12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыганова Анна Васильевна630
МАОУ СОШ №3, г.Кировград Свердловской обл.
Россия, Свердловская обл., Кировградский ГО
1

«Оружия любимейшего род» (Сатирические произведения В.В.Маяковского)

Технологическая карта урока




Предмет

Литература

Класс

11

Базовый учебник

УМК: Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ Т.Ф.Курдюмова. - М: Просвещение,2014г. – 352с., 256с.

Тема урока

«Оружия любимейшего род» (Сатирические произведения В.В.Маяковского)

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Выявить против чего направлена сатира В.В.Маяковского; раскрыть способы создания сатирических образов

Задачи урока

Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться анализировать приемы сатирического в лирике.

Развивающие: развивать навыки анализа стихотворного текста, мотивацию к познавательной деятельности, способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: формирование умений коллективно сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к художественному слову, пробуждать стремление к вдумчивому чтению.

Планируемые результаты

Предметные: создать условия, способствующие формированию представления о сатирической лирике В.В.Маяковского, усвоению понятия «сатира», пониманию особенностей языковой манеры поэта.

Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; формировать умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Личностные: формировать интерес к творчеству В.В.Маяковского; развивать потребность самостоятельного инициативного чтения лирики поэта.

Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая.

Формы работы

Коллективная, групповая, фронтальная

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Конкретизируют понятие «сатира», работают с лексическим значением слов, отвечают на вопросы, обсуждают, выстраивают монологическое высказывание, делают выводы, читают выразительно.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

«Оружия любимейшего род» (Сатирические произведения В.В.Маяковского)

Этап урока


Время


ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2

Слайд 1

Портрет Маяковского

Учитель приветствует учеников, создает комфортную рабочую атмосферу в классе.



- Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы с вами наслаждались ранней лирикой Маяковского. Сегодня перед нами будут стихи совсем другие, а вот чему они посвящены, попробуйте догадаться.

Один из своих сборников поэт назвал так: «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается».

Попытайтесь сформулировать тему урока. (Сатирические стихотворения Маяковского).

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.









Высказывают свое мнение.

Прогнозируют

Формулируют тему урока.

Записывают дату и тему: «Оружия любимейшего род» (Сатирические произведения В.В.Маяковского)

2.

Актуализация знаний


Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.


3

Слайд 2

Литературо

ведческие термины











- Итак, речь сегодня пойдет о сатирической лирики. Какие приемы сатирического изображения вам известны? Какие литературоведческие понятия нам необходимо вспомнить сегодня?

Ирония (насмешка) Сарказм (высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка) Юмор (добрый, сочувствующий смех) Сатира (обличающий, гневный смех) Фантастика (надуманное, неправдоподобное, сверхъестественное) Гипербола (преувеличение) Гротеск (чрезмерное преувеличение, изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде) Аллегория (образное иносказание) Синекдоха (перенос значения по принципу количественного соотношения, название части вместо целого).




Высказывают свое мнение.



Называют термины, объясняют их значение.






3.

Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Цель этапа:

включение

подготовка учащихся к изучению нового материала;

самостоятельное определение цели урока.

5

Слайд 3

Цель урока









Какую цель мы перед собой поставим? Обратите внимание на формулировку темы.

(Раскрыть особенности сатиры Маяковского)

Высказывают свое мнение, формулируют цель урока.









Высказывают свои предположения.

4.

Мотивация к учебной деятельности.

1


Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня мы проведем исследование и проанализируем особенности сатиры Маяковского в его лирике и в «Окнах РОСТА». Что же это такое «Окна РОСТА»? Об этом мы узнаем из сообщения….Продумайте вопросы к выступающему.


5.

Решение учебной задачи.

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

9

Электронная презентация ученика «Маяковский и «Окна РОСТА».





- После революции, в которую Маяковский искренне поверил, героями его сатирических стихов становятся враги революции. В 1919-1922 г.г. Маяковский работал в «Окнах РОСТА», рисовал плакаты, сочинял к ним стихотворные подписи. Поэт воспевал победы Красной Армии, беспощадно высмеивал врагов революции, гневно высказывался против мещан.

Выступление подготовленного ученика.

- Большую известность приобрели в послереволюционное время стихотворения «О дряни» и «Прозаседавшиеся». Остановимся на них подробнее.


Слушают сообщение ученика, готовятся задать вопросы, вступают в диалог.







7.

Закрепление знаний.

Цель этапа:

анализ языковых особенностей текста


7














Слайд 4

Задания для групп






















1 группа «О дряни». Лингвисты.

В 1920-1921 годах появилось стихотворение «О дряни». Стихотворение обличает «мурло мещанина» нового советского времени. Кто такой мещанин? В каком значении автор использует слово в данном тексте?

Какова роль сниженной лексики в стихотворении?

2 группа «О дряни». Историки.

Большую роль играют детали в стихотворении. Какие вещи изображены? Какие реалии того времени?  Что такое серп и молот?



3 группа. «Прозаседавшиеся». Лингвисты.

Какую мишень выбрал Маяковский в этом стихотворении для нанесения сатирического удара? Какими средствами выразительности пользуется автор? Как достигается комический эффект? Объясните, зачем автор, при упоминании об Иван Ваныче ставит глагол во множественном числе? (Товарищ Иван Ваныч ушли заседать) Объединяя несоединимое, Маяковский, наоборот, разбил реально существующий Главкомполитпросвет на четыре организации). Лингвисты, объясните, что означают эти части.






4 группа. «Прозаседавшиеся». Историки.

Используя прием доведения качества до абсурда, Маяковский придумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА». Историки, объясните нам значение этих слов.

Лингвисты отвечают

 МЕЩАНИН – 1.В царской России лицо городского сословия, составлявшееся из мелких торговцев и ремесленников, низших служащих. 2. перен. Человек с мелкими интересами и узким кругозором.

Автор говорит не о сословии, а об образе жизни.

Лингвисты говорят об использовании сниженной лексики «мразь, «дрянь», «зады», «мурло», «заорёт». Сниженная лексика позволяет выразить своё негативное отношение к проявлению мещанства в советские республике.

Историки

Внешняя маскировка (портрет Маркса, газета «Известия») скрывают истинную суть мещанина, его стремление к материальному благополучию, комфорту, престижу. Серп и молот - это символ единства рабочего и колхозника на государственном флаге. А для Нади это просто узор на платье. Теряется значимость элемента знамени и герба.

Лингвисты отвечают

Изобразительные средства: гипербола (преувеличенное количество заседаний), литота (покупка склянки чернил Гупкооперативом). Далее создается фантастическая картина («сидят людей половины») для того, чтобы показать, что служащим приходится буквально разрываться между заседаниями, которые проходят одновременно. Об Иван Ваныче секретарь говорит. как говорила раньше горничная о своём барине. НЕ искоренилось ещё подобострастие.

ГЛАВНЫЙ ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ) ПРИ НАРКОМАТЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР. Существовал с 1920 по1930г. В ведении Г. находились библиотеки, избы-читальни, клубы, народные дома, внешкольные учреждения. Г. проводил ликвидацию неграмотности, занимался лекционной работой, художественной самодеятельностью, распространением печати

Историки

Маяковский придумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА», т. е. театральное объединение соединяет с Главным управлением конезаводов, чтобы показать абсурдность происходящего. Что у этих объединений может быть общего, о чём они могут совещаться? Только для сатирического эффекта можно придумать такое. Но Маяковский опирался на реальный факт: в 1921 году бывший заведующий Тео режиссёр С. Н. Кель был назначен на работу в Гукон начальником отдела коннозаводства.

8.

Контроль усвоения материала.

8



Предоставляет слово представителям каждой группы.

Выразительно читают стихотворения.

Выступает каждая группа, остальные слушают, задают уточняющие вопросы.

9.


Подведение итогов урока.

Цель этапа: оценка уч-ся результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности свое и всего класса.


Рефлексия.


3


Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. Выставляет оценки.

Анализируют свою работу.












Чтобы высветить недостатки современной поэту действительности, Маяковский использует особые приемы, которые называются художественными средствами.

Назовите их.

(гипербола, литота, фантастика, сниженная лексика, прием абсурда)

Все эти средства Маяковский использует, чтобы выразить главное – свой протест против определенных явлений. Как вы считаете, каких именно? (мещанство и бюрократизм).

-А на ваш взгляд, что опаснее в жизни, бюрократизм или мещанство? О чем заставил вас задуматься Маяковский?
















Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.


10

Дифференцированное домашнее задание.


2

Слайд 5

Домашнее задание








Стр. 139-142 (читать), стр. 146, вопрос 3. В чем особенность сатирических произведений Маяковского? (на примере изученных стихотворений). Подготовить монологический ответ на вопрос.

Прочитать стихотворения «Протекция», «Взяточники». Какова позиция Маяковского –сатирика в этих произведениях?

Сочинение-миниатюра «Против каких недостатков выступал бы Маяковский сейчас, в 21 веке?»



Записывают домашнее задание в дневники.





Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 17.02.23 в 01:43 0Ответить Пожаловаться
Презентация отсутствует
Цыганова Анна Васильевна, 17.02.23 в 07:02 1Ответить Пожаловаться
дополню в ближайшее время
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.