Проект урока по математике «Структура задачи. Запись её решения» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 14 December 2015

Проект урока по математике

Автор: Мыльникова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Большевистская ООШ»

Предмет: математика, 2 класс, УМК «Гармония»,

Тема урока: «Структура задачи. Запись её решения».

Цель: формировать представление о структуре задачи (условие, вопрос), о взаимосвязи условия и вопроса задачи, учить записывать её решение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Задачи урока (деятельность учителя):

1. Актуализировать знания обучающихся об арифметических действиях.

2. Создать условия для наблюдения, анализа, сравнения при формировании у обучающихся понятия о структуре задачи.

3.Обеспечить определение вывода, организуя работу обучающихся в паре.

4. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Оборудование к уроку: учебник «Математика» 2 класс (Истомина Н.Б.), тетрадь,

Содержание и технология урока:

Этапы урока; задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный.

Проверить готовность к уроку

- Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

- К какому уроку вы приготовились?

- Подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке математики?

- Что мы делаем на этом уроке?

- Прежде, чем узнавать новое, что необходимо сделать?

- Математике.

- Дети высказываются по этому поводу.

- Учимся считать, узнаем новое.

- Повторить изученное.

Коммуникативные

(учебное сотрудничество с учителем, монологические высказывания детей).

Личностные

(самоопределение, создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»)

устанавливаются тематические рамки («могу»)).

Регулятивные

(включение в учебный процесс).

2.Актуализация зна­ний обучающихся.

Вспомнить известные знания об арифметических действиях

Решите выражения:

8+8= 9+9= 12-8= 15-6=

7+7= 8+5= 13-9= 12-5=

6+6= 7+4= 17-8= 11-8=

Проверьте друг у друга правильность вычисления.

Теперь сравните с ответами на интерактивной доске.

- На какие две группы можно разделить эти выражения.

- Соотнесите полученные результаты с буквами и составьте слово.

16-д 12-а 13-ч 11-з 14-а 18-а

- Оцените своё знание вычислительных приёмов "смайликом" на полях.

На доске открывается тема.

Самостоятельная работа.

Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значения.

Взаимопроверка выполнения данного задания. Работа в парах.

Дети зачитывают и проверяют.

-Выражения на сложение и вычитание.

Составляют слово

«задача»

Дети выполняют самооценивание. Ставят смайлики на полях.

Слово «ЗАДАЧА»

Познавательные (знаково-символические)

Коммуникативные

(сотрудничество с учителем,

взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).

Регулятивные (контроль).

Познавательные (логические).

Личностные (способность к самооценке).

3.Целеполагание.

Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, наметить план действий.

- Какова тема урока? Проверим себя по учебнику.

- Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
На
интерактивной доске появляются вспомогательные слова:

Научимся отличать ...
Будем учиться записывать …

- Какой план действий наметим?

На интерактивной доске записывается план.

Работа с учебником стр.70

С помощью учителя формулируется цель урока: распознавать задачи и учиться записи их решения.

Ответы детей

1.Наблюдаем, размышляем, обсуждаем.

2.Делаем вывод.

3.Учимся применять знания.

4. Оцениваем свою работу.

Регулятивные (возможность управления познавательной и учебной деятельностями посредством постановки цели и задач урока, планирования своих действий).

Коммуникативные (сотрудничество с учителем,

взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).

4. Открытие нового знания.

Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Учебник с.70 прочитать текст в рамке «Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой».

- На стр.70 учебника найдите задание № 229 пункт 1

- Какое задание надо выполнить?

- Прочитайте один текст, затем другой.

- Какой текст можно назвать задачей, а какой нет?

- Обсудите в паре.

- Коллективное обсуждение.

- Поставьте вопрос к первому тексту.

- Чем сейчас стал первый текст?

- Прочитайте тексты в пункте 2 и ответьте на вопрос.

- Работа с пунктом 3.

- Работа с пунктом 4.
 

- Дополните данные, чтобы текст стал задачей.

- Сделайте вывод по задачам.

Работа с учебником с.70 №229

- Сравнить тексты (выявление сходства и различия)

Обсуждение в паре.

- В первом тексте нет вопроса, значит, это не задача. Здесь дано только условие.

- Во втором тексте есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу.

- Сколько лисичек нашёл Миша?

- Задачей. Есть условие и есть вопрос.

- Первый текст – задача. Во втором тексте сформулирован только вопрос, на который ответить нельзя, поэтому текст задачей назвать нельзя.

- В первом тексте условие и вопрос не связаны между собой. В условии речь идёт об огурцах, в вопросе спрашивают про помидоры. Этот текст задачей назвать нельзя.

- Второй текст – есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу.

- Первый текст - есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу.

- Второй текст содержит условие и вопрос, но для ответа на него в условии не хватает данных.

Ответы детей.

- Если есть условие и вопрос, связанные по смыслу, значит, этот текст является задачей.

Познавательные (информационные: извлечение информации)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем,

взаимодействие со сверстниками,

сотрудничество в поиске и выборе информации,

умение слушать и слышать других, выражать своё мнение,

монологические высказывания детей).

Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)

Регулятивные (строить ответ по заданной проблеме, контроль)

5. Первичное формирование умений и знаний на основе самоконтроля

Учиться находить условие и вопрос задачи, записывать решение её.

- Какую задачу нам нужно выполнить из нашего плана?

- Работа в учебнике с.71 №230

- Прочитайте условие в задаче.

- Прочитайте вопрос в задаче.

- Подумайте, какие арифметические действия надо выполнять, чтобы ответь на вопрос задачи.

Фронтальное обсуждение.

- Третью - учимся применять знания.

Работа по учебнику №230

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Регулятивные (удержание цели и задач урока

Коммуникативные (сотрудничество с учителем,

взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).

Познавательные (знаково-символические)

6. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями, осуществлять действия самоконтроля.

Задание № 2 из тетради по математике «Учимся решать задачи»

- Рассмотрите и выполните задание.

- Затем в паре проверьте друг друга.

Самостоятельная работа.

Работа с тетрадью

Работа в паре: взаимопроверка

Познавательные (знаково-символические)

Личностные (формирование самостоятельности, уверенности в своих силах, развитие учебно-познавательной мотивации)

Регулятивные (умение систематизировать, обобщать изученное, умение планировать деятельность, достигать поставленной цели, контроль)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем,

взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).

7. Рефлексия.

Формировать умения оценивать себя

- С каким понятием мы сегодня познакомились?
- Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. - Достигли ли мы этих целей?

- Какую работу мы выполняли?

- Чему учились?
- Где пригодятся вам эти знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале «волшебной линеечки» по следующим критериям:

1. Знаю и понимаю структуру задачи (условие и вопрос).

2. Знаю, но не очень понимаю…

3. Знаю и могу объяснить другому ученику…
На следующем уроке мы продолжим знакомство с задачами.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети оценивают свою работу на «волшебных» линеечках.

Регулятивные (удержание цели и задач урока

Коммуникативные (сотрудничество с учителем,

взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).

 

Личностные (компетентности в поступках и деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

 

Самоанализ конспекта урока

Урок открытия новых знаний по теме «Структура задачи. Запись её решения» способствует формированию и

развитию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Место урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Задачи».

Развивающий потенциал: урок способствует формированию представлений о структуре задачи (условие, вопрос), о взаимосвязи условия и вопроса задачи.

Аргументация возможности урока в развитии УУД.

1 этап урока. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Личностные УУД: cоздаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учитель проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, проводит параллель с ранее изученным материалом.

2 этап урока. Актуализация знаний.

Учитель даёт самостоятельную работу обучающимся. Дети вспоминают известные знания об арифметических действиях. Взаимопроверяют задание (личностные – сотрудничество со сверстниками). Ученики осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, что способствует развитию познавательных (логических – анализ объектов с целью выделения признаков) УУД.

3 этап урока. Целепологание.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем по определению темы урока.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Регулятивные УУД: обучающиеся по вспомогательным словам составляют план действий урока (планирование действий).

4 этап урока. Открытие нового знания.

Учитель организует деятельность по исследованию проблемной ситуации.

- Прочитайте тексты и ответьте – какой текст можно назвать задачей, а какой нет?

Ученики, работая в парах, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение слушать и слышать других, выражать свое мнение; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации), находят информацию в учебнике, сравнивают, выявляют сходства, различия (познавательные УУД – логические).

5 этап урока. Первичное формирование умений и знаний на основе самоконтроля.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, используя найденную информацию. Это способствует развитию познавательных общеучебных УУД (умение осознанно строить речевое высказывание, структурировать знания, рефлексия способов и условий действия).

6 этап урока. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Ученики выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Это способствует развитию регулятивных УУД ( контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

7 этап урока. Рефлексия деятельности.

Учитель организует рефлексию, акцентирует внимание на конечном результате деятельности обучающихся на уроке, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); организует работу по шкале «волшебной линеечки», способствуя самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

III. Анализ технологичности структуры урока.

Цель урока диагностична, конкретизирована в задачах, прослеживаются работа в парах, групповое обсуждение того, что знают ученики и что хотели бы узнать о теме урока. Этапы урока четкие соответствуют задачам. Конспект отражает созданный учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности. Учащиеся участвуют в постановке целей урока, планировании работы на уроке. На уроке ведется работа по формированию УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных. Урок формирует поисковую активность, умение работать с информацией. В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах и группах. Организуется оценочная деятельность – обсуждение критериев выполнения задания, рефлексия – выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе.

IV. Отбор содержания урока.

Учитель предлагает задания адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока, принципам обучения. Содержание урока опирается на задания учебника, рабочей тетради, жизненный опыт детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации