Статья «Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через исследовательскую деятельность»

2
0
Материал опубликован 6 September 2020 в группе

Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников

через исследовательскую деятельность



Автор: Иванова Любовь Михайловна,

учитель начальных классов МАОУ «МСОШ № 16»





«Человек должен верить, что непонятное можно понять;

иначе он не стал бы размышлять о нём»
И. Гёте

Мы живем в мире, который постоянно развивается. Школа не может оставаться в стороне. Все изменения в современном обществе затрагивают, так или иначе, образовательный процесс. Возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи. В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения при определении портрета выпускника начальной школы даются следующие характеристики:

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Поэтому на современном этапе важное место в образовательном процессе занимает исследовательская деятельность. Работа в данном направлении должна начинаться на начальном этапе обучения, так как именно в этом возрасте у детей закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности, приёмов анализа, синтеза, оценки результатов своей деятельности. Именно в этом возрасте начинается формирование ребёнка как личности, развиваются активные формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Что означает термин «исследование»? Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний. Как отмечает в своих работах А.И. Савенков: «Исследование - бескорыстный поиск истины».

В толковом словаре С.И. Ожегова термин «исследовать» означает разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск».

Учебная исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Цель исследовательской деятельности в начальной школе - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Исходя из цели, вытекает ряд задач:

содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;

формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

развивать организационно-коммуникационные навыки;

развивать познавательные способности;

развивать творческое воображение.

Перед учителем встает проблема: как сделать так, чтобы процесс обучения заинтересовал учащихся? Неслучайно, китайская мудрость гласит:

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому - и я научусь.

Именно исследовательская деятельность и способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала младших школьников.

Кто же может стать «исследователем»? Как определить того, кому это будет интересно?

Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используются методы анкетирования родителей и тестирование учащихся.

Учитель - научный руководитель исследования - в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «увидеть росток» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования. Учитель призван помочь понять юному исследователю с первых шагов научную и практическую значимость работы, показать возможность ее использования как в прикладных целях, так и в практическом плане.

Главное - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности.

Во время проведения исследования общение происходит в тесном личностном контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Учитель выступает в роли наставника, помощника, консультанта, с интересом наблюдая за созидательной творческой работой.

Роль ученика при выполнении исследования изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с социумом; оценивает информацию с позиции ее полезности для исследования, возникающие идеи, факты, продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке - «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому исследовательскую работу необходимо систематизировать. Хаотичное ведение работы в этом направлении не дает большого эффекта.

В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Исследовательская работа - это не просто один из методов обучения, это путь к самообразованию, к самопознанию, к самореализации.

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами». Г.Э. Лессинг



















Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Гt1599384728aa.png . Москва





t1599384728ab.png

t1599384728ac.png











t1599384728ad.jpgt1599384728ae.jpgt1599384728af.jpg













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации