Творческое самовыражение как элемент коммуникативной компетентности учащихся

3
0
Материал опубликован 14 February 2022 в группе

Трунаева Алла Станиславовна,

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Школа №88 г. Донецка»


ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Актуальность. Центральное место в современной системе образования принадлежит свободному, целостному субъекту, самореализующему собственную деятельность, которой характерны высокий уровень коммуникативной компетентности и взаимодействия с окружающей средой. Иначе говоря, основное внимание уделяется высокоразвитой коммуникативной личности, обладающей способностью к самовыражению.

Цель статьи – рассмотреть ключевые особенности, характеризующие творческое самовыражение как элемент коммуникативной компетентности обучающихся.

Изложение основного материала.

Различают следующие подходы к определению коммуникативной компетенции [3, c.91]:

1) лингвистический (знание языковой системы, владение лексико-грамматическими и фонетическими навыками);

2) дискурсивно-прагматический (знания, навыки, умения построения устных и письменных текстов, требуемые определенными обстоятельствами и соответствующими решениями коммуникативной задачей);

3) социолингвистический (знания, умения, навыки, необходимые для коммуникации в пределах социокультурных норм носителей изучаемого языка).

Под коммуникативной компетентностью следует понимать сложное интегративное качество, в состав которого входят умения и целесообразное и результативное взаимодействие с социумом, коммуницирование с окружением, используя высоко развитые личностные свойства (эмпатию, общительность, рефлексию), индивидуально-психологических особенностей и интересов собеседника.

Важно отметить, что процесс формирования коммуникативной компетентности реализуется совместно с общим развитием личности.

В качестве базовых элементов коммуникативной компетентности рассматриваются следующие:

1) личностный аспект;

2) интеллект;

3) общий кругозор;

4) система межличностных отношений;

5) специальные профессиональные знания;

6) потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельности.

А.Г.Самохвалова различает такие структурные элементы коммуникативной компетентности, как[4, c.157]:

1) мотивационный – самореализация и саморазвитие в сфере коммуникации;

2) когнитивный – самопознание и самопонимание собственного коммуникативного потенциала, механизмов формирования конструктивных коммуникативных программ и способов рефлексии);

3) инструментальный – уровень сформированности конструктивных способов коммуникативного поведения.

По мнению И.П.Шкуратовой, самовыражением выступает значительно объемная совокупность вербальных и невербальных поведенческих актов, используемых для передачи конкретной информации, вне зависимости от степени осознанности и целенаправленности человека [5, c.243].

Согласно проведенному анализу теоретических источников и литературы, утверждаем, что наиболее востребованными задачами реализации самовыражения являются:

1) комментирование;

2) интерпретация;

3) описание;

4) убеждение;

5) (не)одобрение и (не)согласие;

6) извинение;

7) вопрос.

Ключевая особенность вышеперечисленных коммуникативных задач – помимо изложения «сухих» фактов, выражение своего личного отношения или эмоционального состояния.

Творческое самовыражение обучающихся на уроках русского языка и литературы непосредственно осуществляется через написание сочинений на темы, предполагающие эмоциональный отклик на прочитанное или увиденное. Такой вид творческой деятельности позволяет изложить ребенку свои переживания, намерения, суждения.Иначе говоря, детское сочинение выступает некой формой самовыражения и самосознания.

К сожалению, особенностью современного гуманитарного образования является акцент не на содержании сочинения, а на его форме (правильность написания, соответствие заданному количеству предложений). В связи с этим тематика заданный работ – узкая и скучная, безэмоциональная, а изложение собственных раздумий осуществляется в недостаточном объеме.

Отмечаем, что развитию индивидуальных коммуникативных способностей обучающихся способствуют темы, предоставляющие им полную свободу в выборе жанра и содержания своей работы.

Важно, что формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

Иным способом творческого самовыражения учащихся является изложение с элементами сочинения. С помощью данного вида деятельности развивается память, умение пересказывать текст, а также способность к выражению собственных мыслей по заданной теме.

Коммуникативные способности обучающихся развиваются поэтапно:

1) этап косвенной подготовки;

2) этап работы над сочинением: а) выбор темы; б) способы донесения ее до детей; в) организация самостоятельной работы;

3) этап работы над сочинением после его написания: а) устное обсуждения; б) использование на уроках по различным учебным предметам.

Помимо сочинения, творческоесамовыржание коммуникативных способностей учащихся реализуется с помощи иных видов деятельности:

1) сочинению загадок;

2) сочинению детских песен;

3) созданию небылиц и сказок.

К примеру, сочиняя сказку, у обучающихся формируется художественный вкус и развиваются творческие способности, воображение.

Важно, что творческое самовыражение способствует развитию не только коммуникативной компетентности школьников, но испособствуют:

1) формированию личности в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);

2) обогащению литературного багажа, привлекая внешкольный опыт детей;

3) осуществлению преемственности между начальным и средним звеном, средним и старшим в непосредственном развитии речи.

Выводы.Таким образом, творческие работы позволяют литературно и разносторонне развивать обучающихся, воспитывать их, формировать у них эстетический вкус.Ключевая роль в развитии коммуникативной компетентности школьников принадлежит педагогу. Именно под его руководством осуществляется повседневная образовательная деятельность учащихся с учетом их интересов, способностей и уровня подготовленности. Творческая личность обучающихся формируется учителем через развитие их воображения и образного мышления.


Список литературы:

Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды / Л.А.Александрова // Образование в современной школе. – 2005. – №5. – С.53-56.

Колмогорова, Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учебное пособие / Л.А.Колмогорова. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 205с.

Мирзоева Д.М. Самовыражение как составляющая коммуникативной компетентности обучаемого – субъекта педагогического общения / Д.М.Мирзоева // Человека и образование. – 2011. - №1(26). – С.90-95.

Самохвалова, А.Г. Деловое общение: секреты эффективной коммуникации: учеб. пособие / А.Г.Самохвалова. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2012. – 333с.

Шкуратова, И.П. Самовыражение личности в общении / И.П.Шкуратова // Психология личности: учеб.пособие / под ред. П.Н.Ермакова и В.А.Лабунской. – М.: ЭКСМО, 2007. – С.241-265.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации