Дополнительная образовательная программа «Здоровым быть!»
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом творчества «Октябрьский» города Липецка
«Рассмотрено» Педагогическим советом ДТ «Октябрьский» г Липецка Протокол №__от «___» ___2017 г. |
«Утверждаю» Директор ДТ «Октябрьский» г. Липецка ____ А.И.Алисова Приказ №__«___» ___ 2017 г. |
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа
физкультурно – спортивной направленности
«Здоровым быть!»
(продвинутый уровень)
Возраст учащихся: 7- 9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Бодрых Елена Алексеевна,
педагог дополнительного
образования
Липецк – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………. 3-8 стр.
- Учебно-тематический план ………………....................................... 9-14 стр.
- Содержание программы ……………………………………………15-25 стр.
- Обеспечение программы………………………………………......26- 29 стр.
- Список литературы…………………………………………..……….. 30 стр.
Пояснительная записка
Программа «Здоровым быть!» имеет физкультурно-спортивную направленность. Рассчитана не только на воспитание гармонично развитой личности, но и способствует решению прямых задач по физическому воспитанию школьников. Составлена с учётом современных тенденций в развитии физического воспитания в школе, возрастных особенностей школьников, их физического развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
Программа «Здоровым быть!», является авторской, продвинутого уровня. Разработана, на основе авторских программ: «Здоровым быть!» базового уровня рассчитанной на 3 года обучения, детей 4-7 лет, автор Бодрых Е.А. (программа имеет внешнюю и внутреннюю рецензию, занявшая 1 место во всероссийском открытом конкурсе дополнительных общеразвивающих программ по научно-техническому творчеству «Траектория технической мысли») и практического опыта педагога в учреждениях дополнительного образования, возрастных и физических особенностей учащихся и в соответствии с нормативно правовыми документами:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ и законодательство РФ;
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 20.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726 – р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей » (утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);
- Устав ДТ «Октябрьский» г. Липецка.
Программа предназначена для учащихся УДО и рассчитана на учащихся 7- 9 лет. Реализация программы рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа, недельная нагрузка 6 академических часа, всего 216 часов в год.
Продолжительность занятия устанавливается в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и локальным актом учреждения, регламентирующим данный параметр.
Новизна программы
Данная программа учитывает современные методические разработки в области культуры и спорта и требования, предъявляемые к программам дополнительного образования детей. При написании программы ее новизной можно по праву считать использование целостного подхода в развитии у школьников желания заниматься спортом и проявлять свои творческие способности.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в создании апробированной системы физического воспитания учащихся в условиях недостатка двигательной активности.
Программа «Здоровым быть!» способствует оптимизации своего физического состояния, развитию двигательной активности, дает возможность проявить себя, самоутвердиться в двигательной сфере. Организованная данным образом деятельность, решает двуединую задачу: повышает интерес к занятиям, что позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребенка в двигательной сфере, и способствует развитию двигательной активности, рассматриваемой как главный источник и побудительная сила охраны здоровья учащихся.
Педагогическая целесообразность
Учебный курс «Здоровым быть!» помогает ориентироваться в направлении выбора специализации вида спорта и улучшении результатов в физическом воспитании и самовоспитании личности ребенка, психическом и нравственном здоровье, повышении двигательной активности и работоспособности, общефизических и координационных способностей, развитию познавательных и творческих способностей, привлечении к систематическим занятиям спортом, активным играми.
Цель и задачи:
Цель: создание условий для формирования ценностно-ориентированной личности (Здоровье, Спорт, Творчество).
Задачи:
Образовательные задачи:
- знать основы личной гигиены, режима дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных качеств;
- приобрести музыкально-ритмические навыки;
- формировать навыки координации, владения мышечным и суставно-
двигательным аппаратом;
- продолжить обучению катанию на роликовых коньках; формировать красивое, уверенное и безопасное передвижение на роликовых коньках;
- обучить приемам пластической выразительности, исполнению усложненных форм ритмического рисунка.
- приобрести свободу движения.
Развивающие:
- оптимизировать содержание теоретической и практико - ориентированной подготовки в соответствии с психофизическими особенностями занимающихся детей (возрастные, память, мышление и т.д.);
- развивать координацию движений (точность воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования, согласования движений, ориентирование в пространстве);
- развивать специфические качества, необходимых для занятий: музыкальности, выразительности и творческой активности,
- развивать потребностно - мотивационную сферу к занятиям физической культурой и спор
- содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике;
- формировать познавательную мотивацию через интересные, увлекательные виды деятельности;
- расширение представлений учащихся о теневом театре, приобретение ими театральных навыков;
- формировать умение использовать знания и опыт на практике;
-создавать условия в детском объединении, способствующие раскрытию творческих и индивидуальных способностей учащихся;
Воспитательные:
- формировать ориентацию учащихся на ценности физической культуры и спорта на основе общесоциальных ценностей;
- воспитывать у учащихся способность к переносу полученных в результате знаний, умений, навыков в социум;
- воспитывать проявление настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений;
- способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости с применением специальных методических приемов;
- формировать потребность в интересном, творческом и познавательном досуге;
- воспитывать умение работать в коллективе с учетом личностных качеств детей, психологических и возрастных особенностей (помощь, взаимопомощь).
Принципы обучения
Основные принципы содержания программы: принцип доступности; активности; наглядности; принцип гармонического развития личности; принцип связи с жизнедеятельностью; принцип оздоровительной направленности; принцип систематичности и прочности; принципы обучения двигательным действиям; принципы развития физических способностей; принципы воспитания личностных качеств.
Методы обучения
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха.
Игровой метод упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным "сюжетом", в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами.
Метод последовательности выражается в последовательном выполнении двигательных действий от простых упражнений до сложных, многосоставных элементов;
Метод круговой тренировки последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования физических качеств занимающихся.
В программе выделены следующие блоки:
Оздоровительные мероприятия
Дыхательная гимнастика: обучение правильному дыханию осуществляется через формирование осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий.
Коррекционные упражнения: применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки, способствуют развитию физических способностей ребенка (гибкости, силе, растяжке, равновесию).
Закаливание: приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее состояние и поведение ребенка
Точечный массаж: стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. Дети на занятиях обучаются оздоровительному самомассажу.
Физическое развитие
Легкая атлетика. В данном блоке учащиеся получают основы знаний и практические умения для дальнейшего обучения в группах начальной подготовки в ДЮСШ по предпрофессиональной программе или программе спортивной подготовки отделения легкой атлетики.
Медленный бег; кросс 300 м; бег короткие дистанции 30 м. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Высокий старт. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты. Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность.
Гимнастика. Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки. Строевые упражнения; построения и перестроения Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячами, скакалками, гимнастическими палками), на гимнастических снарядах (стенках, скамейках, канате, кольцах). Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперёд, назад. Стойка на лопатках. Лазание, перелезание, висы, упоры, равновесие, преодоление полосы препятствий. Упражнения с предметами - ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты. Эти упражнения связанны с умением распределять движения предмета в пространстве и сочетать их с движениями тела. При выполнении этих упражнений создаются благоприятные условия для совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координационных способностей. Владение гимнастической лентой, гимнастической скакалкой, обручем, умение выполнять упражнения на кольцах, гимнастической скамье.
Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников (баскетбол, футбол, настольный теннис) играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.
Лыжи. Занятия на воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект, компенсируют недостаточную двигательную активность детей младшего школьного возраста, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность.
Скользящий шаг, попеременный двухшажный ход. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
Роликовые коньки. На практических и теоретических занятиях учащиеся приобретают знания, умения, навыки, необходимые для владения техники катания на роликовых коньках. Преодоление трудностей укрепляют волю, желание добиваться нужного результата.
Упражнение "хождение на роликах". Катание на роликовых коньках: передвижение змейкой вперёд, коньки находятся вместе объезжая конусы, «волна», "лыжный ход", «Восьмерка»;
передвижения вперёд - назад «Ванфут». Езда на заднем и переднем колёсах вперёди назад. Различные виды торможения. Спуски и подъемы. Безопасное падение (правильное использование защиты). Различные способы поворотов с набором и сбросом скорости. Подвижные игры на роликах.
Творческая деятельность: становится источником новых сил и энергии, развивает ребенка, учит управлять своими эмоциями и ощущениями. Музыкально-сценические и музыкально-хореографические игры с предметами способствуют усвоению и закреплению пройденного материала и развивают в ребенке воображение, музыкальность, творчество, осуществлять его социальную адаптацию. Знакомство с театрализованными играми. Ритмопластика. Пантомима. Теневой театр: история возникновения, пальчиковая гимнастика, необходимое оборудование, темы для постановок, создание образа, силуэта, декораций. Постановка сценок из сказок.
Ожидаемые результаты
Знания:
- о физической подготовке и её связи с развитием физических качеств, системы
дыхания и кровообращения;
- о физической нагрузке и способах её регулирования;
- о причинах возникновения травм во время занятий физическими
упражнениями, профилактике травматизма;
- способов закаливания организма;
- основ и приемов развития физических качеств;
- способов подготовки инвентаря к занятиям;
- способов передвижений на лыжах, катания на роликовых коньках;
- театральные термины;
- правила спортивных игр.
Умения:
- оказать первую помощь;
- кататься роликовых коньках по прямой, по кругу, змейкой, выполнять повороты., тормозить двумя способами, группироваться при падении;
- выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх;
- осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
- проводить комплексы ОРУ, комплексы на развитие физических качеств самостоятельно;
- определять режим нагрузки, направленность воздействия освоенных физических упражнений;
- готовить инвентарь к занятиям;
- владеть техникой и тактикой лыжных ходов
- владеть техникой отталкивания на одном, поочередно на двух роликах в катании по - прямой, по кругу, технике поворотов и торможению.
- уметь сочетать отталкивание на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку, постановку роликов;
- выполнять упражнения с предметами (гимнастическая лента, скакалка, обруч) и на предметах (перекладина, гимнастическая скамейка, кольца)
- уметь придумывать новые интересные сюжеты, и самостоятельно разыграть средствами пантомимы и теневого театра;
- уметь играть в спортивные игры.
Тематический план
№ |
ТЕМА
|
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
2 |
Диагностическое |
2 |
1 |
1 |
3 |
Первая доврачебная помощь Основные правила оказания первой медицинской помощи. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Тестовое занятие по основным видам движения (бег) |
2 |
0,3 |
1,7 |
5 |
Тестовое занятие по основным видам движения (прыжки в длину) |
2 |
0,3 |
1,7 |
6 |
Тестовое занятие по основным видам движения (прыжки в высоту) |
2 |
0,3 |
1,7 |
7 |
Тестовое занятие по основным видам движения (метание в цель) |
2 |
0,3 |
1,7 |
8 |
Тестовое занятие по основным видам движения (набивного мяча) |
2 |
0,3 |
1,7 |
9 |
Тестовое занятие по основным видам движения (гибкость, силовые упражнения) |
2 |
0,3 |
1,7 |
10 |
Занятие на воздухе |
2 |
1 |
2 |
11 |
Круговая тренировка |
2 |
- |
2 |
12 |
Круговая тренировка |
2 |
- |
2 |
13 |
Занятие на воздухе «Веселые старты» |
2 |
- |
2 |
14 |
Акробатика (закрепление пройден. материала) |
2 |
- |
2 |
15 |
Акробатика (освоение новых элементов) |
2 |
- |
2 |
16 |
Обучение катания на роликах (закрепление пройденного материала) |
2 |
1 |
1 |
17 |
Легкая атлетика. Упражнения на развитие ловкости и координации (челночный бег, бег на 30 м) |
2 |
0,5 |
1,5 |
18 |
Легкая атлетика. Упражнения на развитие ловкости и координации (равновесие, прыжки) |
2 |
0,5 |
1,5 |
19 |
Обучение катания роликах. Передвижение двумя способами, с использованием предметов |
2 |
0,5 |
1,5 |
20 |
Парная акробатика (выходы, поддержки, сходы) |
2 |
0,5 |
1,5 |
21 |
Парная акробатика Акробатический комплекс под музыку |
2 |
- |
2 |
22 |
Обучение катания роликах. Упражнение «Лыжный ход» |
2 |
0,5 |
1,5 |
23 |
Гимнастика. Комплексы упражнений на растягивание. |
2 |
- |
2 |
24 |
Гимнастика. Комплексы ОРУ с повышенной с дополнительными отягощениями. |
2 |
- |
2 |
25 |
Обучение катания роликах. Обучение поворотам приставными шагами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
26 |
Досуг «Хелуин по - русски или Баба-Яга возвращается! » |
2 |
- |
2 |
27 |
Легкая атлетика. Метание. |
2 |
1 |
1 |
28 |
Легкая атлетика. Метание теннисного мяча. |
2 |
0,5 |
1,5 |
29 |
Легкая атлетика. Метание набивного мяча. |
2 |
0,5 |
1,5 |
30 |
Обучение катания роликах. Передвижения вперёд «Восьмерка» или крисс-кросс. |
2 |
1 |
2 |
31 |
Гимнастика. Сгибание и прогибание туловища с возрастающей амплитудой движения. |
2 |
0,5 |
1,5 |
32 |
Гимнастика. Составление и выполнение комплексов из разученных упражнений. |
2 |
- |
2 |
33 |
Гимнастика на гимнастической лестнице. |
2 |
- |
2 |
34 |
Обучение катания роликах. Передвижения вперёд- назад «Ванфут» |
2 |
0,5 |
1,5 |
35 |
Акробатика. Кувырки (группировка, вперед, назад, назад в полушпагат) |
2 |
- |
2 |
36 |
Акробатика Колесо (вперед, назад, с с одной рукой) |
2 |
- |
2 |
37 |
Обучение катания роликах. Езда на заднем и переднем колёсах вперёди назад |
2 |
0,5 |
1,5 |
38 |
Обучение катания роликах. Составление композиции под музыку из изученных элементов. |
2 |
- |
2 |
39 |
Обучение ходьбы на лыжах. Основные классические способы передвижения по разной поверхности. |
2 |
0,5 |
1,5 |
40 |
Гимнастическая лента Удержание ленты (хваты, фиксация ленты в вертикальном положении). |
2 |
0,5 |
1,5 |
41 |
Гимнастическая лента. «Вертикальные змейки» с лентой для правой и левой руки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
42 |
Обучение ходьбы на лыжах. Способы передвижения на пологих и крутых подъемах, спусках. |
2 |
0,5 |
1,5 |
43 |
Гимнастическая скакалка. Махи и круги в лицевой плоскости, в боковой плоскости. Круги в горизонтальной плоскости. |
2 |
0,5 |
1,5 |
44 |
Гимнастическая скакалка. Выбрасывание скакалки, подтягивание к себе, выбрасывание с наматыванием вокруг талии, разматывание. |
2 |
0,5 |
1,5 |
45 |
Обучение ходьбы на лыжах. Повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным шагом. |
2 |
0,5 |
1,5 |
46 |
Обруч. Повороты обруча вертикальные, в горизонтальной плоскости. |
2 |
0, 5 |
1,5 |
47 |
Обруч. Броски обруча двумя руками. Вращение обруча на полу |
2 |
0, 5 |
1,5 |
48 |
Обучение ходьбы на лыжах. Повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении двухшажным и одновременными ходами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
49 |
Гимнастический мяч. Прокат по рукам, броски мяча, отбивание. |
2 |
0,3 |
1,7 |
50 |
Гимнастика с предметами. Составление комплекса под музыку используя предметы. |
2 |
- |
2 |
51 |
Праздник «Новогоднее чудо» |
2 |
- |
2 |
52 |
Эстафеты. Правила безопасности , правил эстафет с мячом, обручем, скакалкой и т. д. |
2 |
- |
2 |
53 |
Спортивное развлечение на воздухе «Новогодняя карусель» |
2 |
- |
2 |
54 |
Игра «Баскетбол» |
2 |
0,5 |
1,5 |
55 |
«Мяч в сетке» |
2 |
0,5 |
1,5 |
56 |
Обучение ходьбы на лыжах Техника спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. |
2 |
0,5 |
1,5 |
57 |
Игра «Пионербол» Знакомство с правилами |
2 |
05 |
1,5 |
58 |
Игра «Пионербол». Групповые действия. Подача мяча через сетку. |
2 |
0,5 |
1,5 |
59 |
Обучение ходьбы на лыжах. Подъемы: ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение. |
2 |
0,5 |
1,5 |
60 |
Игра «Футбол». Знакомство с правилами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
61 |
Игра «Футбол». Ведение мяча ногой в разных направлениях и с изменением скорости. |
2 |
0,5 |
1,5 |
62 |
Зимнее развлечение «Ледяное царство» |
2 |
- |
2 |
63 |
Гимнастическая скамья Лазанье по скамье разными способами |
2 |
0,5 |
1,5 |
64 |
Гимнастическая скамья Прыжки, наскоки |
2 |
0,5 |
1,5 |
65 |
Лыжные сборы с родителями «Нам морозы не страшны, потому что мы дружны!» |
2 |
- |
2 |
66 |
Первая медицинская помощь Первая медицинская помощь при травмах и переломах. |
2 |
1,5 |
0,5 |
67 |
Первая медицинская помощь |
2 |
1,5 |
0,5 |
68 |
Тематический праздник «Масленицу встречаем, зиму провожаем!» |
2 |
- |
2 |
69 |
Лазанье по канату Способы лазанья по канату. |
2 |
0,5 |
1,5 |
70 |
Лазанье по канату Техники выполнения подъема по канату. |
2 |
0,5 |
1,5 |
71 |
Занятие на воздухе «Снежная битва» |
2 |
- |
2 |
72 |
Техника выполнения элементов в упражнениях на кольцах Силовые перемещения и статические элементы. |
2 |
1 |
1 |
73 |
Техника выполнения элементов в упражнениях на кольцах. Подъёмы, выкруты. |
2 |
1 |
1 |
74 |
Театрализованные игры и их разновидности. Театральные термины. Ритмопластика. |
2 |
1,5 |
0,5 |
75 |
Жонглирование на ограниченной опоре. Виды жонглирования. Основные принципы. Работа с карточками. Упражнения с одним мячом. |
2 |
0,5 |
1,5 |
76 |
Праздничная программа «От всей души!», посвященная дню 8 марта. |
2 |
- |
2 |
77 |
Уроки пантомимы |
2 |
1 |
1 |
78 |
Жонглирование на ограниченной опоре. Упражнения с двумя мячами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
79 |
Жонглирование на ограниченной опоре. Упражнения с тремя мячами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
80 |
Знакомство с теневым театром.. |
2 |
1 |
1 |
81 |
Настольный теннис. Знакомство с игрой. Основные технические принципы |
2 |
1,5 |
0,5 |
82 |
Настольный теннис. Упражнения с теннисным мячом. Способы подачи, защиты. |
2 |
0,5 |
1,5 |
83 |
Теневой театр. Тень, ее оттенки на экране. Работа с прожекторами на экране |
2 |
0,5 |
1,5 |
84 |
Настольный теннис. Игровая подготовка |
2 |
0,5 |
1,5 |
85 |
Танцевальная и хореографическая подготовка. Разучивание позиций рук, ног, разучивание танцевальных шагов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
86 |
Техника создания образа в теневом театре. Использование декораций. Составление композиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
87 |
Танцевальная и хореографическая подготовка. Общеразвивающие упражнения. Движения свободной пластики. |
2 |
- |
2 |
88 |
Танцевальная и хореографическая подготовка. Характер музыки, темп. Музыкально – подвижные игры в различном темпе. |
2 |
1 |
1 |
89 |
Постановка сюжетов знакомых сказок. Выбор сюжета. Подбор музыкального сопровождение. Декорации. |
2 |
0,5 |
1,5 |
90 |
Постановочная работа танцевального номера «Звезды зажигаются здесь!». Работа над образом и его содержанием. |
2 |
1 |
1 |
91 |
Постановочная работа танцевального номера. Основные движения, разучивание основных фигур в танце. |
2 |
- |
2 |
92 |
Постановка сюжетов знакомых сказок. Распределение ролей. Работа над образом. |
2 |
0,5 |
1,5 |
93 |
Постановочная работа танцевального номера. Отработка отдельных элементов. |
2 |
- |
2 |
94 |
Репетиционная работа. |
2 |
- |
2 |
95 |
Работа над созданием мини спектакля. |
2 |
- |
2 |
96 |
Легкая атлетика. Подготовка к сдаче нормативов по основным видам движения (бег, прыжки, метание) |
2 |
0,3 |
1,7 |
97 |
Легкая атлетика. Подготовка к сдаче нормативов по основным видам движения (гибкость, силовая подготовка) |
2 |
03, |
1,7 |
98 |
Театрализованное действо «Путешествие по сказкам» |
2 |
- |
2 |
99 |
Диагностическое (теория) |
2 |
2 |
- |
100 |
Тестовое занятие по основным видам движения (бег) |
2 |
- |
2 |
101 |
Тестовое занятие по основным видам движения (прыжки в длину) |
2 |
- |
2 |
102 |
Тестовое занятие по основным видам движения (прыжки в высоту) |
2 |
- |
2 |
103 |
Тестовое занятие по основным видам движения (метание в цель) |
2 |
- |
2 |
104 |
Тестовое занятие по основным видам движения (метание набивного мяча) |
2 |
- |
2 |
105 |
Тестовое занятие по основным видам движения (гибкость) |
2 |
- |
2 |
106 |
Тестовое занятие по основным видам движения (силовые упражнения) |
2 |
- |
2 |
107 |
Игровое занятие по спортивным играм с мячом. |
2 |
- |
2 |
108 |
Заключительный спортивный праздник «Спортивная семья» |
2 |
- |
2 |
|
Итого: |
216 |
54 |
162 |
Содержание программы
1.Тема: Вводное занятие – 2 часа (2ч. теорет.)
Ознакомление с программой и режимом работы ДО. Организационные вопросы. Инструктаж по охрана труда.
2. Тема: Диагностическое 2 часа (1 теорет. ч.,1 практ. ч.)
Инструктаж по охране труда. Разминка: (упражнения для мышц всего тела, прыжки с продвижением, переменный, приставной шаг). Упражнения на равновесие и расслабление мышц. Знакомство с нормативными показателями по основным видам движения. Подвижная игра «Колдун», «Обезьянки». Релаксация «Я все смогу!».
3. Тема: Первая доврачебная помощь 2 часа (1 теорет. ч.,1 практ. ч.)
Основные правила оказания первой медицинской помощи. Аптечка: перевязочный материал; лекарства и требование к их хранению. Понятия о ранах. Классификация ран и их осложнения. Первая помощь при ожогах, обморожении, солнечном и тепловом ударах, укусах насекомых.
Основные признаки. Понятие о травматическом шоке, фазы его течения, основные признаки и степени тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока. Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Остановка кровотечений. Наложение жгутов и повязок. Практическая работа: наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень, стопу; наложение шин; наложение жгутов.
4. Тема: Тестовое занятие по основным видам движения: бег, прыжки, метание, гибкость, силовые упражнения
10 часов (2 теорет. ч., 8 практ. ч.)
Построение в шеренгу, перестроение в колонну, расчет по порядку. Разминка (разновидности ходьбы, прыжки, легкий бег). Бег на 30 м, челночный бег прыжок в длину с разбега, прыжок в высоту , подтягивание на перекладине (для мальчиков), упражнения на перекладине (для девочек), отжимание в упоре на руках (для мальчиков), упражнение на пресс (для девочек), лазание по канату., тест на гибкость., метание в цель, метание набивного мяча, Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей. Игры малой подвижности «Иголка и нитка», «Ровным кругом», «Зеркало», «Раз, два, три фигура оживи».
5. Тема: Занятие на воздухе. 2 часа (2 практ. ч.)
Техника безопасности проведения занятий на воздухе. Построение в шеренгу, в колону, повороты. Разминка (легкий бег 1 мин, упражнения в парах). Челночный бег 3x10м, Дыхательная гимнастика «Дровосеки». Упражнения на тренажерах, на перекладине. П/и: «Выше ноги от земли», «Горячий мяч».
6. Тема: Круговая тренировка, 4 часа (4 практ. ч.)
Построение в колонны. Обычная ходьба парами в колонне, по сигналу перестроение в одну колонну. Бег с захлестыванием голени, спиной вперед, по сигналу – остановка. ОРУ на степах. ОВД: Ходьба по узкой рейке на возвышенности, в руках веер, метание в горизонтальную цель с закрытыми глазами , кувырок вперед , прыжки в длину с разбега на мат. Массаж, лежа на колючем коврике. Дыхательное упражнение: «Надуй шарик» П/игры: «Волейбол с воздушными шарами», «Футбол сидя».
7. Тема: «Веселые старты» Занятие на воздухе. 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч.)
Перестроение в две колонны, расчет на 1и 2, повороты на месте. Разминка (бег в разных направлениях, прыжки на одной ноге поочередно, выпады) Дыхательная гимнастика. Упражнение на перекладине: подтягивание – мальчики, «уголок» - девочки. Эстафеты на скорость (эстафетная палочка), внимание (передача мча), ловкость (с обручем). Упражнения на уличных тренажерах. П/и: «Третий лишний», «Ловишка с лентой».
8. Тема: Акробатика, 4 часа ( 4 практ. ч.)
Разминка (закрепление всех видов прыжков, проверка осанки у стены, растяжка).Выполнение акробатических упражнений на основе изученных подготовительных элементов: кувырки вперед, в сторону, назад — «Колобок»;
стойка на лопатках «Березка»; «Мост». Освоение новых акробатических упражнений:
стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено; «Мост» и выход из «Моста»; переворот боком — «Колесо». Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета. Закаливающие процедуры: хождение по влажным дорожкам растирание стоп. П/ и: «Южный и северный ветер». Релаксация «Набираемся силы».
9. Тема: Обучение катанию на роликовых коньках (1 теоретич. ч., 3 практич. ч.) Техника безопасности при передвижения на роликах. Умение самостоятельно надевать и снимать коньки. Разминка, включающая упражнения на координацию и равновесие. Упражнение "хождение на роликах". Передвижения вперёд «Волна». Передвижение змейкой вперёд, коньки находятся вместе объезжая конусы, перестроение в круг, в две колоны. Соединение в пары, разъезд. П/и: «Салки», «Ловишка с лентой». Профилактика плоскостопия (дорожки, резиновый коврики, следы с камушками) .
10. Тема: Гимнастика на гимнастических снарядах (скамья, лестница) 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч., )
Разминка: бег, сочетаемый с круговыми движениями руками; приставные шаги вперед (на полной стопе) с круговыми движениями головы; приставные шаги в сторону на полной стопе, стоя лицом в круг, сочетаемые с наклонами в стороны; шаги с наклоном туловища вперед. Упражнения на гимнастической скамье: «Петух», «Медвежонок», «Змейка», «Ласточка», соскок, группировка. Лазанье по гимнастической лестнице, упражнения для мышц спины и живота, упражнения на перекладине: подтягивание, «уголки». П/и: «Пожарники», «Выше ноги от земли». Массаж «Елочка» массажерами. Релаксация «Буратино».
11. Тема: Обучение катания на роликах. , 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч., )
Упражнение"лыжный ход". Разминка (ходьба на носках и пятках, бег в разных направлениях). Передвижения вперёд «Монолайн» (ноги на ширине плеч и перемещаются строго параллельно друг другу, правая идет вперед, левая назад, потом наоборот). Поворот направо и налево «дугой». Обучение движениям рук при катании. Обучение повороту приставными шагами (разучивание поворотов влево и вправо по окружности радиусом 6—8 м). П/и: «Пустое место», «Второй лишний». Комплекс дыхательных упражнений, релаксация «Космос».
12. Тема: Легкая атлетика. Упражнения на развитие ловкости и координации 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч., )
Разминка (ходьба с носка, легкий бег, наклоны головы вправо, влево; подготовительное упражнение подъем грудной клетки, боковое, основное, в поясничном отделе). «Челночный бег» (3х10м; 4х5м; 2х15м). Преодоление специальных полос препятствий; упражнения на усложненную координацию движений; равновесие на одной ноге с изменением данной позы. Метание малых мячей на точность. Прыжки по разметкам на точность приземления. П/ и: «Волк во рву», «Тише едешь, дальше будешь». Аромотерапия.
13. Тема: Парная акробатика, 4 часов (0,5 теорет. ч., 2,5 практ. ч.)
Разминка (махи, растяжка, разогрев всего тела). Парные упражнения: выходы на плечи; поддержки под спину, под живот, под бедро, в мосту; стойки; равновесия; сходы и движения партнеров. Акробатический комплекс под музыку. Закаливание : хождение босиком во влажным дорожкам с разной температурой, растирание водой ладоней. П/и: «Морская фигура замри!», «Запрещенное движение»
14. Тема: Гимнастика. 4 часа ( 4 практ. ч.)
Комплексы упражнений на растягивание; освоение простейших способов тестирования гибкости и подвижности в суставах. Комплексы ОРУ с повышенной амплитудой для плачевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, позвоночника; активные и пассивные упражнения на гибкость с дополнительными отягощениями: упражнения на подвижность позвоночника; индивидуальные комплексы упражнений избирательного воздействия. Точечный массаж «Нарисуем лицо», П/игры: «Шлепанки», «Горелки», Упражнение на расслабление «Орешек».
15. Тема: Легкая атлетика. Метание. 6 часов (2 теорет. ч., 4 практ. ч.)
Разминка (построение в одну колонну, расхождение через середину по одному, ходьба с перекатом с пятки на носок, обычная, по сигналу – поворот прыжком, бег со сменой направления движения по музыкальному сигналу.)Общее ознакомление с техникой метания, теннисного мяча. Исходное положение для метания, отведение снаряда, скрестный шаг, метание мяча с 1—3шагов. Упражнения с набивными мячами: перебрасывание и толкание в парах из различных положений (стоя, лежа, сидя); метание различными способами — снизу вперед, снизу через себя назад, вперед из-за головы двумя руками; толкание набивного мяча с места вверх, вперед, стоя лицом и боком в сторону толчка. Дыхательная гимнастика «Железный человек», П/ и: «Горячи мяч», «Выбивалы», «День - ночь».
16. Тема: Обучение катанию на роликах. 2 часа (0,5 теорет. ч., 1,5 практ. ч. )
Разминка (передвижение в разных направлениях, с приседом по команде и переворотом вокруг себя) Передвижения вперёд «Восьмерка» или крисс-кросс (ноги скрещиваются на одном конусе расходятся на следующем и снова сходятся). Составление композиции в парах (съузды, разъезды, вращение). Профилактические мероприятия плоскостопия с массажными мячами. П/и: «Ручеек», «Золотые ворота».
17. Досуг «Хелуин по - русски или Баба-Яга возвращается! »
Тематический вечер совместный с родителями. Знакомство с праздником «Хелуин». Викторины по русским сказкам. Игры и конкурсы с участием детей и взрослых. Показательные выступления детей.
18. Тема: Гимнастика 2часа (0,5 теорет. часа, 1,5 практ. часа)
Построение в шеренгу, перестроение в круг в движении. Ходьба широким шагом, выпадами, спиной вперед. Бег с преодолением препятствий. ОРУ с гантелями. Сгибание и прогибание туловища с возрастающей амплитудой движения. П/и: «Бой петухов», «Тяни в круг». Надуваем резиновые игрушки (дыхательное упражнение). Релаксация «На морском берегу».
19. Тема: Гимнастика 2часа (0,5 теорет. часа, 1,5 практ. часа)
Перестроение в две колонны. Пружинистый шаг с носка, руки прижаты к туловищу. Бег обычный на носках: по сигналу, подойти к заданному месту. ОРУ на скамье. Составление и выполнение комплексов из разученных упражнений. Комплекс упражнений на диске «Здоровья». Фитотерапия. П/игры: «Мы веселые ребята», «Летает - не летает». Релаксация «Путешествие к звездам».
20.Тема: Гимнастика на гимнастической лестнице 2 часа (2 практ. ч.)
Ходьба в сочетании с ходьбой скрестным шагом (вперед, вправо, влево). Бег по кругу изменяя направление, спиной вперед. ОРУ аэробика. Лазанье по гимнастической лестнице разными способами. Из положения «вис»на руках, поднимание ног под прямым углом. Лазанье по канату разными способами. Упражнения на перекладине. Массаж спины с использованием массажеров. П/и: «Птицы в гнездах» (с усложнениями), «Шандер - мандер».
21. Тема: Обучение катания на роликах. ,6 часа (1 теорет. ч., 5 практ. ч., )
Передвижения вперёд- назад «Ванфут». Разминка в два круга, с изменением скорости и направления. Перестроения: «ручеек», из одной колонны в две. Езда по фишкам вперёд- назад Ванфуты выполняются с разгона (учитывая разгон с одной ноги с места), езда на заднем и переднем колёсах вперёди назад Упражнение на равновесие (передняя ведущая нога ставится на пятку, а вторая на мысок). Колёса находятся на одной линий на расстоянии 50 см. друг от друга. Колени вместе и находятся на одной линии слева- направо. Составление композиции (на зимнюю тематику) под музыку из изученных элементов. П/и: «Запрещенное движение», «Иголочка и ниточка». Профилактика плоскостопия (упражнения для стоп, резиновые коврики, дорожки с камешками).
22. Тема: Акробатика. 4 часа ( 4 практ. ч.)
Разминка (махи, растяжка, разогрев всего тела). Упражнения на координацию движений «Клубок», «Конверт», «Крабы и пауки», упражнения на равновесие «Цапля», «Маятник». Выполнение кувырков вперед, назад с переходом в полушпагат. Выполнение колеса вперед с двумя руками, с одной. Дыхательная гимнастика «Морская», полоскание полости рта. П/и: «Лягушки и цапля», «Водяной».
23. Тема: Обучение ходьбе на лыжах 4 (1 теорет. час, 3 практ. часа)
Знакомство с основными классическими способами передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага. Построение, расчет по порядку, перестроение в колонну по два.
Упражнение «След в след». Скользящий шаг на учебной лыжне. П/игра: «Снежная карусель»
24. Тема: Гимнастическая лента, 4 часа (1 теорет. час., 3 практ. ч.)
Разминка (ходьба, галоп, поскоки, вращение кистей рук, предплечий, плеча). Упражнения на удержание ленты – хваты, фиксация ленты в вертикальном положении. Упражнения с лентой для правой и левой руки – «вертикальные змейки», «горизонтальные змейки» Упр. на расслабление «Спинка отдыхает». П/и: «Колдун», «Южный и северный ветер». Релаксация «Набираемся силы».
25. Тема: Обучение ходьбы на лыжах, 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч.)
Разминка (ходьба с высоким подниманием колен, выпады, легкий бег). Повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Упражнения бокового шага «лесенка», «разгладим снег», повороты «веер», «солнышко». Движение по лыжне без палок (руки за спиной, пронести на вытянуты руках комочек снега, поднимание и опускание гимнастической палки, ходьба между лыжными палками). П\и «Выше ноги от земли»
26. Тема: Гимнастическая скакалка, 4 часа (1 теорет. час., 3 практ. ч.)
Упражнение со скакалкой сложенной вчетверо. Махи и круги в лицевой плоскости, в боковой плоскости. Круги в горизонтальной плоскости. Выбрасывание скакалки, подтягивание к себе, выбрасывание с наматыванием вокруг талии, разматывание, прыжки через длинную и короткую скакалку, прыжки с поворотами. Подвижная игра: «Удочка», «Часы пробили ровно…». Самомассаж ног.
27. Тема: Обруч, 4 часа (1 теорет. час., 3 практ. ч.)
Разминка (ходьба по залу с выполнением заданий, круговые движения кистями, «Веревочка», ходьба в полуприсяде, легкий бег, галоп, подскоки, ходьба). Повороты обруча вертикальные, в горизонтальной плоскости. Броски обруча двумя руками. Вращение обруча на полу Закаливание: растирание ладоней водой. П/и: «Бездомный заяц», «Цветные автомобили» .
28. Тема: Гимнастический мяч – 2ч. (0,3 теорет. ч., 1,7 практ.)
Построение по росту. Ходьба в колонне «змейкой», с остановкой на сигнал сесть по-турецки. Бег по залу в медленном темпе, с остановкой, лечь на живот. Прокат по рукам, броски мяча двумя руками вверх и ловля двумя. Броски мяча над головой по дуге. Броски под руку. Отбивание мяча одной и двумя руками. П/игры: Эстафеты с препятствиями, «Мы веселые ребята». Ароматерапия. Релаксация «Зимний сон»
29. Тема: Эстафеты – 2ч. (0,3 теорет. ч., 1,7 практ.)
Изучение правил безопасности при участии в эстафетах, общих правил спортивных эстафет.
Правила эстафет с мячом, обручем, скакалкой . Построение, закрепление перестроения разными способами. Деление группы на команды. Эстафеты с мячом, обручем, скакалкой. Интеллектуальный конкурс (вопросы по валеологии).
30. Тема: Спортивное развлечение на воздухе «Новогодняя карусель»– 2ч. (2 практ.ч.)
Построение. Разминка. Эстафеты с санками, лыжами, ледянками. Игры «Попади в цель», «Снеговик», «Светофор», «Следы на снегу».
31. Тема: : Игра «Баскетбол» . «Мяч в сетке». 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч.)
Знакомство с правилами игры, варианты ведения мяча, ведение мяча с изменением скорости. Строевые упражнения (построение, расчет по порядку, повороты направо, налево). Разминка. ОРУ с мячом.
Отработка ведения мяча одной рукой в движении, Бросок двумя руками от груди. передача мяча, бросок мяча в корзину. Корегирующие упражнения с массажным мячом (плоскостопие) П/ и: «Охотники и звери», «Мини - баскетбол» Игра «Играй, играй, мяч не давай»., . Релаксация «Велосипед».
32. Тема: Игра «Пионербол» 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч.)
Знакомство с правилами игры. Действия с мячом. Бросок мяча двумя руками из-за головы через сетку. Передача мяча партнеру. Ловля мяча двумя руками, от игрока, от сетки. Групповые действия. Подача мяча через сетку. Подвижные игры: “Перекати мяч”, “Передал - беги”, “Перебрось мяч”, “Мяч - соседу”, “Поймай мяч”. Дыхательная гимнастика «Пожарники».
33. Тема: Игра «Футбол» 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч.)
Знакомство с правилами игры. Ведение мяча ногой в разных направлениях и с изменением скорости, остановка катящегося мяча ногой, обводка кеглей, удары по мячу, по воротам. Профилактика плоскостопия (следы с камушками, колючие коврики). Подвижные игры: “Сильный удар”, “Передай соседу”, “Кузнечики”, “У кого больше мячей”.
34. Тема: Обучение ходьбы на лыжах, 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч.)
Разминка (разновидности прыжков, легкий бег). Техника спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Подъемы: «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. П/и: «Запрещенное движение», «Попади в цель».
35. Тема: Гимнастическая скамья 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч.)
Разминка в парах (бег, прыжки с подскоком, бег с выполнением заданий). Дыхательная гимнастика «Радуга». Лазанье по скамейке - вперед, назад; на животе - вперед, назад, в стороны, боком, на руках в положении лежа на спине, ногами вперед, назад, лежа на боку, сидя в положении руки перед грудью с помощью ног Перепрыгивание на одной, двух ногах .Наскок на скамейку двумя ногами, соскочить – ноги врозь, скамейка между ног, выполняется в продвижении вперед и на месте. Стоя сбоку, одной ногой на скамейке, выпрямиться вверх и поменять прыжком положение ног. Перепрыгивание через одну, две, скамейки, установленные параллельно. Пробегание по скамейкам, установленным в длину. П\и: «Переправа»
36. Тема: Зимнее развлечение «Ледяное царство» 2 часа (2 практ. ч.)
Квест. Задания на выявление теоретических знаний и практических навыков по обучению ходьбы на лыжах. П/и: «Два Мороза», «След в след».
37. Тема: Первая медицинская помощь 4 часа (3 теорет. ч., 1 практ. ч.)
Первая медицинская помощь при травмах и переломах. Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжение связок и вывих суставов. Первая помощь при них. Способы искусственной вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», непрямой массаж сердца. Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота, на нижнюю и верхнюю области живота.
Практическая работа: наложения стерильных повязок.
38. Тема: Лыжные сборы с родителями «Нам морозы не страшны, потому что мы дружны!», 2 часа (2 практ. ч.)
Совместное занятие с родителями. Разминка (ходьба с высоким подниманием колен, прыжки, выпады, легкий бег). Прохождение дистанции на лыжах по разной поверхности. П/и: «Третий лишний», «Салки».
39. Тема: Лазанье по канату 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч.)
Разминка. Силовые упражнения с гантелями. Упражнения для равновесия. Лазанье по канату а два приема, в три приема. Лазанье по канату без ног. Типичные ошибки. Лазанье по веревочным лестницам Закаливание растирание рук водой до локтей.. П/и: «Птички в гнездышках», «Тише едешь дальше будешь». Закаливание растирание рук водой до локтей. Релаксация: «Мы сильные!»
40. Тема: Занятие на воздухе «Снежная битва» 2 часа (2 практ. ч.)
Разминка в парах, легкий бег, прыжки с продвижением вперед. Построение. Деление на команды. Постройки из снега. Метание в горизонтальную цель. Соревновательное упражнение «Меткий стрелок». «Борьба за крепость» П/и: «Путаница»
41. Тема: Упражнениях на кольцах. 4 часа (2 теорет. ч., 2 практ. ч.)
Разминка (силовые упражнения, выпады, махи). Техника выполнения простейших элементов. Силовые перемещения и статические элементы: из виса силой подъём прямым телом в вис прогнувшись, из виса вкручивание вперёд, упор углом. Подъёмы, выкруты: подъём разгибом в упор, выкрут вперёд. Дыхательная гимнастика «Музыканты», П/и: «Запрещённое движение», «Шандер - мандер». Релаксация на фитоподушках.
42. Тема: Тематический праздник «Масленницу встречаем, зиму провожаем» (на воздухе), 2 часа ( 2 практ. ч.)
Совместный праздник с родителями. Эстафеты с предметами, игры на ловкость и внимание. Подвижные и хороводные русские народные игры.
43. Тема: Театрализованные игры. 2 часа (1,5 теорет. ч., 0,5 практ. ч.)
Знакомство с театрализованной деятельностью, видами театра. Разновидности театрализованных игр . Разъяснение театральных терминов. Ритмопластика.
44. Тема: Жонглирование мячами на ограниченной опоре . 6 часов (1,5 теорет. ч., 4,5 практ. ч.)
Разминка, упражнения на ловкость и внимание. Пальчиковая гимнастика. ОРУ с малыми мячами. Виды жонглирования. Основные принципы. Карточки с траекториями мяча, стойками. Упражнение с одним, двумя, тремя мячами. П/и: «Ловкие обезьянки», «Охотники и звери», «Боулинг».
45. Тема: Праздничная программа «От всей души!», посвященная дню 8 марта. 2 часов (2 практ. ч.) Выступление детей, игры и конкурсы с родителями.
46. Уроки пантомимы, 2 часа (1 теорет. ч., 1 практ. ч.)
Просмотр видео роликов. Знакомство с понятиями мимика и жесты. Д/и: «Театр настроений». Задания по карточкам.
Работа в группе: разыгрывание стихотворения Д. Хармса.
47.Тема: Настольный теннис, 6 часов (2,5 теорет. ч., 3,5 практ. ч.)
Знакомство с игрой. Основные технические принципы: стойки, способы передвижения, способы держания ракетки.
Упражнения: набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки, накат справа и слева по диагонали, выполнение подачи справа накатом в правую половину стола, выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола. Техника нападения и защиты. Игровая подготовка. Дыхательное упражнение с теннисным мячом.
48.Тема: Тема: Знакомство с теневым театром, 2 часа (1 теорет. ч., 1 практ. ч.)
Знакомство с теневым театром. История возникновения. Необходимое оборудование. Работа со светом. Пальчиковый театр. Связь с другими видами театра. Разыгрывание сюжетов знакомых сказок.
49.Тема: Танцевальная и хореографическая подготовка, 6 часов (2 теорет. ч., 4 практ. ч.)
Разучивание позиций рук и ног. Разучивание танцевальных шагов: с носка, выпадами, галоп, полька, приставного шага, переменного шага. Движения свободной пластики: бег различный, ходьба, волны и взмахи, движения на расслабления. Общеразвивающие упражнения: передача в пластике музыкального образа. Ритмика: согласованность действия с музыкальным ритмом. Упражнения на развитие чувства ритма, ощущение сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения. Характер музыки, темп музыкального движения. Знакомство с темпами и их названиями. Подвижные игры в различном темпе.
50.Тема: Техника создания образа в теневом театре, 4 часа (1 теорет. ч., 3 практ. ч.)
Костюм для театра теней, необходимые дополнения к нему. Черная тень на белом фоне, черная тень на цветном фоне, двойная тень и тройная тень с использованием прожекторов с заслонками. Появление и исчезновение тени. Использование декораций . музыкальное и звуковое оформление. Создание композиций.
51.Тема: Постановка сюжетов из знакомых сказок, 6 часов (1 теорет. ч., 5 практ. ч.) Выбор сюжетов из известных сказок. Изготовление декораций, используя подручные средства. Создание тени фигур: дерево, бабочки, цветка, птицы. Подбор музыкального сопровождения. Распределение ролей. С помощью пластики, жестов и мимики работа над образов героев сказок. Работа над созданием мини – спектакля.
52.Тема: Постановочная работа танцевального номера «Звезды зажигаются здесь!», 8 часов (2 теорет. ч., 6 практ. ч.)
Разминка (танцевальные шаги, подскоки, галоп, перестроения). Работа над образом и его содержанием. Основные движения, разучивание основных фигур в танце. Включение предметов. Отработка отдельных элементов. Репетиционная работа.
53. Тема: Легкая атлетика, 4 часа (0,6 теор.ч., 3,4 практ. ч.)
Строевые упражнение: построение в колонну, шеренгу в движении и на месте, по одному, по два, по три, повороты на месте. Подготовка к сдаче нормативов по основным видам движения: челночный бег, бег на скорость 30 м, кросс 300 м; прыжки с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты; метание - метание мяча в цель и на дальность; упражнение на гибкость, работа на перекладине, силовые упражнения П/и: «Охотники и звери», «Волк во рву», «Салки», «Зеркало».
Дыхательная гимнастика «Мы сильные», «Цветок». Профилактика нарушения осанки на массажных мячах. Закаливание: хождение по влажным дорожкам босиком.
54. Тема: Театрализованное действо «Путешествие по сказкам», 2 часа (2 практ. ч.) Театрализованное мероприятие с использованием теневого театра, для детей младших групп секции.
55. Тема: Диагностическое, 2 часа (2 теорет. ч.)
Учащиеся выполняют задания на компьютере, отвечая на вопросы, выбором правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, на теоретические знания по физическому развитию, спортивным играм.
56. Тема: Тестовое занятие по основным видам движения: бег, прыжки, метание, гибкость, силовые упражнения. 12 часов (12 практ. ч.)
Построение в шеренгу, перестроение в колонну, расчет по порядку. Разминка (разновидности ходьбы, прыжки, легкий бег). Бег на скорость 30 м, челночный бег, кросс 300 м прыжок в длину с разбега, прыжок в высоту , подтягивание на перекладине (для мальчиков), упражнения на перекладине (для девочек), отжимание в упоре на руках (для мальчиков), упражнение на пресс (для девочек), лазание по канату., тест на гибкость., метание в цель, метание набивного мяча, Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей. Игры малой подвижности «Иголка и нитка», «Ровным кругом», «Зеркало», «Раз, два, три фигура оживи».
57. Игровое занятие по спортивным играм с мячом – 2ч. (2 теорет. ч.)
С помощью карточек – жребия, дети выбирают игры с мячом: баскетбол, мини - футбол, пионербол, настольный теннис. Занятие проходит на спортивной площадке, что позволяет одновременно проводить две игры. Команды могут быть сформированы по желанию, либо команды девочек и мальчиков. Проводится соответствующая игре разминка, проверка знаний правил игры, назначается судья. Команды могут поменять игру, тем же способом, после завершения начатой.
58. Тема: Заключительный спортивный праздник «Спортивная семья», 2 часа (2 практ. ч.)
Семейный спортивный праздник. Проводится предварительная работа с семьями участниками. Эстафеты, конкурсные задания для семей, викторины. Выступление детей «Звезды зажигаются здесь!». Награждение команд.
59. Итоговое занятие – 2ч. (2 теорет. ч.)
Анализ работы детского объединения за учебный год. Подведение итогов работы. Орг. момент. Беседа с родителями учащихся.
Педагогический мониторинг
Уровень |
Критерии оценивания |
Выше Базового |
Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приёмами, выполняют правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеют пользоваться навыками на практике. |
Базовый |
Выполняют упражнения в целом соответствующей с высоким уровнем, но нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи педагога (по наводящим вопросам) восстанавливают последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике. |
Ниже базового |
Выполняют нормативы в соответствии ниже среднему уровню. Не умеют пользоваться навыками на практике, выполняют упражнения по подражанию. Выполняют упражнения с помощью учителя. Нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений. |
Способы отслеживания качества реализации программы
Для индивидуального развития каждого ребенка имеет огромное значение отслеживание, фиксации динамики развития его достижений, педагогический мониторинг. Корректный разбор ошибок, недостатков и совместное с педагогом определение перспектив дальнейшего развития – вот то, что необходимо для успешного овладения классическим танцем и становлению ребенка, как личности.
Виды мониторинга:
· по этапам обучения (входной, итоговый (промежуточная аттестация));
· по частоте процедур (периодический, систематический);
· по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный);
· по организационным формам (индивидуальный, групповой).
технологический мониторинг, в котором основное:
· постановка целей, максимальное уточнение, с ориентацией на достижение результатов;
· оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
· заключительная оценка результатов.
для этой цели используются:
· конкурсы, соревнования, участие в концертах, конкурсах, фестивалях;
· творческий отчет;
· итоговый праздник.
Обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение
1. Мультимедийная система
2. Музыкальный центр
3. Доска
4.Оборудование, используемое на занятиях по количеству детей в группе (15 человек): флажки, гимнастические коврики, гимнастические мячи, резиновые мячи, массажные мячики, набивные мячи, мячи – хоппы, гимнастические палки, деревянные палочки, обручи разного диаметра, скакалки гимнастические, диски «Здоровья», степы, гантели (1кг), балансиры, дорожки и следы для профилактики плоскостопия, конусы различной высоты, стойка для прыжков в высоту (1 шт.), маты (2 шт.), спортивный детский комплекс с наличием каната, веревочной лестницы, качелей, колец, турника (3 шт.), тренажеры (6 шт.), гимнастические скамейки (2 шт.), кольца с сеткой и мяч для баскетбола (2 шт.), туннель (средний) (2 шт.), батуты (2 шт.), гимнастические ленты (7 шт.), сетка (1шт.), ворота для мини- футбола (2 шт.), футбольный мяч (1 шт), набор для настольного тенниса (1шт.), ширма, прожектор для теневого театра.
Методическое обеспечение
1. Конспекты занятий
2. Инструкции по технике безопасности
3. Диагностические материалы (анкеты, задания)
4 .Методические разработки по проведению занятий
5. Методические пособия (картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики)
7. Методическая литература по предмету
8. Аудио и видео материалы
9. Дидактический материал
Дидактические игры: «Путешествие в страну Неболейка», «Познай себя», «Одень спортсмена», «Говорящая анатомия».
Дидактическое пособие: «Волшебный парашют», «Кубик - подсказка».
Карточки для выполнения: круговой тренировки, эстафет, маршрутные листы, «Маленькие человечки » (ТРИЗ), для обучения жонглированию.
Плакаты с поэтапным выполнением упражнений на роликовых коньках и лыжах
В работе используются элементы психогимнастики. Это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие познавательной и эмоциональной психики ребенка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развивается навык концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.
Проведение занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма. Проведение таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности, постоянно меняющихся метеорологических условиях (температура, влажность, ветер) обеспечивает хороший закаливающий эффект. Высокая двигательная активность при обучении ходьбе на лыжах зимой, а так же проведение эстафет и соревнований не только дает положительную эмоциональную разгрузку, но и усиливает работу сердца и легких, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.
Занятия по программе являются результативными и организуются в определенной последовательности:
· формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;
· целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;
· способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей;
· проведение одного занятия на свежем воздухе;
· в течение летнего оздоровительного периода проводится работа по закаливанию: солнечные и воздушные ванны, ходьба босиком, обливание водой;
· постоянное осуществление медико-педагогического контроля за развитием у учащихся правильной осанки, координации движений.
Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:
· диагностика физического развития; система профилактических оздоровительных мероприятий;
· физкультурные занятия;
· игры на свежем воздухе;
· закаливающие мероприятия;
· спортивные праздники;
· развлечения, досуги;
· совместная работа оздоровительной секции и семьи по воспитанию здорового ребенка
Структура занятия
Подготовительная часть имеет собственные задачи:
Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.) Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения. Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занятия содержит следующие задачи:
Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные).
Заключительная часть - основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).
Занятия делятся на несколько видов:
1. Обучающие занятия.
На общих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе.
2.Закрепляющие занятия.
Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз.
Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При дальнейших повторах выбирается кто-то из детей, выполняющих движения правильно, лучше других.
3.Итоговые занятия.
Дети практически самостоятельно, без подсказки должны уметь выполнять все упражнения и комплексы.
4. Импровизационная работа.
Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить видение своего образа.
5.Задание на дом.
Закрепление пройденного материала, повышение результата, вовлечение родителей в спортивно – оздоровительную работу.
Воспитательная работа:
Мероприятие |
Периодичность |
Проведение родительских собраний |
Три раза в год |
Проведение экскурсий учащихся и их родителей в музей ДПИ ДТ «Октябрьский»; |
В течение года |
Участие учащихся и их родителей в проведении тематических праздников |
Согласно плану работы |
Проведение открытых занятий для родителей |
Согласно плану работы |
Участие родителей в мероприятиях ДТ «Октябрьский» |
Согласно плану работы |
Проведение мастер-классов для родителей |
Согласно плану работы |
Список используемой литературы
1.Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП. 2003.
2. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002
- Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000.
- Ляха В.И. Физическое воспитание. – М., 2004.
- Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. «Планирование и организация занятий. Методическое пособие по физической культуре». – М. ДРОФА 2009 г.
- Фокин Г.Ю. «Уроки физической культуры в начальной школе 1-4 классы. – М.: «Школьная пресса» 2006 г.
- Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания», М.; Просвещение 2009 г.
- Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е. «Методика физического воспитания школьников» М.: Просвещение 2008 г.
- Вавилова А.В., Давыдов И.М.: Обучение катанию на роликах Учебн. пособие для ин-тов Ф.К. –М., -2009. .
- Гимнастика с методикой преподавания./Под ред. И.Б.Павлова. - М.: Дело, 2003
- Выготский JT.C. «Воображение творчества в детском возрасте». - М.: Просвещение, 1991 г.
Литература для обучающихся:
1. Козьмин Р.К., Левитский Н.Г., Лимарь П.Л. Первые шаги в легкой атлетике, М., ФиС, 1965.
2. Геллер Е.М. Подвижные игры на роликах. – Мн. –2010.
3. Фомина Н.А Сказочный театр физической культуры. Волгоград 2004
4. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. - Минск, 1989.