12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Владимирова Елена Михайловна18
Россия, Татарстан респ., Болгар

Конспект урока по теме:

« ОГОНЬ, ВОДА, ГАЗ»

Класс: 3

Цели урока: Познакомить с правилами поведения в экстренных ситуациях.

Планируемые результат: Знать, какую опасность несут в себе огонь, вода и газ и как справиться с чрезвычайной ситуацией.

Основные понятия: пожар, затопление, утечка газа, телефоны служб реагирования.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, математика.

Ресурсы: Учебник «Мир вокруг нас», 2 часть, Рабочая тетрадь 2 часть. Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал. Ноутбук учителя

Сигнальные карточки зелёного, красного, жёлтого цветов

 Презентация урока.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах, в парах.

 Основное содержание темы, термины и понятия:

знакомство с опасными ситуациями в быту.

Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает.

Задачи:

- Развивать кругозор детей.

- Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.

- Развивать находчивость, собранность.

- Познакомить с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их.

- Довести до сознания детей опасность легкомысленного и беспечного обращения с огнём.

- Познакомить детей с правилами действий при утечке газа и прорыве водопровода.

Планируемые результаты:

Личностные

- Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

- Оценивать жизненные ситуации, самостоятельно определять и высказывать правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные

Познавательные умения:

- Формулировать тему урока.

- Искать и выделять нужную информацию.

- Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

- Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты.

- Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи.

- Рассуждать, доказывать.

- Самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные умения:

- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

- Контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно).

- Коррекция (соотнесение знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике).

Коммуникативные умения:

- Слушать и вступать в диалог.

- Участвовать в коллективном обсуждении.

- Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие.

Предметные

- Познакомить с правилами действий при утечке газа и прорыве водопровода.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организационный момент

- Здравствуйте ребята.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик.

Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из нашего класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

Повернитесь, пожалуйста,  к гостям, поприветствуйте их своими улыбками.

Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой для всех присутствующих.

Цель:

Создание положительного эмоционального фона на уроке.

Определить содержательные рамки урока

Приветствуют учителя, гостей

2. Мотивация к учебной деятельности.

 

- Сегодня мы начинаем 2 часть учебника «Окружающий мир».

- Значительную часть своей жизни вы проводите в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

- Я вам предлагаю собрать рассыпавшуюся пословицу: Мой дом – моя крепость.

-Как вы её понимаете? (Ответы детей)

-Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.

- Как вы думаете, о чём же пойдёт речь в 1 разделе нашего учебника? ( О нашей безопасности)

учебник

3. Формулирование темы и цели урока

 

- Сформулируйте тему раздела, над которой будем работать.

- Какие цель поставим перед собой? (сформировать представление о безопасности).

- Никто из нас не застрахован от опасности. Наше здоровье , наша жизнь будет зависеть от

грамотных действий. Этому мы и будем учиться на сегодняшнем уроке и последующих уроках в

разделе «Наша безопасность». Откройте раздел и прочитайте чему мы будем учиться….

Формулирование темы и цели урока

Понимание социальной и практической ценности урока

4. Актуализация знаний.

Цель – актуализировать знания детей о пожаре и других ЧС.

- Вспомните, чему мы научились на уроке «Домашние опасности» во 2 классе и применим наши знания на сегодняшнем уроке. Назовите опасности, которые подстерегают нас дома?

-Мы с вами разделились на 2 группы. Вспоминаем правила работы в группе.

«Правила работы в группе»

Слушай, что говорят другие.

Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

Говори спокойно ясно, только по делу.

Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Если вашей группе требуется помощь – поднимите красный светофор.

Если работа уже выполнена – желтый.

Вспоминают правила работы в группе.

Формулируют ответы на вопросы

Развиваются навыки сотрудничества со сверстниками

5. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

- Когда я шла к вам на урок , мне встретились ваши друзья с которыми вы дружите, играете, делитесь секретами, помогаете друг другу, и вот, они оставили вам видео - ролик с вопросами.

Давайте их внимательно послушаем…..ВИДЕОРОЛИК(учащиеся1, 2 , 4 класса задают 3 вопроса)

- О чём он? Какую проблему мы должны решить? Значит тема нашего урока :…

Тема: Огонь, вода и газ. СЛАЙД №2 на доску

Цель: знать правила безопасности и правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

-Ответьте на такой вопрос:

Что, дотронувшись едва,

Превращает дом в дрова? (огонь)

- Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)

СЛАЙД №3

- С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

- Кто из вас не знает стихотворения С.Маршака «Кошкин дом». Напомните, как оно начинается.

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила…

-Почему кошка так отреагировала на пожар?

-Вспомните, от чего загорелся кошкин дом? ( Ответы детей) от искры от печки, ИГРАЛА со спичками.

- Прочтите слова В. Маяковского:

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам.

- Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

- Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали:

-неисправность электрических приборов;

-забывчивость;

-искра из печи, камина;

-легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)

-игры со спичками;

-керосин, бензин, газ.

Самые главные виновники пожаров – люди.

-Прочитайте текст на стр. 4-5 и постарайтесь запомнить, как нужно вести себя во время пожара.

- Какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей)

- В какую службу можно обратиться за помощью?

-Читаем и запоминаем. (Со слайда)

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 101.

IV Первичное закрепление.

Игра «Крестики-нолики»

Цель – обобщить полученные знания. Дети работают по парам с карточками.

Рефлексия: Что я узнал о пожаре и как себя вести во время пожара.

-Отметьте красным цветом причины опасности в квартире, в окружающей среде.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

- Проверяем. Объясните свой выбор.

Работа в группах

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать группами. У вас на столе лежит телефон. Вызвать пожарную охрану

Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

называть адрес,

сообщить, где горит;

свой номер телефона;

свою фамилию;

как лучше подъехать к дому;

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Запрещается-разрешается»

Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

 Бросать горящие спички в помещениях.

 Защищать дом от пожара.

 Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

 Кричать и звать на помощь взрослых.

 Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

 Дышать через мокрое полотенце.

Физминутка ( музыкальная с движениями)

V Вода в доме.

Цель – познакомить с правилами поведения при аварии водопровода

- Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности. Отгадайте загадку:

Чего в решете не унести?

- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод? Ответы детей по слайду:

-прорвало

-затопило

-закрыть

- Прочитаем текст «Вода в доме» в учебнике на стр. 5 и определим « Какие опасности таит в себе домашний трубопровод? Что делать , если в квартире авария водопровода?

-Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?

(Прорвало трубу;

Вентиль горячей и холодной воды;

Звони соседям, диспетчеру, родителям.)

- Читаем далее.

Вопросы по содержанию:

- Как действовать при аварии водопровода?

- Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода? (Вентиль, диспетчер)

- У ребят было индивидуальное задание – найти значение этих слов.

Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа)

- Какой литературой вы пользовались при подборе материала?

VII. Если чувствуешь запах газа

Цель – познакомить с правилами поведения при утечке газа.

 Огнём и водой  люди пользуются ежедневно. Люди всё чаще стали использовать природный газ в повседневной жизни.

 - Когда газ человеку друг?

- А когда газ может стать врагом?

- Что может стать причиной взрыва?

         Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.

Прочитайте текст в учебнике на стр. 6. И подумайте над вопросом:

-    Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квар­тире запах газа? (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. для взрыва газа дос­таточно даже крошечной искры в телефонном аппарате).

-   Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают? (Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на тру­бе: звони в газовую службу — 104).

При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и вклю­чать свет (в выключателе может проскочить искра). Нужно немед­ленно перекрыть газовую трубу (необходимо знать, где перекрыва­ется газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника служ­бы газа.

 Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты проверяют утечку мыль­ной пеной.

Чтобы самому не стать причиной не­исправности газовой сети, к ней нужно относиться серьезно. На­пример, никогда не виснуть и не качаться на трубах.

Возможные причины утечки газа:

1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты.

2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:

Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 104 от соседей.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

- Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа. СЛАЙД

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:

Газовой службы телефон – 104.

Единая диспетчерская служба «112» доступна по сотовому телефону

Первичное закрепление:

- Выполним задание в тетради стр. 3 № 1.

(Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)

РТ стр.4 № 3, стр.5 № 6

Делятся на группы.

Получают конверты с заданиями.

Распределяют обязанности в группах.

Самостоятельная работа в группах.

Активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения познавательных задач

Выступление «репортера»

«Оператор»

снимает видео

Закрепляют полученные знания

Тренинг . Вызов службы по телефону.

Отгадывают загадку

Выполняют упражнения

Формирование установки на безопасный образ жизни

Выступление «репортера»

«Оператор»

снимает видео

Получают новые знания

Применяют полученные знания при выполнении заданий в РТ

6. Контроль знаний

Тест «Огонь, вода, газ».

Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

101 газовая служба

102 пожарная охрана

103 скорая помощь

Что необходимо сделать, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) спрятаться под кровать;

б) вызвать пожарных по телефону 101.

Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания – ведь горит не в вашей квартире.

В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать?

а) оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

в) выйти из квартиры.

Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал запах газа?

а) открыть окно;

б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 104;

в) зажечь спичку.

Проверка теста «=» и «-».

Оцените свои знания: 1-2 ошибки - 4

3 ошибки - 3

Выполнение теста, воспроизведение полученных знаний

Рефлексия

Оцените работу групп стикерами.

1. Знаю какую опасность несут в себе огонь, вода и газ.

2.Могу справиться с чрезвычайной ситуацией.

- Нужно ли это изучать и знать детям?

- Я надеюсь, что с вами не случится никакая беда, но все, же я вам раздам памятки. Пусть они всегда будут у вас под рукой.

Вручение памяток «Как вести себя в чрезвычайной ситуации!»

МЫ ответили на все вопросы наших друзей? Теперь мы сможем правильно вести себя при ЧС

Формируются умения оценивать учебные действия

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Оценка работы групп.

Домашнее задание

Прочитать тексты на стр. 4- 7 учебника, выполнить в РТ задания 1,2,5 стр.3, 5.

Для детей, обладающих творческим подходом к заданиям – Нарисовать рисунок на тему: «Огонь – друг, огонь – враг.», Придумайте новый знак безопасности. (Например, «Не суши бельё над газом» или «Береги воду».)«Причины возникновения пожара»

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.