Дополнительная образовательная программа объединения калейдоскоп «Саратовская гармоника»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Утверждена на педагогическом совете
Протокол №__________ от___________
Директор_____________ Иванцова И.Е.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ «КАЛЕЙДОСКОП»
Возраст обучающихся – 4 - 7 лет
Срок реализации – 3 года
Автор:
педагог дополнительного образования
Самусенко Д.С.
Саратов – 2012
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
Программа объединения «Калейдоскоп» имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность данной программы вытекает из потребностей современного общества в качественном предшкольном образовании и воспитании детей. Ввиду особенностей детской психики, лёгкого восприятия и усвоения материала дошкольниками, рекомендуется начинать обучение в раннем возрасте.
В годы детства закладывается основа, на которой позже будет возводиться здание музыкально-танцевальных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Недостаточно, чтобы ребёнок научился правильно смотреть и видеть; необходимо, чтобы он легко улавливал характерные движения, чтобы он понимал гармонию танцевального искусства, умел наслаждаться музыкой и танцем.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании предпосылок для развития творческих интересов воспитанников. Дети решают проблемы духовного обогащения личности, бережного отношения к своей национальной культуре, сохранения народных традиций, развития народного творчества.
Дошкольники имеют уникальную возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Это позволяет на ранних стадиях развития диагностировать и развивать различные специальные способности учащихся, а так же - формировать у детей представления о различных видах танцевальной деятельности, начиная с дошкольного возраста.
Новизна программы заключается в построении занятий таким образом, что они являются одновременно и самостоятельным курсом, и в тоже время начальной ступенью для более серьёзного овладения танцевальным искусством.
Отличительные особенности программы
Объединение «Калейдоскоп» - комплексная система танцевального воспитания и развития художественной одаренности детей. Так же данная программа позволяет совершенствовать их внимание, развитие памяти, выносливости; развивать моторные навыки и координацию движений. Курсы занятий приводят к формированию у ребенка интереса к танцевальному искусству, людям, окружающему миру.
Учитывая, что период детства характеризуется проявлением различных талантов, поддержка и развитие юных танцоров помогает решить проблему воспитания дошкольников, выявления одаренности ребенка.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей путем изучения и приобщения их к танцевальному искусству.
Задачи:
образовательные:
научить ребенка:
- владеть мышцами своего тела;
- слушать музыку, обращать внимание на ритм, темп, характер музыки;
- манере держаться на сцене;
- специальным танцевальным движениям.
Воспитательные:
воспитывать:
- самоконтроль через физическое ощущение (что является в дальнейшем залогом самостоятельной работы);
- интерес к элементам классического, партерного экзерсиса и элементам современного танца;
- силу воли, самостоятельность, чувства коллективизма, стремление доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- способствовать физическому развитию ребенка;
- формировать осанку, правильное дыхание, пластику, культуру и выразительность движений;
- формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через движения и музыку;
- развивать артистические способности.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Занятия в объединении проводятся два раза в неделю во второй половине дня продолжительностью
30 мин. - первый год обучения,
35 мин. - второй год обучения,
40 мин. - третий год обучения.
На первом году обучения (дети 4-5 лет), когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания.
В результате освоения программы 1 года обучения дети 4-5 лет должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, а также должны:
знать:
- позиции рук и ног;
- названия классических движений;
- первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
- воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
- соединять отдельные движения в хореографической композиции;
- исполнять движения классического экзерсиса.
Особенностью второго года обучения (дети 5 - 6 лет) является включение в программу знаний по музыке, занятий ритмикой. Музыка для детей становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители, часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки дошкольники не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки, достойные внимания.
Целью занятий ритмикой является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.
Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс первого года обучения и для вновь прибывших. В конце второго года обучения дети 5 - 6 лет должны закрепить знания первого года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, а также должны
знать:
- названия классических движений нового экзерсиса;
- ритм, акцент, темп.
уметь:
- грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
- определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
- самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
Основные часы занятий третьего года (дети 6 - 7 лет) обучения занимает постановочная работа. В программу вводится новая форма постановок, это работа над танцами малых форм и социальными номерами.
В конце третьего года обучения у детей 6-7 лет должен развиться художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, а также должны
усвоить:
- новые направления, виды хореографии и музыки;
- классические термины;
- жанры музыкальных произведений.
уметь:
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку.
Режим занятий
Схема работы объединения.
Обучение рассчитано на три года. Количество детей в группах - 15 человек. Группы — многопрофильные, с постоянным составом. Режим работы - два раза в неделю, по 1 занятия в день; каждое занятие длится 45 минут.
При организации занятий комплектуются группы в соответствии с уровнем развития детей; составляется расписание, в котором, по возможности, учитывается чередование занятий с активными и пассивными формами работы.
В центр зачисляются дети 4-7 лет на основании личного заявления родителей.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы 1 года обучения дети 4-5 лет должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, а также должны:
знать:
- позиции рук и ног;
- названия классических движений;
- первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
- воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
- соединять отдельные движения в хореографической композиции;
- исполнять движения классического экзерсиса.
В конце второго года обучения дети 5 - 6 лет должны закрепить знания первого года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, а также должны
знать:
- названия классических движений нового экзерсиса;
- ритм, акцент, темп.
уметь:
- грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
- определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
- самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
В конце третьего года обучения у детей 6-7 лет должен развиться художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, а также должны
усвоить:
- новые направления, виды хореографии и музыки;
- классические термины;
- жанры музыкальных произведений.
уметь:
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку.
Способы учёта знаний, умений, способы оценки личностных качеств обучающихся.
Беседа с обучающимися, опрос родителей об удовлетворённости занятием, отчётные концерты и праздники.
Контрольный этап
В конце первого года обучения проводится диагностика детей и анкетирование родителей. В соответствии с полученными результатами вносятся изменения в программу второго года обучения.
Конечный результат
На основе педагогической и психологической диагностики детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями рекомендуются занятия в старших танцевальных коллективах ДТДиМ. Выпускники объединения «Калейдоскоп» продолжают занятия в следующих коллективах: театральных, танцевальных, музыкальных.
Методы и приемы, используемые на занятии объединения «Калейдоскоп»
объяснительно-иллюстративный метод подразумевает показ упражнений педагогом, объяснение предстоящих действий, закрепление достигнутого результата.
игровой метод используется как основной в работе с детьми дошкольного возраста через проведение разминок и соревнований в форме «весёлых стартов» и т.д.
эвристический метод используется, когда педагог, уважая выбор ребёнка, вместе с ним ищет самые эффективные формы ведения занятия, выполнения упражнения.
Для обеспечения благоприятной психоэмоциональной обстановки в работе с детьми используются имитационные упражнения, носящие творческий характер, музыкальное сопровождение, а также оборудование, привлекающее внимание детей, вызывающее у них желание выполнять танцевальные упражнения.
Важная роль на занятиях отведена музыке, которая является интегральной основой. С помощью музыки проводится эмоциональный тренинг, улучшается психологическое и физическое состояние ребенка.
Большое значение при проведении занятий в объединении «Калейдоскоп» является такие приемы как похвала, ободряющее слово, положительный пример, когда педагог отмечает старание ребенка выполнить правильно упражнение, хвалит его, вызывает положительные эмоции. Опыт показывает, что именно на положительных эмоциях дети показывают наилучшие результаты.
Учебно-тематический план
1-й год обучения (4-5 лет)
№ | Наименование разделов и тем | Общ. кол-во часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1 | Элементы музыкальной грамоты | 10 | 2 | 8 |
2 | Пластика | 20 | 1 | 19 |
3 | Элементы классического танца | 20 | 5 | 15 |
4 | Современный танец | 20 | 5 | 15 |
5 | Ритмика | 10 | 1 | 9 |
6 | Партерная гимнастика | 36 | 10 | 26 |
7 | Постановочная и репетиционная работа | 28 | 6 | 22 |
ИТОГО: | 144 | 30 | 114 |
2-й год обучения (5-6 лет)
№ | Наименование разделов и тем | Общ. кол-во часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1 | Классический экзерсис у станка | 20 | 5 | 15 |
2 | Классический экзерсис на середине зала | 20 | 5 | 15 |
3 | Ритмика | 20 | 2 | 18 |
4 | Пластика | 15 | 1 | 14 |
5 | Современный танец | 40 | 1 | 39 |
6 | Партерная гимнастика | 25 | 5 | 20 |
7 | Постановочная и репетиционная работа | 76 | 6 | 70 |
ИТОГО: | 216 | 25 | 191 |
3-й год обучения (6-7 лет)
№ | Наименование разделов и тем | Общ. кол-во часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1 | Классический экзерсис у станка | 20 | 1 | 19 |
2 | Классический экзерсис на середине зала | 20 | 1 | 19 |
3 | Ритмика | 20 | 1 | 19 |
4 | Пластика | 15 | 1 | 14 |
5 | Современный танец | 40 | 1 | 39 |
6 | Партерная гимнастика | 25 | 1 | 24 |
7 | Постановочная и репетиционная работа | 76 | 2 | 74 |
ИТОГО: | 216 | 79 | 209 |
Содержание программы
I-й год обучения
(дети 4-5 лет)
Дата | Тема занятия | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | Знакомство. Вводный урок. | Ориентировка в пространстве. Исходные положения. |
2 | «До свиданья лето» - ритмическая развивающая игра, «Лягушата» - занятия на коврике. | Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. | |
3 | «Колоски» - ритмические шаги, «Мышки» - пластическая игра. | Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий) | |
4 | «Складочки, скакалочки» - упражнения на гибкость. | Упражнение со скакалкой, растяжка мышц тела. | |
5 | «Бананамама» - легкая несложная танцевальная композиция. | Основные движения под музыку. | |
6 | «Танец с пампонами» - танец на координацию движений. | Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях. | |
7 | «Листопад, листопад, листья желтые летят» - слушанье музыки и свободные движения под музыку. | Слушание осенней музыки. Пластические импровизации под музыку. | |
8 | Повторение тем сентября. | Повторение основных движений. Различные виды шага. | |
Октябрь | 1 | «Дождик и тучка» - пластическая миниатюра. | Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. |
2 | «Дождик и тучка» - пластическая миниатюра. | Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. | |
3 | «Прогулка по осеннему парку» - прыжки и шаги. | Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. | |
4 | «Лужица и капель» - ритмико-танцевальная игра. | Отработка ритма и чувства такта. | |
5 | Подготовка к осеннему празднику. | Повторение движений танца. | |
6 | Подготовка к осеннему празднику. | Повторение движений танца. | |
7 | Подготовка к осеннему празднику. | Повторение движений танца. | |
8 | Повторение тем октября. | Повторение основных движений. Контрастные темпы. | |
Ноябрь | 1 | Упражнения на ритмические сочетания шагов. | Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг. |
2 | «Осенние небо» - танцевальные загадки, игра «Тучка, тучка на запоминание танцевальных движений. | Отработка движений. Запоминание через игру. | |
3 | Разучивание танца «Гномы». | Танцевальные комбинации. | |
4 | Разучивание танца «Снежинки». | Танцевальные комбинации. | |
5 | Упражнения для правильной осанки. | Гимнастика для развития мышц и суставов плеч. | |
6 | Разучивание танца «Зажигаем звездочку». | Знакомство с новыми танцевальными движениями. | |
7 | Разучивание танца «Гномы», «Снежинки», «Зажигаем звездочку». | Танцевальные комбинации. | |
8 | Повторение танцев. | Танцевальные комбинации. Отработка элементов. | |
Декабрь | 1 | Разучивание танца «Гномы», «Снежинки», «Зажигаем звездочку». | Разучивание танцевальных движений. |
2 | Повторение танцев. | Отработка танцевальных элементов. | |
3 | Ритмико-танцевальная игра «Первый снежок». | Развивать быстроту движений, координацию | |
4 | Повторение танцев, подготовка к празднику. | уметь согласовывать свои движения с музыкой | |
5 | Повторение танцев, подготовка к празднику. | уметь согласовывать свои движения с музыкой | |
6 | Упражнения на коврике для правильной осанки и координации движений. | Упражнение на гибкость. Выполнение движений в заданном темпе. | |
7 | Танцевально-ритмическая импровизация на заданную тему. | Развитие чувства ритма по музыку. | |
8 | Подготовка к новогоднему балу. | Повторение пройденного материала. | |
Январь | 1 | Пробуем сочинять несложные движения под музыку. | Импровизация музыкально-танцевальных движений под музыку. |
2 | Разучивание танца «Яблочко». | Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. | |
3 | Разучивание танца «Яблочко». | Полуприсядка, «ковырялочка». | |
4 | Развивающая игра «Колоски и мышки». | Образные движения. | |
5 | Упражнения на коврике для правильной осанки и координации движений. | Упражнение на гибкость. Выполнение движений в заданном темпе. | |
6 | Упражнения на коврике для правильной осанки и координации движений. | Упражнение на гибкость. Выполнение движений в заданном темпе. | |
7 | Танец «Яблочко». | Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. | |
8 | Повторение тем января. | Закрепление пройденного материала. | |
Февраль | 1 | Разучивание танца «Яблочко». | Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне. |
2 | Разучивание танца «Яблочко». | Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне. | |
3 | Подготовка ко «Дню защитника отечества». | Разучивание элементов танца. Маршеобразные движения. | |
4 | Подготовка ко «Дню защитника отечества». | Разучивание элементов танца. Маршеобразные движения. | |
5 | Разучивание танца «Кадриль». | Происхождение и особенности русского хоровода. | |
6 | Разучивание танца «Кадриль». | Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. | |
7 | Интересное - рядом. Пластические зарисовки - наблюдения. | Умение пластикой тела передать нужный характер. | |
8 | Повторение тем февраля. | Отработка изученного материала. | |
Март | 1 | Подготовка к празднику 8-ое марта. | Парные пляски. Положения а парах. |
2 | Подготовка к празднику 8-ое марта. | Парные пляски. Положения а парах. | |
3 | Разучивание танца «Кадриль». | Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки. | |
4 | Разучивание танца «Кадриль». | Танцевальные комбинации русских танцев. | |
5 | Повторение элементов танца. | Перепляс. Танцевальные комбинации русских танцев. | |
6 | Разучивание танца «Учитель танцев». | Знакомство с элементами танцевальной зарисовки. | |
7 | Разучивание танца «Учитель танцев». | Знакомство с элементами танцевальной зарисовки. | |
8 | Повторение тем марта. | Танцевальная игра. | |
Апрель | 1 | Весенняя природа - слушанье музыкальных произведений и танцевальная импровизация. | Развивать музыкальную память. |
2 | Знакомство с классическими позициями рук. | Ритмические упражнения с музыкальным заданием | |
3 | Знакомство с классическими позициями рук. | Положение рук в русской пляске. | |
4 | Разучивание танца «Учитель танцев». | Движение с ускорением, замедлением темп | |
5 | Разучивание танца «Учитель танцев». | Движение с ускорением, замедлением темп | |
6 | Отработка элементов танца «Учитель танцев». | Движение по линии танца, в шеренге взявшись за руки. | |
7 | Отработка элементов танца «Учитель танцев». | Движение по линии танца, в шеренге взявшись за руки. | |
8 | Игровая викторина . | развивать быстроту движений, координацию. | |
Май | 1 | Подготовка к выпускному балу. | Парные пляски. Положения а парах. |
2 | Разучивание танца «Твист». | Знакомство с элементами танца. | |
3 | Разучивание танца «Твист». | Знакомство с элементами танца. | |
4 | Отработка элементов танца «Твист». | Умение слушать музыку и подчинять ее своим движениям | |
5 | Повторение танцев. | Характерные перестроения.Упражнения для выработки осанки, выворотности. | |
6 | Отработка танцев «Твист» | Перестроения в колонны по два, по четыре. | |
7 | Отработка танцев «Твист» | Перестроения в колонны по два, по четыре. | |
8 | Выпускной бал. | Праздник, выступление. |
II- й год обучения
(дети 5-6 лет)
Дата | Тема занятия | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | Знакомство. Вводный урок. | Ориентировка в пространстве. Исходные положения. |
2 | «Прощай лето» - ритмическая развивающая игра, «Бабочки» - занятия на коврике. | Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. | |
3 | «У медведя во бору» - ритмические шаги, «мы звезды» - пластическая игра. | Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий) | |
4 | «Складочки, скакалочки» - упражнения на гибкость. | Упражнение со скакалкой, растяжка мышц тела. | |
5 | «Волна» - легкая несложная танцевальная композиция. | Основные движения под музыку. | |
6 | «Танец с мячами» - танец на координацию движений. | Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях. | |
7 | «Золотые листья все летят» - слушанье музыки и свободные движения под музыку. | Слушание осенней музыки. Пластические импровизации под музыку. | |
8 | Повторение тем сентября. | Повторение основных движений. Различные виды шага. | |
Октябрь | 1 | «Солнце и ветер» - пластическая миниатюра. | Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. |
2 | «Солнце и ветер» - пластическая миниатюра. | Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. | |
3 | «По лесу мы идем» - прыжки и шаги. | Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. | |
4 | «Дождь по крышам» - ритмико-танцевальная игра. | Отработка ритма и чувства такта. | |
5 | Подготовка к осеннему празднику. | Повторение движений танца. | |
6 | Подготовка к осеннему празднику. | Повторение движений танца. | |
7 | Подготовка к осеннему празднику. | Повторение движений танца. | |
8 | Повторение тем октября. | Повторение основных движений. Контрастные темпы. | |
Ноябрь | 1 | Упражнения на ритмические сочетания шагов. | Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг. |
2 | «Осенниймарофон» - танцевальные загадки, игра «Солнце, тучка на запоминание танцевальных движений. | Отработка движений. Запоминание через игру. | |
3 | Разучивание танца «Пираты». | Танцевальные комбинации. | |
4 | Разучивание танца «Новогодние Снежинки». | Танцевальные комбинации. | |
5 | Упражнения для правильной осанки. | Гимнастика для развития мышц и суставов плеч. | |
6 | Разучивание танца «Зажигаем звезду». | Знакомство с новыми танцевальными движениями. | |
7 | Разучивание танца «Пираты», «Новогодние снежинки», «Зажигаем звезду». | Танцевальные комбинации. | |
8 | Повторение танцев. | Танцевальные комбинации. Отработка элементов. | |
Декабрь | 1 | Разучивание танца «Пираты», «Новогодние снежинки», «Зажигаем звезду». | Разучивание танцевальных движений. |
2 | Повторение танцев. | Отработка танцевальных элементов. | |
3 | Ритмико-танцевальная игра «Первые снежинки». | Развиватьбыстроту движений, координацию | |
4 | Повторение танцев, подготовка к празднику. | уметь согласовывать свои движения с музыкой | |
5 | Повторение танцев, подготовка к празднику. | уметь согласовывать свои движения с музыкой | |
6 | Упражнения на коврике для правильной осанки и координации движений. | Упражнение на гибкость. Выполнение движений в заданном темпе. | |
7 | Танцевально-ритмическая импровизация на заданную тему. | Развитие чувства ритма по музыку. | |
8 | Подготовка к новогоднему балу. | Повторение пройденного материала. | |
Январь | 1 | Пробуем сочинять несложные движения под музыку. | Импровизация музыкально-танцевальных движений под музыку. |
2 | Разучивание танца «Волжская полька». | Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. | |
3 | Разучивание танца «Волжская полька». | Полуприсядка, «ковырялочка». | |
4 | Развивающая игра «Гуси и волки». | Образные движения. | |
5 | Упражнения на коврике для правильной осанки и координации движений. | Упражнение на гибкость. Выполнение движений в заданном темпе. | |
6 | Упражнения на коврике для правильной осанки и координации движений. | Упражнение на гибкость. Выполнение движений в заданном темпе. | |
7 | Танец «Волжская полька». | Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. | |
8 | Повторение тем января. | Закрепление пройденного материала. | |
Февраль | 1 | Разучивание танца «Волжская полька». | Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне. |
2 | Разучивание танца «Волжская полька». | Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне. | |
3 | Подготовка ко «Дню защитника отечества». | Разучивание элементов танца. Маршеобразные движения. | |
4 | Подготовка ко «Дню защитника отечества». | Разучивание элементов танца. Маршеобразные движения. | |
5 | Разучивание танца «Барыня». | Происхождение и особенности русского хоровода. | |
6 | Разучивание танца «Барыня». | Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. | |
7 | Интересное - рядом. Пластические зарисовки - наблюдения. | Умение пластикой тела передать нужный характер. | |
8 | Повторение тем февраля. | Отработка изученного материала. | |
Март | 1 | Подготовка к празднику 8-ое марта. | Парные пляски. Положения а парах. |
2 | Подготовка к празднику 8-ое марта. | Парные пляски. Положения а парах. | |
3 | Разучивание танца «Барыня». | Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки. | |
4 | Разучивание танца «Барыня». | Танцевальные комбинации русских танцев. | |
5 | Повторение элементов танца. | Перепляс. Танцевальные комбинации русских танцев. | |
6 | Разучивание танца «Позднее время». | Знакомство с элементами танцевальной зарисовки. | |
7 | Разучивание танца «Позднее время». | Знакомство с элементами танцевальной зарисовки. | |
8 | Повторение тем марта. | Танцевальная игра. | |
Апрель | 1 | Весенняя природа - слушанье музыкальных произведений и танцевальная импровизация. | Развивать музыкальную память. |
2 | Знакомство с классическими позициями рук. | Ритмические упражнения с музыкальным заданием | |
3 | Знакомство с классическими позициями рук. | Положение рук в русской пляске. | |
4 | Разучивание танца «Позднее время». | Движение с ускорением, замедлением темп | |
5 | Разучивание танца «Позднее время». | Движение с ускорением, замедлением темп | |
6 | Отработка элементов танца «Позднее время». | Движение по линии танца, в шеренге взявшись за руки. | |
7 | Отработка элементов танца «Позднее время». | Движение по линии танца, в шеренге взявшись за руки. | |
8 | Игровая викторина . | развивать быстроту движений, координацию. | |
Май | 1 | Подготовка к выпускному балу. | Парные пляски. Положения а парах. |
2 | Разучивание танца «Рок энд рол». | Знакомство с элементами танца. | |
3 | Разучивание танца «Рок энд рол». | Знакомство с элементами танца. | |
4 | Отработка элементов танца «Рок энд рол». | Умение слушать музыку и подчинять ее своим движениям | |
5 | Повторение танцев. | Характерные перестроения.Упражнения для выработки осанки, выворотности. | |
6 | Отработка танцев «Рок энд рол» | Перестроения в колонны по два, по четыре. | |
7 | Отработка танцев «Рок энд рол» | Перестроения в колонны по два, по четыре. | |
8 | Выпускной бал. | Праздник, выступление. |
III-й год обучения
(дети 6-7 лет)
Дата | Тема занятия | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | Знакомство. Вводный урок. | Ориентировка в пространстве. Исходные положения. |
2 | «Здравствуй осень» - ритмическая развивающая игра, «Кузнечики» - занятия на коврике. | Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. | |
3 | «Два шага направо» - ритмические шаги, «Листопад» - пластическая игра. | Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий) | |
4 | «Складочки, скакалочки» - упражнения на гибкость. | Упражнение со скакалкой, растяжка мышц тела. | |
5 | «На море» - легкая несложная танцевальная композиция. | Основные движения под музыку. | |
6 | «Танец с лентами» - танец на координацию движений. | Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях. | |
7 | «Золотые время - осень» - слушанье музыки и свободные движения под музыку. | Слушание осенней музыки. Пластические импровизации под музыку. | |
8 | Повторение тем сентября. | Повторение основных движений. Различные виды шага. | |
Октябрь | 1 | «У природы нет плохой погоды» - пластическая миниатюра. | Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. |
2 | «У природы нет плохой погоды» - пластическая миниатюра. | Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. | |
3 | «Коледа» - прыжки и шаги. | Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. | |
4 | «У оленя дом большой» - ритмико-танцевальная игра. | Отработка ритма и чувства такта. | |
5 | Подготовка к осеннему празднику. | Повторение движений танца. | |
6 | Подготовка к осеннему празднику. | Повторение движений танца. | |
7 | Подготовка к осеннему празднику. | Повторение движений танца. | |
8 | Повторение тем октября. | Повторение основных движений. Контрастные темпы. | |
Ноябрь | 1 | Упражнения на ритмические сочетания шагов. | Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг. |
2 | «Осенняявикторина» - танцевальные загадки, игра «кап кап дождики на запоминание танцевальных движений. | Отработка движений. Запоминание через игру. | |
3 | Разучивание танца «Санта». | Танцевальные комбинации. | |
4 | Разучивание танца «Кружатся снединкиСнежинки». | Танцевальные комбинации. | |
5 | Упражнения для правильной осанки. | Гимнастика для развития мышц и суставов плеч. | |
6 | Разучивание танца «Цыганский». | Знакомство с новыми танцевальными движениями. | |
7 | Разучивание танца «Санта», «Кружатся снежинки», «Цыганский». | Танцевальные комбинации. | |
8 | Повторение танцев. | Танцевальные комбинации. Отработка элементов. | |
Декабрь | 1 | Разучивание танца «Санта», «Кружатся снежинки», «Цыганский». | Разучивание танцевальных движений. |
2 | Повторение танцев. | Отработка танцевальных элементов. | |
3 | Ритмико-танцевальная игра «Первый снег». | Развиватьбыстроту движений, координацию | |
4 | Повторение танцев, подготовка к празднику. | уметь согласовывать свои движения с музыкой | |
5 | Повторение танцев, подготовка к празднику. | уметь согласовывать свои движения с музыкой | |
6 | Упражнения на коврике для правильной осанки и координации движений. | Упражнение на гибкость. Выполнение движений в заданном темпе. | |
7 | Танцевально-ритмическая импровизация на заданную тему. | Развитие чувства ритма по музыку. | |
8 | Подготовка к новогоднему балу. | Повторение пройденного материала. | |
Январь | 1 | Пробуем сочинять несложные движения под музыку. | Импровизация музыкально-танцевальных движений под музыку. |
2 | Разучивание танца «Семеновна». | Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. | |
3 | Разучивание танца «Семеновна». | Полуприсядка, «ковырялочка». | |
4 | Развивающая игра «Охотники и утки». | Образные движения. | |
5 | Упражнения на коврике для правильной осанки и координации движений. | Упражнение на гибкость. Выполнение движений в заданном темпе. | |
6 | Упражнения на коврике для правильной осанки и координации движений. | Упражнение на гибкость. Выполнение движений в заданном темпе. | |
7 | Танец «Семеновна». | Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. | |
8 | Повторение тем января. | Закрепление пройденного материала. | |
Февраль | 1 | Разучивание танца «Семеновна». | Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне. |
2 | Разучивание танца «Семеновна». | Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне. | |
3 | Подготовка ко «Дню защитника отечества». | Разучивание элементов танца. Маршеобразные движения. | |
4 | Подготовка ко «Дню защитника отечества». | Разучивание элементов танца. Маршеобразные движения. | |
5 | Разучивание танца «Коробейники». | Происхождение и особенности русского хоровода. | |
6 | Разучивание танца «Коробейники». | Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. | |
7 | Интересное - рядом. Пластические зарисовки - наблюдения. | Умение пластикой тела передать нужный характер. | |
8 | Повторение тем февраля. | Отработка изученного материала. | |
Март | 1 | Подготовка к празднику 8-ое марта. | Парные пляски. Положения а парах. |
2 | Подготовка к празднику 8-ое марта. | Парные пляски. Положения а парах. | |
3 | Разучивание танца «Коробейники». | Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки. | |
4 | Разучивание танца «Коробейники». | Танцевальные комбинации русских танцев. | |
5 | Повторение элементов танца. | Перепляс. Танцевальные комбинации русских танцев. | |
6 | Разучивание танца «Танго». | Знакомство с элементами танцевальной зарисовки. | |
7 | Разучивание танца «Танго». | Знакомство с элементами танцевальной зарисовки. | |
8 | Повторение тем марта. | Танцевальная игра. | |
Апрель | 1 | Весенняя природа - слушанье музыкальных произведений и танцевальная импровизация. | Развивать музыкальную память. |
2 | Знакомство с классическими позициями рук. | Ритмические упражнения с музыкальным заданием | |
3 | Знакомство с классическими позициями рук. | Положение рук в русской пляске. | |
4 | Разучивание танца «Танго». | Движение с ускорением, замедлением темп | |
5 | Разучивание танца «Танго». | Движение с ускорением, замедлением темп | |
6 | Отработка элементов танца «Танго». | Движение по линии танца, в шеренге взявшись за руки. | |
7 | Отработка элементов танца «Танго». | Движение по линии танца, в шеренге взявшись за руки. | |
8 | Игровая викторина . | развивать быстроту движений, координацию. | |
Май | 1 | Подготовка к выпускному балу. | Парные пляски. Положения а парах. |
2 | Разучивание танца «Джайв». | Знакомство с элементами танца. | |
3 | Разучивание танца «Джайв». | Знакомство с элементами танца. | |
4 | Отработка элементов танца «Джайв». | Умение слушать музыку и подчинять ее своим движениям | |
5 | Повторение танцев. | Характерные перестроения.Упражнения для выработки осанки, выворотности. | |
6 | Отработка танцев «Джайв» | Перестроения в колонны по два, по четыре. | |
7 | Перестроения в колонны по два, по четыре. | ||
8 | Выпускной бал. | Праздник, выступление. |
1-й год обучения
Организационное занятие.
Общее знакомство (форма одежды, расписание занятий). Краткая характеристика, цели и задачи обучения танцу. Жанровое многообразие танца. Его воспитательное воздействие на людей, приобщающихся к танцевальному искусству, правила поведения на занятиях, культура общения в танце, со сверстниками.
Ритмика.
Изучение шагов, притопов, хлопков в такт музыки, умение ритмично исполнять движения танца, тренаж, как постепенный разогрев мышц.
а) Упражнения.
Ходьба разного характера, бег, галоп, поскоки, прыжки, упражнения для рук, упражнение с предметами, упражнения для разучивания плясовых и танцевальных движений.
б) Танцевально-игровое творчество.
Развитие образности и выразительности движения. Способствование накоплению музыкальных впечатлений. Воспитание музыкального вкуса посредством самостоятельной передаче игровых и танцевальных образов («Вальс кошки», «Котик и козлик»).
в) Инсценировка.
Обучение самостоятельным действиям в соответствии с характером и музыкальным текстом. Обучение свободной ориентации в пространстве, развитие ритмичности («Веселые музыканты», «Свободная пляска»).
Пляски.
Ознакомление детей с народной музыкой плясового характера. Воспитание выдержки через начало того или иного движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке. Обучение выполнению различных плясовых движений (русский танец «Веснянка» - хоровод, белорусский «Бульба»).
Итоговая деятельность.
Беседы, опрос, выявление знаний, умений и навыков в танце. Проведение праздников для родителей: «Осень золотая». Танцы: «Листики шуршат», «Прощанье с Осенью», «Новогодний праздник», «Пингвины и медведи», «Тройка», «Снежинки». Праздник весны: «Солнечные лучики», «Пусть всегда будет солнце», «Хоровод цветов».
2-й и 3-й год обучения
Ритмика - повторение.
Закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных детьми в предыдущем разделе программы.
Жанры танца:
а) народный танец.
Танец, который отражает характер и быт разных национальностей. Народный танец помогает раскрыть темперамент, развивает легкость и свободу движений (коллективно-порядковые упражнения – перестроения – линия, круг).
Знакомство с основными элементами народного танца России – положение рук, ног, раскрывание рук, простые ходы, дробные ходы, «гармошка», «Полька» – чешский, «Русский лирический», «Бульба» – белорусский).
б) исторический танец.
Показ старинных гравюр, посещение музея Радищева, просмотр спектакля в театре оперы и балета (знакомство с костюмом, эпохой, музыкой, культурой исполнения). Инсценировка – «Бал Золушки» - танец «Вальс», «Полька», «Полонез».
в) ритмичный танец.
Знакомство с техникой выполнения простейших движений в соответствии с музыкальным ритмом. Этюды на координацию и пластические этюды. Игры на координацию. Теория выполнения.
Практика:
Подготовка отдельных танцев. Постановка сюжетных танцевальных этюдов, номеров. Народный, исторический, современный танцы. Исполнение танцевальных номеров на праздниках (Румба, Дружба, школьный вальс).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными в освоении программы объединения «Калейдоскоп» являются принципы «от простого к сложному», от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «вместе с партнёром», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логике к ощущениям».
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца. Далее учащиеся знакомятся с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения фигур, т.е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. В результате такой работы у детей расширяется двигательный «кругозор», и освоения танца в целом происходит быстрее.
Выбирается так называемый оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Освоение танцев с достаточно сложной координацией происходит постепенно, путём протанцовывания в медленном темпе или в пол темпа под ту же музыку. Перемена темпа ещё более развивает чувство ритма. Необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения, слушать. Важнейший вопрос – постановка в пары. Здесь руководитель объединения руководствуется не только антропометрическими данными, но психологическими и внешними. Не менее сложная задача научит двигаться в паре. Параллельное изучение сразу 2-3 танцев разнообразит занятие, переключает внимание и повышает интерес учащихся приводит к быстрому «растанцовыванию» занимающегося. Дети младшего возраста мыслят образами, и в отличие от детей среднего возраста, они не могут понять логики и конкретности знаков движения. Поэтому необходимо сформировать привычки и навыки на эмоциональном уровне, играя, сними в те или иные образы.
Дети старшего возраста способны осмысливать свои действия, и это надо использовать и развивать, объяснять, для чего мы это делаем: «В танцах ничего не бывает просто так». Нужно конкретное объяснение, какие мышцы и как нужно включить в работу, как правильно перенести вес ноги на ногу в движении. Когда усвоена техника, можно перейти к ритмической окраске и в область ощущений, ассоциаций. В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимание, разгрузку и отдых.
Методическое обеспечение
№ | Наименование разделов и тем | Формы проведения занятий | Формы подведения итогов |
1. | Организационное занятие | Беседа | Опрос |
2. | Ритмика: а) упражнения | Занятие - тренинг | Исполнение упражнений |
б) танцевально-игровое творчество | Танцевальные игры | Придумывание танца | |
в) инсценировка | Занятие - фантазия | Показ собственного танцевального этюда | |
3. | Пляски | Танцевальный тренинг | Исполнение плясовых элементов |
|
4. | Ритмика – повторение | Практическое занятие | Повторение пройденного материала в форме исполнения ритмических упражнений |
5. | Жанры танца: а) народный танец | Тренинг танцевальных элементов | Исполнение народных танцев |
б) исторический танец; | Занятие – путешествие в прошлое | Исполнение элементов исторического танца | |
в) ритмичный танец | Занятие - тренинг | Исполнение современных танцев | |
6. | Практика | Тренинго – практическое занятие | Исполнение танцевальной композиции |
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение программы: для проведения занятий на высоком уровне педагогу необходимы:
музыкально-физкультурный зал, имеющий зеркала;
ТСО: аудиомагнитофон, видеоаппаратура, мультимедиа;
музыкальные диски с записью танцевальных мелодий, диски с видеозаписью танцевальных номеров;
спортивно-танцевальный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, помпоны, ленты, коврики).
Приложение 1
Упражнения для развития чувства ритма
1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком ( без хлопка)
- Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).
2. «Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик,
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами,
Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он
Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он
Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались
Бум - бум - бум!
И удары раздавались
Бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум - бум - бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум - бум - бум!
3. Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
4. «Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш - кыш (свободное движение рук)
Хлоп - хлоп (в ладоши)
Шлеп - шлеп (по коленям)
Топ - топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
5. На фланелеграфе выложить ритм:
Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски.
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.
6. Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
7. Игра: «Хлопот в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.
8. Игра: «Музыкальные топотушки».
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.
9. Показ рукой - ударение на каждое слово.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
(Можно прыгать как зайчики).
10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо - 2 раза.
А потом вдруг... в ямку бух! (приседают).
11. «Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
12. «Сыграй, как я».
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.
13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши.
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).
14. Пение с движением руки по движению мелодии.
Сила звука: открывать ладонь и закрывать.
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.
Приложение 2
Праздник, как форма подведения итогов
Итоги наработанного за определенный учебный период материала подводятся в творческой форме на праздничных мероприятиях. На праздниках дети, показывая свои новые умения и знания, учатся работать в коллективе.
В зависимости от характера мероприятия используются различные формы его проведения. Так, на новый год это веселый карнавал для детей, на котором они исполняют праздничные номера. На восьмое марта выступления детей – это подарок для близких людей - мам и бабушек. На отчетном концерте родители оценивают выступления детей как судьи.
Список используемой литературы
1. Ваганова А. Основы классического танца. - М., 2003
2. Классический танец. Программа 1 -3 классы. - Санкт-Петербург, 2007. Академия русского балета им. А.Я. Вагановой.
3. Кузнецов А. Учебно-воспитательная работа в самодеятельных коллективах. - М.: «Профиздат», 2004.
4. Методические разработки для руководителей хореографических коллективов по классическому танцу. - М., 2009.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2007.
6. Столович Я.Н. Жизнь-творчество-человек. Функции художественной деятельности.- М., 2007.