Статья «Самовыражение как творческий момент исполнения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
Самовыражение как творческий момент исполнения
Из опыта работы
учителя музыки
Ильченко Е. Ю.
2023 г
Георгиевск
Для исполнительского творчества детей младшего школьного возраста момент самовыражения в музыке приобретает первостепенное значение. Направляя детское творчество в то или иное русло, учитель должен учитывать особенности умственной деятельности детей. Преобладание конкретно-образного мышления приводит к тому, что дети во время игр не столько изображают кого-то другого, сколько выражают себя, принимая «на себя» той или иной образ. В связи с этим опытные педагоги широко используют в работе с учениками младшего возраста прием инсценировки. Используя инсценировку, учитель конкретизирует условно-абстрактные представления детей, создает реальную основу для непосредственного действия в необходимом направлении.
Не обязательно инсценировать песню от начала до конца, можно ограничиться самыми подходящими для этого отрывками. Полностью поручите инсценировку одного отрывка разным ученикам. Все это помогает избежать искусственности, притворства в исполнении.
Детскому самовыражению в музыке, достижению определенной выразительности помогает проведение беседы, рассказ, демонстрации картин и др. благодаря этому у детей возникают необходимые ассоциации, что способствует более глубокому пониманию художественного образа песни, более яркой ее передаче.
Вопрос активизации ассоциативного мышления учеников путем проведения беседы и его влияния на их музыкальное развитие достаточно широко раскрыты в музыкально-педагогической литературе. Убедительно доказана эффективность этого приема. Мне хочется обратить внимание не только на саму суть и необходимость активизации ассоциативного мышления школьников, а и, прежде всего, на характер и способы проведения беседы.
Главное при этом – «перенести» учеников в условия, в которых происходит действие музыкального произведения, создать настроение, которое соответствует характеру музыки, то есть подготовить атмосферу для активного и одновременного непринужденного творчества. Таким образом, и сама беседа должна быть непринужденной, естественной.
Дети ни в коем случае не должны ощущать, что учитель настраивает их специально, умышленно рассказывает о тех или иных событиях. Очень удачные, на мой взгляд, беседы о музыке использовала в своей работе известная музыкант-педагог Н. Гродзенская. Она, например, начинала беседу так: «Вчера я была на концерте, там исполняли……», и дальше шел рассказ о музыке, которую дети будут слушать на уроке.
Хорошие результаты дает беседа, которую проводят в форме конкретных вопросов классу. Это не только соответствующе настраивает детей, но и активизирует их творческие представления. Сравним два примера:
Беседа Беседа в форме
описательного характера конкретных вопросов к классу
«Дети представьте себе «Кто из вас хочет стать
бескрайнее синее небо, ясное летчиком?
солнце, от которого парашюты А ты не побоялся бы
становятся как будто золотыми» прыгать с парашютом?»
Еще один пример. При разучивании песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит» задаю вопрос классу: «Вы за медведя или лису?», что и говорить, вопрос достаточно неожиданный и ответы будут противоречивые. Одни ученики будут доказывать, что медведь не виноват, так как он толстый и не специально наступил лисе на хвост, а другие будут утверждать, что медведю нужно внимательнее смотреть под ноги, а то так можно всех зверей в лесу передавить. Цель достигнута: дети не остались равнодушными к содержанию песни, они пытались во время пения, пусть пока и примитивно, воспроизвести характер медведя и лисицы так, как они его понимали.
Для создания у детей соответствующего настроения при разучивании песни очень важно самому «войти в роль». Эмоциональный тон рассказа, мимика, тембр голоса, даже резкость и мягкость движений подготовят восприятие музыки детьми, дадут намного больше эффекта, чем самые многословные указания учителя, касающиеся определенного характера пения.
Роль положительных эмоций
Творческая деятельность детей основывается на положительных эмоциях. Равнодушие, унижение, скука, стеснение не только не способствуют созданию творческой атмосферы, но и делают невозможным творческий процесс. И наоборот, приподнятое настроение, удовлетворение удачей, заинтересованность могут вызвать прилив энергии юных исполнителей.
Естественно, что во многом положительные эмоции детей зависят от учителя. Опытность учителя-хормейстера проявляется, прежде всего, в выборе репертуара, который нравится исполнителям. Учитель может позволить хористам выбрать пени для изучения из ряда предложенных им произведений. Если большинству коллектива выбранные песни нравятся, а остальным — нет, нужно переубедить разочарованных в высоком художественном качестве выбранного репертуара. Никто из учеников не должен оставаться равнодушным к тому, что будет исполнять коллектив.
Большое значение приобретает и последовательность разучивания песни. В отдельных случаях можно позволить детям самим выбрать, над, чем работать в данный момент.
Нельзя игнорировать и собственного отношения учителя к музыке, так как оно всегда передается детям. Если учитель выбирает для разучивания произведения на свой вкус, а, не руководствуясь другими соображениями, вряд ли они понравятся детям и вызовут у них положительные эмоции.
На стороже эмоциональной активизации детей, повышения их настроения всегда находится педагогический такт учителя. Он проявляется и в тоне разговора, и в манере поведения. Важно, чтобы дети постоянно ощущали теплое отношение учителя, чтобы замечания его были добродушными, обижающий тон, крик могут свести вниз приподнятое настроение учеников, испортить творческую атмосферу.
Я рассмотрела некоторые проблемы исполнительского искусства, творческой активизации учеников во время разучивания и исполнения песенно-хорового репертуара. Приведенные методические рекомендации направлены на повышение творческого уровня и культуры детского исполнения.