Самоанализ урока окружающего мира по теме « Вода-растворитель», 3 класс
Цель урока: познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.
Задачи:
Дидактические задачи урока:
- опытным путем установить свойство воды растворять вещества, ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами;
-обучить работе в группе;
-развивать умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (из таблиц);
-прививать интерес к окружающему миру.
Педагогические задачи урока:
-познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;
-научить различать проблемы, формулировать и отбирать вопросы, интерпретировать данные, делать выводы;
-заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Предметные результаты:
Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Познавательные УУД:
Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства.
Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,
Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализовать посредством включения всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, формулирования основных вопросов темы, для этого использовала занимательный материал, способ группировки, Т.е. нестандартно подвела учащихся к теме урока, к тому, что они должны знать и уметь по данной теме.
Анализ структуры и организации урока. Тип урока – урок получения новых знаний. Структура урока соответствует его целям (психологический настрой учащихся, первичное введение материала при высокой мыслительной активности учащихся, с опорой на полученные ранее знания ,.мотивация запоминания, контроль результатов первичного запоминания, регулярное систематизирующее повторение, включение опорного материала и контроль знаний.). Урок построен на основе деятельностного метода. Время на каждом этапе урока распределено рационально. Форма обучения –групповая, так как она наиболее соответствует задачам урока. На уроке проводились опыты по изучению свойства воды, как растворителя. Дети были обеспеченны необходимым для этого оборудованием.
Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по окружающему миру. Доступность изложения, полнота , достоверность просматривается в материале урока на всем его протяжении. Научный подход: ознакомление сначала со свойствами воды, а затем с методикой исследования этих свойств и установления закономерностей, полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов, включение в содержание нестандартного применения , полученных знаний. Актуализация опорных знаний представлена в виде теста, таким образом проверила насколько хорошо дети усвоили материал прошлой темы , чтобы логически перейти к следующему этапу урока. Генеральная линия урока - « открытие « нового знания выдержанна на протяжении этапов урока.
Организация самостоятельной работы учащихся. Вид самостоятельной работы – проведение опытов по предложенной инструкции, построен от простого к сложному с учетом уровня подготовленности учащихся класса . Дети в основном со средним уровнем развития познавательных способностей. Ученики с работой в группах хорошо знакомы, поэтому инструктаж был краткий. Ребята действовали сами по заданному алгоритму. Эффективность усвоения материала высокая , потому что дети принимали активное участие в добывании новых знаний.
Анализ методики проведения урока. Урок четко структурирован: поставлены познавательные задачи перед учащимися и способы их решения ( проведение опытов , отгадывание загадки; репродуктивная и творческая деятельность учащихся хорошо организованна, применяется проблемное обучение ( работа с карточками и таблицами , работа в группах),учитывается уровень подготовленности учащихся; самостоятельная работа представлена широким спектром, применяется эвристический подход. Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: доклад на тему «чудо-вода». При подготовке к домашнему заданию нацеливала учащихся использовать различные источники информации.
Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Работал класс дружно и организованно. Уроки по окружающему миру всегда вызывают у них интерес. Они раскованы , свободны, им есть , что рассказать , чем поделиться. С удовольствием работают в группах: здесь можно показать свои знания и научить другого Совместная деятельность помогает детям мириться с недостатками и видеть преимущества друг друга, т.о. складываются определенные отношения, формируются общеучебные и специальные умения и навыки
Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.