12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галанова Полина Анатольевна65
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №129







Сборник дифференцированных заданий для формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка в 4 классе

t1642345280aa.jpg




















Екатеринбург

2022


Сборник дифференцированных заданий для формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка в 4 классе Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов/ Сост. Давыденко П.А. 2022. – 19с.



Сборник разработан для учителей начальных классов и студентов педагогических колледжей. Он включает в себя задания в рамках дифференцированного обучения для формирования учебной самостоятельности по русскому языку у обучающихся 4 класса. Данное пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и может быть использовано в общеобразовательном учреждении, работающем по УМК «Школа России».

















©Давыденко П.А.

© Свердловский областной педагогический колледж, 2020






























Пояснительная записка

Приоритетной задачей начальной ступени образования является сохранение индивидуальности ребёнка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность у него умений и навыков. В практике внутриклассная дифференциация представлена различными заданиями, дозированием учебной помощи ученикам. Чаще всего на уроках используются задания различного уровня сложности, рассчитанные на группы учащихся, отличающиеся по своим психофизическим признакам: особенностям памяти, внимания, мышления, восприятия информации. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стать подлинным субъектом, желающим и умеющим учиться.

Данное пособие адресовано учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей. В его основе лежит систематический разноуровневый контроль знаний и умений учащихся, полученных при изучении русского языка в 4 классах. Пособие соответствует содержанию стандартных программ в начальной школе.  Предлагаемая система контроля основывается на базовых знаниях, обязательных для всех программ.

Карточки-задания способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, относятся к числу наиболее результативных средств и методов обучения. Дидактические карточки являются средством развития умений логического мышления, приобретения прочных знаний и проведения целенаправленного обучающего контроля. В данное пособие для формирования карточек включены упражнения и задания, при выполнении которых учащиеся будут использовать уже полученные знания или приобретать новые.

Карточки разбиты по уровням сложности. Задания базового уровня (А) соответствуют минимуму содержания образования по русскому языку в 4 классах. Задания повышенного уровня (В) направлены на проверку освоения учащимися более глубокого содержания. Выполнение заданий группы (С) рассчитано на более сложную умственную деятельность и ориентировано на проверку овладения учащимися различными видами учебной деятельности: умениями проводить сравнение, делать выводы и т.д.

Представленные «пакеты» карточек рассчитаны на творческое использование учителем при работе, а именно: внесение корректировок и редактирование составленных работ в зависимости от уровня знаний учащихся, вида проводимой работы (самостоятельная, контрольная, итоговая и т. д.).

Карточки-задания в зависимости от целей обучения учитель может использовать на разных этапах урока:

по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий;

при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;

при опросе – фронтальном и индивидуальном;

для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Дидактические карточки-задания можно использовать с различными целями. Поскольку степень их сложности различна, задания можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью к восприятию. Их можно применять в работе с отстающими учениками и с теми, кто пропустил занятия по наиболее важным темам предмета. Сложные по составу карточки-задания, включающие большое количество вопросов, можно использовать для групповой формы работы в классе.

Задания по возможности перенесены на интерактивную платформу LearningApps.org, которая дает возможность самостоятельного выполнения и проверки упражнений, предполагаются также подсказки (ссылки на теоретический материал, правила и т.д.) в случае затруднений при выполнении.

Данное пособие может стать удобным инструментом для быстрого поурочного и тематического контроля знаний и умений учащихся и их оценки. Разноуровневый характер заданий поможет преподавателю учитывать особенности как всего класса, так и отдельных учеников.

Критерии оценки дифференцированных заданий

Оценивание деятельности обучающихся в рамках работы происходит по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.





Шкала соответствия отметок и оценок уровням обучающихся:

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество усвоения программы


90-100%


66 -89%


50 -65 %


меньше 50%

Оценка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Не удовлетворительно»































Тема «Однородные члены предложения»

Карточки дифференцированных заданий для повышения учебной самостоятельности учащихся могут быть использованы для организации их деятельности на уроке в течение 15–20 минут в зависимости от целеустановки.

При изучении темы «Однородные члены предложения» для детей с низким уровнем обученности предлагаются задания к любому упражнению, включенному в учебник на эту тему: «Прочитать, соблюдая интонацию перечисления, подчеркнуть однородные члены», а для среднего уровня детей: «Списать, расставляя знаки препинания», для детей с высоким уровнем обученности: «Записать ответы на вопросы, отделить запятыми друг от друга, указать каким членом предложения являются».

Для детей с низким уровнем обученности на уроках закрепления и повторения предлагаются карточки на те правила, при выполнении которых они больше всего допускают ошибки. Задания для детей с низким уровнем обученности такого вида: «Вставить нужную букву и знаки препинания, подчеркнуть однородные члены», «Расставить знаки препинания между однородными членами». Для среднего уровня детей: «Составить одно предложение, используя союзы и поставить запятые», «Списать, распространяя предложения однородными членами, не забывать ставить запятые». «Сильные» дети выполняют задания вида: «Составить из предложенных слов предложения с однородными предложениями, так чтобы в первом предложении слова были подлежащими, а во втором второстепенными членами», «Списать, вставляя подходящие по смыслу союзы».











Уровень А

Прочитай, соблюдая интонацию перечисления. Подчеркни однородные члены предложения. Докажи, что эти члены предложения однородные.

Зеленеет, цветёт, поёт, блестит, звенит и веселится всё живое. Мухи, осы, шмели укрываются в сухие убежища. Цветут сосна и ель. Надуваются, разбухают почки осин. Скоро улетят утки, трясогузки, вальдшнепы. На траве, на былинках, на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса. Малиновка щебетала чётко, весело, звонко. Тени ходили по полям беловатым, жидким осинам, берёзам косматым. Покосная пора чарует ясными днями, пылающим солнцем, ароматом ярких цветов, благоухающим сеном, беспыльным воздухом, ягодами и грибами.


Рt1642345280ab.png асставь знаки препинания между однородными членами предложений. Интерактивная форма задания https://learningapps.org/watch?v=pz3yxq0q521

Мальчик быстро разделся сбежал вниз по крутому бережку и бросился в воду. Он раза три нырнул потом поплыл на спине и закрыл от удовольствия глаза. Он позволял себе всякую роскошь: лежал на спине нежился брызгался кувыркался плавал на животе, боком и на спине. (По А. Чехову.)


Спиши текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения.

Выгл..нуло яркое солнце. Вспыхнули засв..тились снега. Синие красные з..лёные огоньки зажглись на з..мле на кустах на д..ревьях. Подул ветерок стр..хнул иней с в..твей. И в воздух.. заискрились запл..сали разноцветные огоньки.


Уровень В

1. Спиши. Расставь знаки препинания, подчеркивая однородные члены предложения. Продолжи рассказ (2-3 предложения).

На еловую ветку опустилась кристальная звёздочка засверкала искрами. Дятел залетел наспех схватил сосновую шишку оживился понёсся на свою кузницу. Примостился на ели клёст уцепился за ветку повис вниз головой. Ему так удобнее потрошить еловую шишку. На макушку ели присела сорока повертелась помахала длинным хвостом оглянулась заволновалась. Она решила рассказать о лесных новостях.

Из каждой пары предложений составь одно предложение с однородными членами. Где нужно, используй подходящие по смыслу союзы и поставь запятые. Интерактивная форма задания https://learningapps.org/watch?v=p37izmbxj21

Образец. Не суди об арбузе по корке, а о человеке – по платью.

1t1642345280ac.png ) Не суди об арбузе по корке. Не суди о человеке по платью. 
2) Не одежда красит человека. Человек красит труд. 3) Звание героя дают не за красоту. Звание героя дают за труд. 4) Душу и сердце в работу вложи. Каждой минутой в труде дорожи. 5) Сначала подумай. Потом делай.

Подчеркни союзы. Проверь, поставлены ли запятые.

3. Спиши, распространяя предложения однородными членами. Не забудь поставить запятые между однородными членами предложения.

1. В нашем лесу растут ёлки, … . 2. В лесу мы собираем землянику, … , … . 3. Белки питаются желудями, … . 4. В зоологическом саду дети видели обезьян, … . 5. Скоро зазеленеют поля, … . 6. Весенние работы идут на полях, … . 7. Засияло солнце в степи, … .

Установи, какими членами предложения являются однородные члены предложения.



Уровень С

1t1642345280ad.png . Напиши ответы на вопросы, использовав данные в скобках слова. Отдели запятыми друг от друга однородные члены предложения. Укажи, каким членом предложения они являются. Интерактивная форма задания https://learningapps.org/watch?v=pvd4ithwa21

1) Какие птицы возвратились на родину? (Грачискворцыласточки.)

2) Какие цветы появились весной? (Подснежникиландышифиалки.)

3) Какие деревья зацвели? (Яблониабрикосывишни.)

2. Составь из данных слов по два предложения с однородными членами. В первом предложении эти слова должны быть подлежащими, во втором – второстепенными членами предложения.

1) Груши, яблоки, сливы, вишни. 2) Картофель, капуста, помидоры, горох.

3. Спиши предложения. Вставь подходящие по смыслу союзы иано. Перед союзами ано поставь запятые.

1) Вчера мы хорошо работали … весело отдыхали. 2) Эта работа трудная … интересная. 3) Сегодня мы работали … не отдыхали. 4) Мы много работали … не устали. 5) Утром солнце тёплое … ласковое. 6) Воздух ещё не знойный … уже не холодный.










Тема «Склонение имён существительных»

Карточки дифференцированных заданий для развития учебной самостоятельности учащихся могут быть использованы для организации их деятельности на уроке в течение 15–20 минут в зависимости от целеустановки.

При изучении темы «Склонение имён существительных» для «слабых» детей даются задания к любому упражнению, включенному в учебник на эту тему: «От имен существительных образовать слова 3 склонения», а для детей со средним уровнем обученности: «Дописать пословицы, определить склонение имён существительных», для «сильных» детей: «Прочитать стихотворение, выписать имена существительные и указать их склонение».

Для «слабых» детей на уроках закрепления и повторения предлагаются карточки на те правила, при выполнении которых они больше всего допускают ошибок. Задания для «слабых» детей даются такого вида: «Записать слова в единственном числе, обозначить склонение имен существительных», «Списать пословицы, указывая склонение имен существительных». Для детей со средним уровнем обученности: «Записать к каждому из слов близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения», «Списать, вставляя пропущенные окончания, проверить их ударными окончаниями имен существительных, определить падеж». «Сильные» дети выполняют задания вида: «Написать слова в порядке указанных значений, обозначить склонение имен существительных», «Поставить существительные 1 склонения в винительном падеже, употребив по смыслу нужные предлоги, выделить окончание».

Уровень А

Оt1642345280ae.png т данных имен существительных образуй новые слова третьего склонения. Интерактивная форма задания https://learningapps.org/watch?v=pajv68zuj21

Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

Запиши слова в единственном числе. Обозначь склонение имён существительных.

Картечи, деды, дедушки, братья, братишки, сыновья, сынишки, лица, луга, лужайка, герои, героини, мальчики, юноши, мысли, гнёзда.

3. Спиши пословицы.

1) Всякая работа мастера хвалит. 2) Работа веселит сердце человека. 3) Птица радуется весне, а младенец матери. 4) Всякая птица свои песни поёт. 5) Грозит мышь кошке, да из норы. 6) От безделья собака на ветер лает. 7) Гроза бьёт по высокому дереву.

Укажи склонения всех имён существительных.


Уровень В

1. Допиши пословицы.

1) Лучше горькая правда друга, чем сладкая ... .

2) Храбрость – ... .

3) Человек без Родины, что ... .

4) В молодости не научишься работать, ... останешься ... .

5) Золото добывают из земли, а ... добывают ... .

6) Птице нужны крылья, а ... .

Определи склонения имён существительных.

t1642345280af.png2. Запиши к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения. Интерактивная форма задания https://learningapps.org/watch?v=pcqedki8k21

Мама, неправда, луна, Андрей, дед, повар, папа, Александр, площадь, картошка, конь, коза.

Обозначь склонение всех имён существительных.


Спиши, вставляя пропущенные окончания. Проверь их ударными окончаниями имен существительных вода, земля. Определи падеж.

Образец. Выехал из деревни (из земли).

1) Сидел на яблон.. (…). Слез с яблон.. (…).

2) Побежал к речк.. (…). Добежал до речк.. (…).

3) Выехал из деревн.. (…). Подъехал к деревн.. (…).

4) Подошёл к школ.. (…). Пришёл из школ.. (…).

5) Шёл по улиц.. (…). Дошёл до своей улиц.. (…).


Уровень С

Прочитай шуточное стихотворение.

Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно солёный,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета.

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы!

Стрекочет сорока, стрекочет –

Никто её слушать не хочет:

Ведь в том, что болтает сорока,

Нет никакого прока!

Б. Заходер

Выпиши имена существительные, обозначь их склонение.






2. Напиши слова в порядке указанных значений. Обозначь склонение имён существительных.

1) Хлебный злак. 2) Остаток срубленного дерева. 3) Капли тающего снега, падающие с крыши. 4) Вредитель шерстяных вещей. 5) Награда. 6) Засушенный кусок хлеба. 7) Перечень дней в году. 8) Полоска волос над глазом. 9) Покрывало для стола. 10) Народный музыкальный инструмент. 11) Тот, кто пашет землю. 12) Всходы озимого посева. 13) Твёрдая смола, из которой делают украшения. 14. Место на берегу для причала судов.

Слова для справок: пристань, ячмень, пахарь, озимь, янтарь, бровь, медаль, сухарь, капель, моль, пень, календарь, скатерть, свирель.

3. Поставь имена существительные 1-го склонения в винительном падеже, употребив нужные по смыслу предлоги. Выдели окончания имен существительных. Интерактивная форма задания https://learningapps.org/watch?v=p4zpgkqya21

1t1642345280ag.png ) Наклеить (маркаоткрытка).

2) Намотать (катушканитка).

3) Отремонтировать (квартиранеделя).

4) Уронить (ручкапарта).

5) Дорисовать (картинасуббота).















Тема «Имя прилагательное»

Карточки дифференцированных заданий для самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы для организации их деятельности на уроке в течение 15–20 минут в зависимости от целеустановки.

При изучении темы «Имя прилагательное» для «слабых» детей даются задания к любому упражнению, включенному в учебник на эту тему: «Приписать к существительным прилагательное, указать род», а детей среднего уровня: «Составить предложение, вставить буквы, указать число прилагательных, выделить окончание», для «сильных» детей: «Списать, вставляя пропущенные буквы, указать род прилагательных».

Для «слабых» детей на уроках закрепления и повторения предлагаются карточки на те правила, при выполнении которых они больше всего допускают ошибок. Задания для «слабых» детей даются такого вида: «К существительным подобрать прилагательные, записать словосочетания», «Подобрать к прилагательному подходящее по смыслу существительное». Для детей среднего уровня: «Написать словосочетания, рядом записать словосочетания во множественном числе, указать окончания», «От слов образовать прилагательные, подобрать по смыслу имена существительные во множественном числе». «Сильные» дети выполняют задания вида: «Дописать окончания прилагательных и указать род».

Уровень А

Припиши к существительным прилагательные.

Образец. Лютик жёлтый (м. р.).

Лютик, мак, василёк (цвет). Груша, редька, лимон (вкус). Кольцо, ведро, мяч (материал).

Укажи род прилагательных.


К данным именам существительным подбери имена прилагательные и напиши словосочетания.

Повидло (ср. р.) … . Тюль (м. р.) … .

Путь (м. р.) … . Полотенце (ср. р.) … .

Туфля (ж. р.) … . Фамилия (ж. р.) … .

Прорубь (ж. р.) … . Картофель (м. р.) … .

Фасоль (ж. р.) … . Кофе (м. р.) … .


Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное.

Сладкая … . Русская … . Колючий … . Светлый … . Тёплое … . Вкусное … . Молодые … . Дружные … .

Уровень В

1. Составь и напиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

1) Наступила, ноч.. , лунн.. , росист.. . 2) На, п..лянке, бабочки, ночн.. , порхали. 3) Тихо, летуч.. , проносились, мыши. 4) Цв..ты, раскрывались, ночн..

Укажи число прилагательных. Выдели их окончания.

Спиши словосочетания. Рядом напиши их во множественном числе. Интерактивная форма задания https://learningapps.org/watch?v=po9q8h6ba21

Уt1642345280ah.png тренний туман – … . Резкий звук – … .

Утренняя заря – … . Резкая речь – … .

Резкое замечание – … .

Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? Выдели их.

От данных слов образуй имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе и напиши словосочетания.

Образец. Честь – честные поступки.

Лесть, солнце, редкость, интерес, вкус, радость, прелесть, чудеса.

Подчеркни непроизносимую согласную.



Уровень С

1t1642345280ai.png . Спиши пословицы, вставив пропущенные буквы. Укажи род. Интерактивная форма задания https://learningapps.org/watch?v=pg42x7enk21

1) Хорош.. песня дух бодрит. 2) хорош.. железо не ржавеет, хорош.. человек не забывается. 3) Одинок.. дерево ветер валит.
4) Дружн.. табун волков не боится. 5) Ласков.. слово что весен.. день. 6) Добр.. дело в воде не утонет.


Допиши окончания имён прилагательных. Укажи род.

Умн.. книга что тепл.. дождь для всходов. добр.. слава лежит, а худ.. бежит. Дождлив.. лето хуже осени. 10) Утренн.. роса – добр.. слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. высок.. небо – отец мой, широк.. земля – мать моя. Знание – высш.. богатство.

























Список литературы

Баранова Н.Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения // Начальная школа. - 2016 - № 2 - С. 46-49.

Басынина Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе / // Начальная школа плюс до и после.- 2018.- №11.-С.66-67

Кургина Н.И. Дифференцированный подход в начальном обучении // Начальная школа. - 2016 - № 10 - С. 27-30.

Чернышева Т. Ю. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2017 - № 1 - С. 56-63.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.