Конспект урока окружающего мира «Вода – растворитель» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 7 November 2021

Соколова Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20»
имени И.И. Наймушина

Класс: 3

Раздел программы: «Чудесные превращения воды в природе» Тема урока: «Вода - растворитель». Тип урока: комбинированный

Учебно – лабораторное оборудование и демонстрационный материал: наборы: мерные стаканы пустые и с кипяченой водой, колбочки; пластмассовые ёмкости для поваренной соли, сахара, речным песком, мелом; деревянные палочки, воронки, бумага для фильтрования воды, ножницы; мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, инструкционные карты, таблицы,

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся в предметной области окружающий мир.

Учебные задачи :

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

Учебник Плешаков «Окружающий мир», часть 1, УМК «Школа России», М., Просвещение, 2020 г

Инструкционные карты, таблицы.

Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2012г.

О.Е.Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», М. «Вако», 2010г.

www.vKIDS.km.ru

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрый день, ребята! Мы начинаем очередное заседание клуба « Мы и окружающий мир». Слово предоставляется нашему председателю.

Слайд 1

 

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

тема заседания нашего клуба: «Вода – растворитель». Давайте поставим цель.

Слайд 2,3

Задание всем присутствующим: изучить ещё одно свойство воды . На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих группах –лабораториях. Каждая лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания сделать выводы. А помогать сегодня будут «консультанты».

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

 

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

II

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

 

У: Я в свою очередь напоминаю вам о правилах поведения при проведении опытов.

Слайд 4

(Вспоминают правила работы в группе)

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

целей урока.

 

 

 

Напоминает обучающимся, как надо работать в группе

 

 

Председатель: тема заседания нашего клуба: «Вода – растворитель». Задание всем присутствующим: изучить ещё одно свойство воды . На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих группах –лабораториях. Каждая лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания сделать выводы. А помогать сегодня будут «консультанты»

(Представление консультантов)

 

Вспоминают правила работы в группе.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

 

III

Организация исследовательской работы.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды

 

 

Класс делится на 4 группы, каждая группа и консультант получает инструкции , карту для фиксации результатов (Приложение №1) и направляются к столикам для проведения опытов.

Опыт 1. Растворение соли в воде

Опыт 2. Растворение сахара в воде

Опыт 3. Растворение песка в воде

Опыт 4. Растворение мела в воде

 

 

 

 

Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.

 

 

 

 

Курирует

демонстрацию опытов.

 

 

 

курирует коллективную проверку задания.

 

 

 

Председатель: для эффективной работы группам – лабораториям будет выдана таблица (приложение1),

которую необходимо заполнить, а также консультантам – листы с планом работы.

Уважаемые консультанты и группы – приступаем к работе.

Слайд 5

(Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой.

Формулируют выводы наблюдений,

записывают выводы в соответствующие строчки своих таблиц)

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Развитие умений работать группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

IV

Заключительный этап исследовательской работы

Цель:

озвучивание результатов опытов и выводов по ним

Уважаемые консультанты и члены групп, ваше время заканчивается.

 

(проверяет готовность каждой группы)

Организует работу, помогает сделать вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает сделать выводы, корректируя ответы обучающихся.

 

Слайд 7

Председатель: слово предоставляется представителю каждой группе в отдельности. По окончанию мы должны будем сделать вывод.

Слайд 6

Выступление представителя каждой группы

(дети заслушивают полученные результаты каждого опыта)

Председатель: Спасибо всем за сделанные выводы, а сейчас подведём итоги работы по следующим вопросам:

- Всегда ли вещества растворяются в воде?

-всегда ли с помощью фильтра можно выяснить: растворяется вещество или нет?

слайд 8

(ответы детей)

Всем спасибо за работу!

Слайд 9

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

V

Динамическая пауза

Цель:

повышение уровня работоспособности

Читает стихотворение

Раз – подняться, потянуться
два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка;

на 4 – руки шире…..

Дети выполняют комплекс упражнений

Проявлять активность в коллективной деятельности.

VI

Обобщение знаний по разделу

Цель:

обобщение знаний по разделу

Обобщение знаний о свойствах воды.

 

 

 

 

 

 

 

Применение полученных знаний. Работа с учебником стр. 75.

Итак, давайте обобщим свои знания о свойствах воды. Какие свойства воды вы знаете?

 

 

 

 

 

Я предлагаю вам проверить свои знания о воде. Поможет страница нашего учебника (стр. 75)

1)в один сосуд налили холодную воду, в другой – горячую. Сосуды поставили на чаши весов и уравновесили. Через некоторое время чаша весов с одним сосудом опустилась, а с другим поднялась. В каком из сосудов горячая вода? Объясни свой вывод;

2)Миша решил приготовить чай для всей семьи. Он налил в чайник четыре чашки холодной воды и поставил на огонь. Почему ему досталась неполная чашка чая?

Ответы детей

(прозрачна, без цвета, без запаха, обладает свойством текучести, бывает в трёх состояниях и т.д.)

 

Отвечают, обосновывая свой ответ.

Регулятивные: проверить уровень своих знаний. Сравнить свою точку зрения с другими.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

VII

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Слайд 28.

- Наш урок подходит к концу.

Я предлагаю подвести итог урока

Оцените себя с помощью листа самооценки. 

Лист самооценки 
Сегодня на уроке…. 
• я научился …….
• было интересно …..
• было трудно …..
• могу похвалить себя за то, что …..
• могу похвалить одноклассников за то, что….. 
• больше всего мне понравилось …….
• мне показалось важным ….
• для меня было открытием то, что ……

 

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

 

Организует рефлексию.

 

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

 

 

 

 

Даёт комментарий к домашнему заданию

(подготовить сообщение для первоклассников «Свойства воды»)

 

 

 

 

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

 

Убирают свои рабочие места.

 

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Умение контролировать свои действия и оценивать результаты.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном виде.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Ссылка на видеоурок: https://yadi.sk/i/ptd2pUOLrqJ02A

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Опыт № 1

Растворение соли в воде:

Часть 1

1. Наполни прозрачный стакан с кипячёной водой.

2. Всыпь в него чайную ложку поваренной соли.

3. Помешивая воду, наблюдай, что происходит

с кристалликами соли.

Часть № 2

1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и

пропусти через неё воду с солью (рис на стр. ).

СВОИ НАБЛДЮДЕНИЯ ЗАПИШИ В ТАБЛИЦЕ

 

Опыт №2

Часть 1

1. Наполни прозрачный стакан с кипячёной водой.

2. Всыпь в него чайную ложку сахара.

3. Помешивая воду, наблюдай, что происходит

с кристалликами сахара.

Часть № 2

1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и

пропусти через неё воду с сахаром (рис на стр. ).

СВОИ НАБЛДЮДЕНИЯ ЗАПИШИ В ТАБЛИЦЕ

Опыт № 3

Часть 1

1. Наполни прозрачный стакан с кипячёной водой.

2. Всыпь в него чайную ложку песка.

3. Помешивая воду, наблюдай, что происходит

с частицами песка.

Часть № 2

1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и

пропусти через неё воду с песком (рис на стр. ).

СВОИ НАБЛДЮДЕНИЯ ЗАПИШИ В ТАБЛИЦЕ

 

Опыт № 4

Часть 1

1. Наполни прозрачный стакан с кипячёной водой.

2. Всыпь в него чайную ложку мела.

3. Помешивая воду, наблюдай, что происходит

с частицами мела.

Часть № 2

1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и

пропусти через неё воду с мелом (рис на стр. ).

СВОИ НАБЛДЮДЕНИЯ ЗАПИШИ В ТАБЛИЦЕ

 

 

 

 

Приложение 2

Опыт № 1

Вопрос

ответ

Изменилась ли прозрачность воды?

 

Изменился ли цвет?

 

Можно ли сказать, что вещество исчезло?

 

Попробуй на вкус

 

Осталась ли соль на фильтре?

 

Удалось ли очистить воду от соли?

 

Вывод:

 


 


 


 

Опыт № 2

Вопрос

ответ

Изменилась ли прозрачность воды?

 

Изменился ли цвет?

 

Можно ли сказать, что вещество исчезло?

 

Попробуй на вкус

 

Остался ли сахар на фильтре?

 

Удалось ли очистить воду от сахара?

 

Вывод:

 


 


 

Опыт № 3

Вопрос

ответ

Изменилась ли прозрачность воды?

 

Изменился ли цвет?

 

Исчезли ли песчинки?

 

Что будет проходить через фильтр, а что осталось в нём?

 

Очистилась ли вода от песка?

 

Вывод:

 


 

Опыт № 4

Вопрос

ответ

Изменилась ли прозрачность воды?

 

Изменился ли цвет?

 

Исчезли ли частички мела?

 

Что будет проходить через фильтр, а что осталось в нём?

 

Очистилась ли вода от мела?

 

Вывод:

 


 


 


 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.