Самостоятельная работа по биологии для учеников 6 класса «Органы Растений»
Самостоятельная работа по теме: «Органы растений»
Вариант 1.
Задание 1.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое |
Часть |
… |
лепесток |
лист |
листовая пластинка |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) венчик 2) пестик 3) тычинка 4) завязь
Задание 2. П (2)
Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество проросших семян от общего их числа (в %)).
Сколько семян от общего количества прорастёт в 7-й день?
10% 2) 12% 3) 15% 4) 17%
Задание 3
Установите правильное обозначение видов корней.
1 − придаточный корень, 2 − боковой корень, 3 − главный корень
1 − главный корень, 2 − придаточный корень, 3 − боковой корень
1 − главный корень, 2 − боковой корень, 3 − придаточный корень
1− боковой корень, 2 − придаточный корень, 3 − главный корень
Задание 4 Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Численность устьиц у некоторых растений
Название растения |
Число устьиц на 1 мм3 |
Место произрастания |
|
На верхней поверхности листа |
На нижней поверхности листа |
||
Кувшинка |
625 |
3 |
Водоём |
Дуб |
0 |
438 |
Влажный лес |
Яблоня |
0 |
248 |
Плодовый сад |
Овёс |
40 |
47 |
Поле |
Молодило |
11 |
14 |
Каменистые сухие места |
1) Какую функцию выполняют устьица листа?
2) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?
3) Объясните почему водные растения имеют наибольшее количество устьиц на верхней стороне листа.
4) Зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица.
Задание 5.
Установите последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с его поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) луб
2) пробка
3) древесина
4) камбий
5) сердцевина
Задание 6 Прочитай те текст. Выполните задания приведённые ниже текста.
_____________________________________________________________________
Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения.
Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков.
Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения
животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.
Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.
В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.
№ |
ЗАДАНИЕ |
ОТВЕТ УЧЕНИКА |
1 |
Озаглавьте текст |
|
2 |
Основная функция цветка |
|
3. |
Какой орган снабжает цветок питательными веществами? |
|
4. |
Какая часть околоцветника привлекает насекомых – опылителей? |
|
5. |
От чего зависит цвет лепестков |
|
6. |
Место где развивается пыльца |
|
7. |
Семя развивается из… |
|
8. |
Объясните смысл выражения «Кто срезает цветок, тот срезает семя». |
Задание 7. П (5) Охарактеризуйте растение по морфологическому признаку.
Стебель:
А) прямостоячий;
Б) стелющийся
Корневая система:
А) стержневая;
Б) мочковатая
Жилкование листьев
А) сетчатое;
Б) параллельное;
В) дуговое.
Лист:
А) черешковый
Б) сидячий
Околоцветник
А) простой;
Б) двойной.
Самостоятельная работа по теме: «Органы растений»
Вариант 2.
Задание 1.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое |
Часть |
… |
пыльник |
лист |
листовая пластинка |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Цветоложе; 2) пестик; 3) тычинка; 4) завязь.
Задание 2. П (2)
Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество проросших семян от общего их числа (в %)).
Сколько семян от общего количества прорастёт в 11-й день?
10% 2) 12% 3) 15% 4) 17%
Задание 3
Установите правильную последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с поверхности.
Сердцевина – кора – древесина – камбий;
1.
Кора – камбий – древесина – сердцевина;
2.
Кора – древесина – камбий – сердцевина;
3.
Древесина – камбий – кора – сердцевина.
4.
Задание 4 Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Численность устьиц у некоторых растений
Название растения |
Число устьиц на 1 мм3 |
Место произрастания |
|
На верхней поверхности листа |
На нижней поверхности листа |
||
Кувшинка |
625 |
3 |
Водоём |
Дуб |
0 |
438 |
Влажный лес |
Яблоня |
0 |
248 |
Плодовый сад |
Овёс |
40 |
47 |
Поле |
Молодило |
11 |
14 |
Каменистые сухие места |
1) Какую функцию выполняют устьица листа?
2) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?
3) Объясните почему дуб и яблоня имеют устьица на нижней стороне листа.
4) зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица.
Задание 5.
Установите последовательность зон корня, начиная с корневого чехлика.
1) Корневой чехлик
2) зона всасывания
3) зона деления
4) зона проведения
5) зона растяжения (роста)
Задание 6 Прочитай те текст. Выполните задания приведённые ниже текста.
______________________________________________________________________
После созревания пыльцы происходит перенос пыльцевого зерна на рыльце пестика. Этот процесс носит название опыления.
У некоторых растений созревшая пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка, что приводит к самоопылению. Однако у большинства растений пыльца с одного цветка с помощью ветра, воды, животных, человека переносится на рыльце пестика другого цветка. Такое опыление называется перекрёстным. Наиболее распространённым в природе является перекрёстное опыление с помощью животных (насекомых). Для привлечения насекомых в цветке развиваются особые железы – нектарники, выделяющие сахаристую жидкость (нектар). Перелетая с цветка на цветок и питаясь нектаром, насекомые опыляют цветущие растения, перенося на лапках пыльцу.
У многих древесных , степных и луговых растений перекрёстное опыление осуществляется с помощью ветра. Эти растения – ветроопыляемые. В их цветках рыльце пестика обычно длинное и ветвистое, а тычинки – с длинными тонкими тычиночными нитями, легко раскручивающимися при дуновении ветра.
Цветы насекомоопыляемых растений крупные имеют яркую окраску. Если цветы яркие, но мелкие, то они собраны в соцветия.
Ветроопыляемые растения цветут весной до распускания листьев.
Задание:
Озаглавьте текст
Заполните таблицу. Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Признаки |
Насекомоопыляемые растения |
Ветрооыляемые растения |
1 Крупные яркие цветки |
|
|
2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия |
|
|
3 Наличие нектара |
|
|
4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия |
|
|
5 Наличие аромата |
|
|
6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество |
|
|
7 Крупная липкая шероховатая пыльца |
|
|
8 Растения цветут весной до распускания листьев |
|
|
Дайте ответ на вопрос.
Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ?
Задание 7. Охарактеризуйте растение по морфологическому признаку.
Стебель:
А) прямостоячий;
Б) стелющийся
Корневая система:
А) стержневая;
Б) мочковатая
Жилкование листьев
А) сетчатое;
Б) параллельное;
В) дуговое.
Лист:
А) черешковый
Б) сидячий
Соцветие
А) кисть;
Б) корзинка;
В) головка;
Г) зонтик.
Бланк ответов к самостоятельной работе
по теме: «Органы цветковых растений»
Ф.И., класс ____________________________________________
Задание 1 |
|
Задание 2 |
|
Задание 3 |
Задание 4.
Какие функции выполняют устьица листа? |
|
Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице? |
|
Объясните почему водные растения имеют наибольшее количество устьиц на верхней стороне листа. |
|
зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица. |
Задание 5.
Задание 6
№ |
ЗАДАНИЕ |
ОТВЕТ УЧЕНИКА |
1 |
Озаглавьте текст |
|
2 |
Основная функция цветка |
|
3. |
Какой орган снабжает цветок питательными веществами? |
|
4. |
Какая часть околоцветника привлекает насекомых – опылителей? |
|
5. |
От чего зависит цвет лепестков |
|
6. |
Место где развивается пыльца |
|
7. |
Семя развивается из… |
|
8. |
Объясните смысл выражения «Кто срезает цветок, тот срезает семя». |
Задание 7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Бланк ответов к самостоятельной работе
по теме: «Органы цветковых растений»
Вариант 2
Ф.И., класс ____________________________________________
Задание 1 |
|
Задание 2 |
|
Задание 3 |
Задание 4.
Какие функции выполняют устьица листа? |
|
Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице? |
|
Объясните почему дуб и яблоня имеют устьица на нижней стороне листа. |
|
зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица. |
Задание 5.
Задание 6
Озаглавьте текст_____________________________________
Заполните таблицу. Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Признаки |
Насекомоопыляемые растения |
Ветрооыляемые растения |
1 Крупные яркие цветки |
|
|
2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия |
|
|
3 Наличие нектара |
|
|
4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия |
|
|
5 Наличие аромата |
|
|
6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество |
|
|
7 Крупная липкая шероховатая пыльца |
|
|
8 Растения цветут весной до распускания листьев |
|
|
3. Дайте ответ на вопрос.
Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |