Самоанализ урока учителя начальных классов
Самоанализ урока
учителя начальных классов
Куттиной Ольги Михайловны
Тема урока: «Пётр Великий».
Дата проведения: 22.12.2020 г.
Класс: 4.
Количество учеников: 7 человек.
УМК: «Школа России» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир: учебник для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение», 2014 год, часть 2.
Данный урок является уроком №11 в системе уроков по разделу «Страницы истории России».
Цель урока: Создать условия для формирования понятия о личности Петра Великого, как о великом реформаторе Российского государства, разносторонне развитого человека; дать представления о реформах Петра I.
В данном классе я поставила следующие задачи:
Образовательные: сформировать представление о Петре I, как о человеке осуществившем преобразование Российского государства; сформировать представления о преобразованиях в культуре, науке, быту.
Развивающие: развивать познавательные способности обучающихся, развивать устную речь и коммуникативные умения.
Воспитательные: воспитывать интерес к прошлому России; способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Задачи направлены на формирование УУД:
Познавательные - овладение способностью самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные - развивать умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе - определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Предметные: знать о Петре I, как о человеке осуществившем преобразование Российского государства; знать о преобразованиях в культуре, науке, быту.
Метапредметные: формируемые УУД, о которых я говорила выше.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Данный урок – это урок открытия нового знания.
Он включал в себя 7 этапов: 1) Самоопределение к деятельности. (Цель: включение в учебную деятельность).
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий).
3) Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности. (Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока).
4) Открытие нового знания. (Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока).
5) Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Цель: усвоение обучающимися новых способов действий, индивидуальная рефлексия достижения цели).
6) Подведение итогов. (Цель: обобщение знаний по теме. Оценивание обучающихся).
7) Рефлексия деятельности. (Цель: самооценка результатов деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания).
8. При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Это информационно-коммуникативные технологии, что позволило сделать урок ярким, материал урока интересным и лёгким для восприятия. Также это дало возможность наглядно продемонстрировать отдельные моменты с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука). Я использовала компьютерную презентацию почти на всех этапах урока, а также были использованы аудио запись и видео ролик.
Мною ещё была использована на этапах актуализации знаний и при мотивации учебной деятельности технология проблемного обучения. Это постановка проблемной ситуации (ребятам было дано задание: подумать и определить, кому же из императоров принадлежат туфли), что требует от детей ведения творческого поиска, слаженного взаимодействия и командной работы. Для этого класс был разделён на две группы. И через выдвижение предположений, ребята нашли пути выхода из данной ситуации.
Ещё на уроке мною были использованы здоровьесберегающие технологии - на этапе самоопределения к деятельности. Это психологический настрой на начало урока или организационный момент. Также в течение этапа открытия нового знания, в связи с частой сменой видов деятельности была проведена физкультминутка. Это способствовало снизить уровень переутомления обучающихся, тем самым повысить показатели внимательности и концентрации внимания во время изучения новой темы.
Чтобы добиться цели урока, я к каждому этапу подобрала задания, которые логически связаны с темой урока. Практически все задания имеют поисковую направленность:
Это тест, самопроверка которого производится листом накладкой.
Это задание, при котором нужно было ответить на вопросы через аудио письмо от Петра 1.
Просмотр видео ролика, после которого нужно было выполнить задания в рабочей тетради на основе увиденного и услышанного.
Использование бумажных наглядных пособий: фотографий императора и изображений некоторых предметов в натуральную величину (туфли Петра 1).
Также дети самостоятельно изучали предложенный текст, делали выводы, работали с иллюстрациями, далее осуществляли текущий контроль действий, соотносили запланированный и полученный результаты. Таким образом на уроке был реализован системно-деятельностный подход к обучению.
Все вопросы и задания соответствовали возрастным особенностям обучающихся и были направлены на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.
Материал урока был доступным, легким, интересным для учащихся.
В ходе урока были организованы индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы учащихся.
Наиболее эффективной оказалась групповая форма работы, потому что при совместной деятельности ученики выясняли друг у друга всё, что им было не ясно, особенно слабые ученики, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении. В процессе работы осуществлялось постоянное взаимодействие между мною и детьми, а также учеников между собой. Стилем нашего общения было конструктивное сотрудничество. Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени и вести урок было легко. Учащиеся включались в работу активно.
Исходя из результатов урока, я считаю, что поставленная цель была достигнута. Дети не перегружены. Темп урока – средний.
Самооценка урока – средняя.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, имеет место предоставление права выбора, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
Я считаю, что в целом урок был продуктивным. Мне удалось реализовать запланированную дидактическую задачу и цель урока. Важно, что дети были мотивированы и нацелены на работу.
Устранить выявленные замечания, продумать варианты решения данной задачи.