Самоанализ учебного занятия «Введение в общеобразовательную программу»
Самоанализ учебного занятия
«Введение в общеобразовательную программу»
Медведникова Инга Николаевна, педагог дополнительного образования
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Княжпогостского района
г. Емва
План.
1.Тема занятия.
2. Место учебного занятия в учебно-тематическом плане.
3. Тип занятия.
4. Цель занятия.
5. Задачи учебного занятия.
6.Методы и приёмы.
7.Структура учебного занятия.
8.Содержательная сторона занятия.
9.Подведение итогов.
10.Литература.
1.Тема: «Введение в курс общеобразовательной программы».
Учебное занятие для обучающихся 1 уровня (8-11 лет) объединения «Плетение из бересты».
2.Место учебного занятия в учебно-тематическом плане:
В учебно-тематическом плане образовательной программы» (1 уровень) на 2016-2017 уч. год, учебное занятие по теме: «Введение в курс общеобразовательной программы» находится в разделе «Вводное занятие», дата проведения 10.09.2016г.
3.Тип:
изучение нового материала, введение в курс образовательной программы
4. Цель:
познакомить детей с берестой, как основным материалом изготовления изделий; расширить знания, вызвать интерес и желание у учащихся заниматься плетением из бересты.
5. Задачи:
-обучающая: формирование первоначальных представлений о технологической карте, бересте, «пестерь», «шаркунок»; знакомство и применение приема изготовления «ковша»;
- развивающая: активизация словарного запаса; расширение знаний о бересте, технологической карте; развитие наблюдательности, внимания, самостоятельности; развитие интереса к природе, желание больше узнать о ней;
- воспитательная: создание комфортной обстановки на занятии, взаимопомощь, взаимовыручка.
6. Методы и приемы:
-словесный (загадки, стихотворение, рассказ, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
-наглядный (демонстрация экспонатов музея из природного материала – бересты, мультимедийная презентация);
-практический (выполнение работы с использованием технологических карт);
-игровой (игра-задание «Я веселый водонос», физкультминутка);
-методы контроля (анализ выполненной творческой работы, самооценка детьми результатов деятельности).
Использованный комплекс методов позволил мне продуктивно использовать время учебного занятия, удерживать внимание и познавательный интерес у детей на протяжении всего занятия, повысить результативность освоения детьми материала по теме.
7. Структура занятия:
- организационный момент – 2 минуты;
- подготовка учащихся к восприятию нового материала - 5 минут;
- изучение нового материала – 20 минут;
- практическая работа – 8 минут;
- первичная проверка полученных знаний – 5 минут.
Данная структура занятия вполне оправдана, все цели и этапы учебного занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме «Введение в курс общеобразовательной программы»», так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приемов. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость, повысила активную деятельности детей.
8. Содержательная сторона занятия.
Водная часть занятия предполагала организацию детей, переключение внимания и установку на предстоящую деятельность: (демонстрация экспонатов музея из природного материала – бересты, игра на знакомство);
Для повышения мотивации обучающихся к предстоящей деятельности и воспитания любви к природе, были подобраны загадки, представлена презентация с рассказом о народных традициях передаваемых из поколения в поколение. Основная часть учебного занятия направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В основную часть были включены вопросы с целью восприятия нового материала, активизацию и подведения к восприятию новых знаний, обучению воспитанников детского объединения поэтапной работы по созданию творческой работы — берестяного ковшика.
С целью снятия статического напряжения, повышения работоспособности, снижения утомляемости детей была проведена физкульминутка под шумовые звуки леса.
Образовательная деятельность занятия была построена с использованием элементов современных педагогических технологий с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого воспитанника учебной группы, которые направлены на комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, обучение ребенка самостоятельно работать, общаться со сверстниками, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, затрудняющимся при выполнении заданий, дополнительного объяснения, а также с учетом особенностей мышления и темпа восприятия информации каждым ребенком.
Для достижения положительных результатов и создании «ситуации успеха», в процессе самостоятельной творческой деятельности, был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в выполнении творческого задания обучающимися — изготовить самостоятельно поделку «ковшик» по технологической карте.
Использование мультимедийной презентации «Народные традиции», демонстрация экспонатов музея из природного материала, мотивация на воображение «Забота о ближнем», всё это обеспечило активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию творческой деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.
В заключительной части учебного занятия подводился итог деятельности воспитанников, с использованием метода анализа успешности, выполнения заданий и метода самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено показать свои работы, выставив их на импровизированный заборчик. Все воспитанники получили в подарок ковшик изготовленный собственными руками.
9.Подведение итогов.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
По итогам проведенного учебного занятия можно сделать следующие выводы:
- обучающиеся успешно справились с заданием, сделали ковшик из бересты
- научились приёмам поэтапной работы изготовления изделия из бересты, природным и дополнительным материалом при выполнении творческого задания;
- приобрели навык работы с технологической картой
-проявили творческое самовыражение;
- проявили аккуратность при выполнении практической работы, дисциплинированность в ходе занятия.
Поставленные цель и задачи были выполнены, условием эффективности освоения данной темы является увлеченность воспитанников творческой деятельностью, которую они выбрали, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось.
Логичность построения различных видов деятельности позволила провести учебное занятие, не выходя за рамки отведённого времени — (1 занятие - 40 минут, что соответствует нормам СанПиНа).
10.Литература.
1. «Береста в руках юного умельца и учителя» – г.Сыктывкар, 1994.
2.Кочев М.С. «Учимся мастерить из бересты» - г.Сыктывкар 2000.