Самоанализ педагогической деятельности

0
0
Материал опубликован 31 October

Самоанализ педагогической деятельности



«По-настоящему об уровне цивилизации говорят

не переписи населения, не размеры городов, не

собранный урожай - нет, о нем говорят качества

человека, которого производит страна».

Р.У. Эмерсон



В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни, обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке; людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.

В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что “Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода “мерило” современного качества образования”.

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладают огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

В соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» педагогическое сообщество школы, ориентируясь на запросы современного общества, и непосредственных участников образовательного процесса -родителей и обучающихся, осознает необходимость преобразований для личностного развития и повышения уровня общей культуры школьников, формирования у них системы образовательных и социальных компетенций, необходимых для успешной интеграции в социум.

Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:

требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;

потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием в практике школьного преподавания репродуктивных методов обучения;

между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.

Разрешение данных противоречий можно найти в использовании таких видов учебной и внеурочной деятельности, которые способствуют самореализации школьника. Среди них особое место занимает компетентностный подход.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

В течение нескольких лет наше образовательное учреждение работает над темой: «Совершенствование модели школы, обеспечивающей успешность индивидуального развития, самореализации и социализации учащихся».

А что я, как педагог, учитель географии и классный руководитель, могу и должна сделать для повышения качества образования, для развития и самореализации наших детей? Размышления над этими вопросами привели меня к теме индивидуальной самообразовательной работы:

«Компетентностный подход как условие повышения качества образования обучающихся».

В межаттестационный период целью моей деятельности являлось определение педагогических условий, технологий, методов и форм организации процесса обучения, которые будут способствовать внедрению компетентностного подхода становления ключевых компетенций, социализации обучающихся.

Для реализации данного направления были поставлены такие задачи:

1.Провести анализ литературы и нормативных документов по теме самообразования

2.Определить систему становления ключевых компетенций обучающихся, и рассмотреть формы организации учебно-внеурочной и воспитательной деятельности для её реализации

3.Выявить и обосновать педагогические условия реализации компетентностного подхода

4. Проверить эффективность разработанных положений на практике

Были определены объект и предмет деятельности

Объект исследования: ключевые компетенции обучающихся

Предмет исследования: влияние ключевых компетенций на качество образования обучающихся

Гипотеза: Если целенаправленно проводить отбор способов построения процесса обучения и воспитания обучающихся на основе компетентностного подхода, то эффективность образовательного процесса будет способствовать успешному становлению ключевых компетенций, обеспечит их реальную социализацию.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые, т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности, которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые – их ученик приобретает вовремя освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.

Понятие “компетентность” в психолого-педагогической литературе окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно. Толковый словарь дает очень схожие толкования этих понятий:

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Учёные предлагают использовать эти понятия параллельно, но вкладывая в них разное содержание:

Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них.

Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.

Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода +критичность мышления

Отмечая, что компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Для внедрения компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс можно выделить следующие ключевые компетентности:

1. Познавательная компетентность:

учебные достижения, интеллектуальные задания, умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

развитие индивидуальных способностей и талантов, знание своих сильных и слабых сторон, способность к рефлексии, динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.






Анализ результатов педагогической деятельности

в межаттестационный период

Передо мной как перед практиком встал вопрос: «Каким образом можно формировать данные компетенции?»

Изучая теоретические материалы по компетентностному подходу Ирины Алексеевны Зимней, Андрея Викторовича Хуторского, я пришла к выводу, что формировать компетенции можно через:

1.Изучение предметного материала посредством решения практических задач;

2.Интеграцию предметов;

3.Исследовательскую деятельность;

4.Проектную деятельность;

5.Различные виды творческой деятельности;

6.Коллективные формы работы;

7.Новые формы оценивания и т.д.

Основой формирования компетенций является опыт учащихся:

-полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;

-новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках и во внеурочной деятельности, относятся:

1.обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;

2.открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, – их прежний опыт;

3.решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;

4.дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;

5.игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

6.проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.

Свою педагогическую деятельность по формированию ключевых компетентностей обучающихся я могу представить следующей схемой: 

Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, повышение его профессиональной компетентности.

О работе учителя судят по конечному результату, поэтому

Первый критерий  педагогической компетентности–продуктивность профессиональной деятельности, которая проявляется в таких показателях, как уровень обученности наших учеников, результат сдачи ГИА, участие в олимпиадах разного уровня.

Показатели общей успеваемости и качества обученности по предмету представлены в таблице и на диаграмме (см. презентацию)

Из представленных в таблице статистических данных можно сделать вывод о том, что в течение межаттестационного периода наблюдаются стабильные 100% показатели обшей успеваемости по предмету и положительная динамика в качестве обученности, что свидетельствует об эффективности выбранного похода к обучению учащихся.

-Результаты ОГЭ по географии(см.презентацию)

-Количество обучающихся, участвующих в олимпиадах, представлено в таблице (см.ссылку на таблицу в презентации)

Хочется отметить, что количество участников олимпиад разного уровня стабильно. Наличие призеров и уровень олимпиад свидетельствует о росте качества выполнения олимпиадных работ.

Второй  критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Учитель – это тот человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретическими сведениями о различных методах и формах преподавания. (см.таблицу в презентации)

Третий  критерий – повышение квалификации.  Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания. (см. таблицу в презентации)

Четвертый критерий-удовлетворенность деятельностью. Отзывы детей, родителей, выпускников, результаты анкетирования, направленного на выявление уровня отношения к обучению географии, говорят о положительном отношении к педагогу и осуществляемой им деятельности и удовлетворенности участников педагогического сообщества (см. ссылку в презентации)

Что же ценят ученики нашей гимназии в первую очередь, на развитие каких приоритетов должны обратить внимание наши учителя?

Мингалев Илья, ученик гимназии, работая над проектом «Образ учителя глазами современных учеников», провел анкетирование учащихся, чтобы выяснить, каким хотят видеть гимназисты своего учителя. Результаты анкетирования показали, современный учитель - это творческий человек, с чувством юмора, справедливый, умеющий находить общий язык с ребятами, знающий свой предмет и умеющий им заинтересовать. Т.е. дети отмечают и личностные, и профессиональные качества педагога.
Вторым условием реализации компетентностного подхода является создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

- включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

- развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

«Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицей,

Пока идешь за кем-то вслед, дорога не запомнится,

Зато, куда б ты ни попал и по какой распутице,

Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется»

- организация групповой работы;

-обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

-усиление практической направленности школьного географического образования

Создание такой среды позволяет мне повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.

В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными должны быть те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления.

В моей педагогической практике есть опыт применения современных образовательных технологий, активных методов обучения(см.ссылку на таблицу в презентации). Использую в процессе обучения и воспитания технологию развития критического мышления, которая формирует у школьников через интерактивное включение в учебный процесс культуру работы с информацией, умения  решать задачи, формулировать выводы, оценивать свою деятельность, принимать решения.

Применяю технологию проблемного обучения как форму активного обучения, она помогает решать проблемы и проблемные задачи, построенные на содержании программного материала, а как форма развивающего обучения - способствует  самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых знаний. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.

«Знания - дети удивления и любопытства» (Луи де Бройль).

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока.

Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся. Например, в 8 классе, изучая тему «Природные районы» перед изучением новой темы «Восточно-Европейская равнина» в качестве основной познавательной задачи ставим проблемный вопрос: «Какими причинами объясняется разнообразие природы Восточно-Европейской равнины? В основе разбора данной проблемы лежит эвристическая беседа. На уроке географии в 9 классе мои ученики дают оценку деятельности предприятий сферы услуг в нашем городе, выявляют проблемы данной сферы и предлагают пути их решения, семиклассники пытаются предсказать последствия таяния ледников в Антарктиде.

Мои уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, использованию интерактивной тетради Skysmart, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и разнообразию образовательных CD-дисков, интерактивных карт, стали более интересными и увлекательными.
         Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.

Использование ИКТ - технологий позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся, усовершенствовать контроль знаний, сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Результатами использования ИКТ - технологий являются:

-усиление наглядности и яркости обучения

-развитие творческих способностей учащихся

-это голососберегающая и времясберегающая технология для учителя

-возможность возврата к пройденному материалу

-уменьшение количества учеников, не выполняющих домашние задания

Технология личностно-ориентированного обучения способствует  максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Стараюсь рассмотреть достоинства у каждого ребенка, ведь каждый хорош по- своему:

«Взгляни горе в лицо - тупа вершина

А сбоку посмотри - она остра,

Иди к горе - она все выше,

А от горы - и ниже всё она.

О нет, гора свой облик не меняет,

Одна и та же, - в этом суть,

А измененья от того зависят,

С какого места на неё взглянуть»

В результате класс превращается в коллектив личностей. Один-красноречивый докладчик, расскажет об истории открытия материка, другой-неплохо рисующий, создаст картосхему маршрута исследователей континента, третий, неравнодушный к компьютеру, приготовит презентацию или слайд-фильм о достопримечательностях изучаемой территории; четвертый, мечтающий стать журналистом, подготовит репортаж с места событий; пятый-любитель покритиковать, проанализирует работу своих одноклассников, шестой - попробует сложить стихи о своих впечатлениях, седьмой - усидчивый, медлительный, приготовит кроссворд по теме.

Технология проектного обучения позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учеников, стимулирует познавательный интерес, развивает исследовательские умения и навыки.

За последние годы мои ребята подготовили проекты, в которых стали призерами и победителями (см. ссылку на таблицу в презентации)

Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности.

Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.

Эти педагогические технологии и методы, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Например, на уроках географии в 7-х классах при изучении материков и океанов мира, обычно на уроках обобщающего повторения, стремлюсь построить урок так, чтобы дети могли практически применять свои знания: перед классом ставится вопрос: «Какие вещи вы возьмёте с собой, если поедете в Египет, Бразилию, Антарктиду и т.д.? В какое время года лучше отдыхать в Австралии? И т.п. проблемные вопросы.

На вопросы необходимо не только правильно, но и аргументировано ответить. Для рефлексии знаний на уроках в 7-х классах применяю видеоматериалы, после просмотра которых учащиеся определяют, о каком материке идёт речь, аргументируя также свой ответ.

Провожу работу в группах или парах, развивая, таким образом, коммуникативную компетентность. При выполнении домашнего задания обучающимся часто приходится находить информацию из статистических источников, анализировать тематические карты, использовать интернет-ресурсы. Полученные знания предлагается применить в воображаемых коммерческих поездках за рубеж: «Если в вашем бизнес-плане есть пункт о приобретении морских судов, то с какими фирмами вам лучше иметь дело?»-10 класс. Старшеклассники составляют интереснейшие туристические маршруты по изучаемым странам и регионам.

Помимо названных видов работ по формированию компетентностей обучающихся, следует отметить, что ещё одним эффективным видом учебной работы, специфическим географическим, является создание географического образа территории. В школьном курсе географии создание географического образа территории позволяет использовать широкий спектр различных методов, приёмов работы и их сочетаний, позволяющих повысить эффективность преподавания, сделать более глубоким и действенным восприятие все более увеличивающихся объемов учебных материалов. Н.Н. Баранский писал: «Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или малый) во всем их своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов – главное содержание географических работ». В таких характеристиках методами географии, истории и смежных наук, образностью искусства и литературы необходимо создать географический образ территории, выявить ее своеобразие. Девятиклассники с удовольствием выполняют задание на тему «Мой образ мира», представляя свой мир в видеоролике, презентации, стихах, сочинениях, рисунках; выражают в творческой форме мысли о любимом городе.

Формирование образа территории, так же, как и формирование компетентностей, процесс длительный и сложный. Эту работу я провожу с использованием всевозможных форм и методов:

зрительный образ складывается с помощью слайдов, видеосюжетов с использованием мультимедиа, Интернета;

звуковой образ создается с помощью аудиозаписей шума морских волн, воя ветра, журчания воды и др., коллекция которых собрана мною за долгие годы работы;

метод ассоциаций позволяет использовать уже имеющиеся знания учащихся, их кругозор;(Япония, Австралия, США, Индия)

моделирование территории путем создания моделей вулканов, обвалов и других рельефообразующих процессов, на создание которых учащихся наводят географические знания и фантазия (в кабинете)

Одна из важнейших задач комплексного страноведения состоит в том, чтобы характеристика территории была более конкретной. Для решения этой задачи на уроках, при изучении тем «Страны Юго-Восточной и Восточной Азии» в 7 классе, «Европейский Север», «Дальний Восток» в 8 классе, «Северо-Западный экономический район», «Дальневосточный экономический район» в 9 классе, «Япония» в 10 классе, я использую эмоциональные и яркие «Рассказы путешественника».

Учащиеся с удовольствием изготавливают туристические буклеты при изучении отдельных стран и регионов.

В классический метод географических описаний в виде устных сообщений учащихся (круглый стол «Природное и культурное наследие мира» в теме «Мировые природные ресурсы» 10 класс, «Центрально-Черноземный район, его освоение, своеобразие природных ресурсов КМА» – 9 класс, «Байкал» - 8 класс, «Страны Северной Африки», «США – одна из крупнейших стран Северной Америки» – 7 класс и другие), я включаю задания, составленные из отрывков литературных произведений. Этот вид работы вызывает у учащихся неподдельный интерес, доставляет радость узнавания. Таким образом, осуществляются межпредметные связи, в данном случае, географии и литературы.

По аналогии с литературно-географическим диктантом, я провожу художественно-географические диктанты с использованием мультимедиа и репродукциями картин великих художников из Интернета, например «Природные зоны Русской равнины».

Самостоятельная работа учащихся по обработке информации и размещении ее в таблицы развивает у учащихся логическое мышление, умение выделять главное. Например, «Сводную таблицу «Экономические районы России» учащиеся 9 классов составляют на протяжении всего времени изучения региональной части «Экономической и социальной географии России». Таблицы «Климатические пояса и области Евразии», «Природные зоны России» в 8 классе и др.

Использование игровых технологий позволяет развивать творческие способности учащихся, их социальные и коммуникативные компетенции. Примерами использования игровых технологий служат урок-КВН по темам «Гидросфера» и «Литосфера» в 6 классе, деловая игра по теме «Сфера услуг в городе Верхотурье» в 9 классе, урок-ярмарка «Сельское хозяйство Зарубежной Европы» в 11 классе.

В заключение следует отметить, что образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает принцип: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие соблюдения технологии. Оценить результативность длительного и сложного процесса формирования ключевых компетентностей в короткий срок, как полученные знания, не представляется возможным, поскольку компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные компетенции, необходимые человеку любой профессии и возраста, и результаты работы педагога будут проявляться по истечении определённого времени.

К каким же выводам я пришла, реализуя компетентностный подход в своей педагогической деятельности?

1.Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета..

2.Необходимо учить детей учиться.

3. Чаще использовать вопрос «почему ?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

4. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

5.Творческое мышление можно развить всесторонним анализом проблем; чаще использовать творческие задачи.

6. Чаще показывать ученикам перспективы их обучения.

7. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика

8.Учить так, чтобы ученики понимали, что знание является для них жизненной необходимостью.

9.Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Компетентностный подход, на мой взгляд, эффективен и в работе классного руководителя.

Формирование ключевых компетенций в воспитательной деятельности я осуществляю на основе планирования воспитательной работы в классе, участия в общешкольных делах, формирования классных органов самоуправления и налаживания сотрудничества и доверительных отношений с родителями воспитанников.

Формируя предметные компетенции, отмечаю позитивную динамику качества знаний в моем классе(2014-2015 г.-1 четверть-5 человек(20%), 2 четверть-6 человек(24%), 3 четверть-9 человек(36%), год-10 человек(40%), 1 четверть 2015-2016 г.-10 человек(40%)

Растет количество участников конкурсов, НПК, олимпиад(проектная деятельность-4 человека(2014-2015 г.), 8 человек(2015-2016 г.); Международная дистанционная олимпиада по географии-3 человека(2014-2015 г.), 6 человек(2015-2016 г)

Формирование социальных компетенций проявляется в уровне развития самоуправления (самостоятельная организация дежурства по классу и школе, анализ каждого дела, поручения- у каждого, отчет совета класса на совместных ученическо-родительских собраниях), участие в жизни класса и школы(1 место-смотр строя и песни, 1,2 место-гимнастический турнир, 1 место-творческий тур Олимпиады), участие в благотворительных акциях (Неделя добра, Помоги ветерану, помощь детской больнице, детским садам),

сформированность правового поведения (отсутствие правонарушений в классе)

Отсутствие конфликтов на межнациональной и религиозной почве, знание культурных традиций разных народов (фестиваль народов России, проект «Добро пожаловать в Азербайджан!», представление класса «Как встречают Новый год дети всех земных широт») позволяют судить о развитии поликультурной компетенции у ребят моего класса.

Формированию коммуникативных компетенций способствуют: развитие навыков работы в группе (создание творческих групп на КТД с последующим анализом каждого дела), умение представить себя (классный конкурс «Ученик года» работа над созданием портфолио), результаты литературных конкурсов (конкурс чтецов(2019-2020 г.)-1 место и два 2-х места)

Использование Интернет-ресурсов в учебной и внеурочной деятельности, создание Интернет-сообщества класса способствуют развитию информационных компетенций.

Проявлением общекультурных компетенций учащихся класса считаю

такие показатели: качество обученности по физкультуре составляет 100%, в Кроссе наций участвует весь класс, в Лыжне России-весь класс,являются членами военно-патриотического отряда «Гвардия»-15 человек(из 22) (28%), количество обучающихся, занимающихся творческой деятельностью (музыка-3 человека, изо-3 человека,танцы-5 человек, театр-1 человек, журналистика-3 человека, всего 15 человек(60%), ведущие городских мероприятий-2 человека из класса)

Мой класс является активным участником и призёром школьных мероприятий и городских акций (создание рейтинговой карты в конце года, классный конкурс «Ученик года»). Родители класса - мои союзники (совместные праздники, Дни здоровья, рейтинговая карта, классный конкурс «Родитель года»)

7 выпускников(из 22) выпуска 2009 года класса стали педагогами, 3 из них работают в нашей гимназии.

Полученные результаты дают мне право на распространение собственного опыта в области повышения качества образования. В течение нескольких лет я руководила школьным методическим объединением «Естественник», неоднократно выступала на заседаниях районного методического объединения учителей географии и делилась опытом работы по темам: «Практические работы на уроках географии», «Исследовательская и проектная деятельность учащихся», «Технология использования интеллект-карт на уроках и внеурочной деятельности». Делилась опытом работы по организации проектной деятельности обучающихся со своими коллегами в гимназии и на методобъединении учителей ОРКиСЭ, на курсах повышения квалификации рассказывала об успехах и проблемах ведения элективного курса «Культура семейных отношений».

В целях обмена опытом профессиональной деятельности и развивая собственную ИКТ-компетентность, создала персональный сайт в социальной сети работников образования(http:nportal.ru/smyshlyaeva-elena-yurevna) и портале «Инфоурок» - учительский сайт/Смышляева-Елена-Юрьевна (№ АА-181253), принимаю участие в работе сетевых сообществ: Сеть творческих учителей, Учительский портал, Фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», проект «Инфоурок», Социальная сеть работников образования и др.

Работа в составе жюри школьной НПК, муниципальных краеведческих чтений, областной НПК «Семья: прошлое, настоящее и будущее», регионального конкурса «Я-исследователь» позволяет делиться опытом организации проектной деятельности и узнавать новое от своих коллег.

Для повышения своей профессиональной компетентности участвую в конкурсах и олимпиадах для педагогов: блиц-олимпиаде «Самый классный классный» Всероссийского дистанционного конкурса «Вопросита»-2 место, «Мотивация школьников к учебным действиям»-3 место; в блиц-олимпиадах Всероссийского конкурса «Умната»-«Построение урока в соответствии с ФГОС»-2 место, «Классный руководитель в современной школе»-2 место, в вебинаре «Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС».

Пройдя курсы повышения квалификации, разработала и внедряла на практике рабочую программу элективного курса «Культура семейных отношений», который был востребован в гимназии.

Будучи ответственной за организацию дежурства по школе, разработала совместно с советом старшеклассников «Положение о дежурном классе». (Приложение 9)

В свободное от работы время с удовольствием принимаю участие в деятельности городского хорового коллектива «Ритмы города»(победа в окружном конкурсе «Битва хоров» в г. Красноуральске-2014 год)(Приложение 10)

Подводя итоги анализу результатов, достигнутых моими учениками и мной в прошедший межаттестационный период, хотелось бы отметить факторы, повлиявшие на получение таких результатов:

-творческая атмосфера, сложившаяся в коллективе гимназии

-необходимая для реализации ФГОС материально-техническая база учреждения (см. соответствующий раздел портфолио)

-индивидуальный стиль работы учителя («И вечный бой, покой нам только снится!», «Каждое дело- творчески, иначе зачем»)

-построение образовательного процесса на основе современных педагогических технологий и активных методов обучения, позволяющих формировать и развивать универсальные учебные действия (УУД), заложенные в Федеральном Государственном образовательном стандарте, т.е. ключевые компетенции

-взаимодействие с родителями по реализации целей и задач обучения и воспитания детей

-повышение профессиональной компетентности педагога

. Однако передо мной стоит ряд противоречий, проблем, трудностей объективного и субъективного характера. Одно из главных противоречий, с которым я сталкиваюсь – это несоответствие целей компетентностного подхода и оценки конечных результатов. В формировании компетентностей главным является деятельностный подход, а в оценке конечных результатов акцент, преимущественно, делается на знания, причем на расширенные и углубленные.

Следующая проблема, трудность, с которой я сталкиваюсь – отсутствие измерителей, тестов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей. Поэтому на следующий межаттестационный период планирую разработать конкретные критерии оценивания ключевых компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности.

Имея уже достаточный опыт педагогической деятельности, я заметила, что в последнее время, несмотря на использование новых способов, форм организации образовательного процесса, все-таки наблюдается снижение интереса у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Проведенное анкетирование, направленное на выявление уровня мотивации учащихся к изучению предмета география, подтверждает наличие данной проблемы. (Приложение 11)

Многие ребята географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку она не востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, особенно желающему быть успешным и считающему себя культурным. Раздвигаются границы территорий, велико взаимовлияние экономических отношений между странами, общее участие всего человечества в решении глобальных проблем. Люди любого возраста должны вовлекаться в них, продумывать их и разрабатывать пути решения.

Передо мной встал вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?

В связи с обозначенной проблемой, на следующий межаттестационный период я поставила перед собой цель:

Повышение учебной мотивации обучающихся на основе использования проектно-исследовательской деятельности и сформулировала гипотезу:

Организация проектно-исследовательской деятельности развивает учебную мотивацию и позитивно влияет на результаты обучения.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы сформулировала задачи своей деятельности:

Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе

Установить исходный уровень учебной мотивации обучающихся

Продумать систему проектно-исследовательской деятельности

Проследить динамику развития учебной мотивации в процессе проектной деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС.

Проанализировать и представить результаты работы педагогическому сообществу



Ожидаемые результаты:

Успешное участие обучающихся в конкурсах и НПК разного уровня

Повышение уровня учебной мотивации

Увеличение показателей качества обученности



По итогам межаттестационного периода сделано следующее:

-осуществлен анализ литературных источников и нормативных документов по теме самообразования, уточнена для себя сущность компетентностного подхода как условия повышения качества образования обучающихся; сущность таких понятий как «компетентность» и «компетенция»;

-проанализирована система работы, выявлены формы организации учебно-внеурочной и воспитательной деятельности по становлению ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации и социализации обучающихся;

-оценена эффективность профессиональной деятельности на основе анализа достигнутых результатов, определены факторы, повлиявшие на эти результаты;

-выявлены существующие трудности и проблемы, определены перспективы дальнейшей работы

Цель и задачи работы в основном выполнены, гипотеза подтвердилась. Построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода приводит к формированию и развитию ключевых компетенций и успешной социализации наших воспитанников. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

-новых технологий (направленных на развитие УУД)

-изменения содержания образования (от знаниевого подхода к системно-деятельностному, усиление практической направленности)

-изменения типа взаимоотношений между педагогами и обучающимися (учитель-тьютор, совместное целеполагание, сотрудничество, рефлексивная деятельность)

Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю», необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я пытаюсь научить своих детей.

















































Приложение 4

Результаты анкетирования

«Выявление уровня отношения к обучению географии»



Цель анкетирования: выявление уровня отношения к обучению географии

Количество участников: 57(учащиеся 6, 7, 8 классов)

Для возможности дифференцирования ответов по анкете используется система балльных оценок:

-ответ уч-ся, свидетельствующий о его положительном отношении к обучению географии, оценивается в 1 балл;

-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении уч-ся, оценивается в 0баллов.

Высокий уровень - от 11 до 14 баллов

Средний уровень - от 8 до 10 баллов

Низкий уровень- до 7 баллов

Результаты: уровень отношения к обучению географии опрошенных учащихся: высокий-30 человек(53%), средний-27 человек(47%). Низкий уровень отношения к предмету отсутствует.



t1761937376aa.gif







































































Приложение7

Примеры заданий с использованием

литературного материала

1.Тема “Что такое гидросфера” , 6 класс

Туман лежит на кручах, недвижен и глубок.

Где оседлает туча, рождается поток...

Как змеи голубые, ползут извивы рек.

И в синем океане оканчивают бег.

Как белые драконы, крылами шевеля,

Летят оттуда тучи дождем кропить поля.

Ц. Дамдиаурэн

Вопросы для обсуждения:

1. Какое явление природы описывается в стихотворении?

2. Что поэт подразумевает под выражениями “змеи голубые”, “белые драконы”?

З. Назовите основную причину круговорота воды.

4. Почему вода, поступающая на сушу в процессе круговорота, пресная?

2. Тема “Водяной пар и облака”, 6 класс

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака,

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш! Тишь — безлюдье вокруг

Чуть приметна тропинка росистая

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Никитин“Утро”

Вопросы для обсуждения:

1. Какой момент утра описывает поэт?

2. О каких видах водяных паров в атмосфере говорится в данном стихотворении?

З. Как образуются водяные пары и каковы их свойства?

3.Тема “Климат”, 6 класс

Весна” А.К.Толстого

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Лето” А.Майкова

Пахнет сеном над лугами,

В песне душу веселя,

Бабы с граблями, рядами

Ходят, сено шевеля.

Осень” А.С.Пушкина

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Зима” А.Н.Некрасова

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи

Мороз—воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

Вопросы для обсуждения:

1. Какое время года вам больше нравится и почему?

2. Какая погода характерна для нашей местности в разные периоды годы?

З. Что называется погодой? климатом?

4. Тема “Циклоны и антициклоны” 8 класс

Зимний вечер” А.С.Пушкин

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит

То как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Зимнее утро” А.С.Пушкин

Мороз и солнце, день чудесный!

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет;

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

Вопросы для обсуждения:

1. Что общего у циклонов и антициклонов?

2. Какое из стихотворений описывает циклон, а какое — антициклон?

З. Расскажите о характере погоды при циклонах и антициклонах?

5. Тема «Физико—географическое положение России», 8 класс

Касаясь трех великих океанов

Она лежит ,раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

К.Симонова:

Вопросы для обсуждения:

1. Какими океанами омывается Россия?

2. Каковы крайние точки России?

З. Как вы понимаете слова “непобедима, широка, горда”?

4. С какими государствами граничит Россия?

6. Тема «Кавказ», 8 класс

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой...

Прекрасен ты суровый край свободы

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летят издалека,

Над вами вьются, шепчутся как тени,

Как над головой огромных привидений

Колеблемые перья — и луна

Под синим сводом странствует одна.

М.Ю.Лермонтов

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Лермонтов называет Кавказ седым?

2. Чем вы объясните тот факт, что вершины Кавказа покрыты снегами и ледниками?

7.Тема “Экологические проблемы”:

Было море чистое, лучистое,

Но построили завод,—

И не стало чистых вод—

Набросали банки, склянки,

Даже бросили бревно

И от этого завода

Стало все грязным грязно.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое экологические проблемы?

2. Какие последствия ожидают человечество в случае запоздалого решения проблемы загрязнения гидросферы?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.