12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафронова Ирина Александровна401
Образование:Таврический национальный университет им.В.И.Вернадского; специальность: прикладная математика
Россия, Крым респ., п. Гвардейское
Материал размещён в группе «Математика - наука великая»

 

И.А. Сафронова

КРОССВОРДЫ 

по математике

5 класс

 

I часть

ПРЕДИСЛОВИЕ

Кроссворд – универсальное средство проверки знаний учащихся. Кроссворд может применяться на разных этапах усвоения учебного материала и разных этапах урока: в качестве средства актуализации опорных знаний, проверки домашнего задания, подведения итогов урока. Задания, предложенные в кроссворде, могут выполняться индивидуально, в парах и в группах. Кроссворд – это средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Данный сборник кроссвордов предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке, которые занимаются по учебнику математики авторов Н.А.Тарасенковой, И.Н. Богатырёвой, О.Н.Коломиец, З.А.Сердюк.

Кроссворды в данном сборнике имеют порядковый номер и название, соответствующие номерам и названиям параграфов указанного учебника (§1-§22 – учебный материал первого семестра). Чтобы успешно справиться с заданиями кроссворда, необходимо изучить материал соответствующего параграфа и раздел «Узнайте больше».

Данное пособие поможет разнообразить уроки математики.

1.предметы и единицы счёта

 

 

1.      В какой стране впервые был использован числовой алфавит, известный нам как арабские числа?

2.      Как называются числа, используемые для счёта?

3.      Как называют числа в записях «5 учениц», «7 штук», «3 пары», «6 половин» и др.?

4.      Как называется наша система счисления?

5.      От какого латинского слова происходит название натуральных чисел?

6.      Какое натуральное число следует за числом 19?

7.      Определённые знаки, образующие числовой алфавит.

8.      Наименьшее натурально число.

9.      Какая цифра стоит в разряде десятков класса миллионов числа 2 058 567 789?

 

 

2.ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК.

ИЗМЕРЕНИЕ ОТРЕЗКОВ.

 

 

 

  1.  Где возникла геометрия?
  2.  Из двух отрезков больше тот, длина которого …
  3.  Единица длины, используемая в старину славянскими народами.
  4.  Мера длины в используемой нами метрической системе.
  5. Устройство для черчения прямых линий.
  6. Основная геометрическая фигура, чтобы её изобразить, достаточно лишь прикоснуться карандашом к бумаге.
  7. Часть прямой, соединяющая две точки.
  8. Термин, который в переводе с латинского означает «льняную нить».
  9. Бесконечная геометрическая фигура.

 

 

 

3.КООРДИНАТНЫЙ ЛУЧ

 

 

1.      Это понятие означает, что указано начало отсчёта, направление отсчёта и деление.

2.      Устройство, показывающее скорость автомобиля.

3.      Вид шкалы, используемый для измерения температуры воздуха.

4.      Она указывает направление отсчёта.

5.      На шкале их изображают чёрточками.

6.      Луч, на котором введена шкала

7.      Это число соответствует началу координатного луча.

8.      Чем больше координата точки, тем больше … от неё до начала координатного луча.

9.      Что означает в переводе с итальянского «scala»?

10.  Одной из первых шкал считают солнечные …

 

 

4.ЧИСЛОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ,

РАВЕНСТВА, НЕРАВЕНСТВА.

СРАВНЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

 

 

 

1.      Каким членом 1неравенства 1<3<5 называют число 3?

2.      Математик, обозначавший равенство буквой «а»?

3.      Кто из математиков XVII века ввёл знаки «<» и «>»?

4.      Как называется числовое выражение вида: 30 : 2 ?

5.      Как называется числовое выражение вида: 30 × 2 ?

6.      Кто из математиков XVI века ввёл знак «=»?

7.      Как называется знак «<» ?

8.      Как называется числовое выражение вида: 30 + 12 ?

9.      Как называется числовое выражение вида: 30 - 12 ?

10.  Как называется неравенство вида:  14<33<45 ?

11.    Из двух натуральных чисел больше то число, в записи которого цифр … (закончите правило).

 

 

5.УГЛЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ

 

 

 

 

  1. Угол, градусная мера которого 180°.
  2. Впервые это понятие применил древнегреческий учёный Птолемей (около 178 - 100 г.до н.э.).
  3. Что в переводе с латинского означает название «градус»?
  4. С помощью него можно построить прямой угол.
  5. Внутренний луч угла, который делит его пополам.
  6. Этот угол больше 90°, но меньше развёрнутого угла.
  7. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами с общим началом.
  8. Этот угол на рисунках обозначают значком « ».
  9. Этот угол меньше 90°.
  10. Ввёл знак угла «Ð».
  11. Общее начало угла.

 

 

6.БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. ФОРМУЛЫ

 

 

 

 

1.      Выражение, в котором используют буквы, числа, знаки арифметических действий и скобки.

2.      С помощью неё выражают закономерности.

3.      Без какого знака можно записать буквенное выражение 5 × а, чтобы запись была короче.

4.      Слово «формула» в переводе с латинского языка.

5.      Создатель современной буквенной символики.

 

 

7. СЛОЖЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

 

 

 

1.      Какой закон сложения гласит: от перестановки слагаемых сумма не изменяется?

2.      Если одно из слагаемых увеличить на некоторое число, то сумма … на то же число.

3.      Компонент действия сложения.

4.      Если одно из слагаемых уменьшить на некоторое число, то сумма … на то же число.

5.      Какой закон сложения гласит: от группировки слагаемых сумма не изменяется.

 

 

8.ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

 

 

 

1.              Число, которое получится в результате вычитания: 129 - 127.

2.              Число, которое вычитают.

3.              Если вычитаемое уменьшить на некоторое число, то разность … на это же число.

4.              Какое  число  является  вычитаемым  в  выражении 5 – 3 = 2?

5.              Какое число  является уменьшаемым в выражении 5 - 3 = 2?

6.              Число, из которого вычитают.

7.              Результат действия вычитания.

8.              Число, которое получится в результате вычитания: 11 - 0.

9.      Число, которое получится в результате вычитания:

3а + 34 - 3а - 27.

 

 

9. МНОГОУГОЛЬНИК И ЕГО ПЕРИМЕТР.

РАВНЫЕ ФИГУРЫ.

 

 

 

1.      Единица измерения длины.

2.      Название точек А, В, С, D четырёхугольника ABCD.

3.      Количество сторон восьмиугольника.

4.      Многоугольник, у которого пять сторон.

5.      Количество вершин стоугольника.

6.      Что образуют две смежные стороны многоугольника?

7.      Многоугольник, у которого три вершины.

8.      Наука, в которой используют единицу измерения расстояния «световой год».

9.      Многоугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.

10.  Сколько метров составляет периметр прямоугольника,  ширина которого 1м, а длина равна 4м?

11.  Стороны многоугольника, имеющие общую вершину.

12.  Сумма длин всех сторон многоугольника.

13.  Периметр этого многоугольника вычисляется по формуле Р = 4а.

 

 

10. ТРЕУГОЛЬНИК И ЕГО ВИДЫ

 

 

 

1.      Треугольник, у которого все стороны равны.

2.      Треугольник, у которого есть две равные стороны.

3.      Треугольник, у которого один угол тупой.

4.      Треугольник, у которого есть угол равный 90°.

5.      Треугольник, у которого все углы острые.

6.      Сколько метров составляет периметр равностороннего треугольника со стороной 2м.

7.      Пусть дан равнобедренный треугольник АВС, у которого АВ=ВС, тогда как называется сторона АС?

8.      Равные стороны равнобедренного треугольника.

 

 

11.УМНОЖЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

 

 

 

 

1.      Кто из математиков XVII века впервые стал использовать знак умножения в виде косого креста?

2.      Закон умножения, записываемый в виде формулы

a × b = b × a.

3.      Кто из немецких математиков предложил действие умножения обозначать точкой?

4.      Благодаря учебникам этого математика в XVIII веке знак  умножения (×) получил всеобщее признание?

5.      Компонент действия умножения.

6.      Результат действия умножения.

7.      В выражении 3ас число 3 называют числовой ….

8.      Многозначные числа удобнее умножать в….

9.         Закон умножения, который гласит, что от порядка группировки множителей произведение не изменится.

12. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

 

По горизонтали:

1.      Общий числовой множитель в выражении 8с + 16а.

2.      Закон умножения, который гласит, что произведение суммы и числа равно сумме произведений каждого слагаемого и этого числа.

3.      Общий числовой множитель в выражении 21с - 7а.

4.      Учёный, который ввёл название «скобки».

 

По вертикали:

1.      Общий числовой множитель в выражении 42с + 2b +8.

2.      Общий числовой множитель в выражении 10с - 25b.

3.      Общий числовой множитель в выражении 70с – 100а.

4.      В XVI веке в своих работах этот немецкий математик стал использовать круглые скобки.

5.      Общий числовой множитель в выражении 4с + 32b.

6.      Этот итальянский математик вместо скобок использовал букву L и перевёрнутую букву L.

 

 

13. ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

 

 

 

1. Число, которое делят.

2. Число, на которое делят.

3. Способ деления многозначных чисел.

4. На 0 делить…!

5. Результат деления.

6.   3 : 3 = …?

7.   777 : 111 = …?

 

 

14. ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ

 

 

 

По горизонтали:

1.Как называется компонент b в выражении a : b = q(ост. r)

2.Как называется число, которое заканчивается цифрами

1, 3, 5, 7 или 9.

3.Как называется компонент r в формуле a = bq + r?

4.Какое число будет в остатке, если 11  разделить на 6?

5.Как называется число, которое заканчивается цифрами

0, 2, 4, 6 или 8?

6.Остаток всегда …. делителя.

 

По вертикали:

1.Чтобы его получить, нужно делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток

2.Как называется частное q в выражении a : b = q(ост. r)?

3.Какое число будет в остатке, если 19 разделить на 10?

4.Какое неполное частное получится, если 37 разделить на 6?

 

 

15. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ

 

 

 

По горизонтали:

1.      Порядок  выполнения действий.

2.      Один из основателей теории алгоритмов.

3.      Значение выражения 2 + 7 – 5 + 6 – 9.

4.      Значение выражения 10 × 10 : 2 : 10.

5.      Значение выражения 8 – 8 : 2 + 2 – 9 : 3.

6.      Их нельзя произвольно опускать или вносить в выражение.

По вертикали:

1.      Значение выражения (12 : 3 + 2) – (15 : 3 + 1).

2.      Устройство, которое используют для облегчения громоздких вычислений и экономии времени.

3.      Значение выражения (100 + 21) : 11.

4.      С помощью неё можно представить алгоритм вычисления.

 

 

16. УРАВНЕНИЯ

 

 

 

 

1.      Имя арабского учёного, который написал трактат «Книга о восполнении и противопоставлении»

2.      Значение неизвестного, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

3.      Греческий математик, автор «Арифметики».

4.      Чтобы его найти, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

5.      Чтобы его найти, нужно произведение разделить на известный множитель.

6.      Чтобы его найти, нужно к разности прибавить вычитаемое.

7.      Одно из древних государств, в котором уже были известны приёмы решения задач с неизвестными величинами.

8.      Чтобы его найти, нужно делимое разделить на частное.

9.      Чтобы его найти, нужно частное умножить на делитель.

 

 

17. ТИПЫ ЗАДАЧ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

 

 

По горизонтали:

1.Способ решения задачи с помощью уравнения.

2.При движении в одном направлении скорость сближения (удаления) равна скоростей участников движения.

3.Способ решения задачи по действиям, когда оперируют заданными числовыми значениями величин.

 

По вертикали:

1.Автор популярного учебника по математике, который был издан в 1703г.

2.При встречном движении скорость сближения равна скоростей участников движения.

3.Название учебника, который изначально предназначался для будущих офицеров армии и флота, обучающихся в Школе навигационных и математических наук.

4.При движении в противоположных направлениях скорость равна сумме скоростей участников движения.

5.Скорость судна течения реки равна разности собственной скорости и скорости течения реки.

 

 

 

18. СТЕПЕНЬ ЧИСЛА

 

 

  

19. ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА И КВАДРАТА

 

 

 

 

По горизонтали:

1.      Квадрат, сторона которого равна единице длины.

2.      Перевод латинского слова area.

3.      Как ещё называют  ар.

 

По вертикали:

1.      Площадь этой фигуры связана со второй степенью числа.

2.      Название прямоугольника вместе с частью плоскости, которую он ограничивает.

3.      Единица площади, которая имеет краткое обозначение га.

4.      Единица площади, равная 100 м2.

 

 

20. ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД.

КУБ. ПИРАМИДА

 

 

 

По горизонтали:

1.Их у куба 12 штук.

2.У этой фигуры все боковые грани являются треугольниками.

3.В этой точке куба сходятся три его ребра.

По вертикали:

1.Пространственная фигура, поверхность которой образуют шесть прямоугольников.

2.Пространственная фигура, все грани которой являются квадратами.

3.Регион Украины, где встречаются пирамиды-усыпальницы.

4.Их у куба 6 штук.

5.Название куба, которое дали ему древние греки.

 

 

21. ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА И КУБА

  

 

 

По горизонтали:

1.Сколько кубических метров в 11000дм3?

2.Куб, ребро которого равно единице длины.

3.Единица измерения маленьких объёмов жидкости.

4.Сколько кубических метров в 2000000см3?

5.Это слово заменяют латинской буквой «V».

 

По вертикали:

1.Скольким метрам равно ребро куба, если его объём 1м3?

2.  Сколько кубических метров будет составлять объём прямоугольного параллелепипеда с измерениями 2м, 3м и 5м?

3.Единица измерения больших объёмов жидкости.

4. 1дм3.

5.Английская единица измерения объёма.

6.Американская единица измерения объёма нефти.

 

 

22. КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ

 

1.Задачи, в которых требуется найти количество возможных вариантов.

2.С её помощью записывают промежуточные результаты, когда применяют способ перебора.

3.Правило, с помощью которого можно найти количество всех комбинаций из n элементов.

4.Вы решили посетить кинотеатр, цирк и выставку. Сколько вариантов Вашей культурной программы можно разработать?

5.Выдающийся украинский математик, который издал множество пособий по комбинаторике и сборников задач для математических олимпиад.

6.Структурный элемент дерева возможных вариантов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Предисловие                                                                                3

1.Предметы и единицы счёта                                                         4

2.Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков                                   5

3.Координатный луч                                                                      6

4.Числовые выражения, равенства, неравенства.

   Сравнение натуральных чисел                                                    7

5.Углы и их измерение                                                                 8

6.Буквенные выражения. Формулы                                                9

7.Сложение натуральных чисел                                                   10

8.Вычитание натуральных чисел                                                   11

9.Многоугольник и его периметр. Равные фигуры                         12

10.Треугольник и его виды                                                        13

11.Умножение натуральных чисел                                             14

12.Распределительный закон                                                     15

13.Деление натуральных чисел                                                  16

14.Деление с остатком                                                            17

15.Порядок выполнения действий в выражениях                         18

16.Уравнения                                                                         19

17.Типы задач и способы их решения                                       20

18.Степень числа                                                                   21

19.Площадь прямоугольника и квадрата                                    22

20.Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида                    23

21.Объём прямоугольного параллелепипеда и куба                    24

22.Комбинаторные задачи                                                       25

 


сборник кроссвордов
DOC / 2.94 Мб

Опубликовано в группе «Математика - наука великая»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.