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?
Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
III. Заключительная часть
3.1. Рефлексия занятия:
1. Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
2. Какие игры вам больше всего понравились?
3. Ребята, что вам запомнилось больше всего?
4. Какие упражнения вызвали затруднения?
3.2. Ритуал прощания: Ребята, наше занятие подошло к концу, всем спасибо за участие.
Литература:
1. http://odd-angarsk.ucoz.ru/load/trening_splochenija_u_mladshikh_shkolnikov/1-1-0-49
2. http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/psy-games/66-game-team-building/2507-2014-06-13-11-24-01
3. http://vozhatiki.ru/load/igroteka/igry_na_splochenie/21
4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/11/08/korrektsionno-razvivayushchaya-programma-po-formirovaniyu
5. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-psihologicheskogo-zanjatija-dlja-mladshih-shkolnikov-sekrety-obschenija-i-sotrudnichestva-v-klase.html
6.http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/05/15/razvitie-druzheskikh-otnosheniy-v-klasse-splochenie
7. http://odd-angarsk.ucoz.ru/load/trening_splochenija_u_mladshikh_shkolnikov/1-1-0-49
8. http://www.lanterna.ru/doc/pedagogical_detachment/game/games_team/
9. http://chronicles.moy.su/publ/6-1-0-74
10.http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/84-correction-developing-exercises/1289-igroteka-mladshie-shkolniki
11. http://school1.aginskhost.ru/?p=5758
Desteni