12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44011
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Сборник кроссвордов по русскому языку

Целевая аудитория: 5-11 класс

Предмет: русский язык

Цели: создание условия для развития познавательной активности учащихся, мотивации, интеллектуального потенциала учащихся.

воспитания любви к русскому языку, формирования орфографической грамотности, расширения словарного запаса.

Задачи:

Образовательные: проверить и закрепить правописание трудных орфограмм, развивать речевую культуру.

Развивающие:  развивать  логическое и пространственное мышление учащихся,  орфографическую зоркость.

Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому  языку, коммуникативные навыки работы.

Оборудование: компьютер, м/м проектор,  простые карандаши, листы с распечаткой кроссвордов,  лист с ответами для учителя.

УУД   личностные:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование уважительного отношения к родному слову.

УУД регулятивные:

- умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

УУД познавательные:

- умение применять полученные знания при изучении общих вопросов о природе страны;

- умение устанавливать ассоциативные связи.

УУД коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

 

 

 

Пояснительная записка

 

Кроссворд в современной методике преподавания русского языка является одной из активных форм преподавания, средством формирования познавательного интереса к предмету, средством повышения мотивации и качества обучения. Решение и составление кроссвордов  решает многие задачи обучения: способствует развитию мышления учащихся, учит  лаконично излагать свои мысли.  Кроссворд,  как и любая другая  интеллектуальная игра, развивает эрудицию, расширяет словарный запас, тренирует память, внимание, и, что очень важно, формирует орфографические навыки. Процесс отгадывания кроссвордов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные способности учащихся. Решение кроссворда  дисциплинирует ум, приучая  к чёткой логике, к рассуждению.

Кроссворд может использоваться на различных этапах урока, в урочной и внеурочной учебной деятельности.

1) На этапе проверки домашнего задания может к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда. В это время класс выполняет другие задания учителя.  Правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом.

2) На этапе актуализации знаний   кроссворд может заменить терминологический   диктант. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а учитель может читать  вопросы или демонстрировать их через проектор.

3) На этапе изучения новой темы можно составить небольшой кроссворд (на 5-7 слов) с ключевым словом из новой темы. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда, который к  концу этапа будет представлять визуализацию ключевого  понятия темы.

4) на этапах повторения и первичного закрепления изученного материала итоговый кроссворд  как  вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.

Также следует отметить, что решение кроссвордов на уроке на всех этапах обучения может проводиться по усмотрению учителя в различных формах: коллективная (весь класс под руководством учителя), групповая (каждая из групп решает кроссворды на время), парная (решают в паре с соседом по парте), индивидуальная.

Также обратим внимание на то, что любой кроссворд должен быть эстетичен, учитывать возрастные особенности учащихся, особенности класса, отвечать требованиям здоровьесбережения и т.д. Поэтому часть кроссвордов уместно  сопровождать презентациями, фоновой музыкой, иллюстрациями-подсказками. Эти средства наглядности и эмоционального воздействия можно использовать на различных этапах решения кроссвордов. Например, в 5 классе, повторяя разделы лингвистики, можно предложить ребятам решать кроссворд в парах и поставить фоновую музыку. (Приложение 1). В 10-11 классах, готовя ребят к олимпиадам и различным интеллектуальным марафонам, следует повторить имена известных русских лингвистов и их работы.  Сделать это можно, предложив старшеклассникам решить кроссворд, а на этапе проверки представить презентацию с портретами ученых-лингвистов. (Приложение 2). Такая проверка позволит закрепить имеющиеся знания и расширит лингвистический кругозор учащихся. Проверяя кроссворд «Непроверяемые слова с ПРЕ- и ПРИ-», целесообразно предложить учащимся презентацию с картинками-подсказками, которые помогут понять лексическое значение слов, акцентируют внимание учащихся на трудных орфограммах. (Приложение 3).

Очень важен вопрос оценивания кроссворда. На этапе объяснения нового материала результаты, как правило, итоги не подводятся. На всех остальных этапах оценивать следует, заранее представляя учащимся критерии оценивания.

Количество правильных ответов

Менее 50%-оценка не ставится

Менее 70% -удовлетворительно

Менее 90%- хорошо

От 90% -отлично

Критерии даны примерно, ведь нужно учитывать и время решения кроссворда, и наличие орфографических ошибок в словах-ответах. Также следует продумать систему оценивания в том случае, когда работает группа учащихся.

Кроссворды – эффективное  методическое средство обучения, развития, воспитания. Попробуйте это замечательное средство, уважаемые коллеги! Успехов вам и вашим ученикам!

 

Использованная литература

 

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1987.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989г.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.- 896 с.

 

Интернет-источники

https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

 


Слитное написание наречий
DOC / 718.67 Кб

О и Е после шипящих
DOC / 550.31 Кб

Лингвисты
DOC / 531.6 Кб

Пре и При
DOC / 767.48 Кб

Разделы лингвистики
DOC / 681.77 Кб

Ъ и Ь
DOC / 567.43 Кб

Удвоенные
DOC / 414.82 Кб

Ы и И после приставок
DOC / 789.79 Кб

Пояснительная
DOCX / 17.25 Кб

Приложение 1
MP3 / 6.42 Мб

Приложение 2.
PPTX / 2.94 Мб

Приложение 3
PPTX / 2.11 Мб


Приложение 4
DOCX / 11.29 Кб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (42)

сменить сортировку
Елена Владимировна, 19.07.19 в 02:01 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна, за то, что делитесь своими материалами с коллегами!

Нажмите на картинку!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.07.19 в 16:20 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Елена Владимировна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 19.07.19 в 04:26 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу! Пригодится!!!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.07.19 в 16:20 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!
Устинова Валентина Ивановна, 19.07.19 в 05:59 4Ответить Пожаловаться
Беру в закладки. Спасибо!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.07.19 в 16:21 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрый отзыв, Валентина Ивановна!
Перминова Елена Федоровна, 19.07.19 в 06:18 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень кстати и коллегам порекомендую!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.07.19 в 16:21 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Федоровна!
Красильникова Ирина Сергеевна, 19.07.19 в 07:04 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.07.19 в 16:21 1Ответить Пожаловаться
Благодарю взаимно, Ирина Сергеевна!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.