Самообразование педагога – необходимость современного общества
Самообразование педагога – необходимость современного общества
Методическое руководство
В данном методическом руководстве собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие содержит алгоритм действий педагога, начиная от выбора темы самообразования и заканчивая оформлением методических материалов. Данное пособие может быть использовано педагогами любого образовательного учреждения для организации работы по самообразованию, а также руководителями, заинтересованными в качественной организации подобной работы.
Содержание
Введение
1.Сущность понятия
2.Основные принципы самообразования
3.Цели самообразования
4.Схема планирования работы по самообразованию
5.Формы представления и обобщения результатов работы по самообразованию
6.Модель формирования и развития учителя новой формации
7.Уровни профессионального роста учителя
8.Алгоритм работы педагога над индивидуальной научно –методической темой
9.Программа саморазвития педагога
10.Методическая тема
11.Тематика самообразования в соответствии с опытом и педагогическим стажем
12.Открытый урок
13.Роль информационно – коммуникационных технологий в самообразовании педагога
14.Результативность самообразования
Заключение
Литература
«Как никто не может дать другому то, что не имеет сам,
так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот,
кто не сам развит, воспитан и образован.
Он лишь до тех пор способен действительно воспитывать и образовывать,
пока сам работает над собственным воспитанием».
А. Дистервег
Введение
Каждый, кто хочет добиться лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время лично на себя, чтобы "не отставать от жизни". Сравнивая процесс самосовершенствования с бизнесом, говорят, что нужно инвестировать в себя. Под этим понимают, что в обычной жизни главным достоянием человека является не его доход или накопленное имущество, а он сам. Это наиболее эффективное вложение усилий и средств, потому что только это может обеспечить лучшее понимание жизни, что в итоге поможет найти путь самореализации и добиться желаемого. Как свидетельствует одна из пословиц: «Дай человеку рыбу – и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу – и он будет сыт всю жизнь». По-моему, нельзя говорить о самосовершенствовании, самообучении и самообразовании, не остановившись подробно на том, что же это такое. Если мы говорим, что человеку необходимо учиться, так давайте посмотрим, что подразумевается под этим процессом. Начнем с самого простого – рассмотрим, что такое «самосовершенствование». В толковых словарях этому слову дано достаточно простое определение: совершенствование своих нравственных, умственных или физических качеств. Обычно под этим подразумевают сознательное развитие в себе каких-либо положительных качеств или способностей. Ученик, тренирующий свою память; подросток, бегающий в скалку, чтобы накачать побольше мышц; молодые мама и папа, пытающиеся стать внимательными и заботливыми родителями – все это примеры самосовершенствования. Несколько более запутанными являются понятия «самообучение» и «самообразование». К сожалению, обычные толковые словари не делают никакой разницы между этими словами. А большинство людей считают, что это слова-синонимы, то есть у них одинаковый смысл. Раньше я тоже так считала. Но недавно с удивлением узнала, что между этими понятиями есть отличие, которое очень четко понимают некоторые педагоги. Смотрите сами. «Большой толковый словарь» определяет «самообучение» как самостоятельное обучение чему-либо, например – рисование. А самообразование определяется как приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование, например, может быть политическим, экономическим. Как видите, определения этих слов очень схожи. Даже если посмотреть в «Словаре методических терминов», мы недалеко уйдем. Здесь «самообучение» определяется как процесс самостоятельного образования без непосредственного участия преподавателя. Целям самообучения служат специальные учебные пособия – самоучители, разговорники, видео- и фонограммы и компьютерные программы. «Самообразование» определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого ученика по предмету знаний (чем заниматься), объему и источнику познания, установлению продолжительности и времени проведения занятий, а также выбору форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.
Я определила, что самообразование необходимо для того, чтобы научиться «правильно» мыслить, приобрести широкий кругозор и подняться в своем развитии, чтобы действительно понимать происходящее вокруг и адекватно реагировать на это. А не это ли меняет человека внутренне, готовит его к действию, делает его более успешным в жизни? На мой взгляд, если человек понимает окружающую жизнь, то он сможет с ним сделать что-нибудь, а не будет ждать у моря погоды.
Сущность понятия
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Сегодня общество ощущает глубочайшие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь…». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, проявляющаяся в неудовлетворенности, осознании несовершенства этого положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Преподаватель 21 века – это:
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
умеет отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
умеет организовать рефлексивную деятельность;
обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальна проблема самообразования педагогов в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от преподавателя постоянного усовершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях – очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, посещение семинаров и т.д. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда ХХ века».
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, само развиваясь и само изменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью. Самообразование – это приобретение новых знаний и умений путем самостоятельной работы над материалами и, соответственно, собой.
Потребность в самообразовании у людей может быть обусловлена различными факторами. Один из них – это собственно интеллектуальное развитие. Известно, что примерно каждые пять или шесть лет сознание человека несколько меняется, появляются новые интересы, и он начинает инстинктивно освежать свои знания, слегка изменять тип своего мышления. Самообразование – основа роста учителя как специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходимым для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании. Если преподаватель не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, усложняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» – К.Д. Ушинским, утверждавший, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из видных ученых ХХ века, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. К концу жизни не только учили, но и учились все величайшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно меняющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человека, его способности быстро и адекватно реагировать на изменение общественных процессов и ситуаций, готовность перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования состоит в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются:
непрерывность;
целеустремленность;
интерактивность;
единство общей и профессиональной культуры;
взаимосвязь и преемственность;
доступность;
опережающий характер;
перманентность перехода от низшей ступени к высшей;
вариативность и т.д.
В работе по самообразованию педагогом используются самые разные формы:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации;
вычислительной и оргтехники;
библиотек;
музеев, выставок, театров, клубов;
экскурсий;
научных, технических, художественных, спортивных обществ;
исследований, экспериментов, творческих дел и задач;
общение с учеными, интересными людьми;
осмысление передового опыта и обобщение собственной практической деятельности и т.д.
Цели самообразования:
1. Само целевое самообразование – это определенный вид деятельности, провоцирующий и создающий мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, психологии и проч.
2. Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-нибудь новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
3. Целенаправленное самообразование, связанное с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и анализе результатов.
Функции самообразования:
• экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;
• ориентировочная – определение себя в культуре и своего места в обществе;
•компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
• саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
• методологическая – преодоление профессиональной узости, достройка картины мира;
• коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
• сотворческая – сопутствующая, содействие творческой работе, ее непременное приложение;
• омоложение – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения «учителя» и переходить на положение учащегося);
• психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохранение полноты бытия, чувство причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
• геронтологическая – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – инсталляционный. Этап предполагает создание определённого настроения на самостоятельную работу; выбор цели работы исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулировка личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – учебный. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по избранной проблеме.
3 этап – практический. Этап, в ходе которого происходит скопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новейших способов работы, постановка опытов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях методических комиссий; посещение с обсуждением открытых уроков и других коллективных форм работы.
5 этап – итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдение, оформить результаты. При этом главным является описание проделанной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает:
текущее и перспективное планирование;
подбор рациональных форм и средств усвоения и хранения информации;
овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;
постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования учителя должен включать:
перечень литературы, которую планируется изучить;
формы самообразования;
срок завершения работы;
предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании методических комиссий, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.).
Материал, собранный в процессе самообразования целесообразно разделять на отдельные темы и хранить в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок и личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: необходимо делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Схема планирования работы по самообразованию
Индивидуальный план самообразования на __________________учебный год
Преподавателя______________________________________________________
Образовательное учреждение_________________________________________
Ф. И. О. ___________________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) __________________________________________________________________
Когда учился на курсах ______________________________________________
Какую литературу изучает за год ______________________________________
Где и когда выступал, тема выступлений __________________________________________________________________
Самообразовательная работа над темой:
1. Общеучебная тема.
2. Индивидуальная тема самообразования.
3. Когда начата работа над темой.
4. Когда предполагается окончить работу над темой.
5. Цели и задачи самообразования по теме.
6.Главные вопросы, намеченные для исследования. Этапы обработки материала.
7. Литература по теме, по годам.
8. Чей опыт предполагается изучить по данной теме.
9. Творческое сотрудничество по теме самообразования.
10. Практические выходы (доклады, рефераты).
11. Изучение передового опыта (сколько уроков посетил, внеклассных мероприятий).
12. Когда и где выступал с уведомлением о собственном педагогическом опыте.
13. Выводы по окончании работы.
Определите уровень своего развития, ответив на вопросы анкеты и обработав результаты
Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.
Ответьте на следующие вопросы, поставив следующие баллы:
5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 – скорее отвечает, чем нет;
3 – да, и нет;
2 – скорее не отвечает;
1 – не отвечает.
Вопрос:
1. Я стараюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлектирую мою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по нужным мне вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стараюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я занимаюсь своим профессиональным развитием и имею положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Растущая ответственность не пугает меня.
15. Я бы положительно отнесся к моему продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов:
15 – 35 – остановилось развитие.
36 – 54 – отсутствует сформированная система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
55 – 75 – активное развитие.
Формы представления и обобщения результатов работы по самообразованию:
представление опыта в режиме реального времени в форме серий открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер – классов;
ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализованных нововведений;
изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы;
составление краткого описания предъявленного опыта;
организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы;
осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций;
проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, имитационных игр, организация консультаций, выставок.
№ | Название этапа | Содержание деятельности | Срок | Форма представления результата |
1 | Диагностико-прогностический | • выявление противоречий; • изучение литературы по проблеме; • определение целей и задач; • прогнозирование результатов | 2024-2025 уч. г. | Карта творческого роста; обоснование выбора методической темы «…»; областной семинар и т.д. |
2 | Организационно-практическое | • составление программы работы; • подготовка материально-технической базы; • самообразование • методическое обеспечение; • реализация своей программы, методики, технологии; • отслеживание промежуточных результатов | 2024-2025 уч. г. | Карта творческого роста; картотека преподавателя; медиатека преподавателя; курсы компьютерной грамотности; мониторинг качества и т.д. |
3 | Коррекционно-обобщающий | • проведение контрольно-диагностических процедур; • корректировка деятельности (программы); • соотнесение полученных результатов с планируемыми; • оформление, описание результатов | 2024-2025 уч. г. | Карта творческого роста; мониторинг качества; проект представления результатов и т.п. |
4 | Итоговый | • применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности; • распространение данной технологии, методики при наличии запроса на нее; • выбор формы подведения итогов • подведение итогов | 2024-2025 уч. г. | Карта творческого роста; портфолио; сборник электронных дидактических и методических материалов; аттестация; презентация результатов. |
Стать авторитетным педагогом – значит, быть интересным, компетентным в интересующих вопросах не только современного ученика, но и педагогическое сообщество. Итак, учитель новой формации – это, прежде всего, непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая легко отказываться от штампов и стереотипов в учебно-воспитательной работе и в жизни вообще. Это человек с развитой интуицией, здоровым чувством юмора. Он должен быть готов и рад не только учить, но и учиться у своего ученика.
«Мастерство учителя – это специальность,
которой нужно учиться»
А.С. Макаренко
Модель формирования и развития учителя новой формации
Конструктивная часть
Первый этап – формирование – имеет три уровня:
начальный (школьный);
средний (обучение в пед. училище);
высший (пед. институты и университеты).
На этапе формирования, когда будущий учитель сам еще является учеником, важно не только успешное освоение общих образовательных дисциплин, но и его умение работать самостоятельно.
Педагогическая практика дает возможность начинающему педагогу увидеть свои пробелы. Именно в этот период и возникает желание стать идеальным учителем, что, в свою очередь, влечет осознанную работу по самообразованию.
А вот объем педагогической практики увеличивать на данном этапе, не стоило бы: длительное наблюдение процесса обучения, которое называется изнутри, может привести к тому, что социально незрелая личность студента потеряет всякое желание по окончании университета работать в учебном заведении.
Второй этап – развитие – является в идеале бесконечным, можно разделить на два уровня:
инсталляционный (трехлетняя практика под руководством наставника);
производительный (самостоятельная трудовая деятельность).
Определите свой уровень профессионального роста
Сегодня разработаны уровни профессионального роста учителя (И. Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка.
1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.
2-й уровень – применение новых технологий обучения.
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий.
4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета.
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части.
7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.
Учредительный уровень должен предполагать формирование у молодого учителя четких умений и навыков в работе с документацией, с детскими коллективами, с родителями. На данном этапе достаточно индивидуальной работы с опытным наставником.
Так как это период создания собственного преподавательского имиджа, то участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, в работе методических объединений или творческих групп в рамках школы может только приветствоваться.
Педагог может работать и за их пределами школы: в архивах, музеях, библиотеках, на промышленных предприятиях и в других учреждениях. Такая работа – тоже метод обучения, необходимый для подготовки учителей к самообразованию, формирование важных навыков планирования работы, ее организации и самоконтроля, умение обрабатывать и анализировать информацию, делать обобщения, вносить необходимые коррективы.
Но на продуктивном уровне, когда предполагается уже определенная результативность, а деятельность учителя квалифицируется в категориях, все ранее перечисленное становится обязательным. И чем выше квалификационная характеристика педагога, тем диаметрально шире требования к уровню его развития.
Таким образом, «педагогом новой формации» может быть назван только постоянно стремящийся к саморазвитию, самореализации педагог. В работе по самообразованию важна динамика.
Процессы формирования и развития такого педагога длительны и не измеряются часами. Прекращение этих процессов, потеря самого желания развиваться – начало деградации. И не всегда так уж важно, чему учиться и что развивать: создавать презентации на компьютере или играть на гитаре. Это могут быть любые образовательные модули: «Образование и демократия», «Социальное неравенство в образовании», «Информационные технологии в образовании», «Управление образовательным процессом», «Обучение, учение и особенности учащихся», «Научно-исследовательская работа, методы исследования», «Мультимедийные системы», «Компьютерная графика» и т.п. Завтра он – талантливый учитель – обязательно найдет применение своим знаниям на уроке.
Проблемы видятся в другом: в отсутствии свободного времени, которое можно было бы потратить на саморазвитие и в недостаточной информированности о проведении курсов.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Подробное ознакомление с проблемой с помощью литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование целей и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
Программа самообразования может быть стратегической и тактической.
Программа саморазвития педагога предполагает отображение следующих моментов:
1. Педагог должен знать:
- историю возникновения технологии;
- теоретическое обоснование новых результатов;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
- результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
- методы и приемы, используемые в данной технологии;
- методы и приемы работы учащихся;
- этапы освоения технологии учителем и учениками.
2. Педагог должен уметь разработать:
- модифицированный вариант обучающей программы;
- календарно – тематическое планирование;
- планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, обучающие модули и раздаточный материал к ним;
- содержание учебных проектов;
- задачи для учащихся к учебным проектам;
- новые тексты разноуровневых задач для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и т.д.
3. Педагог должен уметь применять на практике:
- методы и приемы новой технологии;
- проводить учебные занятия разных типов;
- анализировать занятия и разоблачать недостатки;
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и т.д.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
Методическая тема – это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. Методическая тема направлена на усовершенствование системы обучения.
Выбор формы, способа разработки методической темы
Форма, способ изучения | Вид оформления работы | Место защиты |
Исследование источников. Анализ своей деятельности. Апробация новейших подходов. Изучение теории и применение практики. Разработка моделей уроков. Разработка собственных средств наглядности. Разработка в творческой группе, паре. Поиск ключевой идеи. Постановка проблемы. Разработка гипотезы. Определение условий реализации разработки. | Реферат Доклад. Стендовый доклад. Научная статья. Аннотация. Видеоматериал. Модифицированная (авторская) программа. Спецкурс. Цикл лекций по методике преподавания. Цикл открытых уроков. Методические советы. Программа стажировки педагогов. Руководство работой педагогических мастерских. | Открытые уроки (область, учебное заведение) Методическое объединение. Научно – методический совет. Педсовет. Научно – практическая конференция (область, город). Методическая конференция (учебное заведение). Практический семинар (область). Лаборатория (область) Банк передового педагогического опыта (область, город, учебное заведение) Научно – методический журнал. Конкурс творческих работ (область, республика, страна). |
Опытная тема приводит к появлению нового качества, когда учитель переходит в новую систему деятельности.
Тема исследования предполагает:
• наличие проблемы;
• поиск инструментария;
• диагностику (конкретный класс, конкретный учащийся);
• формулировка гипотезы (что произойдет, если изменю…);
• моделирование новых уроков (запуск эксперимента);
• повторную диагностику (изменившуюся).
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования в соответствии с опытом и педагогическим стажем.
Для молодых специалистов:
• Приемы, повышающие эффективность учебной деятельности.
• Методы воздействия на непослушных учащихся.
Для педагогов, работающих более 5 лет:
• Овладение способами проектирования учебного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно – методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески работающих педагогов:
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
• Овладение методикой работы с учащимися;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
• одна из годовых задач;
• проблема, вызывающая у педагога затруднение;
• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего преподавателя или учителя-методиста. Методическая работа необходима преподавателю:
в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.
Я предлагаю каждому педагогу завести специальный «Дневник самообразования». Этот документ должен заполняться в течение педагогической карьеры, в нем ежегодно делаются записи о прослушанных курсах, лекциях, семинарах, получаемых дипломах и свидетельствах.
Но сначала педагог должен определить для себя, что ему интересно: заниматься информатизацией учебного процесса или развивать орфографическую внимательность ребенка. Педагог, как учащийся, будет с интересом учиться (заниматься самообразованием) только в том случае, если ему это интересно! Иначе его нужно будет постоянно "подталкивать".
И никто НЕ ИМЕЕТ ПРАВА вмешиваться и указывать, какую тему брать!!!
«Кто не знает, в какую гавань плывет,
для того нет попутного ветра»
Сенека
Выбор новой методической темы – это всегда анализ:
• что является проблемой?
• насколько она актуальна и, в частности, лично для меня?
• какие возможности открывает для меня и моих учащихся решение этой проблемы в педагогической деятельности?
• какими ресурсами я должна располагать?
• что явится итогом?
Памятка по анализу самообразовательной работы учителей в методическом объединении
В ходе анализа необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1. Есть ли у каждого члена методического объединения индивидуальная тема самообразования?
2. Как она связана с общеколледжной методической темой?
3. Когда начата работа над темой, когда предполагается закончить эту работу?
4. Практическая значимость работы над темой, например, выступление с докладом на заседании методического объединения, педсовета, методического совета, написание авторской программы, методических рекомендаций, реферата и т.д.
Можно предложить педагогам самостоятельно оценить работу своего методического объединения. Они заполняют анкету, отвечая на вопрос которой каждый педагог оценивает различные мероприятия методического объединения по трем позициям:
1. Полезность проводимого дела.
Каждое мероприятие оценивается по трехбалльной системе:
3 балла – очень полезно и интересно;
2 балла – полезно частично и интересно;
1 балл – не полезно, но интересно;
0 баллов – и не полезно, и не интересно.
2. Коэффициент личного участия.
Оценивается следующим образом:
3 балла - активный участник;
2 балла – участвовал в отдельных мероприятиях;
1 балл - присутствовал на заседаниях, но участия в работе, как правило, не принимал;
0 баллов - на заседаниях не присутствовал, участия в подготовке мероприятий не принимал.
3. Предложения по улучшению деятельности.
Предложения могут носить как критический характер, типа "мероприятие не приносит пользу, только отнимает время педагога, предлагается исключить из плана работы на следующий год", так и конструктивный - "предлагается ряд мер, позволяющих решить ту или иную проблему".
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Практически все формы методической работы в учебном заведении напрямую или косвенно связаны с показом практических умений перед коллегами. Открытые уроки ничем не заменимы, и потому их значение в системе форм методической деятельности учебного заведения исключительно велико. У открытых уроков свое, особое предназначение: или учителя идут к своему коллеге с тем, чтобы увидеть новую, но уже хорошо отработанную методику, дающую высокий конечный результат, идут для заимствования прогрессивного метода; или же их приглашают на открытый урок – эксперимент, когда новая методика, прием только создаются, когда у учителя есть исследовательская задача и предполагаемые способы ее решения, но конечный результат не очевиден (в этом случае экспертное мнение коллег абсолютно необходимо). Так или иначе, но открытый урок означает не только открытую для всех гостей дверь класса, но и показ нового, то есть пусть хоть маленького, педагогического, но обязательно открытия.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМООБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГА
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Возникают новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед педагогом при использовании компьютера и Интернета?
Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карты, задания и вопросы по предмету).
Создание главы или страницы электронного учебника.
Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
Создание сборника предметных кроссвордов.
Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы).
Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
Пакет административной документации классного руководителя.
Пакет административной документации методического предметного объединения.
База данных методик обучения.
Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивной, дифференцированной, блочной, опережающей и др.).
Проект личной методической веб-страницы.
Проект веб-страницы педагогического коллектива учебного заведения.
Проект веб-страницы коллектива учебного заведения.
База данных вопросов и задач по предмету, по главам.
Пакет психолого – педагогических материалов для учителя.
Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
Результативность самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается какой-либо продукт, нет ли каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты в определенный срок.
Какие могут быть результаты самообразования педагога:
• повышение качества преподавания предмета;
• разработаны или изданы методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов педагогических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по изучаемой проблеме (темы);
• повышение престижа образовательного учреждения.
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально – квалификационный рост педагога.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Беспалько В.П. Составляющие педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. – 338с.
2. Дистервег А. Избр. пед. соч. –М., 1956. – 258с.
3.Дроздов И.М. Психологические аспекты управления кадрами – Владивосток: ПИППКГС, 1997. - 448с.
4. Инновации и образование. Сборник материалов конференций. Серия "Symposium", выпуск 29. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309 -317
5.Кан-Калик В.А. Учитель о педагогическом общении. -М., 1987. - 123с.
6.Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. – М., 1990.– 250с.
7. Педагогика. Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1997. - 324с.
8. Ценарева М.М. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации/Стандарты и мониторинг. - 2010. -№5. - 120с.
9.Блохина Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне/Народное образование. - 2010. - №8. - С.128 -134
10.Трунцева Т.М. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя/ Стандарты и мониторинг. -2010. - №3.- С.61 -62
11.Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио / Директор школы. - 2010. - №2.- С.25 -32
Красина Лидия Александровна
Шишкина Людмила Николаевна