Доклад на тему «Самостоятельная работа на уроках химии»
Самостоятельная работа на уроках химии
Одна из важных задач обучения – формирование у учащихся умения самостоятельно расширять и углублять знания, стремления развивать свои умственные способности и творческие задатки.
Моя тема по самообразованию - «Самостоятельная работа учащихся на уроках химии». Общеизвестно, что обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен: К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Б. П. Есипов и другие. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении образования, но и в дальнейшей трудовой деятельности обучающихся. Существует множество разнообразных трактовок и классификаций понятий самостоятельной работы.
Что может и должен студент делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников.
Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке, развития мыслительной деятельности учащихся.
Самостоятельная работа может быть:
- индивидуальной;
- в парах;
- групповой.
Содержание предмета химии позволяют применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:
- проведение эксперимента (опыты и лабораторные и практические работы);
- работа с учебной литературой и наглядностью;
- работа со средствами ИКТ и др.
В течение нескольких лет я работаю над методической темой по самообразованию «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии» Соответственно важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы. Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.
Формы самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная деятельность обучающихся при проведении эксперимента (опыты и лабораторные и практические работы).
Очень важно как можно раньше использовать возможности для формирования у учащихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью предлагаю им такой план:
1. Цель опыта (что хотим выяснить?)
2. Ход опыта (что для этого делаем?)
3. Результаты опыта (что получили?)
4. Выводы (что выяснили?)
Такой план помогает приучить студентов к определенной логической последовательности проведения эксперимента. Познавательная деятельность при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется к заданию в учебнике или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы. Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании, составляют уравнения реакции.
На уроках химии в начале ставится проблемный вопрос, который решается в ходе лабораторной работы. Например, на уроке по теме «Свойства кислот» учащиеся работают в группах по инструкции.
Ход работы
Испытание растворов индикаторами
В пробирку налейте 2- 3мл соляной кислоты.
При помощи кислотно-основных индикаторов определите:
цвет индикатора________________________________
Взаимодействие кислот с металлами.
Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте.
Наблюдается ______________________________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
__________________________________________________________________
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
В пробирку поместить оксид кальция, прибавить HCl.
Наблюдается _____________________________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие кислот с основаниями
В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl.
Наблюдается __________________________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие кислот с солями
В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2.
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий вывод:_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____45_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Работа с учебной литературой и наглядностью
Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:
- чтение текста, выборочное чтение;
- постановка вопросов к тексту;
- ответы на вопросы текста, раздела;
- поиск объяснений явлений;
- работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий. Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически, на всех этапах:
- для нахождения и выделения основных понятий, определений;
- при описании опытов, справочных данных;
- для закрепления знаний и формирования умений;
- для подготовки к выполнению домашнего задания.
3. Для проверки знаний учащихся и при организации самостоятельной работы в классе можно использовать тестовые задания с выбором ответа. На это уходит сравнительно немного времени на уроке. (КИМы, тетради на печатной основе).
4. По различным темам у меня есть задания в виде таблиц, которые можно использовать при закреплении полученных знаний, при повторении или для контроля умений и знаний учащихся. Например, табл. 1 можно использовать при изучении нескольких тем, составляя различные задания.
Таблица 1
25 формул соединении
CuO | SO2 | P2O5 | NaOH | H2SO4 |
Na2SO4 | ZnO | H3PO4 | MgO | HNO3 |
Cu(OH)2 | HCl | Fe(OH)3 | CuCl2 | Na3PO4 |
SO3 | KOH | Cu(NO3)2 | K2O | FeCl2 |
Fe(OH)2 | NaCl | Ca(OH)2 | Fe2(SO4)3 | Ca(OH)2 |
Таблица 2
35 формул соединений
H2SO4 | Na2CO3 | CuCl2 | MgS | HCl | NaOH | Zn(OH)2 |
AlPO4 | FeCl3 | CuO | Fe2O3 | FeO | NaCl | Al(OH)3 |
MgO | ZnSO4 | Na2SO3 | CuCО3 | Na3PO4 | SO2 | K2S |
KOH | SO3 | KNO3 | Zn3(PO4)2 | CO2 | Al2(SO4)3 | H3PO4 |
Mg(NO3)2 | P2O5 | Na2O | H2S | Fe(NO3)3 | H2SO3 | Fe(NO3)2 |
Чтобы проверить, как студенты ориентируются в написании химических уравнений, я использую табл. 3.
Таблица 3
Типы реакций, исходные вещества и продукты реакций.
Замещение | Обмен | Соединение | Разложение |
Соль и вода | Соль и водород | Соль | Kислота |
Щелочь | Основный оксид | Kислотный оксид | Основание |
Оксид и вода | Kислород | Вода | Водород |
Используя данные табл. 3, легко составить задания, а также найти пути их решения.
В курсе органической химии при изучении и обобщении тем «Алканы», «Алкены», «Алкадиены», «Арены» я использую табл. 4.
Данные табл. 4 помогают при выполнении заданий по обобщению темы «Непредельные углеводороды».
Таблица 4.
Сведения по углеводородам
0,120 нм | СH4 | С6H6 | С2H6 | С2H2 | s |
0,134 нм | CnH2n+2 | CnH2n | CnH2n-6 | CnH2n-2 | p |
0,154 нм | - | = | = | С2H4 | С5H12 |
109°28' | 120° | 180° | sp | sp2 | sp3 |
С3H6 | С3H8 | С3H4 | С6H5 СH3 | С4H8 | С6H14 |
Изомеры | Гомологи | С4H6 | С5H10 | С4H10 | С7H12 |
5. Компьютерные технологии.
ИКТ сейчас очень широко используются в учебном процессе:
Презентация нового материала
Усвоение нового материала
Практические работы
Самоконтроль
Лабораторные и демонстрационные опыты
Тестовый контроль знаний
Творческие проекты
Повторение и обобщение материала
Домашнее задание
При организации самостоятельной работы учащихся в классе-комплекте я часто применяю компьютер на этапе «Введение новых знаний»: компьютерные презентации, видеоролики демонстрационных опытов.
6. Эффективным средством формирования и оценивания компетенций студентов могут служить ситуационные (проблемные) задачи. Они выявляют не только предметные знания, но и универсальные учебные действия.
Решение ситуационных задач позволяет привлекать учащихся к активному разрешению учебных проблем, формирует умения ориентироваться в разнообразной информации самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения, позволяет сформировать компетентности творчески использовать свои знания.
Такие задачи носят практико-ориентированный характер, позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции в процессе работе с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Мною разработаны тексты ситуационных задач по теме «Белки» и «Углерод»
Опыт моей работы над данной темой по самообразованию
позволяет сделать следующие выводы:
Систематическое проведение самостоятельных работ положительно влияют на качество знаний.
Самостоятельные работы позволяют решают поставленные развивающие задачи.
Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся.