Сатирические произведения В.В.Маяковского

1
0
Материал опубликован 15 February 2022

Тема: Сатирические стихотворения В.В. Маяковского

Класс: 11 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:  познакомить учащихся с сатирой Маяковского, дать образ Маяковского-сатирика, создать условия для формирования читательской и литературоведческой компетенций, через усвоение содержания стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся» .

Задачи: обучающие: расширение знаний о жизни и творчестве Маяковского, чтение и анализ стихотворений Маяковского, выявление художественных особенностей произведений; продолжение формирования навыка осознанного чтения и анализа текста; совершенствовать навык аналитической работы с лирическим текстом;

развивающие: развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывания на заданную тему; развитие логического мышления.

воспитательные:  воспитывать в учащихся лучшие качества личности: честность, гражданственность, гуманизм; формирование нравственно-этических представлений.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Приемы обучения: слово учителя, выразительное чтение, беседа.

Планируемые результаты:

Предметные:  иметь представление о лирическом произведении; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в произведении; владеть навыками анализа произведения; формулировать собственное отношение к прочитанному; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций.

Личностные: продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные:  соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебник: УМК под редакцией В.Я.Коровиной.

Ход урока

Я убежден: в будущих школах сатиру будут

преподавать наряду с арифметикой и с не меньшим успехом

А.Платонов.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент.

Мотивация к уроку
















Актуализация знаний




Слово учителя. Введение в тему урока.








 









Постановка учебной задачи







































Этап самостоятельной работы.

Работа по группам
























































































Физминутка.



Слово учителя

























Работа над проблемным вопросом




Заключительное слово учителя













Этап рефлексии






Домашнее задание.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

Ребята, прочитайте эпиграф к уроку и скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Правильно, сегодня мы будем говорить о ранних сатирических произведениях В.В. Маяковского.

Почему же в многогранном поэтическом творчестве Маяковского сатира занимает большое место? Чтобы решить эту проблему давайте сформулируем цели урока.

Давайте вспомним, что нам известно о жизни и деятельности Маяковского.



В.В. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и, несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе 20 века.


 «ирония», «сатира», «гротеск», «гипербола»… Какой темой объединены эти слова?

Что же заставило Маяковсого обратиться к сатире?

Смысл сатиры Маяковского можно определить словами Маркса: “…чтобы человечество весело расставалось со своими недостатками”. А сам Маяковский так говорил: “Сатира - это взгляд на мир через увеличительное стекло”. Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”.

 Как вы понимаете эти слова?


















Задания по группам:

1-ая группа –чтение и анализ стихотворения «О дряни»

2-ая группа – «Прозаседавшиеся»


Вопросы для исследовательской работы в группах записаны на доске:

1.Объекты сатиры Маяковского?

2.Тема, основная мысль.

3.Образы, детали в стихотворении

4.Средства художественной выразительности.

5.О какой опасности предостерегает Маяковский?












































































Стихотворения Маяковского были чрезвычайно ценны для своего времени не только злободневностью, но и призывом к активной борьбе со всеми теми недостатками, которые достались стране, призывом к искоренению явлений, мешающих движению вперед. Сатира поэта была деятельным участием Маяковского в жизни страны. Его стихи - это крик души поэта-гражданина, безумно любящего своего родину, поэта, который идет вперед и ведет за собой, помогая своим искусством «выволочь» страну из грязи, чтобы жить лучше. Маяковский не мог и считал недостойным поэта писать «сладенькие» стихи тогда, когда страна серьезно «болела».


Вопрос к классу:

- Современна ли сатира Маяковского?


Сатира Маяковского, на мой взгляд, удивительно злободневна и в наши дни. Поэт поднял те вопросы, которые остаются актуальными и в бытовой жизни людей, и в политике государства.

И мне кажется, что нам сейчас очень не хватает такого талантливого поэта , который решился бы на подвиг выполнять столь трудную работу.


 -В чем проявилось новаторство Маяковского-сатирика?

 Выставление отметок (с комментированием)


Написать сочинение – миниатюру «Есть ли будущее у сатирической литературы?»


Слушают учителя.

Готовятся к восприятию учебного материала.


Формулируют тему урока, сверяют с образцом.








Формулируют цели урока, сверяют с образцом.





Учащиеся рассказывают биографию поэта.

Сообщение ученика о работе Маяковского в «Окнах РОСТа»




















Учащиеся высказывают свои мысли, предположения по этим вопросам.




















Ответ учащегося:

В годы, предшествующие революции 1917 года, сатира Маяковского была направлена против существующего строя. С позиции бунтаря-одиночки он отвергает буржуазный мир, враждебный человеку. «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой вашу религию», «Долой ваш строй!» - таков пафос его поэмы «Облако в штанах».

Сатирические стихи дореволюционного периода – это его знаменитые «Гимны», опубликованные в журнале «Новый сатирикон», стихотворения «Нате!», «Вам». В самих названиях гимнов («Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду») – комическое несоответствие: ведь гимн – это торжественная песнь, петь которую в честь обеда или взятки просто смешно.






Выполняют задание, презентуют самостоятельную работу.


Ответы первой группы.

Произведение «О дряни», написано поэтом в 1921 году. Главная тема произведения – обличение мещанства, которому удалось прекрасно приспособиться в обновленной стране. Прежде всего, он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь хамства, пошлости и двуличия. Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим естеством жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над пережитками буржуазного социума. Однако этого не произошло, о чём горько сожалеет поэт в своём произведении. В стихотворении «О дряни» он рисует типичные образы современных мещан: безымянного служащего, устроившего «уютный кабинет» в одном из госучреждений, и его супругу – «товарища Надю». Всё общение супружеской четы сводится лишь к разговорам о благоустройстве собственного мирка. Однако при этом они все силы прикладывают к тому, чтобы создать видимость людей новой формации, и это у них неплохо получается.

В стихотворении много внимания уделяется теме мещанского быта, который поглощает все мысли и поступки обывателей. Поэт рисует обязательные атрибуты сытой и комфортной жизни мещан: самовар, пианино, кот, клетку с канарейкой. Но при этом в их доме непременно найдётся и свежий выпуск «Известий», и портрет идейного вождя на стене.

Для создания яркого образа советского обывателя Владимир Владимирович использует широкий спектр средств художественной выразительности: обилие грубых, резких слов: «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчёркивает презрительное отношение поэта к мещанскому быту: «спаленка», «потолочек».

В качестве гиперболы, доходящей до абсурда, представлена фраза «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».

Для повышения выразительности стихотворения Маяковский берёт на вооружение неологизмы, которые гармонично дополняют его неповторимый стиль: «оголтелая канареица», «фигурять».

https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/mayakovskiy/o-dryani.html

Ответы второй группы.

Стихотворение «Прозаседавшиеся» относится к послеоктябрьскому периоду творчества Владимира Владимировича.

Маяковский видел в современной жизни еще одно страшное зло — бюрократизм, который врастал во все сферы государственной деятельности, тормозя развитие советской страны. 

В стихотворении автор развивает тему чиновнических рабочих будней. Проблема раскрывается через восприятие представителя народа, которому пришлось побегать по кабинетам чиновников.

Поэт бичует бюрократизм, волокиту, подмену живого дела бесконечными заседаниями. Нелепость и неразумность чиновничье-бюрократических порядков автор разоблачает с помощью таких средств как: ирония, гротеск, гипербола.

Заключительные строки стихотворения «О, хотя бы…» стали крылатой фразой, а созданный им неологизм «прозаседавшиеся» прочно вошел в русский язык. В этом стихотворении Маяковский развивает традиции Салтыкова-Щедрина.






























Учащиеся обсуждают вопрос.

















Высказывания учащихся



Оценивают собственную деятельность на уроке


Записывают домашнее задание

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.



























Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: Анализ и обработка собранного материала. Развитие способности к решению творческих задач.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации









Коммуникативные: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Регулятивные: включение в деятельность по плану.

Предметные: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели






























К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению связного речевого высказывания.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации