Статья «Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через исследовательскую деятельность»
Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников
через исследовательскую деятельность
Автор: Иванова Любовь Михайловна,
учитель начальных классов МАОУ «МСОШ № 16»
«Человек должен верить, что непонятное можно понять;
иначе он не стал бы размышлять о нём»
И. Гёте
Мы живем в мире, который постоянно развивается. Школа не может оставаться в стороне. Все изменения в современном обществе затрагивают, так или иначе, образовательный процесс. Возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи. В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения при определении портрета выпускника начальной школы даются следующие характеристики:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Поэтому на современном этапе важное место в образовательном процессе занимает исследовательская деятельность. Работа в данном направлении должна начинаться на начальном этапе обучения, так как именно в этом возрасте у детей закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности, приёмов анализа, синтеза, оценки результатов своей деятельности. Именно в этом возрасте начинается формирование ребёнка как личности, развиваются активные формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Что означает термин «исследование»? Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний. Как отмечает в своих работах А.И. Савенков: «Исследование - бескорыстный поиск истины».
В толковом словаре С.И. Ожегова термин «исследовать» означает разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск».
Учебная исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Цель исследовательской деятельности в начальной школе - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Исходя из цели, вытекает ряд задач:
содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
развивать организационно-коммуникационные навыки;
развивать познавательные способности;
развивать творческое воображение.
Перед учителем встает проблема: как сделать так, чтобы процесс обучения заинтересовал учащихся? Неслучайно, китайская мудрость гласит:
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне действовать самому - и я научусь.
Именно исследовательская деятельность и способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала младших школьников.
Кто же может стать «исследователем»? Как определить того, кому это будет интересно?
Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используются методы анкетирования родителей и тестирование учащихся.
Учитель - научный руководитель исследования - в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «увидеть росток» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования. Учитель призван помочь понять юному исследователю с первых шагов научную и практическую значимость работы, показать возможность ее использования как в прикладных целях, так и в практическом плане.
Главное - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности.
Во время проведения исследования общение происходит в тесном личностном контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Учитель выступает в роли наставника, помощника, консультанта, с интересом наблюдая за созидательной творческой работой.
Роль ученика при выполнении исследования изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с социумом; оценивает информацию с позиции ее полезности для исследования, возникающие идеи, факты, продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке - «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому исследовательскую работу необходимо систематизировать. Хаотичное ведение работы в этом направлении не дает большого эффекта.
В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Исследовательская работа - это не просто один из методов обучения, это путь к самообразованию, к самопознанию, к самореализации.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами». Г.Э. Лессинг
Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Г . Москва