Статья «Творчество-момент создания будущего в настоящем»
Статья в методический бюллетень
«Творчество-момент создания будущего в настоящем»
Выполнила: Качарава Н.С., преподаватель
русского языка и литературы
ГАПОУ «Краснокаменский горно-промышленный
техникум»
(для размещения на сайте КИПКРО)
г.Краснокаменск. 2017г
Творчество-момент создания будущего в настоящем
Качарава Н.С., преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ «Краснокаменский горно-промышленный техникум»
«Все в твоих руках»
Восточная мудрость
Одной из наиболее значимых задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, нахождение способов утверждения человека в позиции субъекта познания, общения и творчества. Это предполагает развитие творческой личности, ее готовности к самостоятельному мышлению, максимальной реализации способностей.
Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяли большое внимание В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, С.О.Сысоева и другие. Творческая личность, как считает В.И. Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности на творчество, мотивационно-творческая активность, позволяющая ей достичь прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [10; 98-99].
В условиях наметившегося перехода в обучении и воспитании подростков от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для их саморазвития в продуктивной деятельности особое значение приобретают методы, актуализирующие субъектную позицию подростка в педагогическом процессе, позволяющие сформировать условия, необходимые для самореализации личности обучающегося.
Анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий показывает, что в учебном процессе в основном преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации.
В исследованиях Р.М.Грановской, В.Н.Дружинина, А.А.Леонтьева и др. рассматриваются вопросы развития творческих способностей студентов, особенности их формирования в учебной деятельности. Вместе с тем отмечаем, что студенту для обеспечения эффективного продвижения в развитии креативных способностей необходимо освоение доступных видов творческой деятельности.
Одним из них, по нашему мнению, является использование проектной деятельности при изучении предмета «Литература», которая, осуществляясь как спланированная и постоянная составляющая часть образовательного процесса, создаст условия для:
- формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более качественному изучению предмета;
- развития творческого потенциала обучающихся;
- формирования коммуникабельности, умения работать в команде, адекватной самооценки;
-речевого развития обучающихся;
- развития индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности.
Метод проектов, разработанный американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком, впервые был адаптирован в России в начале 20 века под руководством русского педагога С.Т.Шацкого. Е.С.Полат определяет проектный метод как: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество». Проектная деятельность студентов – деятельность, направленная на решение учебных задач, в результате которой обучающиеся производят продукт на основе самостоятельного сбора и интерпретации информации, обоснования, корректировки, самооценки и презентации результата. Эта деятельность ориентирована на индивидуальную, парную, групповую работу, которую студенты выполняют в течение определенного времени.
Решая основную гуманистическую задачу образования, учитывая особенности обучающихся в техникуме, была определена цель-вовлечение обучающихся в проектную деятельность, способствующую формированию познавательного интереса, развитию творческой личности, ее готовности к самостоятельному мышлению, максимальной реализации способностей.
Исходя из цели, были определены следующие направления работы:
- помочь студентам освоить такие приёмы, которые позволят расширить полученные знания самостоятельно, учить их оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
- способствовать формированию у студентов адекватной самооценки, коммуникабельности, умения работать в команде.
Урок литературы, подготовленный на основе проектного метода, рассматривается не только как рациональная конструкция, но и как творческое произведение педагога и студента. [1, с 10], создающее условия для повышения уровня знаний по литературе, организующее совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнёров, имеющее общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Использованию проектной деятельности с элементами театрализованного представления в условиях техникума предшествовали элементы ролевой игры на уроках литературы, когда обучающиеся читали с выражением по ролям диалоги из произведений. Далее последовало разыгрывание на уроках небольших сценок из изучаемых произведений. Интерес студентов к такой форме проведения уроков показал, что назрела необходимость перейти к более сложной форме обучения предмету-ученическому проекту с использованием театрализованного представления.
По произведениям русских классиков были созданы проекты: «Типичность образа героини рассказа «Душечка» А.П.Чехова в русской литературе», «Сохранить в себе человека» по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека», «Человек в футляре» по рассказу А.П.Чехова.
Предварительно произведения были изучены и проанализированы. На подготовительном и констатирующем этапах работы над проектами члены творческих групп определяли цели, сроки, составляли план действий, выбирали свои направления: подготовку сообщений об авторе, подбор стихотворений по теме, работу с толковым словарем, выбор музыкального сопровождения, изготовление реквизита.
Отбор «актеров» для инсценировок проходил на конкурсной основе. Краткие отчеты о проделанной работе, проведение консультаций с преподавателем истории, педагогом-организатором, проверка готовности реквизита - составили теоретический и контролирующий этапы. Формирующий этап подготовки к реализации проектов включал репетиции постановок, подготовку печатных материалов. Заключительным этапом являлись уроки-презентации с последующим коллективным самоанализом реализованных проектов.
При существующих требованиях информатизации учебного процесса метод проектов явился эффективным приёмом приобщения к творчеству через создание студентами мультимедийных презентаций с включением видеофрагментов из художественных фильмов, активную работу с Интернет-ресурсами по сбору материалов.
Наиболее удачно был разработан и реализован проект «У войны не женское лицо» по повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие...». Накопленный опыт позволил более творчески и мобильно подойти к созданию проекта, новизной которого было использование музыкального сопровождения показа слайдов с фотографиями военных лет в момент декламирования стихотворений. По-новому был проведен и этап рефлексии: на интерактивной доске студенты «возлагали» цветы разных оттенков к фотографии памятника павшим в Великой Отечественной войне.
Несмотря на то, что применение метода проектов требует значительных временных, эмоциональных затрат, он может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости, учёта возрастных и личностных интересов обучающихся, обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность, позволяет создавать продукты, которые пополняют медиатеку по предмету и в дальнейшем используются в учебном процессе.
Наблюдения показывают рост интереса студентов не только к предмету, но и повышение коэффициента эффективности учебного занятия за счет возрастания активности, самостоятельности обучающихся, уровня их взаимодействия с преподавателем, формирования коммуникативных и проектировочных умений.
При проведении анкетирования студенты указали, что при создании и реализации проектов они научились пользоваться словарями, пособиями, Интернет-ресурсами, составлять алгоритмы, анализировать подобранный материал, планировать свою деятельность, овладевать навыками актерского мастерства, публичного выступления, стали более свободно выражать свою мысль, аргументированно дискутировать.
Руководство проектной деятельностью студентов планируется осуществлять систематически, что будет способствовать дальнейшему творческому развитию личности, формированию культуры общения, стимулированию у студентов развития интереса к самостоятельной творческой работе.
Литература
Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности-Изд- во Казанского университета, 1988.
Булатова, О.С. Искусство современного урока-М., 2007.
Насонова, Т.Г. Творческие способности учащихся как психолого-педагогическая проблема. Образование и общество. -2005.-№4.
Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование.- 2000. -№ 7.
Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения.-М., 2007.
Пахомова, Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ.- 2003.
Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности.- //Народное образование.-2009. -№2.
Новикова, Е.А. Педагогическое проектирование профессионально-развивающей ситуации. //Новые педагогические исследования.-2007. -№2.
Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. //Завуч.-2007.- №1, №3.
Сластенин. В., Исаев, И., Шиянов, Е. Педагогика.-www.krotov.info
Меняева, И.И. О методе проектов. //Педагогическая мастерская.- 2004.- №4.
Немерещенко, Л.В. О проектировании в образовании.-//Завуч.-2006.- №5.
Шишов, С.Е. Структура и содержание проектной деятельности.//Стандарты и мониторинг.-2005.- №2.
Громова, Т. Проектная деятельность в учебном процессе. //Учитель.- 2006.- №4.
Бережная, И.Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки //Среднее профессиональное образование.- 2013.- №9
http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики
и информационной поддержки развития образования МИОО