Образовательная программа творческого объединения «КЕДР»

4
0
Материал опубликован 6 November 2016 в группе

Муниципальное казённое обЩЕОБразовательное учреждение

Варламовская средняя общеобразовательная школа

У

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол №____ от

«__»__________20__ г.

____________________

тверждаю:

 

директор И.А. Колчина

«__»_________ 20__ г.

Приказ №___

 

Образовательная программа

творческого объединения «КЕДР»

Разработана для детей 11-16 лет

и предусматривает двухлетний курс обучения


 


 

Космовский Сергей Сергеевич

учитель биологии и химии

 

2016-2018 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка:

Введение

Цель программы

Задачи программы

Методы работы

Формы работы

Принципы обучения

Условия, необходимые для реализации программы

Работа с родителями

Оценка эффективности программы

Возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся

Учебно-тематический план

Содержание программы

Предполагаемые результаты

Модель выпускника по программе

Список литературы

Приложение


 

Пояснительная записка

В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.

Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у обучающихся установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление школы эколого - валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.

Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов

Программа основывается на принципах дидактики, гуманизации, краеведческого подхода.

Программа творческого объединения «КЕДР» рассчитана на двухлетний курс обучения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой обучающихся из 10 - 15 человек. Продолжительность занятия - 2 часа.

В процессе занятий воспитанникам предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.

Программа носит эколого-биологическую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Программа рассчитана на обучающихся 5-11 классов и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции воспитанников в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

«КЕДР» - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве, программой запланированы экскурсии, встречи с работниками Болотнинского лесхоза.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов обучающихся.

Цель программы - экологическое образование обучающихся посредством раскрытия творческих возможностей школьников; формирование экологической культуры

Задачи программы:

расширить знания обучающихся о растительном и животном мире, птицах родного края, о комнатных растениях;

углубить теоретические знания обучающихся в области метеорологии;

развить навыки по уходу за растениями и животными, распознаванию древесных пород;

развить коммуникативные способности в группе и в коллективе;

воспитать любовь к окружающей природе.

Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.

Материал творческого объединения предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Обучающиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, некоторыми сельскохозяйственными профессиями. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растении и уходу за ними, экскурсии на природу.

Творческое объединение нацелено на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности - школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Они знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.

Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.

Методы обучения и развития творческих способностей:

групповой метод

индивидуальная работа

использование игровых форм

использование наглядных пособий

общение с «живой» природой

метод экскурсионной и практической деятельности

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

Беседа, опрос, наблюдение

Праздничные мероприятия

Выставки

Конкурсы

Анкетирование

КВН

Экскурсии

Наблюдение

Грамоты

Дипломы

Анкеты

Видеозапись

Фото

Статьи в прессе

Методические разработки

Выставки

Отчёты

Фестивали

Праздники

Недели

Защита творческих работ

Принципы:

Добровольности (зачисление в группу только по желанию).

Доступности (излагаемый материал должен быть доступен пониманию).

Последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность).

Научности (вся изучаемая информация должна быть достоверной).

Обратной связи (интересоваться мнением детей о прошедших занятиях).

Непрерывности (обучать детей в каждом возрастном периоде);

Успешности (право, гарантирующее возможность каждого на успех);

Связи теории и практики (связь обучения с жизнью).


 

Условия, необходимые для реализации программы:

Кабинет географии с 8 партами и 16 стульями

Классная доска, цветные мелки

Компьютер с полным комплектом оборудования и программного обеспечения

Мультимедийный проектор

Цифровой фотоаппарат Nikon

Камера Panasonic

Ватман, маркеры, линейки, бумага А4

Сборники авторских фильмов студии KOSMOS

Тетради, ручки

 

Работа с родителями

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития.

На индивидуальном уровне - беседа, выбор образовательного маршрута для ребенка.

На уровне творческого объединения - создание родительского актива, привлечение родителей к участию в различных мероприятиях, благотворительная деятельность.

На уровне школы – демонстрация родителям практических умений воспитанников в выбранной ими деятельности (выставки, конкурсы, соревнования, концерты).

Задачи взаимодействия педагогического коллектива с родителями на учебный год определялись так:

Использовать эффективные формы сотрудничества с родителями, вовлечь их в совместную с детьми творческую, социально – значимую деятельность, направленную на повышение их активности;

Постоянное взаимодействие администрации школы с родителями членами комитета.


 

Оценка эффективности программы

Учебно-тематическое согласование с предметами школьного курса

Теоретическая и практическая части программы предусматривают применение учащимися своих знаний, полученных при изучении природоведения, географии, биологии, фенологии с основами метеорологии

Отслеживание и диагностика результата

В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности. Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, например, такие формы работы, как экскурсии, викторины, беседы, различные акции, составление карт села.

Конечный результат

Результатом творческой работы объединения «КЕДР» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурсов, организация и проведение конкурсов, природоохранная деятельность, участие в районных экологических конкурсах.

Прогнозируемые результаты: понимание современных экологических проблем, овладение основами навыками по уходу за растения и животными, овладение основами классификации растительного и животного мира.

 

Возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся

чувствительность к оценке посторонних своей внешности

крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

Для подростков характерна полярность психики:

Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

Название темы

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1.

Введение

4

-

4

2.

Какие бывают животные. Животные родного края

10

4

14

3.

Животные в твоём доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной

14

6

20

4.

Птицы Новосибирской области

6

6

12

5.

Растения в твоём доме

6

4

10

6.

Зелёные насаждения Новосибирской области

8

6

14

7.

Природа живая и неживая

20

10

30

8.

Разнообразие природы родного края

10

4

14

9.

Особо охраняемые территории Болотнинского района

6

10

16

10.

Метеорология

4

4

8

11.

Итоговое занятие

2

 

2

Итого

90

54

144


 

Содержание программы

1 года обучения

1.Введение. – 4 часа

Круг экологических проблем.2 часа

Разнообразие природы родного края.- 2 часа

2.Какие бывают животные. Животные родного края. – 14 часов

Знакомство с домашними животными. -2 часа

Условия содержания домашних животных. – 2 часа

Знакомство с животными леса. – 2 часа

Охрана животных. – 4 часа

Проведение викторины «Знаю каждого соседа». – 2 часа

Проведение фотоконкурса. – 2 часа

3. Животные в твоём доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной. – 20 часов

Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. – 2 часа

Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периода. – 2 часа

Знакомство с представителями домашних животных зимнего и весеннего периода. – 2 часа

Конкурс «Летом, осенью одни, все животные мои…». – 2 часа

Конкурс «Турнир домашних животных». – 2 часа

Проведение практических работ: уход за домашними животными.-2 часа

Проведение литературного конкурса «Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной..» - 2 часа

Составление карты села. – 4 часа

Знакомство с представителями домашних животных зимнего и весеннего периода – 2 час

4. Птицы Новосибирской области. – 12 часов

Знакомство с птицами НСО.- 2 часа

Перелётные птицы НСО.-2 часа

Неделя наблюдений за птицами. Конкурс поделок «Моя синичка в надёжных руках». – 2 часа

Экскурсия в зоопарк г. Новосибирск. – 4 часа

Охрана НСО. Викторина.- 2 часа

5. Растения в твоём доме. – 10 часов

Разнообразие комнатных растений. – 2 часа

Требования комнатных растений к условиям жизни.-2 часа

Знакомство с правилами ухода.-4 часа

Проведение практических работ. Экскурсия в частный сад. –2 часа

6. Зелёные насаждения Новосибирской области. – 14 часов

Декоративные травянистые растения.-2 часа

Правила посадки деревьев и кустарников. – 2 часа

Способы разбивки клумб.-2 часа

Распознавание древесных и кустарниковых пород в зелёных насаждениях.- 2 часа

Практическая работа: распознавание древесных и кустарниковых пород в зелёных насаждениях. -2 часа

Практическая работа: посадка деревьев и кустарников, разбивка клумб.- 4 часа

7.Природа живая и неживая. – 30 часов

Знакомство с неживой природной осени.- 2 часа

Грибы и их роль в лесу.- 2 часа

Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязнённости воздуха.- 2 часа

Насекомые, приносящие ущерб человеку. Особо охраняемые насекомые края.-2 часа

Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух.- 2 часа

Роль муравьёв в снижении численности насекомых опасных для леса.- 2 часа

Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой.- 2 часа

Проведение экскурсии в лес.- 2 часа

Значение снегового покрова для растений и животных.- 2 часа

Экскурсия «Птицы перелётные и зимующие»- 2 часа

Практическая работа: подкормка птиц. – 2 часа

Звери области. Следы зверей. Птицы леса. – 2 часа

Понятие об опылении растений. Насекомые опылители.- 2 часа

Практическая работа» деревья и кустарники весной.- 2 часа

Цветение сада. Экскурсия на территорию школьного цветника.- 2 часа

8. Разнообразие природы родного края. – 14 часов

Знакомство с природой НСО. -2 часа

Минералы и горные породы, почвы область. – 2 часа

Леса НСО. Основные древесные породы.- 2 часа

Животные леса. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях.-2 часа

Виды особо охраняемых растений и животных края.-2 часа

Лесные ремесла. Практические работы.-2 часа Экскурсия в лес.-2 часа

9. Особо охраняемые территории Болотнинского района.- 16 часов

Заповедники и парки НСО.-2 часа

Заочное путешествие по заповедникам НСО.-4 часа

Эколого-просветительская деятельность школьников-2 часа

Экологическая акция «Школа-цветник».-2 часа

Рекреационные объекты заповедники.-2 часа

Заочная экскурсия на особо охраняемые территории.-4 часа

10. Метеорология.- 8 часов

Метеорология как наука. Предсказания погоды по местным признакам.-2 часа

Простейшие метеорологические приборы: флюгер, барометр, осадкомер. – 2 часа

Практическая работа: предсказания погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных. – 2 часа

Определение погоды по метеорологическим приборам. -2 часа

11. итоговое занятие – 2 часа

Учебно-тематический план

2 год обучения

Название темы

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1.

Введение

2

2

4

2.

Растения и животные родного края

8

8

16

3.

Культурные и лекарственные растения

8

8

16

4.

Неживая и живая природа

12

8

20

5.

Природа как единое целое

6

-

6

6.

Экологические путешествия

16

4

20

7.

Влияние окружающей среды на здоровье человека

12

4

16

8.

Экологические катастрофы и экологические прогнозы

12

4

16

9.

Страницы «Лесной газеты»

16

12

28

10.

Итоговое занятие – фестиваль экологических достижений

2

 

2

Итого

94

50

144


 

Содержание программы

1 года обучения

1. Введение- 4 часа

Разведка экологических бед – 2 часа

Составление дневника экологических наблюдений. -2 часа

2. Растения и животные нашего края – 16 часов

Знакомство с животными, растениями НСО – 4 часа

Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение- 2 часа

Распознавание растений и животных НСО- 2 часа

Охрана природы, способы охраны- 2 часа

Урок-КВН «Знаешь ли ты этих животных?»- 2 часа

Издание книжек-малышек о животных.- 2 часа

Урок-панорама – 2 часа

3. Культурные и лекарственные растения НСО – 16 часов

Разнообразие природы НСО – 2 часа

Красная книга НСО. Охрана лекарственных растений- 2 часа

Сбор лекарственных растений – 4 часа

Культурные и лекарственные растения НСО – 2 часа

Викторина «Кладовая природы» - 2 часа

Организация работы «Фито-бара» - 4 часа

4. Неживая и живая природа – 20 часов

Роль неживой природы в жизни всего живого на Земле – 2 часа

Разнообразие живой природы – 2 часа

Выставка-конкурс «Природа и человек» - 4 часа

Жизнь в почве. Особенности строения и образа жизни дождевых червей и крота – 2 часа

Урок-путешествие «Прикосновение к чуду» - 2 часа

Энциклопедия «Всё обо всём» - 2 часа

Экологические связи в живой природе – 2 часа

Практическая работа: Птицы НСО. Голоса птиц – 2 часа

Экскурсия: «Я изучаю природу родного края» - 2 часа

5. Природа как единое целое – 6 часа

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природы – всенародная задача – 2 часа

Необходимые меры охраны природы НСО – 2 часа

Участок юных экологов в охране растений и животных НСО – 4 часа

Значение леса в природе и жизни человека. Десять заповедей друзей леса – 2 часа

6. Экологические путешествия – 20 часов

Выбор маршрута путешествия – 2 часа

Актуальность и возможность сценического воплощения – 2 часа

Организации и проведение путешествия «Лес – наше богатство»- 2 часа

Значения растений и животных в жизни человека. Взаимосвязь в природе – 2 часа

Знакомство с охраняемыми растениями и животных – 2 часа

Лесное путешествие – 2 часа

Дневник путешествия – 2 часа

Необходимость сохранения всего многообразия живого – 2 часа

Экологическое путешествие – 2 часа

«Станция «Природа» - 2 часа

7. Влияние окружающей среды на здоровье человека – 16 часов

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. – 2 часа

Основы здорового образа жизни – 2 часа

Изготовление эмблем об охране здоровья.- 4 часа

Викторина «НЕ болеть!» - 2 часа

Урок здоровья.- 2 часа

Советы доктора Неболейки – 2 часа

Эколого-валеологический урок «Лесной доктор» - 2 часа

8. Экологические катастрофы и экологические прогнозы – 16 часов

Экологические катастрофы – 4 часа

Представление о радиоактивном загрязнении среды – 4 часа

Охрана рек, озёр, прудов – 2 часа

Проект «Обитатели пруда с. Варламово» - 4 часа

Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу – 2 часа

9. Страницы «Лесной газеты» - 28 часов

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы – 2 часа

Как создать эколого-просветительскую газету? – 2 часа

Подготовка поделок из природного материала. Конкурс «Фантазия природы» - 4 часа

Организация и выпуск газеты «Лесная газета» - 4 часа

День экологических знаний. – 2 часа

Викторина юных экологов – 2 часа

Экологический вестник – 2 часа

Вёрстка страниц газеты – 4 часа

Эколого-просветительская деятельность – 4 часа

Фестиваль экологических достижений – 2 часа

10.Итоговое занятие – 2 часа

 

Предполагаемые результаты:

Расширение знаний обучающихся о растительном и животном мире;

Углубление теоретических знаний обучающихся в области метеорологии;

Развитие навыков по уходу за растениями и животными, распознаванию древесных пород;

Развитие коммуникативных способностей в группе и в коллективе;

Воспитание любви к окружающей среде.

Модель выпускника по программе

Выпускник, освоивший данную программу, владеет:

Определенным кругом знаний в области метеорологии, о растительном и животном мире, птицах, о законах об охране природы, Красной книге, о полезных ископаемых, почвах, водоёмах;

Навыками, по распознаванию древесных пород, по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев;

Умениями логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор.


 

Информационное обеспечение:

для педагога:

Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1998 - 230 с.

Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М: ВАКО, 2004 -350 с.

Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.

Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 -146 с.

для обучающихся:

Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.

Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1995 -230 с.

Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 -240 с.

Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.

Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 - 243 с.

Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 -146 с.

Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.

Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 -227 с.

Рахманов А.И. Птицы - наши друзья: учеб. пособие. - М.: Росагропромиздат, 1989 - 286 с.

Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. - М.: Детская литература, 1989-240 с.

Видео сопровождение:

Сборники авторских учебных фильмов экогруппы «КЕДР» и студии монтажа «kosmos» в 5 частях.

Комментарии
Комментариев пока нет.