Дополнительная общеразвивающая программа «Музейный калейдоскоп»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10»
301846, Тульская область, город Ефремов, улица Интернациональная, 4а
телефон (48741) 40666, 41049 тел/факс (48741) 40666, E-mail: school10.efremov@tularegion.org
Утверждаю
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №_________
от «____»_________20___года
Руководитель
МКОУ «СШ №10»
_________________Ф.И.О. Приказ №______________ от «____»________20_____года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Музейный калейдоскоп»
Направленность: художественно-эстетическая; краеведческая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст воспитанников 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Парахина Дина Викторовна
Воспитатель дополнительного образования
Ефремов 2018
Материально-технические условия реализации Программы
Мини-музей «Народные игры и игрушки» расположен в МКОУ «СШ №10» дошкольные группы в правом крыле учреждения на первом этаже, занимает комнату площадью 16 кв.м.
Пополнение наглядным материалом; подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов; проведение экскурсий для других групп старшего возраста; на базе мини – музея или с использованием его коллекций проводить О.О.Д. по разным видам деятельности. Заинтересовать коллектив ДОУ в сборе коллекционных экспонатов. Мастер-классы для детей, воспитателей и родителей.
Создание библиотеки народных игр, потешек, загадок, стихотворений.
Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы
Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. СПб., 2001.
Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М., 2002.
Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания «Красота. Радость. Здоровье». М,, 2002.
Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5—7 лет. М., 2003.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изобразительной деятельности. М., 2002.
Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2000.
Панкратова Т.Н. Окружающий мир и музей. М., 2001.
Пантелеев Т.Н. Декоративное искусство — детям. М., 1976.
Петров В.М., Гришина Т.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М., 2001.
Петров В.М., Гришина Т.П., Короткова Л.Д- Летние праздники, игры и забавы для детей. М., 2001.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М., 2001.
Петров В.М., Гришина Т.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М., 2001.
Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в
детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2008.
Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада.
Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. - М.: Обруч, 2008.
«Пояснительная записка»
Мини-музей народных игр и игрушек.
Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются. Народная игрушка всегда сопутствовала человеку- она является одним из самых давних видов декоративно-прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего глаз. Первое наше знакомство с миром , его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Цель организации мини-музея «Народные игры и игрушки» в МКОУ «СШ №10» дошкольные группы - привитие уважения к традициям и истории народной культуры. Именно игры и игрушки близки нам в детском возрасте, они понятны и взрослым, и детям.
Наш музей насчитывает около 100 экспонатов. Часть из них приобретена, часть изготовлена руководителем (воспитателем), часть смастерили дети и их родители. Среди экспонатов есть глиняные, деревянные, тряпичные, соломенные и травяные куклы и игрушки. Все они очень разнообразны не только по материалу, но и по местам исконного бытования, по стилю и даже по характеру. Большую часть экспонатов мини-музея занимает именно народная кукла.
Работа в нашем музее позволяет выйти за рамки обычной воспитательной и образовательной деятельности. Подобный музей расширяет познавательно-исследовательскую деятельность у воспитанников. Наш мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Музей позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы. В работе с детьми применяются как традиционные, так и инновационные технологии. По мере создания и приобретения экспонатов для бесед и рассказов, организуются условия для самостоятельной деятельности детей и проведения мероприятий с родителями и коллегами.
Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний, которые проходят в свободной форме, совместной деятельности и самостоятельно. В обычных музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее - не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Каждый ребёнок, сделав хоть одну игрушку своими руками, становиться волшебником, потому что научился не только мастерить, но и видеть за их неприхотливым обликом целый мир, полный чудес и творческих поисков. Возможность сделать народную игрушку из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые, дорогие сердцу игрушки, они начинают постигать – а лучше сказать, вспоминать – свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст нам забыть свою историю.
Когда дети видят в нашем мини-музее сделанные своими руками игрушки, они понимают, что плоды их творчества нужны и интересны. Это вдохновляет детей не только на новые творческие порывы, но благотворно действует на самооценку детей, на всю их образовательную деятельность. Наша работа не останавливается на достигнутом, и продолжается на пополнении мини-музея другими экспонатами, которые развивают кругозор детей и взрослых.
Актуальность
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.
С введением ФГОС мини-музей в ДОУ будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, поделки, игрушки рассматривая экспозиции:
дети усваивают опыт социальных взаимоотношений;
учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам; учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини – музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашем ДОУ «Народные игры и игрушки»
Мини-музей обогатит предметно – развивающую среду и духовный мир ребёнка.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с
народными играми и игрушками.
Задачи работы:
Образовательные:
1. Изучить историю возникновения народных игрушек.
2. Познакомить с техникой изготовления игрушек, вызвать интерес к их изготовлению, обыгрыванию, подвести к пониманию их назначений.
Развивающие:
1.Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
2.Формирование бережного отношения к экспонатам изготовленных мастерами и работ детей.
3.Развитие интереса к русским традициям и почтительно относиться к обычаем предков;
4.Развитие чувства ответственности и гордости за свой народ.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
2. Воспитывать у детей интерес к культуре предков России и мира;
3. Воспитывать у дошкольников основы толерантности; представления о взаимосвязях разных культур.
4. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
5. Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
6.Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
7. Обогатить предметно-развивающую среды детского сада
Программа рекомендована для детей старшей группы
Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Режим: один раз в неделю,25-30 минут
Срок реализации программы 1 год
Планируемые результаты: Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественно-эстетических навыков.
Музейная педагогика в условиях детского сада
— позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
— является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;
— способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
— помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музеи в дошкольном учреждении часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.
Список детей
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Возраст на 01.09.2018г. |
1 |
Гозиева Закия Ояттулоевна |
23.11.12г. |
5г.9м. |
2 |
Гранкина Анастасия Юрьевна |
22.04.13г. |
5г.4м. |
3 |
Краснова Алиса Александровна |
07.12.12г. |
5г.8м. |
4 |
Лукьяница Тимур Сергеевич |
16.10.12г. |
5г.10м. |
5 |
Параскевопуло Екатерина Васильевна |
11.12.12г. |
5г.8м. |
6 |
Рогова Валерия Игоревна |
30.11.12г. |
5г.9м. |
7 |
Козлова Яна Владимировна |
10.09.13г. |
5г.4м. |
8 |
Седых Анастасия Михайловна |
20.10.12г. |
5г.10м. |
9 |
Слесарев Максим Олегович |
03.02.13г. |
5г.6м. |
10 |
Фридочкина Анна Юрьевна |
11.03.13г. |
5г.5м. |
11 |
Чернявская Анастасия Георгиевна |
08.11.12г. |
5г.9м. |
12 |
Юров Виктор Михайлович |
19.02.13г. |
5г.6м. |
Учебный тематический план
№ п\п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов всего |
Количество часов теория |
Количество часов практика |
Форма аттестации (контроля) |
1 |
«Приглашение в музей» 1.Что такое музей 2.Правила поведения в мине-музеи 3.Народные игрушки 4.Народные игры |
1ч 40мин |
1ч 40мин 25мин 25мин 25мин 25мин |
занятие |
|
2 |
Волшебное кружево 1.«Три девицы под окном» 2. «Волшебный стежок» 3. Посиделки у бабы Дуни» 4.Кружевоплетение |
1ч 40мин |
40мин 10мин 10мин 10мин 10мин |
60мин 15мин 15мин 15мин 15мин |
Занятие Выставка |
3 |
Народная кукла 1.«Изготовление куклы закрутки» 2. «Кукла кувадка» 3. «Кукла «Ангелочек» 4. «Кукла «Крестушка» (коллективная работа) |
1ч 40мин |
40мин 10мин 10мин 10мин 10мин |
60мин 15мин 15мин 15мин 15мин |
Занятие Выставка |
4 |
«Волшебная глина» стр33 к.м 1. Путешествие всказку 2.Роспись дымковского силуэта «Барашек» 3. Лепка «Филимоновский конь» 4.Посуда (аппликация) |
1ч 40мин |
40мин 10мин 10мин 10мин 10мин |
60мин 15мин 15мин 15мин 15мин |
Выставка Занятие |
5 |
«Русь деревянная» 1.Музыкальные инструмеленого тестанты 2. Посуда 3.Игрушки 4.Роспись деревянной дощечки |
1ч 40мин |
40мин 10мин 10мин 10мин 10мин |
60мин 15мин 15мин 15мин 15мин |
Выставка Занятие |
6 |
«Большое путешествие маленькой пуговице» 1.Откуда появились пуговицы 2.Аппликация из пуговиц «Ваза с цветами» 3.Застёжки 4.Форменные пуговицы |
1ч 40мин |
40мин 10мин 10мин 10мин 10мин |
60мин 15мин 15мин 15мин 15мин |
Проект Занятие Выставка |
7 |
Народный костюм 1.«Из бабушкиного сундука» 59 2. «Головной убор» 3. Роспись ткани 4.Роспись платка |
1ч 40мин |
40мин 10мин 10мин 10мин 10мин |
60мин 15мин 15мин 15мин 15мин |
Выставка Занятие |
8 |
«Народная роспись 1.Золотая хохлама 2.Городец 3.Кжель 4.Жостово |
1ч 40мин |
40мин 10мин 10мин 10мин 10мин |
60мин 15мин 15мин 15мин 15мин |
Занятие Выставка |
9 |
«Я коллекционер» 1.Коллекция магнитиков 2.Коллекция часов 3.Коллекция ключей 4. Подведение итогов |
1ч 40мин |
40мин 10мин 10мин 10мин 10мин |
60мин 15мин 15мин 15мин 15мин |
Выставка |
2.3.2.Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Приглашение в музей |
Тема:1.1 «Что такое музей» Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Задачи: Знакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи; Расширять кругозор дошкольников Формировать у дошкольников представления о музее Знакомить с правилами поведения в музеях; Воспитывать интерес к окружающему миру. Предварительная работа: Беседа о правилах поведения в музеях . Демонстрационный материал: фотографии с изображением различных экспонатов этих музеев. (Используя электронные ресурсы) |
Тема: 1.2 «Правила поведения в музеи» Задачи: В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками! Рассмотренные экспонаты нужно положить на место. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой. Можно и даже нужно задавать вопросы. Можно пополнять музей новыми экспонатами. |
Тема: 1.3 «Народные игрушки» Цель: Развитие речи и творческих способностей через знакомство детей с изделиями народных промыслов. Задачи: Развивающие: Воспитательные: Словарная работа: орнамент, умелец. Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов. Материалы и оборудование: Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой. Народная кукла Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике. |
Тема: 1.4 «Народные игры» ЦЕЛЬ: приобщение детей к народной культуре и культуре народов России. ЗАДАЧИ: 3. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей. |
Раздел 2 Волшебное кружево |
Тема:2.1 «Три девицы под окном» На примере русских народных сказок учить трудолюбию, уважению к традициям. Познакомить с пословицами, загадками, поговорками о труде, мастерстве. Рассказать об истории русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Расширять знания о народном искусстве. Закреплять навыки хохломской, филимоновской и дымковской росписи. ПОДГОТОВКА Потребуются краски гуашевые, акварельные и акриловые; салфетки; деревянные яйца, деревянные ложки; нитки, пяльцы, иглы; вышитые изделия. Прочитываются русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова. Проводятся занятия по декоративному рисованию с элементами филимоновской и хохломской росписи, дымковской. Изготавливаются салфетки для росписи. |
Тема:2.2 «Волшебный стежок» Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуры. Задачи: — систематизировать знания детей о национальной одежде (мужской и женской, праздничной и будничной), особенностях ее украшения; — воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма; — активизировать в речи детей слова: одежда повседневная, праздничная, льняная, хлопковая; — формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности. Оборудование: бумажные куклы (Марьюшка и Иванушка); силуэтные изображения мужской (рубаха-косоворотка, штаны, пояс, лапти, картуз) и женской (рубаха, сарафан, кокошник, лапти) одежды русских людей для кукол; проектор; три слайда с изображением одежды русского человека: на первом слайде изображена мужская и женская одежда, на втором — летняя и зимняя, на третьем — праздничная и будничная; кусочки различных тканей; репродукции картин художников, на которых изображены Русские люди в праздничных одеждах; диктофон; рисунки-половинки с изображениями предметов женского и мужского русских народных костюмов, которые дети будут дорисовывать по принципу симметрии; магнитофон; аудиозапись русских народных мелодий; веревка; цветные карандаши; фломастеры. |
Тема:2.3 «Посиделки у бабы Дуни» Форма проведения: посиделки. Цель: Формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края. Задачи: приобщать детей к восприятию народного искусства родного края; знакомить с народным творчеством - кружевоплетением; формировать умение видеть красоту кружев, замечать разное построение узора в разных по форме и назначению кружевных изделиях; развивать творческие способности, мышление, воображение, эстетическое восприятие; воспитывать у детей интерес к народным традициям и обычаям; уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; обогащать словарный запас детей специальной терминологией: «коклюшки», «сколок», «кружева», «мастерская», «узор»; приобщать детей к музыкальному искусству. Материал: : Кружевные салфетки разного размера и цвета, платки, воротнички, манжеты, одежда, тематические иллюстрации, коклюшки, нитки разного цвета для плетения косичек, крючки, подушечка (из пенопласта), булавки с круглыми головками. Предварительная работа: Рассматривание репродукций и предметов с Елецкими кружевами, знакомство с русскими костюмами, в украшении которых присутствовали кружева, пение песен, чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, беседы о русском быте и традициях. |
Тема:2.4 «Кружевоплетение» Цель проекта: Создать условия для приобщения детей и их родителей к декоративно-прикладному творчеству Елецкие кружева через знакомство с текстильными промыслами. Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства. Задачи проекта: Образовательные: 1. Познакомить детей с текстильными промыслами, кружевоплетением, вышивкой, Елецкой кружевоплетением. 2. Совершенствовать у детей умение создавать узоры по мотивам народного творчества, используя разнообразные приёмы изобразительного искусства; 3. Учить детей ориентироваться в различных видах вышивки; 4. Познакомить детей с профессиями, связанными с текстильным промыслом. Развивающие: Развивать познавательную активность детей. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать художественный вкус у детей в процессе ознакомления с характерными особенностями и элементами текстильного промысла; Развивать художественно - творческие способности у детей. Воспитательные: Воспитывать любовь к декоративно- прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров; Воспитывать эстетические и этические чувства; Воспитывать чувство гордости за край, в котором мы живём. Задачи для родителей: 1. Улучшение детских и родительских отношений; 2. Привлечение родителей к жизнедеятельности группы, совместному сотрудничеству. Вид проекта: Информационный, практико-ориентированный. Время реализации проекта: среднесрочный (октябрь - февраль) Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников |
Раздел 3 Народная кукла |
Тема:3.1 «Кукла закрутка» Цель и задачи Познакомить с изготовлением традиционной куклы. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Приобщить к обрядовой культуре края. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. Развивать индивидуальные творческие способности. Прививать уважение к традициям семьи. Приучать к совместному труду со взрослыми. Познакомить с новыми словами и их значениями: «кукла-закрутка», «скалка», «тулово», «оберег», «оторочка», «лоскут», «мочало». Активизировать словарь: «фартук», «кайма», «рукодельница», «льняная», «хлопчатобумажная», «шерстяная», «нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая». ПОДГОТОВКА Потребуется белая ткань размером 20 х 20 см по количеству детей. Готовятся вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков. Участвуют Рукодельница и дети, приглашаются их мамы и бабушки. |
Тема:3.2 «Кукла «Куватка» Задачи: познакомить с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Куватка», развивать любознательность, воспитывать уважение к народным традициям. Оборудование: лоскуты яркой ткани, цветные нитки |
Тема:3.3 «Кукла «Ангелочек» Цель: приобщение детей к русской культуре, развитие активности и самостоятельности, воспитание культуры общения, умение работать в коллективе. Задачи: продолжить знакомство с народной игрушкой, научить приёмам её изготовления, обучить детей приёмам коллективной работы и самоконтроля. Оборудование: нитки ножницы заготовки для кукол лоскутки ткани 25х25 см, вата. |
Тема:3.4 «Кукла «Крестушка» (коллективная работа) Задачи: углублять и расширять знания о народной кукле, развивать творческое мышление, воображение, воспитывать усидчивость и умение работать в коллективе. Оборудование: две деревянные палочки; цветные нитки. |
Раздел 4 Волшебная глина |
Тема:4.1 Форма проведения: путешествие в сказку. Цель и задачи: дать представление о гончарном промысле; показать разнообразие изделий из глины (игрушки, кирпичи, способствовать применению полученных знаний на практике (лепка посуды). Методы и приемы: рассказ сказочной истории про Ивашечку, загадки, знакомство с орнаментом горшков, наглядность, использование познавательных историй, проблемных ситуаций, художественного слова, видеофильма о работе гончара, изготовление детьми игрушек из глины. Предметный ряд и оборудование: различные изделия из глины (игрушки, кирпичи» посуда, свистульки); Ивашечка простой, Ива-шечка расписной; кирпич, фарфоровые чашки, осколки керамики, гончарный круг, видеомагнитофон, телевизор, глина, ведро с водой. |
Тема:4.2 «Роспись дымковского силуэта «Барашек» Цель: Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой. Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства. Задачи: Учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски) Закреплять умения концом ватной палочки наносить точки, рисовать круги вокруг точек, использовать для каждой краски отдельную ватную палочку. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. Материалы: дымковские глиняные игрушки, картинки с изображением дымковских игрушек, шаблоны барашков, красивая коробка, гуашь, ватные палочки, непроливайки, салфетки . |
Тема:4.3 лепка «Филимоновский конь» Цель: Развитие творческих способности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи кружка: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки, раскрашивание готовых изделий; закрепление знаний о дымковской, хохломской, гжельской росписях; закрепить рельефную, объемную лепку; познакомить с техникой выполнения изделий глины; сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами; закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться. конь" силуэта " |
Тема:4.4 аппликация «Посуда» Тема: «Федора в гостях у ребят» Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с выполнением аппликации способом обрыва бумаги; формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, закреплять знания о цветах; учить работать в парах, согласовывать действия друг с другом; активизировать употребление прилагательных, глаголов; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закрепить названия: блюдце, чашка, ручка чашки. Развивающие задачи: Закреплять навыки коммуникативного поведения; упражнять в работе с трафаретами, развивать мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к деятельности, желание работать в коллективе, самостоятельность, умение отражать свои впечатления в работе, художественный вкус. Материал к занятию: силуэты блюдец и чашек, карандаши, клей, кисти, клеенка, салфетки, листы цветной бумаги. Предварительная работа: чтение произведений К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Федорино горе»; рассматривание иллюстраций с изображением чайной посуды; дети обводят по трафарету и вырезают ручку к чашке, чашку и блюдце. |
Раздел 5 Русь деревянная |
Тема:5.1 «Музыкальные инструменты» «Деревянные звуки» Цель: Привлечение внимания детей к богатству и разнообразию звуков окружающей действительности. Задачи: - развивать тембровый слух; - развивать у детей фантазию и изобретательность в звукотворчестве; - способствовать развитию ассоциативного мышления, воображения; - знакомить детей с деревянными музыкальными инструментами; - учить слаженно, играть в оркестре; - воспитывать дружеские отношения между детьми и взрослыми; - поддерживать интерес к народной и классической музыке; - развивать музыкально-ритмический слух, умение совмещать движения с игрой на музыкальных инструментах. Пособия и материалы: - детские музыкальные инструменты; - предметы из дерева ( кубики, палочки, ложки, скалка, разделочная доска, матрёшки и др.); - аудиозаписи «Голоса природы», «Смелый наездник» Р. Шуман, русские народные мелодии; - портрет композитора Р. Шумана. |
Тема:5.2 «Посуда» Образовательная область: «Познание». Тема: «Такая разная посуда». Программное содержание: - продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира; - учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды; - закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная; - закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда; - развивать мышление, воображение; - воспитывать бережное отношение к посуде. Цели: - закрепить знания детей о современной и старинной посуде; - закрепить знания о различных видах посуды, её назначении; - формирование лексико-грамматического строя и связной речи; - развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение; - воспитывать бережное отношение к посуде. Задачи: - активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании; - совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже; - активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации. Словарная работа: дуршлаг, самовар, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный. Предварительная работа: Экскурсия на кухню детского сада; Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И. Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»; Отгадывание загадок о посуде; Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды; Дидактические игры по теме «Посуда». Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания. |
Тема:5.3 «Игрушки» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Задачи. Упражнять детей в образовании прилагательных («Из чего сделана?)»; в формировании сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а»; в согласовании существительного с прилагательным (“Расскажи об игрушке”), существительного с личным местоимением (“Мой, моя, мое”); упражнять детей в употреблении пространственных предлогов, в употреблении существительных в родительном падеже. Развивать внимание, речевую активность. Воспитание бережного отношения к окружающим людям, игрушкам. Материал. Игрушки из разных материалов; картинки с изображением играющих детей (к игре “Что нарисовано на картинке?”); набор картинок в коробке или конверте с изображением игрушек (к игре “Мой, моя, мое”); игрушка медведя, стул, ведерко, коробка с мелкими игрушками (для истории об игрушках), небольшая ширма (к игре “Чего не стало?”); картинки с изображением сломанных игрушек ( к игре “Чего не хватает?”). |
Тема:5.4 «Роспись деревянной дощечки» Цель: декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городецкой росписи – « конём», «розанов», «бутонов» и «купавок». Материалы: разделочная доска, акриловые краски, кисти плоские и круглые, простой карандаш, стаканчик, наждачка, палитра, бесцветный лак. |
Раздел 6 Большое путешествие маленькой пуговицы |
Тема: 6.1 «Откуда появились пуговицы» Цель: познакомить детей с пуговицами, их применение, история возникновения. Учить определять на ощупь предметы и рассказывать об их предназначении, использовании в разных профессиях. Знакомить с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы (прозрачность, вес, прочность). Формировать умение определять и сортировать пуговицы по их размеру, совершенствовать умение выкладывать из пуговиц геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) Учить составлять мини – сказку по ключевым словам воспитателя; умение самим участвовать в составлении предложений. Развивать мышление, воображение, умение фантазировать, речь детей. Умение выкладывать из пуговиц различного цвета, формы, величины картинку из пуговиц: солнышко, тучку, гусеницу, цветок. Формировать умение работать дружно, коллективно. Материал: пуговицы разного цвета, формы, материала; волшебный мешочек, расческа, калькулятор, ложка, детские весы, набор иголок, кисточка, шприц, руль, телефон, указка, коробочка из под лекарств; подготовленные пластины с пластилином толщиной 1см. |
Тема: 6.2 Аппликация из пуговиц « Ваза с цветами» Формировать интерес к аппликации, любознательность. Закреплять умение плавно вырезать по заданию. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, мелкую моторику. Учить складывать узоры из пуговиц. Материалы: Картон Цветная бумага Ножницы Клей Пуговицы |
Тема: 6.3 «Застёжки» «Пуговица» в русском языке имеет то же корень, что и слово «пугать». И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. В России пуговицы известны с VI века, но не всегда их использовали для застежки. Большие пуговицы-обереги, полые, с каким-нибудь камешком внутри, чтобы звенели как бубенцы, могли и просто пришить к одежде - вовсе без петли, и эта роль пуговицы до поры до времени считалась в нашей стране основной. История пуговицы началась семьсот лет назад. Но имени человека, который ее придумал, история не сохранила. Интересно, что женщины по началу абсолютно игнорировали это изобретение и продолжали пользоваться булавками, пуговицы интересовали только мужчин. По пуговицам определялось положение человека. Пуговицы из золота и серебра делали для дворян, из недрагоценных материалов - для солдат и слуг, из стекла и дерева для простых людей. Это интересно На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении. Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед. Старинные пуговицы довольно часто представляли собой герб семьи или определенную эмблему. Со временем Николай I – царя ввел пуговичную систему. Смысл был в том, что теперь можно было конкретно и четко понять, к какому ведомству кто принадлежит и какого чина. В то время за потерю пуговицы солдата могли серьезно наказать, к примеру, выпороть. Провинившийся чиновник получал выговор, а если это случалось уже не первый раз, то вплоть до понижения в должности. |
Тема: 6.4 Форменные пуговицы Цель: Познакомить детей с значением форменной пуговицы Задачи Закрепить знания для чего придумал человек пуговицу для формы |
Раздел 7 Народный костюм |
Тема:7.1 «Из бабушкиного сундука» Познакомить детей с русским народным костюмом, его основными частями: рубаха, сарафан или понева, фартук, душегрея, головной убор; декоративными украшениями: кайма, вышивка, кружева. Выделить различия женского народного костюма в зависимости от места жительства (южные, северные области, Центральная Россия), семейного положения. Дать представление о том, что народный костюм является частью русской культуры. Воспитывать интерес и уважение к русской истории, традициям народа. Оборудование. Иллюстрации из альбома «Русское народное искусство XVIII—XX вв.» |
Тема:7.2 «Головной убор» Познакомить детей с женским головным убором, его видами: кокошник, повязка, кичка с сорокой; его конструктивными элементами (налобник, позатыльник), украшениями (золотая вышивка, бисер, жемчуг, кружевная оборка), предназначением (замужние женщины прятали волосы под головной убор). Учить детей рисовать портрет русской красавицы в головном уборе, передавая его характерные особенности, закреплять умение использовать различные материалы: пастель, восковые мелки, акварель. Оборудование. Альбом «Русское народное искусство XVIII—XX вв.», репродукции картин А. Венецианова, В. Васнецова; для анализа детских работ подготовить рамки в виде окон со ставнями, куда дети поставят свои рисунки; бумага А2, гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, пастель. |
Учить составлять узор на квадрате, выделять углы, кайму, украшать середину. |
Учить составлять узор на квадрате, выделять углы, кайму, украшать середину. |
Учить рисовать всей кистью и ее концом. |
Оборудование. Ажурные платки, фотографии, иллюстрации, разноцветная бумага 25x25 см, гуашь |
Тема:7.4 Роспись платка. Форма проведения: путешествие. Цели и задачи: познакомить детей с музейной коллекцией одежды (платок); дать представление о развитии костюма, показать тесную связь • способствовать развитию у детей творческой активности. Место проведения: экспозиция выставки «Арембурский платок». Предметный ряд и оборудование: каменный скребок, игла, древний ткацкий станок, керамические грузила, рубаха, сарафан, рукава, народный костюм, журнал мод, свадебное платье, кофта с юбкой, блуза белая, муфта, туфли атласные, сумка, веер, перчатки, пальто, швейные машины, шляпа, полупальто, платье «чарльстон», шаль, боты, сабо, платки. |
Раздел 8 Народная роспись |
Тема: 8.1 Золотая хохлома Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи. Познакомить с видом хохломской росписи «травка» и ее эле Дать представление о цветовой гамме орнамента. Учить рисовать орнамент «травка». Продолжать совершенствовать приемы работы с красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее положение и силу нажима на кисть. 7. Развивать эстетическое восприятие предметов народного Познакомить с новыми словами: «осочка», «перпендикулярно». Активизировать словарь: «чаша», «солоница», «поставок», «тулово», «спираль», «капельки», «усики», «завиток», «кустик». ПОДГОТОВКА 1. Потребуются: хохломская посуда; краски гуашевые (желтая, красная, зеленая и черная); кисти беличьи № 2 и 3; банка с водой; салфетки фланелевые; полоски тонированной (под цвет дерева) бумаги размером Проводится занятие по знакомству с хохломской росписью. Создается уголок «Золотая хохлома» из предметов мини-музея и принесенных детьми из дома. Участвуют воспитатель и дети. |
Тема:8.2Городец Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. Задачи: Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. Материалы: гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды, образец с поэтапным выполнение цветка "ромашка". |
Тема:8.3 Кжель Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи. Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное. Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка. |
Тема:8.4Жостово Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла. |
Раздел 9 Я коллекционер Тема:9.1 «Коллекция магнитиков» Цель: сформировать первичное представление о магните и его свойствах. Задачи: познакомить детей с магнитом, его свойствами (притягивает металлические предметы, притягивает через различные материалы, между магнитом и металлом возникает магнитная сила.) Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства. Продолжать работу по формированию словарного запаса : магнитная сила, притягивает, отталкивает, коллекция. Развивать стремление к познанию через поисково – экспериментальную деятельность. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, развивать умение анализировать и делать выводы. Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности и развитию коммуникативных навыков. Материалы и оборудование игрушечный руль, образцы магнитов, модели оборудования для лаборатории, коллекция магнитов, театр на магните, мольберт, картинки – алгоритм, розетки на каждого ребенка с различными мелкими предметами, емкость с водой, емкость с крупой, скрепки, бабочки, картонные «полянки» для бабочек, халаты для детей и воспитателя. Методы и приемы активации познавательной деятельности: _экспериментирование, метод алгоритма, сюрпризный момент, использование ЭОР (мультимедийная доска,проблемная ситуация. |
Тема: 9.2 «Коллекция часов» Форма проведения: путешествие в страну часов. Цели и задачи: познакомить детей с различными видами часов: солнечными, развивать познавательную активность детей: умение рассуж создавать на занятии радостную атмосферу; развивать творческую активность детей. Методы и приемы: беседа, игровой момент с письмом Пети, проблемные ситуации, вопросы, творческие задания, игра «хорошо-плохо», сюрпризные моменты с машинкой, электронным будильником, выполнение заданий на листках активности. Предметный ряд и оборудование: коллекция часов XIX—XX вв., будильники, модели солнечных, водяных, огненных часов, макет «Шестеренки», электронный будильник, спилы деревьев, модель песочных часов из кубов, листы активности. |
Тема: 9.3 «Коллекция ключей» Цель: Привлечь внимание детей к разновидностям ключей и их использованием по назначению. Задачи : развивать монологическую речь используя в рассказе историю ключей которыми они пользуются в быту; уметь описывать ключ ,как он выглядит, суметь его нарисовать простым карандашом |
Подведение итогов |
Уровни сформированности знаний детей старшей группы в познавательной области «Музейный калейдоскоп»
Фамилия имя ребёнка |
Проявляет интерес к познавательным развлечениям знакомящим с культурой и обычаями народа |
Проявляет интерес к народным праздникам и играм |
Сформированы навыки по изготовлению народной куклы |
Умеет лепить народные игрушки и умеет различать дымковские и филимоновские |
Называет музыкальные инструменты |
Имеет навыки росписи хохлома,городец, кжель, жостово |
Сформированы навыки мастерить игрушки из подручных средств. |
Количество балов на начало года |
Количество балов на конец года |
|||||||||||||||
Н.г |
К.г |
Н.г. |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г. |
К.г. |
|||||||||
1. Гозиева З |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
13 |
20 |
||||||||
2. Гранкина Н |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
12 |
19 |
||||||||
3. Краснова А |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
15 |
21 |
||||||||
4. Лукьяница Т |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
13 |
20 |
||||||||
5. Параскевопуло К |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
15 |
21 |
||||||||
6. Рогова В |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
14 |
20 |
||||||||
7. Козлова Я |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
11 |
18 |
||||||||
8. Седых А |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
13 |
19 |
||||||||
9. Слесарев М |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
12 |
19 |
||||||||
10. Фридочкина А |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
14 |
20 |
||||||||
11. Чернявская А |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
13 |
19 |
||||||||
12.Юров В |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
14 |
21 |
На начало года: Высокий – 0 Средний- 5 человек – 42% Низкий – 7 человек -58%
На конец года: Высокий -8 -67% Средний -4-33% Низкий -0
Вывод: Социальная значимость:
использование музейной педагогики в ДОУ поможет приобщить детей к культуре. Поможет узнать окружающий мир, сформировать уважение к другим культурам. Музейная педагогика в детском саду является одним из комплексов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе. Чтобы вызвать интерес к культуре, необходимо предоставить ребенку материалы, которые будут доступны для его восприятия. Полученные знания в рамках создания мини-музея "Народные игры и игрушки" способствуют воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяют их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.
Создание мини-музея в стенах детского сада даст начало его культурного воспитания;
Дети, освоив все нюансы музейного этикета и его предназначения в раннем возрасте, в дальнейшем в «большом» музее будут чувствовать себя увереннее и восприимчивее к музейным экспонатам;
У ребенка выражается умение смотреть, видеть и рассказывать о своих впечатлениях пригодятся детям и в дальнейшей жизни.
Перспективы развития: В дальнейшем мини-музей будет пополнятся, детскими игрушками, поделками выполненными: из дерева, глины, природного бросового материала. Оформление мини-музея будет усовершенствоваться.