12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рязанова Анастасия Викторовна563
Россия, Калужская обл., Обнинск
4

Самоанализ НОД «Экосистема смешанного леса».

Моя группа разновозрастная, дети от 3 до 7 лет. Из 24 детей 13 девочек и 11 мальчиков. В данной подгруппе занимается 10 детей. Присутствовало 8 детей. 2 ребенка 7 лет и 6 детей от 5 до 6 лет. Дети имеют разную группу здоровья:

I группа здоровья - 1 ребенок;

II группа здоровья - 5 детей;

III группа здоровья - 1 ребенок;

IV группа здоровья - 1 ребенок.

Степень обучаемости данной подгруппы средняя, навыки, необходимые для успешной работы на занятиях сформированы следующим образом:

высокий уровень обучаемости у 2 детей – 25%

средний уровень обучаемости у 6 детей – 75%

Тема занятия: «Экосистема смешанного леса».

Подготовка к занятию включала предварительную работу: проведение занятий, бесед на экологические темы, загадывание загадок, наблюдения в природе. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о природе на темы: «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Мхи и лишайники», «Лес», «Грибы», «Растения», «Дикие животные», «Насекомые», «Пауки», «Земноводные», «Рептилии», «Беспозвоночные», «Птицы». Игра в настольные и дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей детеныш?», «Составь цепочку питания», пазлы, разрезные картинки, лото «Домашние и дикие животные». Чтение художественной и познавательной литературы для детей. Изготовление пособий, составление презентации, подбор материала, написание конспекта.

Занятие тематическое, которое сочетает в себе образовательные области: познание, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие. Разрабатывая данный конспект занятия, я учитывала психические и индивидуальные особенности детей старшей подгруппы. Наметила цель: формировать представления детей о лесе как о самостоятельном природном сообществе, что соответствует возрастным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития. Для формулировки цели я использовала образовательные задачи: познакомить с ролью ели в жизни животных; закрепить и расширить знания детей о лесе, как многоярусном, многоэтажном «доме» - сообществе, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и тесно связаны друг с другом; знания о питании и жилищах животных, значимости леса в жизни человека.

В свое занятие я внесла игровую мотивацию – приход Травницы. Это вводная часть НОД, которая предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность. Была создана мотивационная основа, дети предложили стул Травнице, включились в беседу. Обучение строила как рассказ Травницы о смешанном лесе. Дети выполняли различные задания. Такая деятельность вызвала познавательный интерес, создала положительный эмоциональный фон процесса обучения, сохранила интерес на протяжении всего занятия. Дети смогли почувствовать свой успех. На занятии использовались коллективные формы организации детей, ряд методов и приемов. Словесный метод был использован неоднократно: при создании игровой мотивации, в беседе, рассказе о ели, объяснении, решении проблемных вопросов, при коллективной работе, при отгадывании загадок. Практический метод был применен в игре с дидактическим материалом. Метод контроля присутствовал в дидактической игре «Где, чей дом?». Была проведена проверка и закрепление знаний о жилищах животных. Игра «Собери пищевую цепочку» помогла проверить и закрепить знания о питании животных, а игра «Рассели животных по этажам» проверить, закрепить и расширить знания об условиях обитания, положении особей в живой природе. Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом. На занятии использовался и метод стимулирования в виде одобрения. Наглядный метод использовался на протяжении всего занятия. Метод проблемных вопросов в игре «Собери пищевую цепочку» активизировал мышление. Использовались наводящие вопросы, требующие самостоятельной мыслительной деятельности. В процессе работы с детьми использовались приемы: уточнение, пояснение. Игровой метод позволил уйти от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, способствовал поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребёнка. Использованные методы и приемы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем возраста.

В ходе занятия дети проявляли самостоятельность. Выбирали животное и принимали решение, где его расположить в лесу, на каком этаже. Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом. Методы были выбраны рационально. С помощью наглядного метода способствовала развитию мышления, внимания, памяти, слухового восприятия, умения рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы, формировала знания о роли ели в жизни животных. Словесные методы были доступны для детского понимания (презентация, рассказ воспитателя).

​​​​​​​Соотношение репродуктивных и продуктивных методов на занятии было целесообразно. Созданы условия, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

На занятии решались задачи воспитательного характера: воспитывать у детей чувство единства с природой, любви, бережное отношение к ней. (Беседа о значении леса в жизни человека, видео с записью голосов птиц).

Интеграция различных видов деятельности и форм работы с детьми позволила решить важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.

Предлагаемый материал был доступен, подкреплен наглядностью. Структура занятия отвечает задачам обучения и воспитания. Сюжетная линия была выдержана на протяжении всего занятия, сохранена мотивация и интерес к работе. Фрагменты занятия логически связаны между собой. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные наглядные материалы: раздаточный материал - картинки для составления пищевых цепочек, для подбора жилищ животным, изображение смешанного леса с картинками животных к нему. ИКТ - презентация «Экосистема смешанного леса». В презентации использовалось видео с записью голосов птиц, которое усилило эмоциональное восприятие. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия, а также возрастным особенностям, стимулировал и активизировал детей к мыслительной деятельности.

Использовались дидактические игры, сделанные своими руками: «Кто что ест?», «Где, чей дом?», «Рассели животных по этажам». Дидактические пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. С их помощью можно обучать детей новому материалу и закреплять полученные знания.

Успешному проведению занятия способствовали оптимальные санитарно-гигиенические условия. Временные рамки были соблюдены, что соответствует возрасту детей, темп занятия был оптимален. Была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Стиль общения обеспечил детям чувство психологической защищенности, доверия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. Дети переключались от беседы к дидактическим играм, к рассказу. В занятие была также включена физкультминутка, которая отражала лексическую тематику занятия. Объем работы был скорректирован в соответствии с физиологическими особенностями детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Дети порадовали меня тем, что активно советовались и договаривались между собой во время дидактических игр. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие им понравилось, особенно видео с дятлом, что они хотели бы продолжения, посмотреть, как охотятся животные, как делают запасы. В дальнейшей работе буду продолжать использовать презентации, видеоролики.

Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить, закрепить и расширить знания, усовершенствовать умения. Считаю, что занятие построено логично, этапы занятия взаимосвязаны, а задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.