Разработка урокая по самопознанию «Учимся дружить»
Самопознание
1 «а» класс
Тема урока: Учимся дружить
Цель урока: расширять представление о ценности дружбы.
Задачи:
– раскрывать значение понятий «друг», «дружба», «мир»;
– развивать стремление дружить и понимать друг друга;
– воспитывать доброжелательное, чуткое отношение к друзьям.
Ресурсы: кусок плотной ткани или мягкий коврик размером 90х150 см; фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки, бисер, ракушки; записи музыкальных произведенийП.Чайковского: цикл «Времена года», танец Щелкунчика из балета «Щелкунчик».
Круг радости
Учащиеся становятся в круг, поворачиваются попарно лицом друг к другу. Учитель приветствует учеников и предлагает им пофантазировать.
– Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в каждый ее уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи коснулись и нас. Представьте себе, что солнечный свет дарит нам радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное, например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».
Круг радости сопровождается спокойной, жизнерадостной музыкой, например, из произведений П.Чайковского.
Рассказ учителя
Изложение содержания узбекской сказки «Упрямые козы».
Жили когда-то в разных селеньях две козы – одна белая, другая чёрная, и обе они были очень упрямые.
Вот как-то раз отправились эти козы щипать траву: белая - на своём пастбище, чёрная – на своём.
Вечером, когда солнце стало садиться, козы наелись досыта и пошли: белая коза – в своё селение, чёрная – в своё. Шли они, шли и сошлись на узкой доске. А доска была перекинута через глубокий арык.
Не разойтись козам на доске! Или одной, или другой надо уступить дорогу.
– Эй ты, чёрная! Посторонись, уступи мне дорогу! – закричала белая коза.
– Вот ещё! Буду я тебе дорогу уступать! – крикнула чёрная. – Сама мне дорогу уступи!
– Всю ночь простою – не уйду!
– До утра буду стоять, с места не сдвинусь!
Долго спорили упрямые козы. Потом застучали копытцами – в драку вступили.
Отошли каждая на три шага, нагнули головы с острыми рогами да как бросятся одна на другую!
Стукнулись они лбами, сцепились рогами, да обе и свалились в арык. Выбрались козы из арыка и вернулись домой мокрые, грязные.
Как вы думаете, почему козы поссорились?
Как можно было избежать ссоры?
(Ответы учащихся).
Учитель предлагает учащимся придумать продолжение сказки под названием «Как подружились упрямые козы». Можно разделить класс на группы и попросить разыграть придуманные истории.
Разминка «Раз, два, три…»
Учитель предлагает учащимся выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения.
Раз, два, три, четыре...
Встаньте в круг, друзья, пошире.
Ножки вместе, ручки вбок,
И попрыгаем, дружок!
А теперь все ручки вверх,
Вот как вырос человек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Встали все в кружок опять.
Громко скажем: «Здравствуй, друг,
Приходи в наш общий круг!»
Улыбнемся веселей,
Стали мы еще дружней!
Беседа
Как вы думаете, из-за чего возникают ссоры и непонимание?
Как вы чувствуете себя после ссоры?
Что вы чувствуете, когда помиритесь с другом?
Учитель пишет на доске слова «друг», «дружба», а учащиеся объясняют значение этих слов, вспоминая пословицы, стихи, песни о дружбе, которые они знают.
(Ответы учащихся).
Упражнение «Считалка»
Учитель раздает учащимся карточки и предлагает разучить «Мирную считалку». Учащиеся построчно читают слова считалки.
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились.
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки –
Помешали перепалке.
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять –
Хорошо друзей считать!
Творческая деятельность «Ковер дружбы»
Учитель предлагает учащимся продумать сюжет рисунка или узор и совместно сделать ковер, который будет называться Ковром дружбы. Учащиеся украшают ковер бумажными или тканевыми цветами, бахромой, блестками и др. Во время задания негромко играет музыка. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно украсил какую-то часть ковра.
Учащиеся вместе с учителем придумывают ритуал примирения на Ковре дружбы. Если в классе есть ученики, которые находятся в ссоре, их можно помирить.
Ковер дружбы можно использовать и в дальнейшем, если в классе возникнет какая-либо ссора.
Домашнее задание
Выполните задания 1, 2 в тетради.
Обобщение
Друзья могут ссориться и мириться, однако самое главное качество друга – это умение прийти на помощь, несмотря ни на какие обстоятельства.
Цитата урока
Учитель обращает внимание учащихся на цитату, написанную на доске: «Человек без друзей, что дерево без корней».
Как вы понимаете эти народные пословицы?
(Ответы учащихся).
Споёмте, друзья!
Учитель включает аудиозапись «Песни о дружбе». Учащиеся исполняют песню.