Самостоятельная работа по биологии для учеников 6 класса «Органы Растений»
Самостоятельная работа по теме: «Органы растений»
Вариант 1.
Задание 1.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
| Целое | Часть | 
| … | лепесток | 
| лист | листовая пластинка | 
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) венчик 2) пестик 3) тычинка 4) завязь
Задание 2. П (2)
Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество проросших семян от общего их числа (в %)).

Сколько семян от общего количества прорастёт в 7-й день?
10% 2) 12% 3) 15% 4) 17%
Задание 3
Установите правильное обозначение видов корней.
1 − придаточный корень, 2 − боковой корень, 3 − главный корень
1 − главный корень, 2 − придаточный корень, 3 − боковой корень
1 − главный корень, 2 − боковой корень, 3 − придаточный корень
1− боковой корень, 2 − придаточный корень, 3 − главный корень
Задание 4 Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Численность устьиц у некоторых растений
| Название растения | Число устьиц на 1 мм3 | Место произрастания | |
| На верхней поверхности листа | На нижней поверхности листа | ||
| Кувшинка | 625 | 3 | Водоём | 
| Дуб | 0 | 438 | Влажный лес | 
| Яблоня | 0 | 248 | Плодовый сад | 
| Овёс | 40 | 47 | Поле | 
| Молодило | 11 | 14 | Каменистые сухие места | 
1) Какую функцию выполняют устьица листа?
2) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?
3) Объясните почему водные растения имеют наибольшее количество устьиц на верхней стороне листа.
4) Зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица.
Задание 5.
Установите последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с его поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) луб
2) пробка
3) древесина
4) камбий
5) сердцевина
Задание 6 Прочитай те текст. Выполните задания приведённые ниже текста.
_____________________________________________________________________
Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения.
Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков.
Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения 
животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.
Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.
В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.
 
 
 
 
| № | ЗАДАНИЕ | ОТВЕТ УЧЕНИКА | 
| 1 | Озаглавьте текст | |
| 2 | Основная функция цветка | |
| 3. | Какой орган снабжает цветок питательными веществами? | |
| 4. | Какая часть околоцветника привлекает насекомых – опылителей? | |
| 5. | От чего зависит цвет лепестков | |
| 6. | Место где развивается пыльца | |
| 7. | Семя развивается из… | |
| 8. | Объясните смысл выражения «Кто срезает цветок, тот срезает семя». | 
 
Задание 7. П (5) Охарактеризуйте растение по морфологическому признаку.


 
Стебель:
А) прямостоячий;
Б) стелющийся
Корневая система:
А) стержневая;
Б) мочковатая
Жилкование листьев
А) сетчатое;
Б) параллельное;
В) дуговое.
Лист:
А) черешковый
Б) сидячий
Околоцветник
А) простой;
Б) двойной.
 
 
Самостоятельная работа по теме: «Органы растений»
Вариант 2.
Задание 1.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
| Целое | Часть | 
| … | пыльник | 
| лист | листовая пластинка | 
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Цветоложе; 2) пестик; 3) тычинка; 4) завязь.
Задание 2. П (2)
Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество проросших семян от общего их числа (в %)).

Сколько семян от общего количества прорастёт в 11-й день?
10% 2) 12% 3) 15% 4) 17%
Задание 3
Установите правильную последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с поверхности.
Сердцевина – кора – древесина – камбий;
1.
 
Кора – камбий – древесина – сердцевина;
2.
 
Кора – древесина – камбий – сердцевина;
3.
 
Древесина – камбий – кора – сердцевина.
4.

Задание 4 Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Численность устьиц у некоторых растений
| Название растения | Число устьиц на 1 мм3 | Место произрастания | |
| На верхней поверхности листа | На нижней поверхности листа | ||
| Кувшинка | 625 | 3 | Водоём | 
| Дуб | 0 | 438 | Влажный лес | 
| Яблоня | 0 | 248 | Плодовый сад | 
| Овёс | 40 | 47 | Поле | 
| Молодило | 11 | 14 | Каменистые сухие места | 
1) Какую функцию выполняют устьица листа?
2) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?
3) Объясните почему дуб и яблоня имеют устьица на нижней стороне листа.
4) зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица.
Задание 5.
Установите последовательность зон корня, начиная с корневого чехлика.
1) Корневой чехлик
2) зона всасывания
3) зона деления
4) зона проведения
5) зона растяжения (роста)
Задание 6 Прочитай те текст. Выполните задания приведённые ниже текста.
______________________________________________________________________
После созревания пыльцы происходит перенос пыльцевого зерна на рыльце пестика. Этот процесс носит название опыления.
У некоторых растений созревшая пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка, что приводит к самоопылению. Однако у большинства растений пыльца с одного цветка с помощью ветра, воды, животных, человека переносится на рыльце пестика другого цветка. Такое опыление называется перекрёстным. Наиболее распространённым в природе является перекрёстное опыление с помощью животных (насекомых). Для привлечения насекомых в цветке развиваются особые железы – нектарники, выделяющие сахаристую жидкость (нектар). Перелетая с цветка на цветок и питаясь нектаром, насекомые опыляют цветущие растения, перенося на лапках пыльцу.
У многих древесных , степных и луговых растений перекрёстное опыление осуществляется с помощью ветра. Эти растения – ветроопыляемые. В их цветках рыльце пестика обычно длинное и ветвистое, а тычинки – с длинными тонкими тычиночными нитями, легко раскручивающимися при дуновении ветра.
Цветы насекомоопыляемых растений крупные имеют яркую окраску. Если цветы яркие, но мелкие, то они собраны в соцветия.
Ветроопыляемые растения цветут весной до распускания листьев.
Задание:
Озаглавьте текст
Заполните таблицу. Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
| Признаки | Насекомоопыляемые растения | Ветрооыляемые растения | 
| 1 Крупные яркие цветки | 
 | 
 | 
| 2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия | 
 | 
 | 
| 3 Наличие нектара | 
 | 
 | 
| 4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия | 
 | 
 | 
| 5 Наличие аромата | 
 | 
 | 
| 6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество | 
 | 
 | 
| 7 Крупная липкая шероховатая пыльца | 
 | 
 | 
| 8 Растения цветут весной до распускания листьев | 
 | 
 | 
Дайте ответ на вопрос.
Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ?
Задание 7. Охарактеризуйте растение по морфологическому признаку.


 
 
 
 
 
 
 
 
Стебель:
А) прямостоячий;
Б) стелющийся
Корневая система:
А) стержневая;
Б) мочковатая
Жилкование листьев
А) сетчатое;
Б) параллельное;
В) дуговое.
Лист:
А) черешковый
Б) сидячий
Соцветие
А) кисть;
Б) корзинка;
В) головка;
Г) зонтик.
 
 
Бланк ответов к самостоятельной работе
по теме: «Органы цветковых растений»
 
Ф.И., класс ____________________________________________
 
| Задание 1 | |
| Задание 2 | |
| Задание 3 | 
 
Задание 4.
| Какие функции выполняют устьица листа? | |
| Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице? | |
| Объясните почему водные растения имеют наибольшее количество устьиц на верхней стороне листа. | |
| зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица. | 
 
Задание 5.
 
 
 
Задание 6
| № | ЗАДАНИЕ | ОТВЕТ УЧЕНИКА | 
| 1 | Озаглавьте текст | |
| 2 | Основная функция цветка | |
| 3. | Какой орган снабжает цветок питательными веществами? | |
| 4. | Какая часть околоцветника привлекает насекомых – опылителей? | |
| 5. | От чего зависит цвет лепестков | |
| 6. | Место где развивается пыльца | |
| 7. | Семя развивается из… | |
| 8. | Объясните смысл выражения «Кто срезает цветок, тот срезает семя». | |
 
Задание 7
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
 
 
Бланк ответов к самостоятельной работе
по теме: «Органы цветковых растений»
 
Вариант 2
Ф.И., класс ____________________________________________
 
| Задание 1 | |
| Задание 2 | |
| Задание 3 | 
 
Задание 4.
| Какие функции выполняют устьица листа? | |
| Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице? | |
| Объясните почему дуб и яблоня имеют устьица на нижней стороне листа. | |
| зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица. | 
 
Задание 5.
 
 
 
 
Задание 6
Озаглавьте текст_____________________________________
Заполните таблицу. Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
| Признаки | Насекомоопыляемые растения | Ветрооыляемые растения | 
| 1 Крупные яркие цветки | 
 | 
 | 
| 2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия | 
 | 
 | 
| 3 Наличие нектара | 
 | 
 | 
| 4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия | 
 | 
 | 
| 5 Наличие аромата | 
 | 
 | 
| 6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество | 
 | 
 | 
| 7 Крупная липкая шероховатая пыльца | 
 | 
 | 
| 8 Растения цветут весной до распускания листьев | 
 | 
 | 
3. Дайте ответ на вопрос.
Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
 
                                     
                         
                         
                        