Проект урока по математике «Структура задачи. Запись её решения» (2 класс)
Проект урока по математике
Автор: Мыльникова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Большевистская ООШ»
Предмет: математика, 2 класс, УМК «Гармония»,
Тема урока: «Структура задачи. Запись её решения».
Цель: формировать представление о структуре задачи (условие, вопрос), о взаимосвязи условия и вопроса задачи, учить записывать её решение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи урока (деятельность учителя):
1. Актуализировать знания обучающихся об арифметических действиях.
2. Создать условия для наблюдения, анализа, сравнения при формировании у обучающихся понятия о структуре задачи.
3.Обеспечить определение вывода, организуя работу обучающихся в паре.
4. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование к уроку: учебник «Математика» 2 класс (Истомина Н.Б.), тетрадь,
Содержание и технология урока:
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный. Проверить готовность к уроку |
- Начинается урок. - К какому уроку вы приготовились? - Подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке математики? - Что мы делаем на этом уроке? - Прежде, чем узнавать новое, что необходимо сделать? |
- Математике. - Дети высказываются по этому поводу. - Учимся считать, узнаем новое. - Повторить изученное. |
Коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем, монологические высказывания детей). Личностные (самоопределение, создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу») устанавливаются тематические рамки («могу»)). Регулятивные (включение в учебный процесс). |
2.Актуализация знаний обучающихся. Вспомнить известные знания об арифметических действиях |
Решите выражения: 8+8= 9+9= 12-8= 15-6= 7+7= 8+5= 13-9= 12-5= 6+6= 7+4= 17-8= 11-8= Проверьте друг у друга правильность вычисления. Теперь сравните с ответами на интерактивной доске. - На какие две группы можно разделить эти выражения. - Соотнесите полученные результаты с буквами и составьте слово. 16-д 12-а 13-ч 11-з 14-а 18-а - Оцените своё знание вычислительных приёмов "смайликом" на полях. На доске открывается тема. |
Самостоятельная работа. Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значения. Взаимопроверка выполнения данного задания. Работа в парах. Дети зачитывают и проверяют. -Выражения на сложение и вычитание. Составляют слово «задача» Дети выполняют самооценивание. Ставят смайлики на полях. Слово «ЗАДАЧА» |
Познавательные (знаково-символические) Коммуникативные (сотрудничество с учителем, взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей). Регулятивные (контроль). Познавательные (логические). Личностные (способность к самооценке). |
3.Целеполагание. Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, наметить план действий. |
- Какова тема урока? Проверим себя по учебнику.
- Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
Научимся отличать ... - Какой план действий наметим? На интерактивной доске записывается план. |
Работа с учебником стр.70 С помощью учителя формулируется цель урока: распознавать задачи и учиться записи их решения. Ответы детей 1.Наблюдаем, размышляем, обсуждаем. 2.Делаем вывод. 3.Учимся применять знания. 4. Оцениваем свою работу. |
Регулятивные (возможность управления познавательной и учебной деятельностями посредством постановки цели и задач урока, планирования своих действий). Коммуникативные (сотрудничество с учителем, взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей). |
4. Открытие нового знания. Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
Учебник с.70 прочитать текст в рамке «Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой». - На стр.70 учебника найдите задание № 229 пункт 1 - Какое задание надо выполнить? - Прочитайте один текст, затем другой. - Какой текст можно назвать задачей, а какой нет? - Обсудите в паре. - Коллективное обсуждение. - Поставьте вопрос к первому тексту. - Чем сейчас стал первый текст? - Прочитайте тексты в пункте 2 и ответьте на вопрос. - Работа с пунктом 3.
- Работа с пунктом 4. - Дополните данные, чтобы текст стал задачей. - Сделайте вывод по задачам. |
Работа с учебником с.70 №229 - Сравнить тексты (выявление сходства и различия) Обсуждение в паре. - В первом тексте нет вопроса, значит, это не задача. Здесь дано только условие. - Во втором тексте есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу. - Сколько лисичек нашёл Миша? - Задачей. Есть условие и есть вопрос. - Первый текст – задача. Во втором тексте сформулирован только вопрос, на который ответить нельзя, поэтому текст задачей назвать нельзя. - В первом тексте условие и вопрос не связаны между собой. В условии речь идёт об огурцах, в вопросе спрашивают про помидоры. Этот текст задачей назвать нельзя. - Второй текст – есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу. - Первый текст - есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу. - Второй текст содержит условие и вопрос, но для ответа на него в условии не хватает данных. Ответы детей. - Если есть условие и вопрос, связанные по смыслу, значит, этот текст является задачей. |
Познавательные (информационные: извлечение информации) Коммуникативные (сотрудничество с учителем, взаимодействие со сверстниками, сотрудничество в поиске и выборе информации, умение слушать и слышать других, выражать своё мнение, монологические высказывания детей). Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение) Регулятивные (строить ответ по заданной проблеме, контроль) |
5. Первичное формирование умений и знаний на основе самоконтроля Учиться находить условие и вопрос задачи, записывать решение её. |
- Какую задачу нам нужно выполнить из нашего плана? - Работа в учебнике с.71 №230 - Прочитайте условие в задаче. - Прочитайте вопрос в задаче. - Подумайте, какие арифметические действия надо выполнять, чтобы ответь на вопрос задачи. Фронтальное обсуждение. |
- Третью - учимся применять знания. Работа по учебнику №230 Ответы детей Ответы детей Ответы детей |
Регулятивные (удержание цели и задач урока Коммуникативные (сотрудничество с учителем, взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей). Познавательные (знаково-символические) |
6. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями, осуществлять действия самоконтроля. |
Задание № 2 из тетради по математике «Учимся решать задачи» - Рассмотрите и выполните задание. - Затем в паре проверьте друг друга. |
Самостоятельная работа. Работа с тетрадью Работа в паре: взаимопроверка |
Познавательные (знаково-символические) Личностные (формирование самостоятельности, уверенности в своих силах, развитие учебно-познавательной мотивации) Регулятивные (умение систематизировать, обобщать изученное, умение планировать деятельность, достигать поставленной цели, контроль) Коммуникативные (сотрудничество с учителем, взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей). |
7. Рефлексия. Формировать умения оценивать себя |
- С каким понятием мы сегодня познакомились? - Какую работу мы выполняли?
- Чему учились? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале «волшебной линеечки» по следующим критериям: 1. Знаю и понимаю структуру задачи (условие и вопрос). 2. Знаю, но не очень понимаю…
3. Знаю и могу объяснить другому ученику… |
Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Дети оценивают свою работу на «волшебных» линеечках. |
Регулятивные (удержание цели и задач урока Коммуникативные (сотрудничество с учителем, взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).
Личностные (компетентности в поступках и деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
Самоанализ конспекта урока
Урок открытия новых знаний по теме «Структура задачи. Запись её решения» способствует формированию и
развитию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Место урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Задачи».
Развивающий потенциал: урок способствует формированию представлений о структуре задачи (условие, вопрос), о взаимосвязи условия и вопроса задачи.
Аргументация возможности урока в развитии УУД.
1 этап урока. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Личностные УУД: cоздаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учитель проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, проводит параллель с ранее изученным материалом.
2 этап урока. Актуализация знаний.
Учитель даёт самостоятельную работу обучающимся. Дети вспоминают известные знания об арифметических действиях. Взаимопроверяют задание (личностные – сотрудничество со сверстниками). Ученики осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, что способствует развитию познавательных (логических – анализ объектов с целью выделения признаков) УУД.
3 этап урока. Целепологание.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем по определению темы урока.
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Регулятивные УУД: обучающиеся по вспомогательным словам составляют план действий урока (планирование действий).
4 этап урока. Открытие нового знания.
Учитель организует деятельность по исследованию проблемной ситуации.
- Прочитайте тексты и ответьте – какой текст можно назвать задачей, а какой нет?
Ученики, работая в парах, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение слушать и слышать других, выражать свое мнение; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации), находят информацию в учебнике, сравнивают, выявляют сходства, различия (познавательные УУД – логические).
5 этап урока. Первичное формирование умений и знаний на основе самоконтроля.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, используя найденную информацию. Это способствует развитию познавательных общеучебных УУД (умение осознанно строить речевое высказывание, структурировать знания, рефлексия способов и условий действия).
6 этап урока. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Ученики выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Это способствует развитию регулятивных УУД ( контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
7 этап урока. Рефлексия деятельности.
Учитель организует рефлексию, акцентирует внимание на конечном результате деятельности обучающихся на уроке, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); организует работу по шкале «волшебной линеечки», способствуя самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
III. Анализ технологичности структуры урока.
Цель урока диагностична, конкретизирована в задачах, прослеживаются работа в парах, групповое обсуждение того, что знают ученики и что хотели бы узнать о теме урока. Этапы урока четкие соответствуют задачам. Конспект отражает созданный учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности. Учащиеся участвуют в постановке целей урока, планировании работы на уроке. На уроке ведется работа по формированию УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных. Урок формирует поисковую активность, умение работать с информацией. В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах и группах. Организуется оценочная деятельность – обсуждение критериев выполнения задания, рефлексия – выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе.
IV. Отбор содержания урока.
Учитель предлагает задания адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока, принципам обучения. Содержание урока опирается на задания учебника, рабочей тетради, жизненный опыт детей.