Самоанализ урока учителя начальных классов по математике в 4 классе «Единица времени-век. Таблица единиц времени»
Самоанализ урока
учителя начальных классов
Вавиловой Натальи Ивановны
Тема урока: «Единица времени-век. Таблица единиц времени.»
Предмет: математика.
Дата проведения: 10.11.2022 г.
Класс: 4.
Количество учеников: 14 человек. Из них: 4 учащихся успевают на «отлично», 7-слабоуспевающих, 4 учащихся с ОВЗ, 1 учащийся- плохо владеет русским языком.
УМК: «Школа России» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение», 2021, часть 1.
Данный урок является уроком №36 в системе уроков по разделу «Числа, которые больше тысячи».
В данном классе я поставила следующие задачи:
Образовательная: Сформировать у обучающихся понятия о веке, как единице измерения времени и научить определять век по ленте времени; обобщить и систематизировать знания и умения детей по теме «Единицы времени», составить таблицу единиц времени; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи.
Развивающая: Развивать умение преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот, развивать память, логическое мышление.
Воспитательная: Воспитывать интерес к математике, аккуратность к оформлению работы, самостоятельность, воспитывать умение работать в коллективе.
На протяжении всего урока осуществлялась их взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания письменной работы с устной и т.д.
Задачи направлены на формирование УУД:
Предметные результаты:
- формирование представления детей о единицах времени (секунда, минута, час, неделя, месяц, год, век);
- формирование навыков решения задачи с использованием единиц времени;
- совершенствование навыка выполнения арифметических действий;
- получат возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные УУД
- формирование положительной мотивации к обучению;
- проявление интереса к изучению темы;
- желание применять приобретенные знания и умения;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Регулятивные УУД
-формировать умение концентрировать внимание;
- определять цель выполнения заданий;
- планировать свою деятельность в рамках урока;
-составлять план и последовательность действий;
-оценивать выполнение задания по предложенным параметрам;
Познавательные УУД
-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
Коммуникативные УУД
- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению.
Для достижения поставленных целей я использовала следующие методы:
объяснительно – иллюстративные, частично – исследовательские, словесные, наглядные, практические.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Научатся соотносить единицы времени; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Получат возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Данный урок – это урок систематизации знаний.
Он включал в себя 7 этапов: 1) Самоопределение к деятельности. (Цель: включение в учебную деятельность).
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий).
3) Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности. (Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока).
4) Открытие нового знания. (Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока).
5) Реализация построенного проекта (Цель: усвоение обучающимися новых способов действий).
6) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу. (Цель: закрепление обучающимися новых способов действий, индивидуальная рефлексия достижения цели).
7) Рефлексия деятельности. (Цель: обобщение полученных на уроке сведений. Оценивание обучающихся, самооценка результатов деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания).
8. При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Это информационно-коммуникативные технологии, что позволило сделать урок ярким, материал урока интересным и лёгким для восприятия. Также это дало возможность наглядно продемонстрировать отдельные моменты с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука). Я использовала компьютерную презентацию.
Мною ещё была использована на этапах актуализации знаний и при мотивации учебной деятельности технология проблемного обучения. Это постановка проблемной ситуации (как определить век по дате). И через выдвижение предположений, был составлен алгоритм действий.
Ещё на уроке мною были использованы здоровьесберегающие технологии - на этапе самоопределения к деятельности. Это психологический настрой на начало урока или организационный момент. Также в течение этапа построения выхода из затруднения была проведена физкультминутка. Это способствовало снижению уровня переутомления обучающихся, тем самым повысило внимание детей во время изучения новой темы.
Чтобы добиться цели урока, я к каждому этапу подобрала задания, которые логически связаны с темой урока. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. На каждом этапе урока отрабатывались ключевые понятия темы. Практически все задания имеют поисковую направленность:
Это самостоятельная работа, самопроверка которого производится по эталону (с помощью презентации).
Это задание-работа в паре, при которой надо восстановить правильное соотношение единиц времени.
Использование бумажных наглядных пособий: лента времени.
Также дети самостоятельно изучали предложенный текст, делали выводы, работали с иллюстрациями, далее осуществляли текущий контроль действий, соотносили запланированный и полученный результаты. Таким образом на уроке был реализован системно-деятельностный подход к обучению.
Все вопросы и задания соответствовали возрастным особенностям обучающихся и были направлены на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.
Материал урока был доступным, легким, интересным для учащихся.
В ходе урока были организованы индивидуальная, фронтальная, формы работы учащихся, работа в паре.
Наиболее эффективной оказалась работа в паре, потому что при совместной деятельности ученики выясняли друг у друга всё, что им было не ясно, особенно слабые ученики, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно- ориентированного подхода в обучении. В процессе работы осуществлялось постоянное взаимодействие между мною и детьми, а также учеников между собой. Стилем нашего общения было конструктивное сотрудничество. Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени и вести урок было легко. Учащиеся включались в работу активно.
Исходя из результатов урока, я считаю, что поставленная цель была достигнута. Дети не перегружены. Темп урока – средний.
Самооценка урока – средняя.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, имеет место предоставление права выбора, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
Я считаю, что в целом урок был продуктивным. Мне удалось реализовать запланированную дидактическую задачу и цель урока. Важно, что дети были мотивированы и нацелены на работу.